Стандарт внешнего финансового контроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Стандарт внешнего финансового контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Предписание Счетной палаты РФ (контрольно-счетного органа)
(КонсультантПлюс, 2025)Постановлением Председателя Контрольно-счетной палаты... утвержден Стандарт внешнего муниципального финансового контроля... согласно которому непосредственное руководство контрольным мероприятием и координацию деятельности его участников на объектах осуществляет руководитель контрольного мероприятия.
(КонсультантПлюс, 2025)Постановлением Председателя Контрольно-счетной палаты... утвержден Стандарт внешнего муниципального финансового контроля... согласно которому непосредственное руководство контрольным мероприятием и координацию деятельности его участников на объектах осуществляет руководитель контрольного мероприятия.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Предписания контрольно-счетного органа
(КонсультантПлюс, 2025)Постановлением Председателя Контрольно-счетной палаты... утвержден Стандарт внешнего муниципального финансового контроля... согласно которому непосредственное руководство контрольным мероприятием и координацию деятельности его участников на объектах осуществляет руководитель контрольного мероприятия.
(КонсультантПлюс, 2025)Постановлением Председателя Контрольно-счетной палаты... утвержден Стандарт внешнего муниципального финансового контроля... согласно которому непосредственное руководство контрольным мероприятием и координацию деятельности его участников на объектах осуществляет руководитель контрольного мероприятия.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ответственность в сфере формирования и расходования средств резервных фондов субъектов Российской Федерации
(Керимов А.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Второй вариант (отсылка к документу Счетной палаты РФ) использован, например, в Красноярском крае. Стандарт внешнего государственного финансового контроля СФК 1 "Общие правила проведения контрольного мероприятия" Счетной палаты Красноярского края <27> содержит прямое указание, что формулировка нарушения осуществляется "с учетом классификации нарушений, приведенной в классификаторе нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), применяемом в соответствии с Приказом Счетной палаты РФ от 15.02.2022 N 9 "О введении в действие классификатора нарушений" <28>.
(Керимов А.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Второй вариант (отсылка к документу Счетной палаты РФ) использован, например, в Красноярском крае. Стандарт внешнего государственного финансового контроля СФК 1 "Общие правила проведения контрольного мероприятия" Счетной палаты Красноярского края <27> содержит прямое указание, что формулировка нарушения осуществляется "с учетом классификации нарушений, приведенной в классификаторе нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), применяемом в соответствии с Приказом Счетной палаты РФ от 15.02.2022 N 9 "О введении в действие классификатора нарушений" <28>.
Статья: К вопросу об аудите в рамках контрактной системы: особенности реализации положений Закона N 44-ФЗ
(Карпова Л.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)Так, с 1 января 2021 г. на территории Тульской области введен в действие Стандарт внешнего государственного финансового аудита (контроля) СФК 21 "Проведение аудита в сфере закупок" (далее - СФК 21) наряду с действующим с середины 2019 г. Стандартом внешнего государственного финансового контроля СФК 26 "Проведение аудита эффективности использования бюджетных средств" <11>.
(Карпова Л.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)Так, с 1 января 2021 г. на территории Тульской области введен в действие Стандарт внешнего государственного финансового аудита (контроля) СФК 21 "Проведение аудита в сфере закупок" (далее - СФК 21) наряду с действующим с середины 2019 г. Стандартом внешнего государственного финансового контроля СФК 26 "Проведение аудита эффективности использования бюджетных средств" <11>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.02.2011 N 6-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований"Статья 11. Стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля
(ред. от 08.08.2024)
"Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований"Статья 11. Стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля
Статья: Определение этапов внешнего и внутреннего финансового контроля
(Ендовицкий Д.А., Сердюк В.Н., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)Результаты. На основании исследования известных подходов к определению этапов внешнего и внутреннего финансового контроля, представленных в действующих стандартах внешнего государственного аудита, внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и специальной литературе, установлена регламентация этапов проведения внешнего контроля нормативно-правовыми актами РФ, а также выделено и раскрыто содержание этапов внутреннего финансового контроля и отдельно этапов проводимых в его рамках контрольных мероприятий. Обобщены известные в нормативно-правовых актах и специальной литературе подходы к выделению этапов организации и проведения финансового контроля, обоснована целесообразность разграничения этапов контрольной деятельности и этапов выполнения контрольных мероприятий, предложен авторский вариант выделения этапов внутреннего финансового контроля, основанного на риск-ориентированном подходе.
(Ендовицкий Д.А., Сердюк В.Н., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)Результаты. На основании исследования известных подходов к определению этапов внешнего и внутреннего финансового контроля, представленных в действующих стандартах внешнего государственного аудита, внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и специальной литературе, установлена регламентация этапов проведения внешнего контроля нормативно-правовыми актами РФ, а также выделено и раскрыто содержание этапов внутреннего финансового контроля и отдельно этапов проводимых в его рамках контрольных мероприятий. Обобщены известные в нормативно-правовых актах и специальной литературе подходы к выделению этапов организации и проведения финансового контроля, обоснована целесообразность разграничения этапов контрольной деятельности и этапов выполнения контрольных мероприятий, предложен авторский вариант выделения этапов внутреннего финансового контроля, основанного на риск-ориентированном подходе.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Проведение бюджетного контроля проводится по определенным стандартам, установленным ведомственными актами: "СГА 103. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Финансовый аудит (контроль)" (утв. Постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 25.12.2017 N 14ПК), Приказ Казначейства России от 29.12.2017 N 385 "Об утверждении Стандарта внутренней организации "Осуществление Федеральным казначейством полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений".
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Проведение бюджетного контроля проводится по определенным стандартам, установленным ведомственными актами: "СГА 103. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Финансовый аудит (контроль)" (утв. Постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 25.12.2017 N 14ПК), Приказ Казначейства России от 29.12.2017 N 385 "Об утверждении Стандарта внутренней организации "Осуществление Федеральным казначейством полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений".
Статья: Направления развития партнерских взаимоотношений при внедрении новых методов внутреннего государственного финансового контроля
(Царева Л.М.)
("Местное право", 2024, N 4)Взаимодействие может быть определено как формализованное и неформализованное. В узком смысле формализованное взаимодействие выражается в обязанности исполнения норм законодательства в части реализации прав и обязанностей, определенных в нормативных правовых актах, кодексах, законах, методических документах контрольных органов (стандартах органов внутреннего ГФК), иных правовых и ведомственных актах. Примером формализованного взаимодействия для внутреннего ГФК является контрольная функция анализа внутреннего финансового аудита. При этом в более широком смысле во всей контрольной среде финансовой сферы внимание при планировании и проведении контроля и государственного аудита уделяется оценке внутреннего контроля. Порядок и Правила оценки внутреннего контроля закреплены в международных стандартах аудита, а также в стандартах внешнего государственного финансового контроля. На уровне федеральных стандартов внутреннего ГФК такая обязанность не регламентирована законодательно и только предусматривается возможность проведения такой оценки во внутренних документах в части планирования деятельности. При этом даже такая возможность как бы предусмотрена "по умолчанию" как возможность включать в ведомственные документы оценку рисков. Хотелось бы уточнить, что с введением новых методов внутреннего ГФК с 2025 г. федеральные стандарты тоже будут отредактированы в части вводимых изменений. Однако уже в настоящий момент могут быть предложены рекомендации по внесению изменений в стандарты в части регулирования и расширения прав и обязанностей [4]. Особое внимание предлагаем уделить правам и обязанностям по предоставлению информации и доступов к информационным ресурсам, а также к порядку проведения оценки и самооценки системы внутреннего контроля. По нашему мнению, в системе ведомственных документов в органах внутреннего ГФК целесообразно разрабатывать и утверждать методические документы по описанию процедур оценки внутреннего контроля, по описанию и расшифровке инструментария осуществления внутреннего ГФК. При этом следует изучать и применять на практике опыт ранее разработанных стандартов, в том числе международных стандартов аудита.
(Царева Л.М.)
("Местное право", 2024, N 4)Взаимодействие может быть определено как формализованное и неформализованное. В узком смысле формализованное взаимодействие выражается в обязанности исполнения норм законодательства в части реализации прав и обязанностей, определенных в нормативных правовых актах, кодексах, законах, методических документах контрольных органов (стандартах органов внутреннего ГФК), иных правовых и ведомственных актах. Примером формализованного взаимодействия для внутреннего ГФК является контрольная функция анализа внутреннего финансового аудита. При этом в более широком смысле во всей контрольной среде финансовой сферы внимание при планировании и проведении контроля и государственного аудита уделяется оценке внутреннего контроля. Порядок и Правила оценки внутреннего контроля закреплены в международных стандартах аудита, а также в стандартах внешнего государственного финансового контроля. На уровне федеральных стандартов внутреннего ГФК такая обязанность не регламентирована законодательно и только предусматривается возможность проведения такой оценки во внутренних документах в части планирования деятельности. При этом даже такая возможность как бы предусмотрена "по умолчанию" как возможность включать в ведомственные документы оценку рисков. Хотелось бы уточнить, что с введением новых методов внутреннего ГФК с 2025 г. федеральные стандарты тоже будут отредактированы в части вводимых изменений. Однако уже в настоящий момент могут быть предложены рекомендации по внесению изменений в стандарты в части регулирования и расширения прав и обязанностей [4]. Особое внимание предлагаем уделить правам и обязанностям по предоставлению информации и доступов к информационным ресурсам, а также к порядку проведения оценки и самооценки системы внутреннего контроля. По нашему мнению, в системе ведомственных документов в органах внутреннего ГФК целесообразно разрабатывать и утверждать методические документы по описанию процедур оценки внутреннего контроля, по описанию и расшифровке инструментария осуществления внутреннего ГФК. При этом следует изучать и применять на практике опыт ранее разработанных стандартов, в том числе международных стандартов аудита.
Статья: Осуществление внешнего бюджетного контроля за хозяйственными товариществами и обществами с долей участия региона в субъектах Российской Федерации
(Штерн С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 4)Это влияет на содержание региональной нормативной правовой базы и стандартов осуществления внешнего финансового контроля соответствующих органов субфедерального уровня, в которых чаще всего также нет нормы о подобном объекте внешнего финансового контроля, а содержится отсылка к положениям БК РФ. При этом закон субъекта Российской Федерации мог включать соответствующую норму в более ранней редакции, но затем она была исключена или заменена на отсылку к положениям Кодекса <5>. В качестве редких примеров, когда региональный акт имеет в своем составе норму, в соответствии с которой хозяйственное общество или товарищество с долей регионального участия (или коммерческая организация с долей такого товарищества или общества в уставном капитале) является объектом внешнего финансового контроля, можно привести законодательство Республики Карелии <6>, Чувашской Республики <7>, Калининградской области <8>, Ставропольского <9> и Пермского <10> краев.
(Штерн С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 4)Это влияет на содержание региональной нормативной правовой базы и стандартов осуществления внешнего финансового контроля соответствующих органов субфедерального уровня, в которых чаще всего также нет нормы о подобном объекте внешнего финансового контроля, а содержится отсылка к положениям БК РФ. При этом закон субъекта Российской Федерации мог включать соответствующую норму в более ранней редакции, но затем она была исключена или заменена на отсылку к положениям Кодекса <5>. В качестве редких примеров, когда региональный акт имеет в своем составе норму, в соответствии с которой хозяйственное общество или товарищество с долей регионального участия (или коммерческая организация с долей такого товарищества или общества в уставном капитале) является объектом внешнего финансового контроля, можно привести законодательство Республики Карелии <6>, Чувашской Республики <7>, Калининградской области <8>, Ставропольского <9> и Пермского <10> краев.