Сроки проведения выездной налоговой проверки в связи с коронавирусом
Подборка наиболее важных документов по запросу Сроки проведения выездной налоговой проверки в связи с коронавирусом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 59 "Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании задолженности по уплате налогов, пени, штрафов, доначисленных по результатам проверки, безнадежной ко взысканию в связи с истечением установленных сроков взыскания в принудительном порядке. Суд установил, что акт выездной налоговой проверки был составлен 07.02.2019, рассмотрение материалов проверки состоялось 24.06.2019, а решение по результатам проверки было вынесено 15.07.2020, вступило в силу 28.12.2020, требование выставлено 13.01.2021, решение о взыскании принято 19.02.2021, то есть по истечении более двух лет с момента составления акта проверки. Суд отказал в удовлетворении требований налогоплательщика о признании задолженности безнадежной ко взысканию. Суд отметил, что принятие решения по результатам выездной налоговой проверки по истечении 1 года и 10 дней с момента рассмотрения руководителем инспекции акта проверки связано не только с действиями налогового органа, но и с действиями самого налогоплательщика. В решении указано, что налогоплательщик в том числе в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки подавал ходатайства о продлении срока для мотивированного возражения, проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, применении смягчающих обстоятельств, кроме того, длительность вынесения решения связана с ограничениями, введенными в период пандемии новой коронавирусной инфекции. При этом нарушение срока принятия решения по итогам выездной налоговой проверки не повлекло каких-либо последствий и нарушения прав и законных интересов общества, в том числе не привело к нарушению предельного двухлетнего срока взыскания задолженности. Суд указал, что начало течения срока принудительного взыскания налоговой задолженности определено моментом, когда юридический факт, с которым налоговое законодательство связывает возможность принудительного взыскания, состоялся (вступило в законную силу решение по налоговой проверке), до момента вступления решения в законную силу налоговый орган не мог инициировать процедуру принудительного взыскания задолженности.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании задолженности по уплате налогов, пени, штрафов, доначисленных по результатам проверки, безнадежной ко взысканию в связи с истечением установленных сроков взыскания в принудительном порядке. Суд установил, что акт выездной налоговой проверки был составлен 07.02.2019, рассмотрение материалов проверки состоялось 24.06.2019, а решение по результатам проверки было вынесено 15.07.2020, вступило в силу 28.12.2020, требование выставлено 13.01.2021, решение о взыскании принято 19.02.2021, то есть по истечении более двух лет с момента составления акта проверки. Суд отказал в удовлетворении требований налогоплательщика о признании задолженности безнадежной ко взысканию. Суд отметил, что принятие решения по результатам выездной налоговой проверки по истечении 1 года и 10 дней с момента рассмотрения руководителем инспекции акта проверки связано не только с действиями налогового органа, но и с действиями самого налогоплательщика. В решении указано, что налогоплательщик в том числе в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки подавал ходатайства о продлении срока для мотивированного возражения, проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, применении смягчающих обстоятельств, кроме того, длительность вынесения решения связана с ограничениями, введенными в период пандемии новой коронавирусной инфекции. При этом нарушение срока принятия решения по итогам выездной налоговой проверки не повлекло каких-либо последствий и нарушения прав и законных интересов общества, в том числе не привело к нарушению предельного двухлетнего срока взыскания задолженности. Суд указал, что начало течения срока принудительного взыскания налоговой задолженности определено моментом, когда юридический факт, с которым налоговое законодательство связывает возможность принудительного взыскания, состоялся (вступило в законную силу решение по налоговой проверке), до момента вступления решения в законную силу налоговый орган не мог инициировать процедуру принудительного взыскания задолженности.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 70 "Сроки направления требования об уплате налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган в период с 28.12.2017 по 13.08.2018 провел выездную налоговую проверку, по результатам которой 12.10.2018 был составлен акт, а 19.02.2021 было вынесено решение, которым налогоплательщику были доначислены налоги, пени, штраф, 26.05.2021 налоговый орган направил налогоплательщику требование об уплате доначисленной недоимки. Налогоплательщик оспорил выставленное налоговым органом требование, ссылаясь на нарушение налоговым органом срока проведения налоговой проверки. Суд отказал в удовлетворении требований налогоплательщика. Суд установил, что причиной длительного рассмотрения материалов выездной налоговой проверки явились ходатайства налогоплательщика, необходимость вручения налогоплательщику дополнительных документов, полученных по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля, неявка представителя налогоплательщика на рассмотрение материалов налоговой проверки, введение ограничений в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Таким образом, превышение длительности вынесения решения по результатам выездной налоговой проверки было обусловлено как субъективными причинами, направленными на обеспечение налогоплательщику права на защиту, так и объективными причинами (введением ограничительных мер, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции). Суд отметил, что на момент вынесения оспариваемого требования сроки на принудительное взыскание задолженности, выявленной в ходе налоговой проверки, налоговым органом не пропущены.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган в период с 28.12.2017 по 13.08.2018 провел выездную налоговую проверку, по результатам которой 12.10.2018 был составлен акт, а 19.02.2021 было вынесено решение, которым налогоплательщику были доначислены налоги, пени, штраф, 26.05.2021 налоговый орган направил налогоплательщику требование об уплате доначисленной недоимки. Налогоплательщик оспорил выставленное налоговым органом требование, ссылаясь на нарушение налоговым органом срока проведения налоговой проверки. Суд отказал в удовлетворении требований налогоплательщика. Суд установил, что причиной длительного рассмотрения материалов выездной налоговой проверки явились ходатайства налогоплательщика, необходимость вручения налогоплательщику дополнительных документов, полученных по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля, неявка представителя налогоплательщика на рассмотрение материалов налоговой проверки, введение ограничений в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Таким образом, превышение длительности вынесения решения по результатам выездной налоговой проверки было обусловлено как субъективными причинами, направленными на обеспечение налогоплательщику права на защиту, так и объективными причинами (введением ограничительных мер, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции). Суд отметил, что на момент вынесения оспариваемого требования сроки на принудительное взыскание задолженности, выявленной в ходе налоговой проверки, налоговым органом не пропущены.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Теоретические и практические аспекты управления налоговыми рисками при осуществлении налогового контроля
(Головченко О.Н.)
("Финансовое право", 2025, N 8)При этом стоит отметить, что либерализация контрольно-надзорной деятельности, которую осуществляют налоговые органы, ориентирована на применение риск-ориентированного подхода <2> при оценке предпринимательской активности хозяйствующих субъектов, что позволяет включить налогоплательщиков в определенные группы риска, с последующим формированием выводов относительно их налоговой добросовестности. Вместе с тем абстрактный и субъективный характер таких критериев является основанием для возникновения споров в налоговой сфере, что предусматривает оспаривание актов налоговых органов, действий и/или бездействия сотрудников налоговых органов. При этом, как отмечается Счетной палатой Российской Федерации, подобный подход снижает результативность и эффективность проведения выездных налоговых проверок ввиду сроков формирования доказательной базы налоговыми органами <3> при осуществлении контрольных мероприятий, инициированных на основании оценки имеющихся критериев недобросовестной деятельности налогоплательщика.
(Головченко О.Н.)
("Финансовое право", 2025, N 8)При этом стоит отметить, что либерализация контрольно-надзорной деятельности, которую осуществляют налоговые органы, ориентирована на применение риск-ориентированного подхода <2> при оценке предпринимательской активности хозяйствующих субъектов, что позволяет включить налогоплательщиков в определенные группы риска, с последующим формированием выводов относительно их налоговой добросовестности. Вместе с тем абстрактный и субъективный характер таких критериев является основанием для возникновения споров в налоговой сфере, что предусматривает оспаривание актов налоговых органов, действий и/или бездействия сотрудников налоговых органов. При этом, как отмечается Счетной палатой Российской Федерации, подобный подход снижает результативность и эффективность проведения выездных налоговых проверок ввиду сроков формирования доказательной базы налоговыми органами <3> при осуществлении контрольных мероприятий, инициированных на основании оценки имеющихся критериев недобросовестной деятельности налогоплательщика.
Статья: Защита прав субъектов предпринимательской деятельности в условиях пандемии
(Адаменко А.П., Зарапина Л.В., Пискунова Н.И.)
("Современный юрист", 2020, N 3)10. Отмена штрафных санкций для поставщиков за срыв государственных контрактов из-за коронавируса.
(Адаменко А.П., Зарапина Л.В., Пискунова Н.И.)
("Современный юрист", 2020, N 3)10. Отмена штрафных санкций для поставщиков за срыв государственных контрактов из-за коронавируса.
Вопрос: О предложении по продлению сроков уплаты ЕНВД и иных мерах поддержки субъектов МСП, связанных с уплатой налогов и страховых взносов в период распространения коронавирусной инфекции.
(Письмо Минфина России от 29.04.2020 N 03-11-10/35291)Также предусмотрено продление сроков представления налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами налоговых деклараций (расчетов), документов (информации), пояснений по требованию о представлении документов (информации), пояснений, обязанность по представлению которых предусмотрена законодательством о налогах и сборах; приостановление до 31 мая 2020 года проведения выездных налоговых проверок, вынесения налоговыми органами решений о приостановлении операций в банках и переводов электронных денежных средств и т.д.
(Письмо Минфина России от 29.04.2020 N 03-11-10/35291)Также предусмотрено продление сроков представления налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами налоговых деклараций (расчетов), документов (информации), пояснений по требованию о представлении документов (информации), пояснений, обязанность по представлению которых предусмотрена законодательством о налогах и сборах; приостановление до 31 мая 2020 года проведения выездных налоговых проверок, вынесения налоговыми органами решений о приостановлении операций в банках и переводов электронных денежных средств и т.д.
Вопрос: О предоставлении преференций для субъектов МСП, применяющих УСН, ЕНВД, ПСН, и мерах поддержки в части уплаты налогов (страховых взносов) в связи с распространением коронавируса.
(Письмо Минфина России от 08.05.2020 N 03-11-11/37319)Также предусмотрено продление сроков представления налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами налоговых деклараций (расчетов), документов (информации), пояснений по требованию о представлении документов (информации), пояснений, обязанность по представлению которых предусмотрена законодательством о налогах и сборах; приостановление до 31 мая 2020 года проведения выездных налоговых проверок, вынесения налоговыми органами решений о приостановлении операций в банках и переводов электронных денежных средств и т.д.
(Письмо Минфина России от 08.05.2020 N 03-11-11/37319)Также предусмотрено продление сроков представления налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами налоговых деклараций (расчетов), документов (информации), пояснений по требованию о представлении документов (информации), пояснений, обязанность по представлению которых предусмотрена законодательством о налогах и сборах; приостановление до 31 мая 2020 года проведения выездных налоговых проверок, вынесения налоговыми органами решений о приостановлении операций в банках и переводов электронных денежных средств и т.д.
Вопрос: О выборе налоговых режимов, получении мер господдержки и уплате налогов и страховых взносов ИП, осуществляющими розничную торговлю через магазины, в условиях распространения коронавирусной инфекции.
(Письмо Минфина России от 07.05.2020 N 03-11-11/36911)Также предусмотрено продление сроков представления налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами налоговых деклараций (расчетов), документов (информации), пояснений по требованию о представлении документов (информации), пояснений, обязанность по представлению которых предусмотрена законодательством о налогах и сборах; приостановление до 31 мая 2020 года проведения выездных налоговых проверок, вынесения налоговыми органами решений о приостановлении операций в банках и переводов электронных денежных средств и т.д.
(Письмо Минфина России от 07.05.2020 N 03-11-11/36911)Также предусмотрено продление сроков представления налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами налоговых деклараций (расчетов), документов (информации), пояснений по требованию о представлении документов (информации), пояснений, обязанность по представлению которых предусмотрена законодательством о налогах и сборах; приостановление до 31 мая 2020 года проведения выездных налоговых проверок, вынесения налоговыми органами решений о приостановлении операций в банках и переводов электронных денежных средств и т.д.
Вопрос: О мерах поддержки субъектов МСП в части уплаты налогов и страховых взносов и предоставления кредитных каникул в связи с распространением коронавирусной инфекции.
(Письмо Минфина России от 15.05.2020 N 03-11-11/39361)Также предусмотрено продление сроков представления налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами налоговых деклараций (расчетов), документов (информации), пояснений по требованию о представлении документов (информации), пояснений, обязанность по представлению которых предусмотрена законодательством о налогах и сборах; приостановление до 31 мая 2020 года проведения выездных налоговых проверок, вынесения налоговыми органами решений о приостановлении операций в банках и переводов электронных денежных средств и т.д.
(Письмо Минфина России от 15.05.2020 N 03-11-11/39361)Также предусмотрено продление сроков представления налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами налоговых деклараций (расчетов), документов (информации), пояснений по требованию о представлении документов (информации), пояснений, обязанность по представлению которых предусмотрена законодательством о налогах и сборах; приостановление до 31 мая 2020 года проведения выездных налоговых проверок, вынесения налоговыми органами решений о приостановлении операций в банках и переводов электронных денежных средств и т.д.
Вопрос: О продлении сроков уплаты ЕНВД, страховых взносов и предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей и страховых взносов в связи с коронавирусом.
(Письмо Минфина России от 19.05.2020 N 03-11-11/41089)Помимо вышеизложенного предусмотрено продление сроков представления налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами налоговых деклараций (расчетов), документов (информации), пояснений по требованию о представлении документов (информации), пояснений, обязанность по представлению которых предусмотрена законодательством о налогах и сборах; приостановление до 31 мая 2020 года проведения выездных налоговых проверок, вынесения налоговыми органами решений о приостановлении операций в банках и переводов электронных денежных средств и т.д.
(Письмо Минфина России от 19.05.2020 N 03-11-11/41089)Помимо вышеизложенного предусмотрено продление сроков представления налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами налоговых деклараций (расчетов), документов (информации), пояснений по требованию о представлении документов (информации), пояснений, обязанность по представлению которых предусмотрена законодательством о налогах и сборах; приостановление до 31 мая 2020 года проведения выездных налоговых проверок, вынесения налоговыми органами решений о приостановлении операций в банках и переводов электронных денежных средств и т.д.
Статья: Комментарий к Письму Федеральной налоговой службы от 09.04.2020 N СД-4-2/5985@ "О Постановлении Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409"
(Лисицына В.Н.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2020, N 9)- не будут принимать решения о проведении выездных и повторных выездных налоговых проверок;
(Лисицына В.Н.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2020, N 9)- не будут принимать решения о проведении выездных и повторных выездных налоговых проверок;
Вопрос: О мерах поддержки субъектов МСП в части уплаты налогов и страховых взносов в условиях распространения коронавирусной инфекции.
(Письмо Минфина России от 13.05.2020 N 03-11-11/38913)Также предусмотрены продление сроков представления налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами налоговых деклараций (расчетов), документов (информации), пояснений по требованию о представлении документов (информации), пояснений, обязанность по представлению которых предусмотрена законодательством о налогах и сборах; приостановление до 31 мая 2020 года проведения выездных налоговых проверок, вынесения налоговыми органами решений о приостановлении операций в банках и переводов электронных денежных средств и т.д.
(Письмо Минфина России от 13.05.2020 N 03-11-11/38913)Также предусмотрены продление сроков представления налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами налоговых деклараций (расчетов), документов (информации), пояснений по требованию о представлении документов (информации), пояснений, обязанность по представлению которых предусмотрена законодательством о налогах и сборах; приостановление до 31 мая 2020 года проведения выездных налоговых проверок, вынесения налоговыми органами решений о приостановлении операций в банках и переводов электронных денежных средств и т.д.
Вопрос: Правомерно ли налоговый орган в октябре 2020 г. истребует документы за 2016 - 2018 гг. в рамках выездной проверки контрагента?
(Консультация эксперта, 2020)Таким образом, учитывая общеустановленные сроки хранения документов, а также то, что сроки выездной проверки контрагента могли быть продлены и/или приостановлены, могли быть назначены дополнительные мероприятия налогового контроля, учитывая также факт приостановления проведения назначенных выездных проверок в связи с коронавирусом, а также то, что ст. 93.1 НК РФ не установлены сроки, ограничивающие налоговый орган в периоде запроса документов, полагаем, что требование налогового органа о представлении документов по контрагенту за 2016 - 2018 гг. в 2020 г. правомерно. Кроме того, контрагент мог представить уточненные налоговые декларации, и в рамках выездной налоговой проверки проверяется тот период, за который они представлены.
(Консультация эксперта, 2020)Таким образом, учитывая общеустановленные сроки хранения документов, а также то, что сроки выездной проверки контрагента могли быть продлены и/или приостановлены, могли быть назначены дополнительные мероприятия налогового контроля, учитывая также факт приостановления проведения назначенных выездных проверок в связи с коронавирусом, а также то, что ст. 93.1 НК РФ не установлены сроки, ограничивающие налоговый орган в периоде запроса документов, полагаем, что требование налогового органа о представлении документов по контрагенту за 2016 - 2018 гг. в 2020 г. правомерно. Кроме того, контрагент мог представить уточненные налоговые декларации, и в рамках выездной налоговой проверки проверяется тот период, за который они представлены.
Статья: "Ручной режим" управления налоговыми правилами в 2020 году
(Гришина О.)
("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2020, N 5)Кроме отсрочек по сдаче отчетности в связи с коронавирусом, Постановлением N 409 продлены некоторые процессуальные сроки, установленные налоговым законодательством.
(Гришина О.)
("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2020, N 5)Кроме отсрочек по сдаче отчетности в связи с коронавирусом, Постановлением N 409 продлены некоторые процессуальные сроки, установленные налоговым законодательством.
Вопрос: О мерах поддержки организаций и ИП, применяющих УСН, в части уплаты налогов и страховых взносов и предоставлении кредитных каникул субъектам МСП в связи с коронавирусом.
(Письмо Минфина России от 19.05.2020 N 03-11-11/41075)Также предусмотрено продление сроков представления налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами налоговых деклараций (расчетов), документов (информации), пояснений по требованию о представлении документов (информации), пояснений, обязанность по представлению которых предусмотрена законодательством о налогах и сборах; приостановление до 31 мая 2020 года проведения выездных налоговых проверок, вынесения налоговыми органами решений о приостановлении операций в банках и переводов электронных денежных средств и т.д.
(Письмо Минфина России от 19.05.2020 N 03-11-11/41075)Также предусмотрено продление сроков представления налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами налоговых деклараций (расчетов), документов (информации), пояснений по требованию о представлении документов (информации), пояснений, обязанность по представлению которых предусмотрена законодательством о налогах и сборах; приостановление до 31 мая 2020 года проведения выездных налоговых проверок, вынесения налоговыми органами решений о приостановлении операций в банках и переводов электронных денежных средств и т.д.