Сроки выставления инкассовых поручений
Подборка наиболее важных документов по запросу Сроки выставления инкассовых поручений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 47 "Взыскание задолженности за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество-банкрот обратилось в суд с заявлением к инспекции о признании инкассовых поручений не подлежащими исполнению в связи с пропуском годичного срока на их выставление (согласно п. 1 ст. 47 НК РФ в редакции, действующей с 01.08.2022). После открытия в отношении общества конкурсного производства налоговый орган принял решение о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах общества и направил инкассовые поручения в банк, который поручения возвратил в связи с отсутствием подтверждения отнесения задолженности к текущим платежам. По прошествии более двух лет инспекция направила инкассовые поручения к тому же расчетному счету. Общество полагало, что первоначально направленные поручения не могут считаться принятыми к исполнению, следовательно, налоговый орган пропустил годичный срок для взыскания налога. Суд признал инкассовые поручения не подлежащими исполнению. Суд сослался на Постановление Президиума ВАС РФ от 04.02.2014 N 13114/13 по делу N А50-18748/2012, согласно которому при выставлении повторных инкассовых поручений налоговый орган не ограничен двухмесячным сроком, предусмотренным п. 3 ст. 46 НК РФ, но должен соблюдать установленный п. 1 ст. 47 НК РФ годичный срок. Невозможность принятия в отношении организации-банкрота решения в порядке ст. 47 НК РФ не имеет правового значения для установления срока выставления инкассовых поручений в порядке ст. 46 НК РФ, в ином случае организации, не признанные банкротами, будут поставлены в более благоприятные условия по сравнению с банкротами.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество-банкрот обратилось в суд с заявлением к инспекции о признании инкассовых поручений не подлежащими исполнению в связи с пропуском годичного срока на их выставление (согласно п. 1 ст. 47 НК РФ в редакции, действующей с 01.08.2022). После открытия в отношении общества конкурсного производства налоговый орган принял решение о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах общества и направил инкассовые поручения в банк, который поручения возвратил в связи с отсутствием подтверждения отнесения задолженности к текущим платежам. По прошествии более двух лет инспекция направила инкассовые поручения к тому же расчетному счету. Общество полагало, что первоначально направленные поручения не могут считаться принятыми к исполнению, следовательно, налоговый орган пропустил годичный срок для взыскания налога. Суд признал инкассовые поручения не подлежащими исполнению. Суд сослался на Постановление Президиума ВАС РФ от 04.02.2014 N 13114/13 по делу N А50-18748/2012, согласно которому при выставлении повторных инкассовых поручений налоговый орган не ограничен двухмесячным сроком, предусмотренным п. 3 ст. 46 НК РФ, но должен соблюдать установленный п. 1 ст. 47 НК РФ годичный срок. Невозможность принятия в отношении организации-банкрота решения в порядке ст. 47 НК РФ не имеет правового значения для установления срока выставления инкассовых поручений в порядке ст. 46 НК РФ, в ином случае организации, не признанные банкротами, будут поставлены в более благоприятные условия по сравнению с банкротами.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 61.3 "Оспаривание сделок должника, влекущих за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Поскольку принудительное исполнение обязанности по уплате налоговых платежей на основании инкассовых поручений является ординарным способом погашения задолженности, выставление инкассовых поручений при несоблюдении срока, предоставленного для добровольного исполнения требования, не дает достаточных оснований для вывода о недобросовестности поведения налогового органа, поскольку задолженность перед бюджетом в конечном итоге должником не погашена.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Поскольку принудительное исполнение обязанности по уплате налоговых платежей на основании инкассовых поручений является ординарным способом погашения задолженности, выставление инкассовых поручений при несоблюдении срока, предоставленного для добровольного исполнения требования, не дает достаточных оснований для вывода о недобросовестности поведения налогового органа, поскольку задолженность перед бюджетом в конечном итоге должником не погашена.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Актуальная судебно-арбитражная практика по налогам за 2024 год"
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)Для примера такое исчисление (без учета возможности продления сроков проверки и сроков на выставление инкассового поручения) осуществляется следующим образом.
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)Для примера такое исчисление (без учета возможности продления сроков проверки и сроков на выставление инкассового поручения) осуществляется следующим образом.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 4)Поскольку принудительное исполнение обязанности по уплате налоговых платежей на основании инкассовых поручений является ординарным способом погашения задолженности, выставление инкассовых поручений при несоблюдении срока, предоставленного для добровольного исполнения требования, не дает достаточных оснований для вывода о недобросовестности поведения налогового органа, поскольку задолженность перед бюджетом в конечном итоге должником не погашена (Постановление АС ВВО от 03.08.2023 N Ф01-3645/2023 по делу N А11-13066/2021).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 4)Поскольку принудительное исполнение обязанности по уплате налоговых платежей на основании инкассовых поручений является ординарным способом погашения задолженности, выставление инкассовых поручений при несоблюдении срока, предоставленного для добровольного исполнения требования, не дает достаточных оснований для вывода о недобросовестности поведения налогового органа, поскольку задолженность перед бюджетом в конечном итоге должником не погашена (Постановление АС ВВО от 03.08.2023 N Ф01-3645/2023 по делу N А11-13066/2021).
Статья: Когда пропуск налоговиками сроков и иные их нарушения помогут налогоплательщику
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 8)...Как обоснованно указано судами, в рассматриваемой ситуации имело место последовательное несоблюдение налоговыми органами сроков вручения акта выездной налоговой проверки, совершения действий по проведению и оформлению результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрению результатов налоговой проверки и вынесения итогового решения, предусмотренных ст. 100 - 101 НК РФ, что повлекло за собой нарушение сроков принятия оспариваемого решения о взыскании и выставления инкассовых поручений, а также фактическое истечение предельного двухлетнего срока на принудительное взыскание доначисленных проверкой сумм налогов и пеней...
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 8)...Как обоснованно указано судами, в рассматриваемой ситуации имело место последовательное несоблюдение налоговыми органами сроков вручения акта выездной налоговой проверки, совершения действий по проведению и оформлению результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрению результатов налоговой проверки и вынесения итогового решения, предусмотренных ст. 100 - 101 НК РФ, что повлекло за собой нарушение сроков принятия оспариваемого решения о взыскании и выставления инкассовых поручений, а также фактическое истечение предельного двухлетнего срока на принудительное взыскание доначисленных проверкой сумм налогов и пеней...
Статья: Налоговый орган утрачивает право на принудительное взыскание задолженности, если рассмотрение материалов проверки и принятие по ней решения, а также рассмотрение жалобы вышестоящим налоговым органом в совокупности занимает более двух лет
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В этом деле имело место последовательное несоблюдение налоговыми органами сроков вручения акта выездной налоговой проверки, совершения действий по проведению и оформлению результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрения результатов налоговой проверки и вынесения итогового решения. Все это повлекло нарушение срока принятия оспариваемого решения о взыскании и выставления инкассовых поручений, а также фактическое истечение предельного двухлетнего срока на принудительное взыскание доначисленных проверкой сумм налогов и пеней.
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В этом деле имело место последовательное несоблюдение налоговыми органами сроков вручения акта выездной налоговой проверки, совершения действий по проведению и оформлению результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрения результатов налоговой проверки и вынесения итогового решения. Все это повлекло нарушение срока принятия оспариваемого решения о взыскании и выставления инкассовых поручений, а также фактическое истечение предельного двухлетнего срока на принудительное взыскание доначисленных проверкой сумм налогов и пеней.
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)В комментируемом Определении Верховного Суда РФ было подчеркнуто, что последовательное несоблюдение налоговыми органами сроков вручения акта выездной налоговой проверки, совершения действий по проведению и оформлению результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрению результатов налоговой проверки и вынесению итогового решения, предусмотренных ст. 100 - 101 НК РФ, повлекло за собой нарушение сроков принятия оспариваемого решения о взыскании и выставления инкассовых поручений, а также фактическое истечение предельного двухлетнего срока на принудительное взыскание доначисленных проверкой сумм налогов и пеней: "Уже ко дню направления требования об уплате налогов и принятия впоследствии решения о взыскании и выставления инкассовых поручений возможность принудительного взыскания задолженности с общества была заведомо утрачена управлением, в связи с чем суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемые акты управления не имели юридической силы и не подлежали исполнению, а у суда кассационной инстанции не имелось оснований для отмены указанных судебных актов".
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)В комментируемом Определении Верховного Суда РФ было подчеркнуто, что последовательное несоблюдение налоговыми органами сроков вручения акта выездной налоговой проверки, совершения действий по проведению и оформлению результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрению результатов налоговой проверки и вынесению итогового решения, предусмотренных ст. 100 - 101 НК РФ, повлекло за собой нарушение сроков принятия оспариваемого решения о взыскании и выставления инкассовых поручений, а также фактическое истечение предельного двухлетнего срока на принудительное взыскание доначисленных проверкой сумм налогов и пеней: "Уже ко дню направления требования об уплате налогов и принятия впоследствии решения о взыскании и выставления инкассовых поручений возможность принудительного взыскания задолженности с общества была заведомо утрачена управлением, в связи с чем суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемые акты управления не имели юридической силы и не подлежали исполнению, а у суда кассационной инстанции не имелось оснований для отмены указанных судебных актов".