Срок выездной проверки коронавирус
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок выездной проверки коронавирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 59 "Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании задолженности по уплате налогов, пени, штрафов, доначисленных по результатам проверки, безнадежной ко взысканию в связи с истечением установленных сроков взыскания в принудительном порядке. Суд установил, что акт выездной налоговой проверки был составлен 07.02.2019, рассмотрение материалов проверки состоялось 24.06.2019, а решение по результатам проверки было вынесено 15.07.2020, вступило в силу 28.12.2020, требование выставлено 13.01.2021, решение о взыскании принято 19.02.2021, то есть по истечении более двух лет с момента составления акта проверки. Суд отказал в удовлетворении требований налогоплательщика о признании задолженности безнадежной ко взысканию. Суд отметил, что принятие решения по результатам выездной налоговой проверки по истечении 1 года и 10 дней с момента рассмотрения руководителем инспекции акта проверки связано не только с действиями налогового органа, но и с действиями самого налогоплательщика. В решении указано, что налогоплательщик в том числе в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки подавал ходатайства о продлении срока для мотивированного возражения, проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, применении смягчающих обстоятельств, кроме того, длительность вынесения решения связана с ограничениями, введенными в период пандемии новой коронавирусной инфекции. При этом нарушение срока принятия решения по итогам выездной налоговой проверки не повлекло каких-либо последствий и нарушения прав и законных интересов общества, в том числе не привело к нарушению предельного двухлетнего срока взыскания задолженности. Суд указал, что начало течения срока принудительного взыскания налоговой задолженности определено моментом, когда юридический факт, с которым налоговое законодательство связывает возможность принудительного взыскания, состоялся (вступило в законную силу решение по налоговой проверке), до момента вступления решения в законную силу налоговый орган не мог инициировать процедуру принудительного взыскания задолженности.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании задолженности по уплате налогов, пени, штрафов, доначисленных по результатам проверки, безнадежной ко взысканию в связи с истечением установленных сроков взыскания в принудительном порядке. Суд установил, что акт выездной налоговой проверки был составлен 07.02.2019, рассмотрение материалов проверки состоялось 24.06.2019, а решение по результатам проверки было вынесено 15.07.2020, вступило в силу 28.12.2020, требование выставлено 13.01.2021, решение о взыскании принято 19.02.2021, то есть по истечении более двух лет с момента составления акта проверки. Суд отказал в удовлетворении требований налогоплательщика о признании задолженности безнадежной ко взысканию. Суд отметил, что принятие решения по результатам выездной налоговой проверки по истечении 1 года и 10 дней с момента рассмотрения руководителем инспекции акта проверки связано не только с действиями налогового органа, но и с действиями самого налогоплательщика. В решении указано, что налогоплательщик в том числе в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки подавал ходатайства о продлении срока для мотивированного возражения, проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, применении смягчающих обстоятельств, кроме того, длительность вынесения решения связана с ограничениями, введенными в период пандемии новой коронавирусной инфекции. При этом нарушение срока принятия решения по итогам выездной налоговой проверки не повлекло каких-либо последствий и нарушения прав и законных интересов общества, в том числе не привело к нарушению предельного двухлетнего срока взыскания задолженности. Суд указал, что начало течения срока принудительного взыскания налоговой задолженности определено моментом, когда юридический факт, с которым налоговое законодательство связывает возможность принудительного взыскания, состоялся (вступило в законную силу решение по налоговой проверке), до момента вступления решения в законную силу налоговый орган не мог инициировать процедуру принудительного взыскания задолженности.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 46 "Взыскание налога, сбора, страховых взносов, а также пеней, штрафа за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган неоднократно принимал решение о переносе рассмотрения материалов выездной налоговой проверки на основании ходатайств налогоплательщика об отложении рассмотрения в связи с представлением им дополнительных документов, необходимостью вручения дополнительных документов, а также в связи с мерами по нераспространению коронавирусной инфекции. Вследствие этого решение о привлечении к налоговой ответственности было вынесено на 8 месяцев позднее, чем предусмотрено НК РФ. Налогоплательщик оспорил требование, выставленное на основании данного решения, поскольку, по его мнению, налоговый орган утратил право на бесспорное взыскание недоимки. Суд сделал вывод о том, что превышение длительности вынесения решения по результатам выездной налоговой проверки было обусловлено субъективными причинами, направленными на обеспечение налогоплательщику права на защиту, и объективными причинами в виде введения ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной инфекции. Также суд отметил, что двухлетний срок на взыскание пропущен не был, и отказал в удовлетворении требований налогоплательщика.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган неоднократно принимал решение о переносе рассмотрения материалов выездной налоговой проверки на основании ходатайств налогоплательщика об отложении рассмотрения в связи с представлением им дополнительных документов, необходимостью вручения дополнительных документов, а также в связи с мерами по нераспространению коронавирусной инфекции. Вследствие этого решение о привлечении к налоговой ответственности было вынесено на 8 месяцев позднее, чем предусмотрено НК РФ. Налогоплательщик оспорил требование, выставленное на основании данного решения, поскольку, по его мнению, налоговый орган утратил право на бесспорное взыскание недоимки. Суд сделал вывод о том, что превышение длительности вынесения решения по результатам выездной налоговой проверки было обусловлено субъективными причинами, направленными на обеспечение налогоплательщику права на защиту, и объективными причинами в виде введения ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной инфекции. Также суд отметил, что двухлетний срок на взыскание пропущен не был, и отказал в удовлетворении требований налогоплательщика.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Теоретические и практические аспекты управления налоговыми рисками при осуществлении налогового контроля
(Головченко О.Н.)
("Финансовое право", 2025, N 8)При этом стоит отметить, что либерализация контрольно-надзорной деятельности, которую осуществляют налоговые органы, ориентирована на применение риск-ориентированного подхода <2> при оценке предпринимательской активности хозяйствующих субъектов, что позволяет включить налогоплательщиков в определенные группы риска, с последующим формированием выводов относительно их налоговой добросовестности. Вместе с тем абстрактный и субъективный характер таких критериев является основанием для возникновения споров в налоговой сфере, что предусматривает оспаривание актов налоговых органов, действий и/или бездействия сотрудников налоговых органов. При этом, как отмечается Счетной палатой Российской Федерации, подобный подход снижает результативность и эффективность проведения выездных налоговых проверок ввиду сроков формирования доказательной базы налоговыми органами <3> при осуществлении контрольных мероприятий, инициированных на основании оценки имеющихся критериев недобросовестной деятельности налогоплательщика.
(Головченко О.Н.)
("Финансовое право", 2025, N 8)При этом стоит отметить, что либерализация контрольно-надзорной деятельности, которую осуществляют налоговые органы, ориентирована на применение риск-ориентированного подхода <2> при оценке предпринимательской активности хозяйствующих субъектов, что позволяет включить налогоплательщиков в определенные группы риска, с последующим формированием выводов относительно их налоговой добросовестности. Вместе с тем абстрактный и субъективный характер таких критериев является основанием для возникновения споров в налоговой сфере, что предусматривает оспаривание актов налоговых органов, действий и/или бездействия сотрудников налоговых органов. При этом, как отмечается Счетной палатой Российской Федерации, подобный подход снижает результативность и эффективность проведения выездных налоговых проверок ввиду сроков формирования доказательной базы налоговыми органами <3> при осуществлении контрольных мероприятий, инициированных на основании оценки имеющихся критериев недобросовестной деятельности налогоплательщика.
Вопрос: Приостанавливается ли течение сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации (в том числе сроков, предусмотренных статьями 100 и 101 НК РФ), в отношении выездных налоговых проверок в связи с распространением новой коронавирусной инфекции?
("Официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2020)"Официальный сайт ФНС России www.nalog.ru, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2020
("Официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2020)"Официальный сайт ФНС России www.nalog.ru, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2020
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2020 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Срок проведения как плановой, так и внеплановой проверки не может превышать 20 рабочих дней, при этом срок проведения плановой выездной проверки может быть продлен не более чем на 20 рабочих дней.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Срок проведения как плановой, так и внеплановой проверки не может превышать 20 рабочих дней, при этом срок проведения плановой выездной проверки может быть продлен не более чем на 20 рабочих дней.
Постановление Правительства РФ от 02.07.2020 N 973
(ред. от 01.02.2022)
"Об особенностях организации оказания медицинской помощи при угрозе распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих"При необходимости осуществления медицинской деятельности, направленной на профилактику, диагностику и лечение заболевания, по адресу, не указанному в лицензии на осуществление медицинской деятельности, переоформление лицензии осуществляется лицензирующим органом после проведения внеплановой выездной проверки соответствия лицензиата минимальным требованиям к осуществлению медицинской деятельности, направленной на профилактику, диагностику и лечение заболевания, указанным в пункте 2 настоящего постановления.
(ред. от 01.02.2022)
"Об особенностях организации оказания медицинской помощи при угрозе распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих"При необходимости осуществления медицинской деятельности, направленной на профилактику, диагностику и лечение заболевания, по адресу, не указанному в лицензии на осуществление медицинской деятельности, переоформление лицензии осуществляется лицензирующим органом после проведения внеплановой выездной проверки соответствия лицензиата минимальным требованиям к осуществлению медицинской деятельности, направленной на профилактику, диагностику и лечение заболевания, указанным в пункте 2 настоящего постановления.
Статья: Коронавирус: меры поддержки хозяйствующих субъектов
(Зобова Е.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2020, N 4)Согласно Приказу ФНС России от 20.03.2020 N ЕД-7-2/181@ "О принятии в рамках осуществления контроля и надзора неотложных мер в целях предупреждения возникновения и распространения коронавирусной инфекции" территориальным налоговым органам временно, до особого распоряжения, приказано перейти на дистанционную работу с налогоплательщиками и приостановить ряд мероприятий налогового контроля.
(Зобова Е.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2020, N 4)Согласно Приказу ФНС России от 20.03.2020 N ЕД-7-2/181@ "О принятии в рамках осуществления контроля и надзора неотложных мер в целях предупреждения возникновения и распространения коронавирусной инфекции" территориальным налоговым органам временно, до особого распоряжения, приказано перейти на дистанционную работу с налогоплательщиками и приостановить ряд мероприятий налогового контроля.
Вопрос: О продлении сроков уплаты ЕНВД, страховых взносов и предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей и страховых взносов в связи с коронавирусом.
(Письмо Минфина России от 19.05.2020 N 03-11-11/41089)Постановлением N 409 установлены дополнительные основания предоставления в 2020 году отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов, изменения порядка и условий ее предоставления организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден постановлением N 409, а также стратегическим, системообразующим и градообразующим организациям в соответствии с отдельными решениями Правительства Российской Федерации.
(Письмо Минфина России от 19.05.2020 N 03-11-11/41089)Постановлением N 409 установлены дополнительные основания предоставления в 2020 году отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов, изменения порядка и условий ее предоставления организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден постановлением N 409, а также стратегическим, системообразующим и градообразующим организациям в соответствии с отдельными решениями Правительства Российской Федерации.
Вопрос: О мерах поддержки субъектов МСП в части уплаты налогов и страховых взносов в условиях распространения коронавирусной инфекции.
(Письмо Минфина России от 13.05.2020 N 03-11-11/38913)При этом постановлением N 409 установлены дополнительные основания предоставления в 2020 году отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов, изменения порядка и условий ее предоставления организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден постановлением N 409, а также стратегическим, системообразующим и градообразующим организациям в соответствии с отдельными решениями Правительства Российской Федерации.
(Письмо Минфина России от 13.05.2020 N 03-11-11/38913)При этом постановлением N 409 установлены дополнительные основания предоставления в 2020 году отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов, изменения порядка и условий ее предоставления организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден постановлением N 409, а также стратегическим, системообразующим и градообразующим организациям в соответствии с отдельными решениями Правительства Российской Федерации.
Вопрос: О предоставлении преференций для субъектов МСП, применяющих УСН, ЕНВД, ПСН, и мерах поддержки в части уплаты налогов (страховых взносов) в связи с распространением коронавируса.
(Письмо Минфина России от 08.05.2020 N 03-11-11/37319)Постановлением N 409 установлены дополнительные основания предоставления в 2020 году отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов, изменения порядка и условий ее предоставления организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден постановлением N 409, а также стратегическим, системообразующим и градообразующим организациям в соответствии с отдельными решениями Правительства Российской Федерации.
(Письмо Минфина России от 08.05.2020 N 03-11-11/37319)Постановлением N 409 установлены дополнительные основания предоставления в 2020 году отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов, изменения порядка и условий ее предоставления организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден постановлением N 409, а также стратегическим, системообразующим и градообразующим организациям в соответствии с отдельными решениями Правительства Российской Федерации.
Вопрос: Об установлении пониженных ставок по налогу при УСН организациям частной охранной отрасли и о мерах налоговой поддержки в связи с распространением коронавирусной инфекции.
(Письмо Минфина России от 13.05.2020 N 03-11-11/38914)Также постановлением N 409 установлены дополнительные основания предоставления в 2020 году отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов, изменения порядка и условий ее предоставления организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден постановлением N 409, а также стратегическим, системообразующим и градообразующим организациям в соответствии с отдельными решениями Правительства Российской Федерации.
(Письмо Минфина России от 13.05.2020 N 03-11-11/38914)Также постановлением N 409 установлены дополнительные основания предоставления в 2020 году отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов, изменения порядка и условий ее предоставления организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден постановлением N 409, а также стратегическим, системообразующим и градообразующим организациям в соответствии с отдельными решениями Правительства Российской Федерации.
Вопрос: О мерах поддержки организаций и ИП, применяющих УСН, в части уплаты налогов и страховых взносов и предоставлении кредитных каникул субъектам МСП в связи с коронавирусом.
(Письмо Минфина России от 19.05.2020 N 03-11-11/41075)При этом постановлением N 409 установлены дополнительные основания предоставления в 2020 году отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов, изменения порядка и условий ее предоставления организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден постановлением N 409, а также стратегическим, системообразующим и градообразующим организациям в соответствии с отдельными решениями Правительства Российской Федерации.
(Письмо Минфина России от 19.05.2020 N 03-11-11/41075)При этом постановлением N 409 установлены дополнительные основания предоставления в 2020 году отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов, изменения порядка и условий ее предоставления организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден постановлением N 409, а также стратегическим, системообразующим и градообразующим организациям в соответствии с отдельными решениями Правительства Российской Федерации.
Вопрос: Правомерно ли налоговый орган в октябре 2020 г. истребует документы за 2016 - 2018 гг. в рамках выездной проверки контрагента?
(Консультация эксперта, 2020)Таким образом, учитывая общеустановленные сроки хранения документов, а также то, что сроки выездной проверки контрагента могли быть продлены и/или приостановлены, могли быть назначены дополнительные мероприятия налогового контроля, учитывая также факт приостановления проведения назначенных выездных проверок в связи с коронавирусом, а также то, что ст. 93.1 НК РФ не установлены сроки, ограничивающие налоговый орган в периоде запроса документов, полагаем, что требование налогового органа о представлении документов по контрагенту за 2016 - 2018 гг. в 2020 г. правомерно. Кроме того, контрагент мог представить уточненные налоговые декларации, и в рамках выездной налоговой проверки проверяется тот период, за который они представлены.
(Консультация эксперта, 2020)Таким образом, учитывая общеустановленные сроки хранения документов, а также то, что сроки выездной проверки контрагента могли быть продлены и/или приостановлены, могли быть назначены дополнительные мероприятия налогового контроля, учитывая также факт приостановления проведения назначенных выездных проверок в связи с коронавирусом, а также то, что ст. 93.1 НК РФ не установлены сроки, ограничивающие налоговый орган в периоде запроса документов, полагаем, что требование налогового органа о представлении документов по контрагенту за 2016 - 2018 гг. в 2020 г. правомерно. Кроме того, контрагент мог представить уточненные налоговые декларации, и в рамках выездной налоговой проверки проверяется тот период, за который они представлены.
Вопрос: О выборе налогового режима и преференциях при применении специальных налоговых режимов, а также о мерах господдержки субъектов МСП в связи с распространением коронавируса.
(Письмо Минфина России от 25.05.2020 N 03-11-11/43498)Постановлением N 409 установлены дополнительные основания предоставления в 2020 году отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов, изменения порядка и условий ее предоставления организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден постановлением N 409, а также стратегическим, системообразующим и градообразующим организациям в соответствии с отдельными решениями Правительства Российской Федерации.
(Письмо Минфина России от 25.05.2020 N 03-11-11/43498)Постановлением N 409 установлены дополнительные основания предоставления в 2020 году отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов, изменения порядка и условий ее предоставления организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден постановлением N 409, а также стратегическим, системообразующим и градообразующим организациям в соответствии с отдельными решениями Правительства Российской Федерации.
Статья: 2020 год: правила налогового администрирования
(Гришина О.П.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2020, N 5)Кроме отсрочек по сдаче отчетности и уплате налогов (взносов) в связи с коронавирусом приостановлены проверки, назначаемые ИФНС, и продлены еще некоторые процессуальные сроки, предусмотренные налоговым законодательством.
(Гришина О.П.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2020, N 5)Кроме отсрочек по сдаче отчетности и уплате налогов (взносов) в связи с коронавирусом приостановлены проверки, назначаемые ИФНС, и продлены еще некоторые процессуальные сроки, предусмотренные налоговым законодательством.
Статья: "Ручной режим" управления налоговыми правилами в 2020 году
(Гришина О.)
("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2020, N 5)Кроме отсрочек по сдаче отчетности в связи с коронавирусом, Постановлением N 409 продлены некоторые процессуальные сроки, установленные налоговым законодательством.
(Гришина О.)
("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2020, N 5)Кроме отсрочек по сдаче отчетности в связи с коронавирусом, Постановлением N 409 продлены некоторые процессуальные сроки, установленные налоговым законодательством.