Срок возврата товара при покупке дистанционно
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок возврата товара при покупке дистанционно (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 20.04.2023 N 88-11056/2023 (УИД 77RS0021-02-2022-008062-81)
Категория спора: Розничная купля-продажа.
Требования покупателя: 1) О взыскании неустойки; 2) О взыскании денежных средств, уплаченных за товар; 3) О взыскании убытков; 4) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Судами установлено, что истец направил на официальный адрес электронной почты ответчика обращение с отказом от оплаченного товара и требованием о возврате уплаченных денежных средств в течение 10 дней со дня получения требования, указав свои банковские реквизиты для перечисления средств. Ответчик произвел возврат денежных средств в полном объеме.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Таким образом, судом апелляционной инстанции не приведены основания для применения неустойки за нарушение срока возврата уплаченной за товар денежной суммы, предусмотренной для случаев продажи товара ненадлежащего качества, к рассматриваемому случаю о нарушении сроков возврата денежных средств за товар, приобретенный дистанционным способом, до поставки товара. (Аналогичная правовая позиция изложена в п. 3 Обзора судебной практики по делам о защите прав потребителей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, Законом "О защите прав потребителей").
Категория спора: Розничная купля-продажа.
Требования покупателя: 1) О взыскании неустойки; 2) О взыскании денежных средств, уплаченных за товар; 3) О взыскании убытков; 4) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Судами установлено, что истец направил на официальный адрес электронной почты ответчика обращение с отказом от оплаченного товара и требованием о возврате уплаченных денежных средств в течение 10 дней со дня получения требования, указав свои банковские реквизиты для перечисления средств. Ответчик произвел возврат денежных средств в полном объеме.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Таким образом, судом апелляционной инстанции не приведены основания для применения неустойки за нарушение срока возврата уплаченной за товар денежной суммы, предусмотренной для случаев продажи товара ненадлежащего качества, к рассматриваемому случаю о нарушении сроков возврата денежных средств за товар, приобретенный дистанционным способом, до поставки товара. (Аналогичная правовая позиция изложена в п. 3 Обзора судебной практики по делам о защите прав потребителей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, Законом "О защите прав потребителей").
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 20.12.2023 по делу N 88-38092/2023 (УИД 23RS0058-01-2022-001526-19)
Категория спора: Розничная купля-продажа.
Требования покупателя: 1) О взыскании неустойки; 2) О взыскании денежных средств, уплаченных за товар; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истица полагает, что вследствие представления сотрудником продавца неверной информации ей был продан товар, заведомо не отвечающий ее требованиям, что нарушает ее права, как потребителя.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.Суд апелляционной инстанции дополнительно указал, что ответчиком не представлено допустимых доказательств, подтверждающих факт разъяснения покупателю порядка возврата исправного товара, приобретенного дистанционным способом, следовательно, установленный законом срок возврата такого товара на момент обращения истицы к ответчику не истек, поскольку составляет три месяца.
Категория спора: Розничная купля-продажа.
Требования покупателя: 1) О взыскании неустойки; 2) О взыскании денежных средств, уплаченных за товар; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истица полагает, что вследствие представления сотрудником продавца неверной информации ей был продан товар, заведомо не отвечающий ее требованиям, что нарушает ее права, как потребителя.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.Суд апелляционной инстанции дополнительно указал, что ответчиком не представлено допустимых доказательств, подтверждающих факт разъяснения покупателю порядка возврата исправного товара, приобретенного дистанционным способом, следовательно, установленный законом срок возврата такого товара на момент обращения истицы к ответчику не истек, поскольку составляет три месяца.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как вернуть товар, купленный дистанционно?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом законом не предусмотрена ответственность продавца в виде неустойки за нарушение сроков возврата денежных средств за товар надлежащего качества, приобретенный дистанционным способом (п. 3 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2022).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом законом не предусмотрена ответственность продавца в виде неустойки за нарушение сроков возврата денежных средств за товар надлежащего качества, приобретенный дистанционным способом (п. 3 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2022).
Готовое решение: Потребитель требует с вас неустойку. В каком размере ее придется уплатить
(КонсультантПлюс, 2025)продавец нарушил сроки возврата денег за товар надлежащего качества, приобретенный дистанционным способом (п. 3 Обзора судебной практики по делам о защите прав потребителей, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2022);
(КонсультантПлюс, 2025)продавец нарушил сроки возврата денег за товар надлежащего качества, приобретенный дистанционным способом (п. 3 Обзора судебной практики по делам о защите прав потребителей, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2022);
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2022)Законом о защите прав потребителей не предусмотрена ответственность продавца в виде неустойки за нарушение сроков возврата денежных средств за товар надлежащего качества, приобретенный дистанционным способом.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2022)Законом о защите прав потребителей не предусмотрена ответственность продавца в виде неустойки за нарушение сроков возврата денежных средств за товар надлежащего качества, приобретенный дистанционным способом.
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1
(ред. от 07.07.2025)
"О защите прав потребителей"При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.
(ред. от 07.07.2025)
"О защите прав потребителей"При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.
Ситуация: Какие товары нельзя вернуть или обменять?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Товары ненадлежащего качества, не подлежащие возврату или обмену
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Товары ненадлежащего качества, не подлежащие возврату или обмену
Ситуация: Как вернуть или обменять товар, купленный в кредит?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае приобретения товара дистанционным способом потребитель вправе отказаться от него в любое время до передачи товара, а после передачи - в течение семи дней. Но если в момент доставки потребителю не была предоставлена письменная информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества, то срок отказа от него - в течение трех месяцев с момента передачи товара. Нельзя отказаться от товара надлежащего качества, который имеет индивидуально-определенные свойства, если этот товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем (п. 4 ст. 26.1 Закона N 2300-1).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае приобретения товара дистанционным способом потребитель вправе отказаться от него в любое время до передачи товара, а после передачи - в течение семи дней. Но если в момент доставки потребителю не была предоставлена письменная информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества, то срок отказа от него - в течение трех месяцев с момента передачи товара. Нельзя отказаться от товара надлежащего качества, который имеет индивидуально-определенные свойства, если этот товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем (п. 4 ст. 26.1 Закона N 2300-1).
Ситуация: Как обменять или вернуть лекарственные препараты?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При приобретении товара дистанционным способом в случае доставки заказа ненадлежащего качества вы вправе вернуть его работнику, осуществляющему доставку, без оплаты доставленного товара и (или) услуги по его доставке и (или) потребовать надлежащее исполнение заказа (п. 1 ст. 18 Закона N 2300-1; п. 26 Правил N 697).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При приобретении товара дистанционным способом в случае доставки заказа ненадлежащего качества вы вправе вернуть его работнику, осуществляющему доставку, без оплаты доставленного товара и (или) услуги по его доставке и (или) потребовать надлежащее исполнение заказа (п. 1 ст. 18 Закона N 2300-1; п. 26 Правил N 697).
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за февраль 2022 г.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 4)Если потребитель отказывается от приобретенной дистанционным образом плитки в связи с тем, что ее цвет фактически отличается от цвета на фотографиях, размещенных на сайте, потребитель отправил продавцу претензию в установленный в Законе о защите прав потребителей <15> срок, то при удовлетворении иска потребителя о возврате покупной цены, уплате штрафа и неустойки суду следует установить, предпринимались ли покупателем какие-либо действия по возврату товара продавцу, был ли возвращаемый товар в использовании, сохранил ли он свой товарный вид и потребительские качества.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 4)Если потребитель отказывается от приобретенной дистанционным образом плитки в связи с тем, что ее цвет фактически отличается от цвета на фотографиях, размещенных на сайте, потребитель отправил продавцу претензию в установленный в Законе о защите прав потребителей <15> срок, то при удовлетворении иска потребителя о возврате покупной цены, уплате штрафа и неустойки суду следует установить, предпринимались ли покупателем какие-либо действия по возврату товара продавцу, был ли возвращаемый товар в использовании, сохранил ли он свой товарный вид и потребительские качества.
Готовое решение: Как проводится контрольная закупка сотрудниками Роспотребнадзора и Росалкогольтабакконтроля
(КонсультантПлюс, 2025)Если контрольная закупка проводилась дистанционно, то вам объявят о ней не позднее следующего рабочего дня, разместив копию решения о проведении дистанционной контрольной закупки в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.
(КонсультантПлюс, 2025)Если контрольная закупка проводилась дистанционно, то вам объявят о ней не позднее следующего рабочего дня, разместив копию решения о проведении дистанционной контрольной закупки в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.
Статья: Порок воли в сделках, заключенных с использованием искусственного интеллекта
(Архиереев Н.В.)
("Гражданское право", 2025, N 5)При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования. Расходы на осуществление возврата суммы, уплаченной потребителем в соответствии с договором розничной купли-продажи за товар ненадлежащего качества, несет продавец. В других случаях распределение указанных расходов определяется офертой.
(Архиереев Н.В.)
("Гражданское право", 2025, N 5)При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования. Расходы на осуществление возврата суммы, уплаченной потребителем в соответствии с договором розничной купли-продажи за товар ненадлежащего качества, несет продавец. В других случаях распределение указанных расходов определяется офертой.
Статья: К вопросу классификации договора розничной купли-продажи в России
(Кириллова Е.А., Вражнов А.С.)
("Юрист", 2022, N 10)В случае если в момент доставки товара продавец не информировал покупателя в письменном виде о сроке возврата товара, покупатель имеет право отказаться от товара в течение трех месяцев с момента получения товара. Товар подлежит возврату, если сохранены потребительские свойства, товарный вид, документы, которые подтверждают условия покупки данного товара, тем не менее, как показывает практика, отсутствие документа, подтверждающего факт, условия покупки товара, не лишает возможности покупателя ссылаться на другие доказательства приобретения товара.
(Кириллова Е.А., Вражнов А.С.)
("Юрист", 2022, N 10)В случае если в момент доставки товара продавец не информировал покупателя в письменном виде о сроке возврата товара, покупатель имеет право отказаться от товара в течение трех месяцев с момента получения товара. Товар подлежит возврату, если сохранены потребительские свойства, товарный вид, документы, которые подтверждают условия покупки данного товара, тем не менее, как показывает практика, отсутствие документа, подтверждающего факт, условия покупки товара, не лишает возможности покупателя ссылаться на другие доказательства приобретения товара.
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей (п. 4) установлена и такая гарантия соблюдения прав потребителей при дистанционной торговле, как право потребителя на отказ от товара в любое время до его получения, а также после получения - в течение семи дней, без объяснения причин. В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей (п. 4) установлена и такая гарантия соблюдения прав потребителей при дистанционной торговле, как право потребителя на отказ от товара в любое время до его получения, а также после получения - в течение семи дней, без объяснения причин. В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.
Ситуация: Как вернуть качественный товар?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)с момента приобретения товара прошло не более 14 дней, не считая дня покупки товара. Продавец может установить более длительный срок возврата, поэтому информацию о сроках возврата товара необходимо уточнить у продавца или в документах на товар;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)с момента приобретения товара прошло не более 14 дней, не считая дня покупки товара. Продавец может установить более длительный срок возврата, поэтому информацию о сроках возврата товара необходимо уточнить у продавца или в документах на товар;