Срок заключения контракта со вторым участником
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок заключения контракта со вторым участником (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Отказ победителя (второго или иного участника закупки) от заключения контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Отказ второго участника закупки от заключения контракта не признается основанием для включения сведений о нем в РНП, если отказ связан с невозможностью исполнить контакт к конкретному сроку, который был установлен для победителя закупки и сократился для второго участника, но заказчик не согласился изменить срок при наличии такой возможности
(КонсультантПлюс, 2025)Отказ второго участника закупки от заключения контракта не признается основанием для включения сведений о нем в РНП, если отказ связан с невозможностью исполнить контакт к конкретному сроку, который был установлен для победителя закупки и сократился для второго участника, но заказчик не согласился изменить срок при наличии такой возможности
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Государственный (муниципальный) контракт
(КонсультантПлюс, 2025)Отказ заказчика от заключения контракта
(КонсультантПлюс, 2025)Отказ заказчика от заключения контракта
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как заключить государственный, муниципальный контракт по итогам открытых конкурентных электронных процедур
(КонсультантПлюс, 2025)Контракт с такими участниками заключается в том же порядке, что и с победителем закупки. При этом сроки заключения контракта, в том числе размещения и подписания заказчиком проекта контракта со вторым и последующим участниками, отсчитываются от даты размещения в ЕИС протокола об уклонении предыдущего участника закупки от заключения контракта. Учтите, что для каждого участника закупки, не отозвавшего свою заявку до момента размещения заказчиком проекта контракта с ним в ЕИС, подписание контракта является обязательным. Отказ от его подписания влечет те же последствия, что и уклонение от заключения контракта победителя закупки (ч. 1, 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Контракт с такими участниками заключается в том же порядке, что и с победителем закупки. При этом сроки заключения контракта, в том числе размещения и подписания заказчиком проекта контракта со вторым и последующим участниками, отсчитываются от даты размещения в ЕИС протокола об уклонении предыдущего участника закупки от заключения контракта. Учтите, что для каждого участника закупки, не отозвавшего свою заявку до момента размещения заказчиком проекта контракта с ним в ЕИС, подписание контракта является обязательным. Отказ от его подписания влечет те же последствия, что и уклонение от заключения контракта победителя закупки (ч. 1, 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).
Вопрос: О заключении контракта со вторым участником закупки при расторжении контракта по соглашению сторон и отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
(Письмо Минфина России от 03.03.2023 N 24-06-06/17938)В указанном случае при расторжении контракта в связи с односторонним отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта возможность заключения контракта со вторым участником закупки отсутствует.
(Письмо Минфина России от 03.03.2023 N 24-06-06/17938)В указанном случае при расторжении контракта в связи с односторонним отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта возможность заключения контракта со вторым участником закупки отсутствует.
Нормативные акты
"Методическое пособие для предпринимателей, участвующих в государственных и муниципальных закупках"
(разработано ФАС РФ и Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ")В случае уклонения победителя торгов от заключения государственного контракта заказчик обязан передать документы в Федеральную антимонопольную службу не позднее трех дней с момента подписания государственного контракта с участником, занявшим второе место.
(разработано ФАС РФ и Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ")В случае уклонения победителя торгов от заключения государственного контракта заказчик обязан передать документы в Федеральную антимонопольную службу не позднее трех дней с момента подписания государственного контракта с участником, занявшим второе место.
Постановление Конституционного Суда РФ от 20.07.2018 N 34-П
"По делу о проверке конституционности пункта 15 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в связи с жалобой гражданина А.В. Удовиченко"К участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих относятся: лица, окончившие военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, могут стать участниками, изъявив такое желание; офицеры, призванные на военную службу из запаса или поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса и заключившие первый контракт о прохождении военной службы начиная с 1 января 2005 года; прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года начиная с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, которые заключили первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 года и общая продолжительность военной службы по контракту которых по состоянию на 1 января 2005 года составляла не более трех лет, могут стать участниками, изъявив такое желание; сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 года, изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих; лица, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования в период после 1 января 2005 года до 1 января 2008 года и получившие первое воинское звание офицера в процессе обучения, могут стать участниками, изъявив такое желание; лица, получившие первое воинское звание офицера в связи с поступлением на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 года, могут стать участниками, изъявив такое желание; военнослужащие, получившие первое воинское звание офицера в связи с назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2005 года, общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет менее трех лет, при этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 года, могут стать участниками, изъявив такое желание; военнослужащие, окончившие курсы по подготовке младших офицеров и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 года, общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет менее трех лет, при этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 года, могут стать участниками, изъявив такое желание (часть 1 статьи 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих").
"По делу о проверке конституционности пункта 15 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в связи с жалобой гражданина А.В. Удовиченко"К участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих относятся: лица, окончившие военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, могут стать участниками, изъявив такое желание; офицеры, призванные на военную службу из запаса или поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса и заключившие первый контракт о прохождении военной службы начиная с 1 января 2005 года; прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года начиная с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, которые заключили первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 года и общая продолжительность военной службы по контракту которых по состоянию на 1 января 2005 года составляла не более трех лет, могут стать участниками, изъявив такое желание; сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 года, изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих; лица, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования в период после 1 января 2005 года до 1 января 2008 года и получившие первое воинское звание офицера в процессе обучения, могут стать участниками, изъявив такое желание; лица, получившие первое воинское звание офицера в связи с поступлением на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 года, могут стать участниками, изъявив такое желание; военнослужащие, получившие первое воинское звание офицера в связи с назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2005 года, общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет менее трех лет, при этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 года, могут стать участниками, изъявив такое желание; военнослужащие, окончившие курсы по подготовке младших офицеров и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 года, общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет менее трех лет, при этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 года, могут стать участниками, изъявив такое желание (часть 1 статьи 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих").
Статья: О некоторых проблемных вопросах, возникающих при реализации прав участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих
(Набиев А.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 8)4) сержанты и старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу до 1 января 2020 г., заключившие второй контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 г., изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы;
(Набиев А.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 8)4) сержанты и старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу до 1 января 2020 г., заключившие второй контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 г., изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы;
"Обзор практики рассмотрения обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (II квартал 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Согласно части 7 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик заключает контракт с участником закупки, заявке которого в соответствии с Законом о контрактной системе присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку в соответствии с Законом о контрактной системе, в случае если участник закупки в соответствии с частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе признан уклонившимся от заключения контракта.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Согласно части 7 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик заключает контракт с участником закупки, заявке которого в соответствии с Законом о контрактной системе присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку в соответствии с Законом о контрактной системе, в случае если участник закупки в соответствии с частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе признан уклонившимся от заключения контракта.
Статья: Июльские поправки к Закону N 44-ФЗ: какими станут конкурентные процедуры с 1 января 2022 года
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 8)Срок, в течение которого заказчик направляет контракт "второму" участнику в случае уклонения победителя конкурентной процедуры от заключения контракта
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 8)Срок, в течение которого заказчик направляет контракт "второму" участнику в случае уклонения победителя конкурентной процедуры от заключения контракта
"Обзор судебной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (декабрь 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Комиссией ФАС России принято решение от 11.10.2022 по делу N 22/44/93/308 (далее - Решение) об отказе в согласовании заключения контракта с Участником закупки, поскольку по результатам проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 2 статьи 99 Закона о контрактной системе в действиях комиссии по осуществлению закупок Заказчика выявлено нарушение пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Комиссией ФАС России принято решение от 11.10.2022 по делу N 22/44/93/308 (далее - Решение) об отказе в согласовании заключения контракта с Участником закупки, поскольку по результатам проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 2 статьи 99 Закона о контрактной системе в действиях комиссии по осуществлению закупок Заказчика выявлено нарушение пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Согласно ч. 4 ст. 54 Закон о контрактной системе <59> в случае уклонения победителя конкурса от заключения контракта заказчик может лишь обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением победителя от заключения контракта, и заключить контракт с участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер либо заказ разместить заново. Информация об участниках, уклонившихся от заключения контракта, включается в Реестр недобросовестных подрядчиков (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Согласно ч. 4 ст. 54 Закон о контрактной системе <59> в случае уклонения победителя конкурса от заключения контракта заказчик может лишь обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением победителя от заключения контракта, и заключить контракт с участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер либо заказ разместить заново. Информация об участниках, уклонившихся от заключения контракта, включается в Реестр недобросовестных подрядчиков (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
Вопрос: О вопросах, связанных с закупками для государственных (муниципальных) нужд и предложениями по внесению изменений в НПА в сфере закупок отдельными видами юрлиц.
(Письмо Минфина России от 27.03.2023 N 01-06-13/24-26611)По вопросу заключения контракта со вторым участником закупки сообщаем, что при расторжении контракта (за исключением контракта, указанного в части 9 статьи 37 Закона N 44-ФЗ) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заключение контракта в соответствии с указанной частью 17.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ допускается в случае, если в связи с таким расторжением в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
(Письмо Минфина России от 27.03.2023 N 01-06-13/24-26611)По вопросу заключения контракта со вторым участником закупки сообщаем, что при расторжении контракта (за исключением контракта, указанного в части 9 статьи 37 Закона N 44-ФЗ) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заключение контракта в соответствии с указанной частью 17.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ допускается в случае, если в связи с таким расторжением в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Готовое решение: Как принять участие в открытом конкурсе в электронной форме по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Вы можете отозвать заявку, поданную на участие в электронном конкурсе (ч. 9 ст. 43 Закона N 44-ФЗ). Сделать это разрешается в нескольких случаях. Во-первых, заявку можно отозвать до окончания срока подачи заявок, во-вторых, - в период с момента публикации в ЕИС протокола подведения итогов электронного конкурса и до момента размещения заказчиком в системе проекта контракта, заключаемого с участником, желающим отозвать заявку. Важный момент - во втором случае заявку не могут отозвать участники, заявкам которых присвоены первые три порядковых номера или заявки которых отклонены.
(КонсультантПлюс, 2025)Вы можете отозвать заявку, поданную на участие в электронном конкурсе (ч. 9 ст. 43 Закона N 44-ФЗ). Сделать это разрешается в нескольких случаях. Во-первых, заявку можно отозвать до окончания срока подачи заявок, во-вторых, - в период с момента публикации в ЕИС протокола подведения итогов электронного конкурса и до момента размещения заказчиком в системе проекта контракта, заключаемого с участником, желающим отозвать заявку. Важный момент - во втором случае заявку не могут отозвать участники, заявкам которых присвоены первые три порядковых номера или заявки которых отклонены.
Статья: Реестр недобросовестных поставщиков: требуется совершенствование
(Тихомиров П.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2020, N 4)Так, издержки заказчика на проведение одной процедуры по Закону N 44-ФЗ оцениваются за 2018 г. в среднем в 8,3 тыс. руб. [3] при средней цене контракта 1,9 млн руб. Однако выгрузка данных из ЕИС показывает, что средняя сумма выставленных заказчиками за 2018 г. неустоек на один контракт, исполненный с нарушениями сроков, составляет 348,7 тыс. руб/контракт при средней цене такого контракта 9,8 млн руб. <10>, а доля таких контрактов составляет 3,1% от всех заключенных. То есть суммы выставляемых штрафных санкций за нарушение условий контракта в расчете на один контракт выше прямых издержек на проведение повторной процедуры или заключение контракта со вторым участником (без учета разницы в цене со вторым победителем). Но штрафные санкции - это прямая и однозначная компенсация ущерба заказчику, а трансакционные издержки на проведение процедуры компенсируются только в случае наличия в условиях проведения закупки требования о предоставлении обеспечения участия в процедуре.
(Тихомиров П.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2020, N 4)Так, издержки заказчика на проведение одной процедуры по Закону N 44-ФЗ оцениваются за 2018 г. в среднем в 8,3 тыс. руб. [3] при средней цене контракта 1,9 млн руб. Однако выгрузка данных из ЕИС показывает, что средняя сумма выставленных заказчиками за 2018 г. неустоек на один контракт, исполненный с нарушениями сроков, составляет 348,7 тыс. руб/контракт при средней цене такого контракта 9,8 млн руб. <10>, а доля таких контрактов составляет 3,1% от всех заключенных. То есть суммы выставляемых штрафных санкций за нарушение условий контракта в расчете на один контракт выше прямых издержек на проведение повторной процедуры или заключение контракта со вторым участником (без учета разницы в цене со вторым победителем). Но штрафные санкции - это прямая и однозначная компенсация ущерба заказчику, а трансакционные издержки на проведение процедуры компенсируются только в случае наличия в условиях проведения закупки требования о предоставлении обеспечения участия в процедуре.
Готовое решение: Каков порядок проведения закрытого конкурса в соответствии с Законом N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если вас признают победителем закрытого конкурса, после поступления от заказчика проекта контракта подпишите все его экземпляры и передайте их заказчику вместе с документом, подтверждающим обеспечение исполнения контракта. Сделать это нужно в срок, установленный в документации о закупке. Обязанность подписать проект контракта возникает у вас и в том случае, если вашей заявке присвоен второй или третий порядковый номер, а предыдущие участники признаны уклонившимися от заключения контракта или заказчик отказался от заключения контракта с ними (п. п. 2 и 5 ч. 14 ст. 73 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если вас признают победителем закрытого конкурса, после поступления от заказчика проекта контракта подпишите все его экземпляры и передайте их заказчику вместе с документом, подтверждающим обеспечение исполнения контракта. Сделать это нужно в срок, установленный в документации о закупке. Обязанность подписать проект контракта возникает у вас и в том случае, если вашей заявке присвоен второй или третий порядковый номер, а предыдущие участники признаны уклонившимися от заключения контракта или заказчик отказался от заключения контракта с ними (п. п. 2 и 5 ч. 14 ст. 73 Закона N 44-ФЗ).
Готовое решение: Как поставщику (подрядчику, исполнителю) исполнить государственный (муниципальный) контракт по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если потребность заказчика в закупаемых товарах, работах, услугах сохраняется, он после расторжения контракта может заключить новый контракт со вторым участником закупки при соблюдении ряда условий. Однако если контракт расторгнут по соглашению сторон, заключение контракта со вторым участником имеет риски.
(КонсультантПлюс, 2025)Если потребность заказчика в закупаемых товарах, работах, услугах сохраняется, он после расторжения контракта может заключить новый контракт со вторым участником закупки при соблюдении ряда условий. Однако если контракт расторгнут по соглашению сторон, заключение контракта со вторым участником имеет риски.