Стадии административного производства
Подборка наиболее важных документов по запросу Стадии административного производства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Видеосъемка должностных лиц
(КонсультантПлюс, 2025)Судами установлено... что факт запрета инспектором ДПС осуществлять видеосъемку имел место во время составления протокола, то есть на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, в связи с чем ссылку... на положения статьи 24.3 КоАП РФ нельзя считать правильной, поскольку действие данной нормы распространяется на самостоятельную стадию производства по делу об административном правонарушении - рассмотрение дела об административном правонарушении.
(КонсультантПлюс, 2025)Судами установлено... что факт запрета инспектором ДПС осуществлять видеосъемку имел место во время составления протокола, то есть на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, в связи с чем ссылку... на положения статьи 24.3 КоАП РФ нельзя считать правильной, поскольку действие данной нормы распространяется на самостоятельную стадию производства по делу об административном правонарушении - рассмотрение дела об административном правонарушении.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Глава 29. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА
(ред. от 04.11.2025)Глава 29. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА
Статья: Административная ответственность судей как лиц, обладающих привилегиями в праве
(Стенюшкина Э.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)Все решения принимаются по представлению Генерального прокурора РФ. Меры принуждения не применятся ни на стадии возбуждения административного производства, ни на стадии принятия решения о передаче материала, ни на стадии рассмотрения дела, ни на стадии исполнения наказания.
(Стенюшкина Э.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)Все решения принимаются по представлению Генерального прокурора РФ. Меры принуждения не применятся ни на стадии возбуждения административного производства, ни на стадии принятия решения о передаче материала, ни на стадии рассмотрения дела, ни на стадии исполнения наказания.
Статья: Развитие учения И.И. Веремеенко о соотношении контрольно-надзорной и административно-юрисдикционной деятельности в области дорожного движения
(Антонов С.Н., Баканов К.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)Опираясь на общие понятия юрисдикции, административную юрисдикцию можно позиционировать как исполнительно-распорядительную деятельность по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих юридических санкций к правонарушителям в административном порядке. Как известно, административная юрисдикция полиции осуществляется по правилам административного процесса, включающего последовательные стадии административного производства - возбуждение административного дела, рассмотрение его по существу и принятие постановления, пересмотр постановления, исполнение постановления.
(Антонов С.Н., Баканов К.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)Опираясь на общие понятия юрисдикции, административную юрисдикцию можно позиционировать как исполнительно-распорядительную деятельность по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих юридических санкций к правонарушителям в административном порядке. Как известно, административная юрисдикция полиции осуществляется по правилам административного процесса, включающего последовательные стадии административного производства - возбуждение административного дела, рассмотрение его по существу и принятие постановления, пересмотр постановления, исполнение постановления.
Статья: Отдельные полномочия суда на этапе подготовки к рассмотрению кассационной жалобы в административном производстве
(Байдаева А.О.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 10)В статье излагается позиция автора относительно отдельных полномочий суда на стадии кассационного рассмотрения дела в административном производстве, обращается особенное внимание на этап подготовки к рассмотрению кассационной жалобы в судебном заседании, предлагается расширение прав и обязанностей суда на отмеченном этапе судопроизводства.
(Байдаева А.О.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 10)В статье излагается позиция автора относительно отдельных полномочий суда на стадии кассационного рассмотрения дела в административном производстве, обращается особенное внимание на этап подготовки к рассмотрению кассационной жалобы в судебном заседании, предлагается расширение прав и обязанностей суда на отмеченном этапе судопроизводства.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Комментируемая статья регламентирует действия суда на стадии принятия к производству административного искового заявления об оспаривании административных актов органов и лиц, наделенных публичными полномочиями.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Комментируемая статья регламентирует действия суда на стадии принятия к производству административного искового заявления об оспаривании административных актов органов и лиц, наделенных публичными полномочиями.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Более подробно процессуальные действия судьи будут рассмотрены в следующей главе работы применительно к отдельным стадиям административно-деликтного производства. Здесь же мы остановимся на процессуальных решениях судьи, без которых процессуально-правовой механизм осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях также не может функционировать.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Более подробно процессуальные действия судьи будут рассмотрены в следующей главе работы применительно к отдельным стадиям административно-деликтного производства. Здесь же мы остановимся на процессуальных решениях судьи, без которых процессуально-правовой механизм осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях также не может функционировать.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В соответствии с действующим регулированием передача дела по подсудности судом первой инстанции возможна после стадии принятия административного иска и возбуждения производства по делу. До этой стадии в силу п. 2 ч. 1 ст. 129 КАС РФ административный иск, поданный с нарушением правил подсудности, подлежит возвращению. Указанный подход подвергается критике. В частности, В.В. Ярков предлагает в этом случае не возвращать административный иск, а с согласия истца передавать его в компетентный суд на этапе возбуждения дела <1>. Следует согласиться с аргументами В.В. Яркова, что процессуальным законом на суд возложена обязанность по определению компетентного суда, поэтому его предложение соответствует повышению доступности правосудия. Вместе с тем указанное предложение трудно реализовать на практике, поскольку для выяснения мнения заявителя необходимо проведение судебного заседания, при этом процессуальный закон не предусматривает возможность назначения судебного заседания до принятия административного иска к производству суда. Полагаем, что реализация обязанности по определению компетентного суда регулируется положениями ч. 2 ст. 129 КАС РФ о том, что в определении о возвращении административного искового заявления в том числе должен быть указан суд, к подсудности которого относятся предъявленные требования.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В соответствии с действующим регулированием передача дела по подсудности судом первой инстанции возможна после стадии принятия административного иска и возбуждения производства по делу. До этой стадии в силу п. 2 ч. 1 ст. 129 КАС РФ административный иск, поданный с нарушением правил подсудности, подлежит возвращению. Указанный подход подвергается критике. В частности, В.В. Ярков предлагает в этом случае не возвращать административный иск, а с согласия истца передавать его в компетентный суд на этапе возбуждения дела <1>. Следует согласиться с аргументами В.В. Яркова, что процессуальным законом на суд возложена обязанность по определению компетентного суда, поэтому его предложение соответствует повышению доступности правосудия. Вместе с тем указанное предложение трудно реализовать на практике, поскольку для выяснения мнения заявителя необходимо проведение судебного заседания, при этом процессуальный закон не предусматривает возможность назначения судебного заседания до принятия административного иска к производству суда. Полагаем, что реализация обязанности по определению компетентного суда регулируется положениями ч. 2 ст. 129 КАС РФ о том, что в определении о возвращении административного искового заявления в том числе должен быть указан суд, к подсудности которого относятся предъявленные требования.
Статья: Обновление концепции антимонопольного регулирования. Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума ВС РФ от 4 марта 2021 года N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"
(Алексеева А.А., Борзило Е.Ю., Корнеев В.А., Писенко К.А., Разгильдеев А.В., Сафонов В.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, NN 5, 6, 7)В целом характеризуя разъяснения п. 51 комментируемого Постановления как указывающие на основания и решающие ряд иных вопросов оспаривания приказа о проведении проверок, приказа о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, следует отметить важность этих разъяснений для обеспечения баланса интересов посредством содействия процессуальной экономии и возможности для лиц, участвующих в деле, применить процессуальные средства защиты на ранних стадиях административного производства, в том числе возможности получить судебное решение, исключающее в дальнейшем запуск целого комплекса взаимообусловленных производств и отдельных процедур при отсутствии объективной потребности в них в связи с выявленными судом нарушениями на стадии издания соответствующих приказов.
(Алексеева А.А., Борзило Е.Ю., Корнеев В.А., Писенко К.А., Разгильдеев А.В., Сафонов В.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, NN 5, 6, 7)В целом характеризуя разъяснения п. 51 комментируемого Постановления как указывающие на основания и решающие ряд иных вопросов оспаривания приказа о проведении проверок, приказа о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, следует отметить важность этих разъяснений для обеспечения баланса интересов посредством содействия процессуальной экономии и возможности для лиц, участвующих в деле, применить процессуальные средства защиты на ранних стадиях административного производства, в том числе возможности получить судебное решение, исключающее в дальнейшем запуск целого комплекса взаимообусловленных производств и отдельных процедур при отсутствии объективной потребности в них в связи с выявленными судом нарушениями на стадии издания соответствующих приказов.
Статья: Участие прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции
(Стуканов А.П., Соловьева А.К.)
("Законность", 2021, N 6)"Прокурорский надзор осуществляется на всех стадиях административного производства, в том числе на стадии рассмотрения дела, за исключением дел, отнесенных к подведомственности суда" <8>. Вместе с тем прокурору предоставлено право принесения протеста на постановления по делам об административных правонарушениях независимо от участия в деле.
(Стуканов А.П., Соловьева А.К.)
("Законность", 2021, N 6)"Прокурорский надзор осуществляется на всех стадиях административного производства, в том числе на стадии рассмотрения дела, за исключением дел, отнесенных к подведомственности суда" <8>. Вместе с тем прокурору предоставлено право принесения протеста на постановления по делам об административных правонарушениях независимо от участия в деле.
Статья: Административное производство в Российской Федерации: понятие, структура, виды, порядок
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)С позиции интегративного понимания административного процесса, осуществляемого в Российской Федерации, в статье представлено комплексное понимание административного производства. В том числе обосновываются отдельные виды административного производства, наличие типичных и атипичных стадий в структуре данного производства, предопределяющих общий и специальные порядки административного производства, включая упрощенный и усложненный порядок данного производства. Проводятся различия между административно-процессуальными и административно-правовыми решениями по внесудебному административному делу, дается развернутая характеристика стадии административного производства. Исходя из предложенного подхода к пониманию стадии административного производства административные процедуры рассматриваются в качестве фрагментов раздельных этапов (отрезков) разрешения внесудебного административного дела. Учитывая фактическое состояние административно-процессуального законодательства Российской Федерации, представлена система в полной мере урегулированных видов административного производства, а также перечень фрагментарно урегулированных видов административного производства.
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)С позиции интегративного понимания административного процесса, осуществляемого в Российской Федерации, в статье представлено комплексное понимание административного производства. В том числе обосновываются отдельные виды административного производства, наличие типичных и атипичных стадий в структуре данного производства, предопределяющих общий и специальные порядки административного производства, включая упрощенный и усложненный порядок данного производства. Проводятся различия между административно-процессуальными и административно-правовыми решениями по внесудебному административному делу, дается развернутая характеристика стадии административного производства. Исходя из предложенного подхода к пониманию стадии административного производства административные процедуры рассматриваются в качестве фрагментов раздельных этапов (отрезков) разрешения внесудебного административного дела. Учитывая фактическое состояние административно-процессуального законодательства Российской Федерации, представлена система в полной мере урегулированных видов административного производства, а также перечень фрагментарно урегулированных видов административного производства.