Стадии бюджетного процесса
Подборка наиболее важных документов по запросу Стадии бюджетного процесса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Бюджетный процесс: понятие, участники, процедуры
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Бюджетные процедуры можно разделить на 4 этапа:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Бюджетные процедуры можно разделить на 4 этапа:
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Глава 21. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, СТАДИИ.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Глава 21. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, СТАДИИ.
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности;
(ред. от 31.07.2025)бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности;
Статья: Достижение баланса интересов субъектов бюджетной деятельности в условиях бюджетно-правовых режимов
(Андриевский К.В.)
("Финансовое право", 2024, N 2)Анализируя соотношение интересов участников бюджетных правоотношений, считаем необходимым сослаться на подход Н.А. Поветкиной при анализе теоретической конструкции механизма обеспечения финансовой устойчивости. Она аргументированно разграничивает статическое и динамическое состояние подобного явления. "В статическом состоянии финансово-правовой механизм как система представляет собой совокупность элементов, объединенных для достижения определенных целей. <...> В динамическом же состоянии он представляет собой процесс функционирования всех элементов на основе взаимодействия, взаимовлияния, взаимозависимости. <...> И именно в этом случае мы можем говорить об устойчивости" <7>. Действительно, сбалансированность интересов участников режимно-правового регулирования бюджетных отношений предполагает статичную стабильность при детализации составляющих бюджетной системы, доходов и расходов бюджета и т.д. В то же время абстрактная статичность подобных конструкций превращается в пустое теоретизирование без детализации процедур функционирования бюджетов на различных уровнях, поведения субъектов бюджетных правоотношений на отдельных стадиях бюджетного процесса. Именно за счет согласования и консолидации статического и динамического регулирования бюджетных отношений и может быть достигнута устойчивость в этой сфере финансово-правового регулирования.
(Андриевский К.В.)
("Финансовое право", 2024, N 2)Анализируя соотношение интересов участников бюджетных правоотношений, считаем необходимым сослаться на подход Н.А. Поветкиной при анализе теоретической конструкции механизма обеспечения финансовой устойчивости. Она аргументированно разграничивает статическое и динамическое состояние подобного явления. "В статическом состоянии финансово-правовой механизм как система представляет собой совокупность элементов, объединенных для достижения определенных целей. <...> В динамическом же состоянии он представляет собой процесс функционирования всех элементов на основе взаимодействия, взаимовлияния, взаимозависимости. <...> И именно в этом случае мы можем говорить об устойчивости" <7>. Действительно, сбалансированность интересов участников режимно-правового регулирования бюджетных отношений предполагает статичную стабильность при детализации составляющих бюджетной системы, доходов и расходов бюджета и т.д. В то же время абстрактная статичность подобных конструкций превращается в пустое теоретизирование без детализации процедур функционирования бюджетов на различных уровнях, поведения субъектов бюджетных правоотношений на отдельных стадиях бюджетного процесса. Именно за счет согласования и консолидации статического и динамического регулирования бюджетных отношений и может быть достигнута устойчивость в этой сфере финансово-правового регулирования.
Статья: Коррупционные риски в правовом обеспечении финансирования публичных закупок
(Кикавец В.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)11. Комягин Д.Л. Исполнение федерального бюджета как стадия бюджетного процесса в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. 22 с.
(Кикавец В.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)11. Комягин Д.Л. Исполнение федерального бюджета как стадия бюджетного процесса в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. 22 с.
Статья: Санкционирование операций как казначейская контрольная процедура
(Артюхин Р.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 10)На примере санкционирования, относимого в настоящее время к этапам исполнения бюджета как стадии бюджетного процесса, можно видеть изменение правового режима использования бюджетных средств, при котором формируется настолько качественное взаимодействие бюджетно-правовых материальных юридических процедур с контрольными (процессуальными) процедурами, что при их реализации широкое применение мер ответственности выглядит анахронизмом.
(Артюхин Р.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 10)На примере санкционирования, относимого в настоящее время к этапам исполнения бюджета как стадии бюджетного процесса, можно видеть изменение правового режима использования бюджетных средств, при котором формируется настолько качественное взаимодействие бюджетно-правовых материальных юридических процедур с контрольными (процессуальными) процедурами, что при их реализации широкое применение мер ответственности выглядит анахронизмом.
Статья: Правовое значение лицевых счетов в бюджетном процессе
(Артюхин Р.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Если рассматривать исполнение бюджета не только как стадию бюджетного процесса, но как целостную систему, совокупность трех составных элементов - обеспечения, организации и собственно исполнения бюджета, то лицевые счета можно отнести к подсистеме организации исполнения бюджета, частью которого является так называемое казначейское исполнение бюджета, упомянутое в первоначальной редакции Бюджетного кодекса <3>.
(Артюхин Р.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Если рассматривать исполнение бюджета не только как стадию бюджетного процесса, но как целостную систему, совокупность трех составных элементов - обеспечения, организации и собственно исполнения бюджета, то лицевые счета можно отнести к подсистеме организации исполнения бюджета, частью которого является так называемое казначейское исполнение бюджета, упомянутое в первоначальной редакции Бюджетного кодекса <3>.
Статья: Бюджетно-правовые нормы как элементы системы бюджетного права
(Леонов А.Н.)
("Финансовое право", 2022, N 5)Процессуальные нормы отвечают на вопрос: как регулируют? Отсюда следует, что процессуальные бюджетно-правовые нормы устанавливают порядок, методы и формы реализации материальных бюджетно-правовых норм. Совокупность процессуальных бюджетно-правовых норм составляет процессуальный институт бюджетного права - институт бюджетного процесса. О.В. Болтинова определяет институт бюджетного процесса как совокупность норм бюджетного права, "регулирующих порядок составления проектов бюджетов, их рассмотрения и утверждения, исполнения бюджетов и осуществления бюджетного учета, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности, а также осуществления бюджетного контроля на всех стадиях бюджетного процесса" <18>.
(Леонов А.Н.)
("Финансовое право", 2022, N 5)Процессуальные нормы отвечают на вопрос: как регулируют? Отсюда следует, что процессуальные бюджетно-правовые нормы устанавливают порядок, методы и формы реализации материальных бюджетно-правовых норм. Совокупность процессуальных бюджетно-правовых норм составляет процессуальный институт бюджетного права - институт бюджетного процесса. О.В. Болтинова определяет институт бюджетного процесса как совокупность норм бюджетного права, "регулирующих порядок составления проектов бюджетов, их рассмотрения и утверждения, исполнения бюджетов и осуществления бюджетного учета, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности, а также осуществления бюджетного контроля на всех стадиях бюджетного процесса" <18>.
Статья: Роль публичных слушаний в бюджетном процессе
(Шебунова Е.Д.)
("Финансовое право", 2023, N 9)Таким образом, складывается ситуация, при которой отдельными федеральными законами, определяющими вопросы организации системы публичной власти, установлена обязательная процедура проведения публичных слушаний на стадии рассмотрения проектов региональных и местных бюджетов и отчетов об их исполнении, а в соответствии с БК РФ проведение публичных слушаний не является составляющей названных стадий бюджетного процесса.
(Шебунова Е.Д.)
("Финансовое право", 2023, N 9)Таким образом, складывается ситуация, при которой отдельными федеральными законами, определяющими вопросы организации системы публичной власти, установлена обязательная процедура проведения публичных слушаний на стадии рассмотрения проектов региональных и местных бюджетов и отчетов об их исполнении, а в соответствии с БК РФ проведение публичных слушаний не является составляющей названных стадий бюджетного процесса.
Статья: Цифровая трансформация как инструмент повышения эффективности бюджетных процессов
(Ильичева (Кошелева) И.А.)
("Финансовое право", 2021, N 10)В целях повышения экономической эффективности бюджетных расходов, приведения их в соответствие с меняющимися приоритетами и целями в Российской Федерации в последние десятилетия идет процесс реформирования бюджетной системы, внедрения новых методов управления общественными финансами <9>. Были закреплены принципы бюджетной системы Российской Федерации и детализированы стадии бюджетного процесса; позже имело место внедрение теории "бюджетирования, ориентированного на результат"; затем - "программного бюджета"; далее, проведение бюджетной политики в соответствии с "бюджетными правилами" было призвано создать условия для обеспечения предсказуемости экономических, финансовых и фискальных условий; внедрение института "обзора бюджетных расходов" направлено на обеспечение открытости публичных финансов. В связке с развитием бюджетного законодательства разрабатывалась концепция социально-экономического планирования через отказ от ведомственных программ, развитие государственных и муниципальных программ, формируемых на основе национальных проектов (здоровье, образование, наука и проч.), исходя из стратегий, обусловленных национальными целями <10>.
(Ильичева (Кошелева) И.А.)
("Финансовое право", 2021, N 10)В целях повышения экономической эффективности бюджетных расходов, приведения их в соответствие с меняющимися приоритетами и целями в Российской Федерации в последние десятилетия идет процесс реформирования бюджетной системы, внедрения новых методов управления общественными финансами <9>. Были закреплены принципы бюджетной системы Российской Федерации и детализированы стадии бюджетного процесса; позже имело место внедрение теории "бюджетирования, ориентированного на результат"; затем - "программного бюджета"; далее, проведение бюджетной политики в соответствии с "бюджетными правилами" было призвано создать условия для обеспечения предсказуемости экономических, финансовых и фискальных условий; внедрение института "обзора бюджетных расходов" направлено на обеспечение открытости публичных финансов. В связке с развитием бюджетного законодательства разрабатывалась концепция социально-экономического планирования через отказ от ведомственных программ, развитие государственных и муниципальных программ, формируемых на основе национальных проектов (здоровье, образование, наука и проч.), исходя из стратегий, обусловленных национальными целями <10>.
Статья: Формы участия граждан в бюджетном процессе
(Киселева Е.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)В статье автор рассматривает формы непосредственного и опосредованного участия граждан в осуществлении стадий бюджетного процесса, опыт инициативного бюджетирования и организации системы повышения бюджетной грамотности.
(Киселева Е.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)В статье автор рассматривает формы непосредственного и опосредованного участия граждан в осуществлении стадий бюджетного процесса, опыт инициативного бюджетирования и организации системы повышения бюджетной грамотности.
Статья: Особенности публично-правового статуса казенных учреждений (В.В. Черников... учителя всегда рядом)
(Титов А.С.)
("Административное право и процесс", 2021, N 7)Необходимость разработки Федерального закона N 83-ФЗ была обусловлена проводимой работой по конкретизации правового положения государственных учреждений (здесь и далее под государственными учреждениями понимаются также и муниципальные учреждения), а также актуализацией порядка предоставления государственных услуг. Новый законодательный подход в определении правового статуса государственных учреждений сильно изменил совокупность прав и обязанностей государственных учреждений, структуру их имущества, источники формирования средств государственных учреждений, в том числе и в рамках государственного задания. Изменение в составе поставщиков государственных услуг (бюджетных и автономных учреждений), введение казенных учреждений в состав участников бюджетного процесса требует соблюдения новых принципов взаимодействия органов власти и сети государственных учреждений на всех стадиях бюджетного процесса, регулирования финансовых отношений бюджета и государственных (муниципальных) учреждений в новых условиях <3>.
(Титов А.С.)
("Административное право и процесс", 2021, N 7)Необходимость разработки Федерального закона N 83-ФЗ была обусловлена проводимой работой по конкретизации правового положения государственных учреждений (здесь и далее под государственными учреждениями понимаются также и муниципальные учреждения), а также актуализацией порядка предоставления государственных услуг. Новый законодательный подход в определении правового статуса государственных учреждений сильно изменил совокупность прав и обязанностей государственных учреждений, структуру их имущества, источники формирования средств государственных учреждений, в том числе и в рамках государственного задания. Изменение в составе поставщиков государственных услуг (бюджетных и автономных учреждений), введение казенных учреждений в состав участников бюджетного процесса требует соблюдения новых принципов взаимодействия органов власти и сети государственных учреждений на всех стадиях бюджетного процесса, регулирования финансовых отношений бюджета и государственных (муниципальных) учреждений в новых условиях <3>.
Статья: Контрактная система в сфере закупок как средство обеспечения финансовой безопасности
(Юдин В.А.)
("Финансовое право", 2021, N 5)В системе отношений по обеспечению финансовой безопасности при осуществлении закупок финансовый контроль направлен на выявление нарушений бюджетного законодательства и законодательства в сфере закупок на всех стадиях бюджетного процесса и призван обеспечить соблюдение процесса исполнения и составления бюджетов бюджетной системы, а также достоверности учета и эффективности осуществляемых расходов при осуществлении закупок, соответствия закупочных процессов требованиям законодательства.
(Юдин В.А.)
("Финансовое право", 2021, N 5)В системе отношений по обеспечению финансовой безопасности при осуществлении закупок финансовый контроль направлен на выявление нарушений бюджетного законодательства и законодательства в сфере закупок на всех стадиях бюджетного процесса и призван обеспечить соблюдение процесса исполнения и составления бюджетов бюджетной системы, а также достоверности учета и эффективности осуществляемых расходов при осуществлении закупок, соответствия закупочных процессов требованиям законодательства.