Стандарт оказания медицинской помощи при остром аппендиците
Подборка наиболее важных документов по запросу Стандарт оказания медицинской помощи при остром аппендиците (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы юридической терминологии: от общей теории к практике социального законодательства
(Путило Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 3)<5> Приказ Минздрава России от 10 июня 2021 г. N 612н "Об утверждении стандарта медицинской помощи взрослым при остром инфаркте миокарда с подъемом сегмента ST электрокардиограммы (диагностика, лечение и диспансерное наблюдение)".
(Путило Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 3)<5> Приказ Минздрава России от 10 июня 2021 г. N 612н "Об утверждении стандарта медицинской помощи взрослым при остром инфаркте миокарда с подъемом сегмента ST электрокардиограммы (диагностика, лечение и диспансерное наблюдение)".
Статья: К вопросу о лицензировании судебно-медицинской экспертной деятельности по делам о ненадлежащем оказании медицинской помощи
(Комиссарова Я.В., Калинин Р.Э., Баринов Е.Х.)
("Российский следователь", 2020, N 7)Общеизвестно, что наличие лицензий, дипломов, сертификатов, ученых степеней и званий, квалификационных категорий и многолетнего стажа не гарантирует высокого качества экспертных заключений. Например, в одном из заключений по результатам производства комплексной СМЭ (2018 г.) утверждалось, что "каких-либо протоколов, стандартов, утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации, по оказанию медицинской помощи при остром стенозирующем ларинготрахеите у детей не существует" <13>. В действительности критерии качества специализированной медицинской помощи детям при остром обструктивном ларингите (крупе) перечислены в п. 3.10.3 Критериев оценки качества медицинской помощи, утвержденных Приказом Минздрава России от 10 мая 2017 г. N 203н <14>. Кроме того, существует Приказ Минздрава России от 24 декабря 2012 г. N 1450н "Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи детям при острых респираторных заболеваниях тяжелой степени тяжести" <15>. Под заключением с абсурдным выводом поставили подписи шесть экспертов, в том числе один доктор медицинских наук, профессор, а также четыре врача высшей квалификационной категории. Лицензия на проведение СМЭ в экспертном учреждении имелась.
(Комиссарова Я.В., Калинин Р.Э., Баринов Е.Х.)
("Российский следователь", 2020, N 7)Общеизвестно, что наличие лицензий, дипломов, сертификатов, ученых степеней и званий, квалификационных категорий и многолетнего стажа не гарантирует высокого качества экспертных заключений. Например, в одном из заключений по результатам производства комплексной СМЭ (2018 г.) утверждалось, что "каких-либо протоколов, стандартов, утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации, по оказанию медицинской помощи при остром стенозирующем ларинготрахеите у детей не существует" <13>. В действительности критерии качества специализированной медицинской помощи детям при остром обструктивном ларингите (крупе) перечислены в п. 3.10.3 Критериев оценки качества медицинской помощи, утвержденных Приказом Минздрава России от 10 мая 2017 г. N 203н <14>. Кроме того, существует Приказ Минздрава России от 24 декабря 2012 г. N 1450н "Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи детям при острых респираторных заболеваниях тяжелой степени тяжести" <15>. Под заключением с абсурдным выводом поставили подписи шесть экспертов, в том числе один доктор медицинских наук, профессор, а также четыре врача высшей квалификационной категории. Лицензия на проведение СМЭ в экспертном учреждении имелась.
Нормативные акты
Приказ Минздрава России от 09.07.2024 N 350
"О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации о стандартах медицинской помощи"355. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 сентября 2006 г. N 636 "Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с острым аппендицитом".
"О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации о стандартах медицинской помощи"355. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 сентября 2006 г. N 636 "Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с острым аппендицитом".
Приказ Минздравсоцразвития России от 04.09.2006 N 636
"Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с острым аппендицитом"МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
"Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с острым аппендицитом"МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Статья: Проблемы организации судебно-медицинской экспертизы
(Темираев О.П.)
("Законность", 2012, N 8)Во многом причиной сложившейся ситуации является то, что в стране фактически нет единой системы судебно-медицинской экспертизы. Бюро судебно-медицинской экспертизы в регионах находятся в ведении республиканских, краевых, областных управлений (департаментов, комитетов) здравоохранения и финансируются за счет бюджетов субъектов Федерации. В результате заработная плата судмедэкспертов в бюро регионов с одинаковой нагрузкой может существенно отличаться. Особенно много проблем в дотационных регионах, где финансирование судебной медицины нередко производится по остаточному принципу, так как деятельность бюро СМЭ напрямую не влияет на решение главных задач, стоящих перед органами здравоохранения, - на оказание медицинской помощи населению и охрану здоровья граждан. По этой причине во многих регионах материально-техническая база бюро СМЭ не отвечает существующим стандартам и находится в неудовлетворительном состоянии, ощущается острая нехватка врачей-судмедэкспертов, особенно в сельской местности.
(Темираев О.П.)
("Законность", 2012, N 8)Во многом причиной сложившейся ситуации является то, что в стране фактически нет единой системы судебно-медицинской экспертизы. Бюро судебно-медицинской экспертизы в регионах находятся в ведении республиканских, краевых, областных управлений (департаментов, комитетов) здравоохранения и финансируются за счет бюджетов субъектов Федерации. В результате заработная плата судмедэкспертов в бюро регионов с одинаковой нагрузкой может существенно отличаться. Особенно много проблем в дотационных регионах, где финансирование судебной медицины нередко производится по остаточному принципу, так как деятельность бюро СМЭ напрямую не влияет на решение главных задач, стоящих перед органами здравоохранения, - на оказание медицинской помощи населению и охрану здоровья граждан. По этой причине во многих регионах материально-техническая база бюро СМЭ не отвечает существующим стандартам и находится в неудовлетворительном состоянии, ощущается острая нехватка врачей-судмедэкспертов, особенно в сельской местности.
"Комментарий к Федеральному закону от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"
(постатейный)
(Афанасьева О.Р., Бадальянц Э.Ю., Болотин В.С., Грибанов Е.В., Шиян В.И., Щербаков А.Д., Беляев М.А., Вяземская А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)При этом применятся стандарты скорой, первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи при острой интоксикации, пагубном употреблении, синдроме зависимости, абстинентном состоянии (в том числе с делирием), амнестическом синдроме (нарушение памяти, чувства времени и пространства, абстрактного мышления), психических расстройствах и расстройствах поведения, связанных с употреблением психоактивных веществ <23>, утвержденные Приказами Минздрава России (от 4 сентября 2012 г. N 124н, от 4 сентября 2012 г. N 125-н, от 4 сентября 2012 г. N 126-н, от 4 сентября 2012 г. N 127-н, от 4 сентября 2012 г. N 128н, от 4 сентября 2012 г. N 129н, от 4 сентября 2012 г. N 130н, от 4 сентября 2012 г. N 135н, от 20 декабря 2012 г. N 1114н, от 24 декабря 2012 г. N 1443н, от 17 мая 2016 г. N 302н).
(постатейный)
(Афанасьева О.Р., Бадальянц Э.Ю., Болотин В.С., Грибанов Е.В., Шиян В.И., Щербаков А.Д., Беляев М.А., Вяземская А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)При этом применятся стандарты скорой, первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи при острой интоксикации, пагубном употреблении, синдроме зависимости, абстинентном состоянии (в том числе с делирием), амнестическом синдроме (нарушение памяти, чувства времени и пространства, абстрактного мышления), психических расстройствах и расстройствах поведения, связанных с употреблением психоактивных веществ <23>, утвержденные Приказами Минздрава России (от 4 сентября 2012 г. N 124н, от 4 сентября 2012 г. N 125-н, от 4 сентября 2012 г. N 126-н, от 4 сентября 2012 г. N 127-н, от 4 сентября 2012 г. N 128н, от 4 сентября 2012 г. N 129н, от 4 сентября 2012 г. N 130н, от 4 сентября 2012 г. N 135н, от 20 декабря 2012 г. N 1114н, от 24 декабря 2012 г. N 1443н, от 17 мая 2016 г. N 302н).
Статья: Зарубежный опыт своевременного оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях
(Гусева А.А.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 4)Это специализированные медицинские учреждения, предназначенные для оказания помощи пациентам с острыми травмами. Они играют ключевую роль в системе экстренной медицинской помощи и обеспечивают быстрое и качественное лечение пострадавших от различных травм.
(Гусева А.А.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 4)Это специализированные медицинские учреждения, предназначенные для оказания помощи пациентам с острыми травмами. Они играют ключевую роль в системе экстренной медицинской помощи и обеспечивают быстрое и качественное лечение пострадавших от различных травм.
Статья: Врачебная тайна в отношении несовершеннолетних старшего возраста: новые аспекты правового регулирования
(Предеина И.В.)
("Медицинское право", 2020, N 6)Состояние здоровья несовершеннолетнего обусловлено рядом объективных и субъективных факторов, среди которых не только условия и образ жизни, но и доступность и своевременность качественной медико-социальной помощи.
(Предеина И.В.)
("Медицинское право", 2020, N 6)Состояние здоровья несовершеннолетнего обусловлено рядом объективных и субъективных факторов, среди которых не только условия и образ жизни, но и доступность и своевременность качественной медико-социальной помощи.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(постатейный)
(Грачева Т.Ю., Пучкова В.В., Корнеева О.В., Вахрушева Ю.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)- стандарты специализированной медицинской помощи (Стандарт специализированной медицинской помощи при сальмонеллезе легкого течения, утвержденный Приказом Минздрава РФ от 7 ноября 2012 г. N 622н, Стандарт специализированной медицинской помощи детям при острых кишечных инфекциях и пищевых отравлениях средней степени тяжести, утвержденный Приказом Минздрава РФ от 9 ноября 2012 г. N 807н, и др.);
(постатейный)
(Грачева Т.Ю., Пучкова В.В., Корнеева О.В., Вахрушева Ю.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)- стандарты специализированной медицинской помощи (Стандарт специализированной медицинской помощи при сальмонеллезе легкого течения, утвержденный Приказом Минздрава РФ от 7 ноября 2012 г. N 622н, Стандарт специализированной медицинской помощи детям при острых кишечных инфекциях и пищевых отравлениях средней степени тяжести, утвержденный Приказом Минздрава РФ от 9 ноября 2012 г. N 807н, и др.);
Статья: Концептуальные подходы к охране труда в Российской Федерации
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2015, N 11)С целью улучшения работы центров профпатологии следует активизировать мероприятия по модернизации их материальной и научно-методической базы и оснастить их в соответствии со стандартом, установленным приложением N 9 к названному Порядку, а также усовершенствовать практику медицинских осмотров работников. В частности, при проведении предварительных и периодических медицинских осмотров лиц, занятых на работах с вредными производственными факторами, необходимо широко использовать скрининговые методы и методы ранней диагностики наиболее часто встречающихся профессиональных и социально значимых заболеваний, что позволит своевременно применять методики профилактики и реабилитации и тем самым снизить показатели временной и стойкой утраты трудоспособности и смертности. Для этого абз. 6 п. 7 Правил организации деятельности центра профессиональной патологии (приложение N 7 к Порядку оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях) необходимо дополнить указанием на то, что проведение предварительных и периодических медицинских осмотров осуществляется с применением современных методов диагностики.
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2015, N 11)С целью улучшения работы центров профпатологии следует активизировать мероприятия по модернизации их материальной и научно-методической базы и оснастить их в соответствии со стандартом, установленным приложением N 9 к названному Порядку, а также усовершенствовать практику медицинских осмотров работников. В частности, при проведении предварительных и периодических медицинских осмотров лиц, занятых на работах с вредными производственными факторами, необходимо широко использовать скрининговые методы и методы ранней диагностики наиболее часто встречающихся профессиональных и социально значимых заболеваний, что позволит своевременно применять методики профилактики и реабилитации и тем самым снизить показатели временной и стойкой утраты трудоспособности и смертности. Для этого абз. 6 п. 7 Правил организации деятельности центра профессиональной патологии (приложение N 7 к Порядку оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях) необходимо дополнить указанием на то, что проведение предварительных и периодических медицинских осмотров осуществляется с применением современных методов диагностики.
"Комментарий к Федеральному закону от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
(постатейный)
(Горохова С.С., Семенова А.В., Сивопляс А.В., Смирнова Е.С., Митричев И.А., Артемьев Е.В., Беляев М.А., Богатырева Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)Вопросы оказания медицинской помощи иностранным гражданам регулируются Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2013 г. N 186 "Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации". Медицинская помощь в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, оказывается иностранным гражданам медицинскими организациями бесплатно. Медицинская помощь в неотложной форме (за исключением скорой) оказывается иностранным гражданам в соответствии с договорами о предоставлении платных медицинских услуг либо договорами добровольного медицинского страхования и договорами в сфере обязательного медицинского страхования.
(постатейный)
(Горохова С.С., Семенова А.В., Сивопляс А.В., Смирнова Е.С., Митричев И.А., Артемьев Е.В., Беляев М.А., Богатырева Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)Вопросы оказания медицинской помощи иностранным гражданам регулируются Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2013 г. N 186 "Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации". Медицинская помощь в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, оказывается иностранным гражданам медицинскими организациями бесплатно. Медицинская помощь в неотложной форме (за исключением скорой) оказывается иностранным гражданам в соответствии с договорами о предоставлении платных медицинских услуг либо договорами добровольного медицинского страхования и договорами в сфере обязательного медицинского страхования.
Статья: О коллизиях законодательства в сфере контроля качества и безопасности медицинской деятельности
(Шишов М.А.)
("Медицинское право", 2015, N 5)Кроме того, в данном случае необходимо учитывать, что экспертиза качества медицинской помощи должна осуществляться Росздравнадзором в рамках проверок соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья граждан, а также порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи. В то же время, согласно требованиям ч. 1 ст. 64 Федерального закона N 323-ФЗ, экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата. Однако требования к длительности и последовательности различных медицинских вмешательств содержатся в единицах порядков (таких как Порядок оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения, утвержденный Приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 928н). Кроме того, ни один из вышеназванных Федеральных законов, а также вступивших в законную силу порядков и стандартов медицинской помощи не устанавливает, как планировать результат лечения или как правильно ставить диагноз. Скрупулезное соблюдение одного из сотен стандартов не свидетельствует о верности диагноза и наоборот. Например, Стандарт первичной медико-санитарной помощи детям при острых назофарингите, ларингите, трахеите и острых инфекциях верхних дыхательных путей легкой степени тяжести, утвержденный Приказом Минздрава России от 28.12.2012 N 1654н, содержит положение о 100-процентном выполнении копрологического исследования, а Стандарт первичной медико-санитарной помощи при пневмонии, утвержденный Приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1213н, в принципе данного исследования не содержит. Можно ли на основании этого делать вывод о том, что для диагностики острых инфекций верхних дыхательных путей, в том числе исключения пневмонии, важно выполнять копрологическое исследование? Как следствие, осуществлять экспертизу качества медицинской помощи в том виде, как это предусмотрено ч. 1 ст. 64 Федерального закона N 323-ФЗ, посредством оценки соблюдения стандартов и порядков медицинской помощи, не представляется возможным.
(Шишов М.А.)
("Медицинское право", 2015, N 5)Кроме того, в данном случае необходимо учитывать, что экспертиза качества медицинской помощи должна осуществляться Росздравнадзором в рамках проверок соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья граждан, а также порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи. В то же время, согласно требованиям ч. 1 ст. 64 Федерального закона N 323-ФЗ, экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата. Однако требования к длительности и последовательности различных медицинских вмешательств содержатся в единицах порядков (таких как Порядок оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения, утвержденный Приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 928н). Кроме того, ни один из вышеназванных Федеральных законов, а также вступивших в законную силу порядков и стандартов медицинской помощи не устанавливает, как планировать результат лечения или как правильно ставить диагноз. Скрупулезное соблюдение одного из сотен стандартов не свидетельствует о верности диагноза и наоборот. Например, Стандарт первичной медико-санитарной помощи детям при острых назофарингите, ларингите, трахеите и острых инфекциях верхних дыхательных путей легкой степени тяжести, утвержденный Приказом Минздрава России от 28.12.2012 N 1654н, содержит положение о 100-процентном выполнении копрологического исследования, а Стандарт первичной медико-санитарной помощи при пневмонии, утвержденный Приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1213н, в принципе данного исследования не содержит. Можно ли на основании этого делать вывод о том, что для диагностики острых инфекций верхних дыхательных путей, в том числе исключения пневмонии, важно выполнять копрологическое исследование? Как следствие, осуществлять экспертизу качества медицинской помощи в том виде, как это предусмотрено ч. 1 ст. 64 Федерального закона N 323-ФЗ, посредством оценки соблюдения стандартов и порядков медицинской помощи, не представляется возможным.
Статья: Возмещение вреда, причиненного вследствие ненадлежащего медицинского вмешательства: сравнительный анализ опыта РФ и Эстонии
(Кратенко М.В., Луйк О.-Ю.)
("Закон", 2020, N 7)В связи со смертью супруги в ходе медицинского вмешательства муж предъявил иск к медицинскому учреждению о возмещении вреда по случаю потери кормильца и компенсации морального вреда. Суд апелляционной инстанции удовлетворил требования в части компенсации морального вреда, сославшись на допущенные ответчиком отступления от стандарта медицинской помощи больным ревматоидным артритом (утв. Приказом МЗиСР РФ от 17.01.2007 N 41) - недостаточное обследование пациента при выявленных симптомах острого заболевания. Суд кассационной инстанции поддержал указанное решение, указав, что в случае своевременного диагностирования заболевания и назначения соответствующего лечения качество жизни пациента могло быть улучшено, облегчены страдания, продлена жизнь. В свою очередь, истец, находясь в больнице и видя, что его супруге не оказывается надлежащая медицинская помощь, не мог не испытывать нравственных страданий <8>.
(Кратенко М.В., Луйк О.-Ю.)
("Закон", 2020, N 7)В связи со смертью супруги в ходе медицинского вмешательства муж предъявил иск к медицинскому учреждению о возмещении вреда по случаю потери кормильца и компенсации морального вреда. Суд апелляционной инстанции удовлетворил требования в части компенсации морального вреда, сославшись на допущенные ответчиком отступления от стандарта медицинской помощи больным ревматоидным артритом (утв. Приказом МЗиСР РФ от 17.01.2007 N 41) - недостаточное обследование пациента при выявленных симптомах острого заболевания. Суд кассационной инстанции поддержал указанное решение, указав, что в случае своевременного диагностирования заболевания и назначения соответствующего лечения качество жизни пациента могло быть улучшено, облегчены страдания, продлена жизнь. В свою очередь, истец, находясь в больнице и видя, что его супруге не оказывается надлежащая медицинская помощь, не мог не испытывать нравственных страданий <8>.
"Правовое регулирование бесплатного оказания медицинской помощи: Учебное пособие"
(Миронова Т.К.)
("Юстицинформ", 2018)<142> См.: Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1080н "Об утверждении стандарта скорой медицинской помощи при острой респираторной недостаточности".
(Миронова Т.К.)
("Юстицинформ", 2018)<142> См.: Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1080н "Об утверждении стандарта скорой медицинской помощи при острой респираторной недостаточности".