Ст 1263
Подборка наиболее важных документов по запросу Ст 1263 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры о защите интеллектуальных прав: ОКУП хочет взыскать вознаграждение за публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю музыки (в том числе из аудиовизуального произведения), фонограммы, опубликованной в коммерческих целях
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы и разъяснения: ст. 1244, п. 3 ст. 1263, ст. 1326 ГК РФ, п. п. 17, 18 Постановления Пленума ВС РФ от 23.04.2019 N 10, п. 9 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 15.11.2023
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы и разъяснения: ст. 1244, п. 3 ст. 1263, ст. 1326 ГК РФ, п. п. 17, 18 Постановления Пленума ВС РФ от 23.04.2019 N 10, п. 9 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 15.11.2023
Важнейшая практика по ст. 1263 ГК РФВажнейшая практика по ст. 1263 ГК РФ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О конституционности права композитора на вознаграждение, установленного в п. 3 ст. 1263 Гражданского кодекса РФ
(Матвеев А.Г.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2023, N 2)"ИС. Авторское право и смежные права", 2023, N 2
(Матвеев А.Г.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2023, N 2)"ИС. Авторское право и смежные права", 2023, N 2
Статья: Рекордное обновление части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации в 2022 году
(Еременко В.И.)
("ИС. Промышленная собственность", 2023, N 3)4. Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 354-ФЗ
(Еременко В.И.)
("ИС. Промышленная собственность", 2023, N 3)4. Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 354-ФЗ
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)Статья 1263. Аудиовизуальное произведение
(ред. от 23.07.2025)Статья 1263. Аудиовизуальное произведение
"Обзор судебной практики рассмотрения гражданских дел, связанных с нарушением авторских и смежных прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)Нормы пунктов 1 и 3 статьи 1263 ГК РФ, а также приведенные разъяснения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации предусматривают, что лицо, организовавшее создание сложного объекта (в том числе телепередачи) и (или) распространяющее такой сложный объект, не освобождено от обязанности соблюдения требований статьи 1240 ГК РФ по заключению лицензионных договоров или договоров об отчуждении исключительного права с обладателями исключительного права на все результаты интеллектуальной деятельности, включенные в такой объект (телепередачу), несоблюдение которой является нарушением исключительного права правообладателя и служит основанием для привлечения нарушителя к предусмотренной законом ответственности.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)Нормы пунктов 1 и 3 статьи 1263 ГК РФ, а также приведенные разъяснения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации предусматривают, что лицо, организовавшее создание сложного объекта (в том числе телепередачи) и (или) распространяющее такой сложный объект, не освобождено от обязанности соблюдения требований статьи 1240 ГК РФ по заключению лицензионных договоров или договоров об отчуждении исключительного права с обладателями исключительного права на все результаты интеллектуальной деятельности, включенные в такой объект (телепередачу), несоблюдение которой является нарушением исключительного права правообладателя и служит основанием для привлечения нарушителя к предусмотренной законом ответственности.
Статья: Непредсказуемость в сфере создания и применения уголовного закона: проблемы типологии и оценки
(Пудовочкин Ю.Е., Бабаев М.М.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)<4> См.: Определение КС РФ от 16 мая 2023 г. N 1031-О по запросу Суда по интеллектуальным правам о проверке конституционности п. 3 ст. 1263 ГК РФ.
(Пудовочкин Ю.Е., Бабаев М.М.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)<4> См.: Определение КС РФ от 16 мая 2023 г. N 1031-О по запросу Суда по интеллектуальным правам о проверке конституционности п. 3 ст. 1263 ГК РФ.
Статья: О копродукции в кинематографе и месте сопродюсерского договора в классификации гражданско-правовых договоров
(Бражникова Д.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 1)Договор о совместном кинопроизводстве - соглашение, которое определяет права и обязанности сторон, которые производят фильм. Такое соглашение представляет собой сопродюсерский договор, а результат совместной деятельности продюсеров по производству фильма называется копродукцией (от англ. co-production). Иными словами, копродукция - это результат производства аудиовизуального произведения (АВП) двумя и более продюсерами (сопродюсерами). Это могут быть как индивидуальные предприниматели, так и (или) юридические лица, связанные между собой соответствующим договором. Сопродюсеры осуществляют организационное, артистическое, финансовое и техническое управление кинопроизводством. Согласно российскому законодательству продюсер (кинокомпания) не вносит творческого труда в создание АВП, поэтому не признается его автором. Автором АВП признается "квадровират" физических лиц, внесший наибольший вклад в создание АВП: режиссер-постановщик, автор сценария, композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без), специально созданного для аудиовизуального произведения, и художник-постановщик анимационного (мультипликационного) фильма (ст. 1257, п. 2 ст. 1263 ГК РФ). Продюсер является производным (вторичным) обладателем исключительного авторского права на АВП как единого целого, который приобретает права на основании договоров у первоначальных правообладателей: авторов АВП и авторов результатов интеллектуальной деятельности, вошедших составной частью в АВП, так как оно состоит из разнородных РИД, а не только из объектов авторских прав (п. 1 ст. 1240, абз. 2 п. 4, п. 5 ст. 1263 ГК РФ).
(Бражникова Д.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 1)Договор о совместном кинопроизводстве - соглашение, которое определяет права и обязанности сторон, которые производят фильм. Такое соглашение представляет собой сопродюсерский договор, а результат совместной деятельности продюсеров по производству фильма называется копродукцией (от англ. co-production). Иными словами, копродукция - это результат производства аудиовизуального произведения (АВП) двумя и более продюсерами (сопродюсерами). Это могут быть как индивидуальные предприниматели, так и (или) юридические лица, связанные между собой соответствующим договором. Сопродюсеры осуществляют организационное, артистическое, финансовое и техническое управление кинопроизводством. Согласно российскому законодательству продюсер (кинокомпания) не вносит творческого труда в создание АВП, поэтому не признается его автором. Автором АВП признается "квадровират" физических лиц, внесший наибольший вклад в создание АВП: режиссер-постановщик, автор сценария, композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без), специально созданного для аудиовизуального произведения, и художник-постановщик анимационного (мультипликационного) фильма (ст. 1257, п. 2 ст. 1263 ГК РФ). Продюсер является производным (вторичным) обладателем исключительного авторского права на АВП как единого целого, который приобретает права на основании договоров у первоначальных правообладателей: авторов АВП и авторов результатов интеллектуальной деятельности, вошедших составной частью в АВП, так как оно состоит из разнородных РИД, а не только из объектов авторских прав (п. 1 ст. 1240, абз. 2 п. 4, п. 5 ст. 1263 ГК РФ).
Путеводитель по судебной практике: Агентирование.
Правомерно ли поставить выплату вознаграждения по агентскому договору в зависимость от поступления денежных средств от третьих лиц
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как следует из вынесенных по делу судебных актов, между ООО "РАО" (принципалом) и АНО "СМЦ" (агентом) заключен агентский договор от 01.09.2008 N 57-08 (далее - агентский договор), по которому принципал поручил агенту на возмездной основе от имени и за счет принципала осуществлять на территории города Новосибирска и Новосибирской области юридические и иные действия по управлению правами на коллективной основе при использовании произведений способами, установленными подпунктами 6 - 8 пункта 2 статьи 1270 Гражданского кодекса, а также при сборе авторского вознаграждения на основании пункта 3 статьи 1263 Гражданского кодекса при публичном исполнении музыкального произведения, использованного в аудиовизуальном произведении: выявление юридических и физических лиц, использующих либо намеревающихся использовать произведения; проведение переговоров с целью заключения лицензионных договоров и договоров о выплате авторского вознаграждения с пользователями; осуществление контроля над выполнением пользователями условий заключенных договоров; выявление фактов бездоговорного использования произведений; ведение судебных дел по ликвидации дебиторской задолженности, бездоговорному использованию.
Правомерно ли поставить выплату вознаграждения по агентскому договору в зависимость от поступления денежных средств от третьих лиц
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как следует из вынесенных по делу судебных актов, между ООО "РАО" (принципалом) и АНО "СМЦ" (агентом) заключен агентский договор от 01.09.2008 N 57-08 (далее - агентский договор), по которому принципал поручил агенту на возмездной основе от имени и за счет принципала осуществлять на территории города Новосибирска и Новосибирской области юридические и иные действия по управлению правами на коллективной основе при использовании произведений способами, установленными подпунктами 6 - 8 пункта 2 статьи 1270 Гражданского кодекса, а также при сборе авторского вознаграждения на основании пункта 3 статьи 1263 Гражданского кодекса при публичном исполнении музыкального произведения, использованного в аудиовизуальном произведении: выявление юридических и физических лиц, использующих либо намеревающихся использовать произведения; проведение переговоров с целью заключения лицензионных договоров и договоров о выплате авторского вознаграждения с пользователями; осуществление контроля над выполнением пользователями условий заключенных договоров; выявление фактов бездоговорного использования произведений; ведение судебных дел по ликвидации дебиторской задолженности, бездоговорному использованию.
Статья: Правовая охрана логотипа
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3) о возмещении убытков - к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб, в том числе нарушившему его право на вознаграждение, предусмотренное ст. 1245, п. 3 ст. 1263 и ст. 1326 ГК РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3) о возмещении убытков - к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб, в том числе нарушившему его право на вознаграждение, предусмотренное ст. 1245, п. 3 ст. 1263 и ст. 1326 ГК РФ.
Статья: Права издателей многотомных, периодических и продолжающихся изданий: прошлое и будущее
(Уваркин Г.И.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 2)Однако квалификация изданий как составных произведений недостаточна для решения задач их охраны (предоставления издателю возможности использовать издание как единый объект), чем, собственно, и обусловлено включение в ст. 1260 ГК РФ пункта седьмого. Другая проблема - невозможность определить исчерпывающий круг авторов энциклопедии, газеты или журнала как составного произведения. ГК РФ отверг конструкцию коллективных произведений, поскольку она предполагает возможность возникновения исключительных прав непосредственно у юридического лица - издателя. Тем не менее эту проблему можно было бы решить так или иначе. Например, продюсер аудиовизуального произведения (лицо, организовавшее его создание) приобретает исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом на основе договоров с лицами, названными авторами аудиовизуального произведения (п. 2 ст. 1263 ГК РФ). В этом случае закон ограничил круг авторов, признав таковыми только лиц, чей вклад в создание аудиовизуального произведения как единого объекта представляется максимальным. Выше мы отмечали историческую близость правового регулирования фильмов и изданий. Использованная для определения прав на аудиовизуальное произведение юридическая конструкция принципиально пригодна для определения обладателей первоначальных авторских прав на издание. Таким автором de jure мог бы быть главный редактор или члены редакционной коллегии (при ее наличии).
(Уваркин Г.И.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 2)Однако квалификация изданий как составных произведений недостаточна для решения задач их охраны (предоставления издателю возможности использовать издание как единый объект), чем, собственно, и обусловлено включение в ст. 1260 ГК РФ пункта седьмого. Другая проблема - невозможность определить исчерпывающий круг авторов энциклопедии, газеты или журнала как составного произведения. ГК РФ отверг конструкцию коллективных произведений, поскольку она предполагает возможность возникновения исключительных прав непосредственно у юридического лица - издателя. Тем не менее эту проблему можно было бы решить так или иначе. Например, продюсер аудиовизуального произведения (лицо, организовавшее его создание) приобретает исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом на основе договоров с лицами, названными авторами аудиовизуального произведения (п. 2 ст. 1263 ГК РФ). В этом случае закон ограничил круг авторов, признав таковыми только лиц, чей вклад в создание аудиовизуального произведения как единого объекта представляется максимальным. Выше мы отмечали историческую близость правового регулирования фильмов и изданий. Использованная для определения прав на аудиовизуальное произведение юридическая конструкция принципиально пригодна для определения обладателей первоначальных авторских прав на издание. Таким автором de jure мог бы быть главный редактор или члены редакционной коллегии (при ее наличии).
Статья: К вопросу об использовании произведений и объектов смежных прав в сети Интернет
(Еременко В.И.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 1)Во-вторых, утверждается, что нормы п. 1 и 3 ст. 1263 ГК РФ, а также приведенные разъяснения Постановления Пленума ВС РФ предусматривают, что лицо, организовавшее создание сложного объекта (в том числе телепередачи) и (или) распространявшее такой сложный объект, не освобождено от обязанности соблюдения требований ст. 1240 ГК РФ по заключению лицензионных договоров или договоров об отчуждении исключительного права с обладателем исключительного права на все результаты интеллектуальной деятельности, включенные в такой объект (телепередачу). Несоблюдение этой обязанности является нарушением исключительного права правообладателя и служит основанием для привлечения к предусмотренной законом ответственности.
(Еременко В.И.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 1)Во-вторых, утверждается, что нормы п. 1 и 3 ст. 1263 ГК РФ, а также приведенные разъяснения Постановления Пленума ВС РФ предусматривают, что лицо, организовавшее создание сложного объекта (в том числе телепередачи) и (или) распространявшее такой сложный объект, не освобождено от обязанности соблюдения требований ст. 1240 ГК РФ по заключению лицензионных договоров или договоров об отчуждении исключительного права с обладателем исключительного права на все результаты интеллектуальной деятельности, включенные в такой объект (телепередачу). Несоблюдение этой обязанности является нарушением исключительного права правообладателя и служит основанием для привлечения к предусмотренной законом ответственности.
Статья: Защита добросовестного приобретателя исключительного права
(Мадаминов-Ширинский О.Г.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 3)В перспективе речь может идти о возможности добросовестного приобретения любых оборотоспособных интеллектуальных прав, не только исключительных, но и иных (в смысле ст. 1226 ГК), например права автора музыкального произведения на вознаграждение (п. 3 ст. 1263 ГК), права на получение патента (ст. 1357 ГК).
(Мадаминов-Ширинский О.Г.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 3)В перспективе речь может идти о возможности добросовестного приобретения любых оборотоспособных интеллектуальных прав, не только исключительных, но и иных (в смысле ст. 1226 ГК), например права автора музыкального произведения на вознаграждение (п. 3 ст. 1263 ГК), права на получение патента (ст. 1357 ГК).
Статья: Использование цифровых технологий в анимации: вопросы интеллектуальной собственности и личных неимущественных прав
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 7)Только с 25 июля 2022 г. после вступления в силу Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 354-ФЗ "О внесении изменения в статью 1263 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" <6> художник-постановщик анимационного (мультипликационного) фильма включен в перечень авторов аудиовизуального произведения (ст. 1263 ГК). Но закон применяется только к анимационным фильмам, созданным после его вступления в силу.
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 7)Только с 25 июля 2022 г. после вступления в силу Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 354-ФЗ "О внесении изменения в статью 1263 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" <6> художник-постановщик анимационного (мультипликационного) фильма включен в перечень авторов аудиовизуального произведения (ст. 1263 ГК). Но закон применяется только к анимационным фильмам, созданным после его вступления в силу.
Статья: Защита прав композиторов при публичном исполнении музыкального произведения
(Куропацкая Е.Г.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 7)Особым случаем, с точки зрения реализации прав автора на вознаграждение, является использование его музыкального произведения в составе аудиовизуального произведения. Согласно ст. 1263 ГК РФ аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальное произведение относится к числу сложных объектов, для которых характерно единство охраняемых результатов интеллектуальной деятельности в их составе. Все компоненты сложного объекта служат единой цели и обеспечивают неделимость и завершение сложного объекта, с точки зрения его общего назначения. Как отмечал В.А. Дозорцев, "многослойный интеллектуальный продукт существует в целом, включает все составляющие, без любого из них его объективно нет, хотя многие элементы могут быть использованы и обособленно, отдельно" <2>. В п. 17 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав <3>, указывается: "Правовой режим сложного объекта распространяется на единое целое завершенное произведение, в котором невозможность использования хотя бы одной составляющей его части приведет к утрате авторского замысла создателя сложного объекта и повлечет невозможность его дальнейшего применения".
(Куропацкая Е.Г.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 7)Особым случаем, с точки зрения реализации прав автора на вознаграждение, является использование его музыкального произведения в составе аудиовизуального произведения. Согласно ст. 1263 ГК РФ аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальное произведение относится к числу сложных объектов, для которых характерно единство охраняемых результатов интеллектуальной деятельности в их составе. Все компоненты сложного объекта служат единой цели и обеспечивают неделимость и завершение сложного объекта, с точки зрения его общего назначения. Как отмечал В.А. Дозорцев, "многослойный интеллектуальный продукт существует в целом, включает все составляющие, без любого из них его объективно нет, хотя многие элементы могут быть использованы и обособленно, отдельно" <2>. В п. 17 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав <3>, указывается: "Правовой режим сложного объекта распространяется на единое целое завершенное произведение, в котором невозможность использования хотя бы одной составляющей его части приведет к утрате авторского замысла создателя сложного объекта и повлечет невозможность его дальнейшего применения".