Стандарт финансовые инструменты
Подборка наиболее важных документов по запросу Стандарт финансовые инструменты (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Типовая ситуация: ПБУ и ФСБУ для коммерческих организаций
(Издательство "Главная книга", 2025)ФСБУ "Расходы", "Некоммерческая деятельность", "Финансовые инструменты", "Долговые затраты" не приняты, это только проекты (Программа разработки стандартов).
(Издательство "Главная книга", 2025)ФСБУ "Расходы", "Некоммерческая деятельность", "Финансовые инструменты", "Долговые затраты" не приняты, это только проекты (Программа разработки стандартов).
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 30.06.2020 N 129н
"Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Финансовые инструменты"
(Зарегистрировано в Минюсте России 23.09.2020 N 59996)Зарегистрировано в Минюсте России 23 сентября 2020 г. N 59996
"Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Финансовые инструменты"
(Зарегистрировано в Минюсте России 23.09.2020 N 59996)Зарегистрировано в Минюсте России 23 сентября 2020 г. N 59996
Статья: Корпорации и корпоративные финансовые инструменты в российском и зарубежном праве
(Чикулаев Р.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 2)Организованная торговля финансовыми инструментами осуществляется в рамках специализированных институтов - бирж, среди которых ведущая роль принадлежит евро-американской холдинговой торговой системе NYSE/Euronext, возникшей в результате слияния New York Stock Exchange (NYSE) и европейской Euronext. Следует отметить, что такое слияние явилось примером формирования централизованного мирового института биржевой торговли, обусловливая предпосылки единой системы стандартов обращения и учета финансовых инструментов. В трансатлантической модели NYSE/Euronext/Euroclear усматривается слияние идей электронной торговой системы и классической биржи (с элементами клиринговой палаты), которые в российском законодательстве об организованных торгах и клиринге пока сепарированы. Вместе с тем исключительная монополизация функций обращения и учета финансовых инструментов не видится целесообразной и не должна поддерживаться законодательно, в связи с чем в США нормативно обеспечена деятельность и иных торговых систем и бирж (NASDAQ и др.).
(Чикулаев Р.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 2)Организованная торговля финансовыми инструментами осуществляется в рамках специализированных институтов - бирж, среди которых ведущая роль принадлежит евро-американской холдинговой торговой системе NYSE/Euronext, возникшей в результате слияния New York Stock Exchange (NYSE) и европейской Euronext. Следует отметить, что такое слияние явилось примером формирования централизованного мирового института биржевой торговли, обусловливая предпосылки единой системы стандартов обращения и учета финансовых инструментов. В трансатлантической модели NYSE/Euronext/Euroclear усматривается слияние идей электронной торговой системы и классической биржи (с элементами клиринговой палаты), которые в российском законодательстве об организованных торгах и клиринге пока сепарированы. Вместе с тем исключительная монополизация функций обращения и учета финансовых инструментов не видится целесообразной и не должна поддерживаться законодательно, в связи с чем в США нормативно обеспечена деятельность и иных торговых систем и бирж (NASDAQ и др.).
Готовое решение: Как нормативно регулируется бухгалтерский (бюджетный) учет
(КонсультантПлюс, 2025)Приказ Минфина России от 30.06.2020 N 129н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Финансовые инструменты";
(КонсультантПлюс, 2025)Приказ Минфина России от 30.06.2020 N 129н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Финансовые инструменты";
"Годовой отчет для бюджетных учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)С 2021 года бюджетные учреждения при учете и раскрытии информации по операциям с финансовыми активами и финансовыми обязательствами применяют положения СГС "Финансовые инструменты" (стандарт утвержден Приказом Минфина России от 30.06.2020 N 129н (далее - Приказ N 129н)) (п. 2 Приказа N 129н, п. 1 Методических рекомендаций по применению СГС "Финансовые инструменты", направленных Письмом Минфина России от 30.11.2020 N 02-07-07/104383).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)С 2021 года бюджетные учреждения при учете и раскрытии информации по операциям с финансовыми активами и финансовыми обязательствами применяют положения СГС "Финансовые инструменты" (стандарт утвержден Приказом Минфина России от 30.06.2020 N 129н (далее - Приказ N 129н)) (п. 2 Приказа N 129н, п. 1 Методических рекомендаций по применению СГС "Финансовые инструменты", направленных Письмом Минфина России от 30.11.2020 N 02-07-07/104383).
Статья: Цифровые финансовые активы в системе долговых финансовых инструментов
(Чеховская С.А., Суховецкая Е.К.)
("Журнал российского права", 2025, N 6)Несмотря на имеющиеся различия в определениях, возможно, используя функциональный методологический подход, выделить общий критерий финансовых активов: возможность получения экономической выгоды <17> посредством реализации права на финансовый актив, которому соответствует встречная обязанность другого лица предоставить данную экономическую выгоду. Аналогичный критерий присутствует и в указанных выше Стандартах МСФО, поскольку механика финансовых инструментов по смыслу МСФО также предполагает возникновение экономической выгоды у лица, являющегося обладателем прав на финансовые активы в виде денежных средств, долевых инструментов обязанного лица, прав (требования) получения денежных средств или иных активов и др.
(Чеховская С.А., Суховецкая Е.К.)
("Журнал российского права", 2025, N 6)Несмотря на имеющиеся различия в определениях, возможно, используя функциональный методологический подход, выделить общий критерий финансовых активов: возможность получения экономической выгоды <17> посредством реализации права на финансовый актив, которому соответствует встречная обязанность другого лица предоставить данную экономическую выгоду. Аналогичный критерий присутствует и в указанных выше Стандартах МСФО, поскольку механика финансовых инструментов по смыслу МСФО также предполагает возникновение экономической выгоды у лица, являющегося обладателем прав на финансовые активы в виде денежных средств, долевых инструментов обязанного лица, прав (требования) получения денежных средств или иных активов и др.
Статья: Как отражать выручку по оказанию страховых услуг: применение МСФО (IFRS) 17 "Договоры страхования"
(Модеров С.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 11)С 1 января дочерние страховые компании и НПФ банков должны будут вести бухгалтерский учет согласно МСФО (IFRS) 17 и отраслевым положениям Банка России. После 1 января 2023 года такие компании, как правило, сами составляют отчетность по требованиям стандарта и представляют ее материнскому банку. Поэтому специалистам, составляющим консолидированную отчетность банковской группы, полезно будет понять требования МСФО (IFRS) 17. Некоторые положения стандарта затрагивают операции с финансовыми инструментами самих банков (банковскими гарантиями и кредитными продуктами, содержащими страховой риск).
(Модеров С.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 11)С 1 января дочерние страховые компании и НПФ банков должны будут вести бухгалтерский учет согласно МСФО (IFRS) 17 и отраслевым положениям Банка России. После 1 января 2023 года такие компании, как правило, сами составляют отчетность по требованиям стандарта и представляют ее материнскому банку. Поэтому специалистам, составляющим консолидированную отчетность банковской группы, полезно будет понять требования МСФО (IFRS) 17. Некоторые положения стандарта затрагивают операции с финансовыми инструментами самих банков (банковскими гарантиями и кредитными продуктами, содержащими страховой риск).
Статья: Рекомендация Р-175/2025-КпР "Единый налоговый счет"
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), утверждена Комитетом по рекомендациям (КпР) 29.05.2025)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2025)Активы и обязательства по налогам и сборам не обусловлены договорными отношениями между экономическими субъектами и в этой связи не подпадают под определение финансовых активов и финансовых обязательств в МСФО. Соответственно, к ним напрямую неприменимы стандарты МСФО по финансовым инструментам. Вместе с тем ряд положений этих стандартов может быть применен в отношении налоговых активов и обязательств по аналогии. В частности, по вопросам взаимозачета задолженности и переплат по налогам могут быть применены положения раздела "Взаимозачет финансового актива и финансового обязательства" (пункты 42 - 50) международного стандарта IAS 32 "Финансовые инструменты: представление".
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), утверждена Комитетом по рекомендациям (КпР) 29.05.2025)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2025)Активы и обязательства по налогам и сборам не обусловлены договорными отношениями между экономическими субъектами и в этой связи не подпадают под определение финансовых активов и финансовых обязательств в МСФО. Соответственно, к ним напрямую неприменимы стандарты МСФО по финансовым инструментам. Вместе с тем ряд положений этих стандартов может быть применен в отношении налоговых активов и обязательств по аналогии. В частности, по вопросам взаимозачета задолженности и переплат по налогам могут быть применены положения раздела "Взаимозачет финансового актива и финансового обязательства" (пункты 42 - 50) международного стандарта IAS 32 "Финансовые инструменты: представление".
Статья: Оценка и отражение в международной финансовой отчетности корпоративных действий: комбинированные инструменты
(Кузьмин А.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 1)1. Кузьмин А.Ю. Оценочные алгоритмы комбинированных финансовых инструментов: международные стандарты отчетности // Финансы и кредит. 2024. Т. 30. Вып. 8. С. 1728 - 1742. URL: https://doi.org/10.24891/fc.30.8.1728.
(Кузьмин А.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 1)1. Кузьмин А.Ю. Оценочные алгоритмы комбинированных финансовых инструментов: международные стандарты отчетности // Финансы и кредит. 2024. Т. 30. Вып. 8. С. 1728 - 1742. URL: https://doi.org/10.24891/fc.30.8.1728.
Статья: Правовое регулирование исламских финансовых инструментов в современных условиях
(Шахназаров Б.А.)
("Банковское право", 2021, N 3)Согласно Закону IFSA строгое соблюдение международными финансовыми организациями принципов шариата в рамках четко определенных положений соответствующих контрактов сохраняет неприкосновенность и действительность исламских финансовых транзакций. Таким образом, установлено, что международные финансовые организации могут выполнять функции финансового посредничества, используя различные шариатские контракты в соответствии с предписаниями шариата. IFSA-2013 предполагает применение стандартов шариата, в том числе при разработке и реализации финансовых инструментов. Стандарты шариата также способствуют поддержанию эффективного применения "исламских" договоров, опосредующих деятельность по оказанию исламских финансовых услуг <7>.
(Шахназаров Б.А.)
("Банковское право", 2021, N 3)Согласно Закону IFSA строгое соблюдение международными финансовыми организациями принципов шариата в рамках четко определенных положений соответствующих контрактов сохраняет неприкосновенность и действительность исламских финансовых транзакций. Таким образом, установлено, что международные финансовые организации могут выполнять функции финансового посредничества, используя различные шариатские контракты в соответствии с предписаниями шариата. IFSA-2013 предполагает применение стандартов шариата, в том числе при разработке и реализации финансовых инструментов. Стандарты шариата также способствуют поддержанию эффективного применения "исламских" договоров, опосредующих деятельность по оказанию исламских финансовых услуг <7>.
Статья: Влияние международной ассоциации свопов и деривативов на российскую договорную практику и эволюцию отечественного законодательства в области производных финансовых инструментов
(Клементьев А.П., Комолов А.Л.)
("Банковское право", 2025, N 3)Таким образом, документация РИСДА представляет собой своего рода синтез отечественных требований, опосредуя императивные положения законодательства о ликвидационном неттинге и финансовом обеспечении, и международных стандартов в этой области. Подобная адаптация полностью соответствует сложившейся практике в целом ряде стран, в том числе относящихся к континентальной правовой системе <10>. При этом она уже заняла место национального стандарта в области договорного регулирования производных финансовых инструментов, заключаемых за пределами биржевых торгов.
(Клементьев А.П., Комолов А.Л.)
("Банковское право", 2025, N 3)Таким образом, документация РИСДА представляет собой своего рода синтез отечественных требований, опосредуя императивные положения законодательства о ликвидационном неттинге и финансовом обеспечении, и международных стандартов в этой области. Подобная адаптация полностью соответствует сложившейся практике в целом ряде стран, в том числе относящихся к континентальной правовой системе <10>. При этом она уже заняла место национального стандарта в области договорного регулирования производных финансовых инструментов, заключаемых за пределами биржевых торгов.
"Годовой отчет для казенных учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)СГС "Финансовые инструменты" - Федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов "Финансовые инструменты", утвержденный Приказом Минфина России от 30.06.2020 N 129н
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)СГС "Финансовые инструменты" - Федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов "Финансовые инструменты", утвержденный Приказом Минфина России от 30.06.2020 N 129н