Срок вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Решение Московского городского суда от 17.04.2025 по делу N 7-6096/2025 (УИД 77RS0031-02-2024-017794-69)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ за незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина, лица без гражданства.
Решение: Отказано.Ссылка в жалобе на нарушение срока вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования не свидетельствует о допущенном должностным лицом существенном процессуальном нарушении, поскольку срок вынесения такого определения, установленный КоАП РФ, не является пресекательным. Его нарушение не исключает производства по делу об административном правонарушении, и не ставит под сомнение доказательную силу собранных доказательств.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ за незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина, лица без гражданства.
Решение: Отказано.Ссылка в жалобе на нарушение срока вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования не свидетельствует о допущенном должностным лицом существенном процессуальном нарушении, поскольку срок вынесения такого определения, установленный КоАП РФ, не является пресекательным. Его нарушение не исключает производства по делу об административном правонарушении, и не ставит под сомнение доказательную силу собранных доказательств.
Решение Московского городского суда от 17.04.2025 по делу N 7-6091/2025 (УИД 77RS0031-02-2024-017792-75)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ за незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина, лица без гражданства.
Решение: Отказано.Ссылка в жалобе на нарушение срока вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования не свидетельствует о допущенном должностным лицом существенном процессуальном нарушении, поскольку срок вынесения такого определения, установленный КоАП РФ, не является пресекательным. Его нарушение не исключает производства по делу об административном правонарушении, и не ставит под сомнение доказательную силу собранных доказательств.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ за незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина, лица без гражданства.
Решение: Отказано.Ссылка в жалобе на нарушение срока вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования не свидетельствует о допущенном должностным лицом существенном процессуальном нарушении, поскольку срок вынесения такого определения, установленный КоАП РФ, не является пресекательным. Его нарушение не исключает производства по делу об административном правонарушении, и не ставит под сомнение доказательную силу собранных доказательств.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административное расследование
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Решение (в форме определения или постановления) о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Решение (в форме определения или постановления) о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ).
Статья: Некоторые вопросы применения общих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (2019 - 2021 годы)
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)С учетом отмеченных выше сложностей возникает и такой вопрос: вправе ли арбитражный суд, рассматривающий дело о привлечении к административной ответственности юридического лица, в целях укрепления законности и предупреждения правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 4 статьи 2 АПК РФ) и соблюдения требований части 4 статьи 2.1 КоАП РФ ставить перед административным органом вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица (иного работника) юридического лица, если позволяют сроки давности привлечения к ответственности и отсутствует вынесенное мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица (часть 5 статьи 28.1 КоАП РФ) или постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица (пункт 2 части 1 статьи 29.9 КоАП РФ)?
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)С учетом отмеченных выше сложностей возникает и такой вопрос: вправе ли арбитражный суд, рассматривающий дело о привлечении к административной ответственности юридического лица, в целях укрепления законности и предупреждения правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 4 статьи 2 АПК РФ) и соблюдения требований части 4 статьи 2.1 КоАП РФ ставить перед административным органом вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица (иного работника) юридического лица, если позволяют сроки давности привлечения к ответственности и отсутствует вынесенное мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица (часть 5 статьи 28.1 КоАП РФ) или постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица (пункт 2 части 1 статьи 29.9 КоАП РФ)?
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.
(ред. от 04.11.2025)2. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.
Статья: Возбуждение дел об административных правонарушениях в отношении неустановленных лиц
(Кошелев Д.А., Варакосов Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)"При наличии хотя бы одного из поводов для возбуждения дела об административном правонарушении, но в случае неустановления лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо если такое лицо скрылось от уполномоченного должностного лица и его местонахождение неизвестно, течение срока давности привлечения к административной ответственности (статья 4.5 настоящего Кодекса) приостанавливается с момента фиксации административного правонарушения либо с момента, когда участник производства по делу скрылся от уполномоченного должностного лица, о чем выносится соответствующее определение. Течение срока давности возобновляется с момента обнаружения надлежащего участника производства по делу об административном правонарушении. Несмотря на приостановление течения процессуальных сроков, могут проводиться необходимые процессуальные действия, кроме тех, что связаны с непосредственным взаимодействием с разыскиваемым лицом".
(Кошелев Д.А., Варакосов Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)"При наличии хотя бы одного из поводов для возбуждения дела об административном правонарушении, но в случае неустановления лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо если такое лицо скрылось от уполномоченного должностного лица и его местонахождение неизвестно, течение срока давности привлечения к административной ответственности (статья 4.5 настоящего Кодекса) приостанавливается с момента фиксации административного правонарушения либо с момента, когда участник производства по делу скрылся от уполномоченного должностного лица, о чем выносится соответствующее определение. Течение срока давности возобновляется с момента обнаружения надлежащего участника производства по делу об административном правонарушении. Несмотря на приостановление течения процессуальных сроков, могут проводиться необходимые процессуальные действия, кроме тех, что связаны с непосредственным взаимодействием с разыскиваемым лицом".
Вопрос: Каков порядок обжалования определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенного территориальным органом ФАС России по итогам рассмотрения заявления?
("Официальный сайт ФАС России", 2023)Таким образом, в случае несогласия с вынесенным территориальным органом ФАС России определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении заявитель вправе обжаловать его в порядке, установленном главой 30 КоАП, при соблюдении сроков и иных обязательных требований, предусмотренных КоАП.
("Официальный сайт ФАС России", 2023)Таким образом, в случае несогласия с вынесенным территориальным органом ФАС России определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении заявитель вправе обжаловать его в порядке, установленном главой 30 КоАП, при соблюдении сроков и иных обязательных требований, предусмотренных КоАП.
Готовое решение: Порядок привлечения к административной ответственности за налоговые правонарушения
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как возбуждают дело об административном правонарушении по нарушениям налогового законодательства
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как возбуждают дело об административном правонарушении по нарушениям налогового законодательства
"Гражданское процессуальное право. Особенная часть. Производство по отдельным категориям: учебник: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)АПК РФ предусматривает обязанность заинтересованного лица обратиться в арбитражный суд с заявлением, которое должно соответствовать требованиям ст. 204 АПК РФ по форме, содержанию и прилагаемым документам. После получения заявления о привлечении лица к административной ответственности арбитражный суд проверяет исполнение установленных требований, несоблюдение которых ведет к вынесению определения об оставлении заявления без движения с указанием срока для устранения недостатков. При получении протокола об административном правонарушении и иных документов без заявления суд возвращает их административному органу, не вынося определение из-за отсутствия юридических оснований для исследования вопроса о возбуждении производства по делу. Из этого правила есть исключение: при получении жалобы на постановление административного органа по делу об административном правонарушении от суда общей юрисдикции, передавшего ее в арбитражный суд по подведомственности, арбитражный суд не вправе возвращать ее заявителю и должен принять ее к производству.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)АПК РФ предусматривает обязанность заинтересованного лица обратиться в арбитражный суд с заявлением, которое должно соответствовать требованиям ст. 204 АПК РФ по форме, содержанию и прилагаемым документам. После получения заявления о привлечении лица к административной ответственности арбитражный суд проверяет исполнение установленных требований, несоблюдение которых ведет к вынесению определения об оставлении заявления без движения с указанием срока для устранения недостатков. При получении протокола об административном правонарушении и иных документов без заявления суд возвращает их административному органу, не вынося определение из-за отсутствия юридических оснований для исследования вопроса о возбуждении производства по делу. Из этого правила есть исключение: при получении жалобы на постановление административного органа по делу об административном правонарушении от суда общей юрисдикции, передавшего ее в арбитражный суд по подведомственности, арбитражный суд не вправе возвращать ее заявителю и должен принять ее к производству.
Статья: Проблемы, возникающие у судей судов общей юрисдикции при подготовке к рассмотрению дел об административных правонарушениях
(Нобель Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 4)<5> Согласно проведенному автором анкетированию среди судей Октябрьского районного суда г. Кирова, половина опрошенных считает необходимым направлять дело об административном правонарушении для рассмотрения в другой суд по истечении 10 суток с момента вынесения определения о передаче дела по подведомственности.
(Нобель Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 4)<5> Согласно проведенному автором анкетированию среди судей Октябрьского районного суда г. Кирова, половина опрошенных считает необходимым направлять дело об административном правонарушении для рассмотрения в другой суд по истечении 10 суток с момента вынесения определения о передаче дела по подведомственности.
Статья: Возбуждение дел об административных правонарушениях на основании частных определений, выносимых судами, рассматривающими гражданские и административные дела
(Морозова Н.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 11)В случае если суд в частном определении указал на признаки совершения правонарушения, то что следует считать принятием мер - возбуждение дела об административном правонарушении или вынесение постановления о назначении административного наказания? В последнем случае направить отчет о результатах в месячный срок почти невозможно, так как сроки рассмотрения дел во внесудебных органах - 15 дней, в судах - два месяца (статья 29.6 КоАП РФ), а ведь постановлению еще следует вступить в законную силу.
(Морозова Н.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 11)В случае если суд в частном определении указал на признаки совершения правонарушения, то что следует считать принятием мер - возбуждение дела об административном правонарушении или вынесение постановления о назначении административного наказания? В последнем случае направить отчет о результатах в месячный срок почти невозможно, так как сроки рассмотрения дел во внесудебных органах - 15 дней, в судах - два месяца (статья 29.6 КоАП РФ), а ведь постановлению еще следует вступить в законную силу.
Статья: Оптимизация статусов участников производства по делам об административных правонарушениях
(Якимов А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента: составления протокола осмотра места совершения правонарушения; составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу, предусмотренных в ст. 27.1 КоАП РФ; составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела; вынесения определения о возбуждении дела при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного в ст. 28.7 КоАП РФ, а также вынесения некоторых других решений (ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).
(Якимов А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента: составления протокола осмотра места совершения правонарушения; составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу, предусмотренных в ст. 27.1 КоАП РФ; составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела; вынесения определения о возбуждении дела при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного в ст. 28.7 КоАП РФ, а также вынесения некоторых других решений (ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).
Готовое решение: Представители юридического лица в деле об административном правонарушении
(КонсультантПлюс, 2025)вправе быть ознакомленным со своими правами и обязанностями по КоАП РФ при вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и получить копию определения в случаях, когда по делу проводится административное расследование, а также копию определения о продлении срока административного расследования (ч. 3, 3.1, 5.2 ст. 28.7 КоАП РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)вправе быть ознакомленным со своими правами и обязанностями по КоАП РФ при вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и получить копию определения в случаях, когда по делу проводится административное расследование, а также копию определения о продлении срока административного расследования (ч. 3, 3.1, 5.2 ст. 28.7 КоАП РФ);
Статья: Процессуальные механизмы защиты нарушенных прав и административные запреты: опыт системного правоприменения
(Осинцев Д.В.)
("Администратор суда", 2025, N 2)В действующих законах существует проработанный механизм подачи административного обращения любым способом и в любой форме, особые требования и условия к заявителю не предъявляются, механизм не является затратным, рассылка доступна в электронном формате <1>. При этом имеется недостаток разрешения обращений, который заключается в параллелизме сроков рассмотрения изложенной в них информации. Допустим, сообщение о событии административного правонарушения разрешается в сроки, определенные ст. 28.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ) (не более двух суток), сутки отведены на извещение участников о начале административного расследования (ч. 3.1 ст. 28.7 КоАП РФ), и согласно ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на определение об отказе в возбуждении дела может быть подана в течение 10 суток. Заявитель получит информацию о принятом решении не сразу после его вынесения, а в 30-дневный срок, не исключено, что смысл подачи обращения утрачен, право на защиту не реализовано <2>.
(Осинцев Д.В.)
("Администратор суда", 2025, N 2)В действующих законах существует проработанный механизм подачи административного обращения любым способом и в любой форме, особые требования и условия к заявителю не предъявляются, механизм не является затратным, рассылка доступна в электронном формате <1>. При этом имеется недостаток разрешения обращений, который заключается в параллелизме сроков рассмотрения изложенной в них информации. Допустим, сообщение о событии административного правонарушения разрешается в сроки, определенные ст. 28.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ) (не более двух суток), сутки отведены на извещение участников о начале административного расследования (ч. 3.1 ст. 28.7 КоАП РФ), и согласно ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на определение об отказе в возбуждении дела может быть подана в течение 10 суток. Заявитель получит информацию о принятом решении не сразу после его вынесения, а в 30-дневный срок, не исключено, что смысл подачи обращения утрачен, право на защиту не реализовано <2>.
Готовое решение: Как привлекают к административной ответственности за правонарушения, выявленные органами государственного (муниципального) финансового контроля
(КонсультантПлюс, 2025)Производство по делу об административном правонарушении возбуждается, когда составляется протокол или выносится определение о возбуждении такого дела и проведении административного расследования.
(КонсультантПлюс, 2025)Производство по делу об административном правонарушении возбуждается, когда составляется протокол или выносится определение о возбуждении такого дела и проведении административного расследования.