Срок содержания животного в приюте
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок содержания животного в приюте (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование эвтаназии животных без владельца: за и против
(Анисимов А.П., Буркова В.Н., Волков И.К., Ермаков А.М., Фомина А.С., Шебеко С.К.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 3)Во многих странах используется подход, при котором животное доставляется в приют и при ненахождении старого или нового владельца в течение 7 - 14 (иногда до 60) дней может быть умерщвлено (Великобритания, Исландия, Норвегия, Румыния, США, Франция и др.). Так, в Норвегии действует Закон об ответственном содержании собак (Закон о собаках), согласно которому, если владелец собаки не заберет ее в разумный срок, но не менее чем через неделю (после того как заинтересованное лицо будет уведомлено лично или посредством соответствующего объявления), полиция может продать, переместить или усыпить собаку <2>. В ст. 6 Закона Французской Республики от 06.01.1999 N 99-5 "Об опасных и бездомных животных и защите животных" предусмотрено, что мэры принимают все необходимые меры для того, чтобы не допустить появления бродячих собак и кошек. Они могут приказать держать этих животных на поводке и надевать на собак намордники. Они должны свозить бездомных собак и кошек, пойманных на территории муниципалитета, в приют, где эти животные будут содержаться в течение сроков, установленных ст. 213-4 и 213-5. Землевладельцы, арендаторы, фермеры или издольщики могут изымать с улиц бродячих собак и кошек. Изъятые животные доставляются в приют. В ст. 213-4 описывается процедура определения судьбы бродячего животного: после его поступления в приют сотрудники занимаются поиском его хозяина. Если в течение восьми дней его хозяин не находится, животное считается брошенным и переходит в собственность приюта. Приют может передать животное специализированным организациям по защите животных, которые ищут ему новых хозяев. Кроме того, ветеринарный врач приюта вправе усыпить животное. Расходы по его поимке, поиску и содержанию возлагаются на владельца <3>.
(Анисимов А.П., Буркова В.Н., Волков И.К., Ермаков А.М., Фомина А.С., Шебеко С.К.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 3)Во многих странах используется подход, при котором животное доставляется в приют и при ненахождении старого или нового владельца в течение 7 - 14 (иногда до 60) дней может быть умерщвлено (Великобритания, Исландия, Норвегия, Румыния, США, Франция и др.). Так, в Норвегии действует Закон об ответственном содержании собак (Закон о собаках), согласно которому, если владелец собаки не заберет ее в разумный срок, но не менее чем через неделю (после того как заинтересованное лицо будет уведомлено лично или посредством соответствующего объявления), полиция может продать, переместить или усыпить собаку <2>. В ст. 6 Закона Французской Республики от 06.01.1999 N 99-5 "Об опасных и бездомных животных и защите животных" предусмотрено, что мэры принимают все необходимые меры для того, чтобы не допустить появления бродячих собак и кошек. Они могут приказать держать этих животных на поводке и надевать на собак намордники. Они должны свозить бездомных собак и кошек, пойманных на территории муниципалитета, в приют, где эти животные будут содержаться в течение сроков, установленных ст. 213-4 и 213-5. Землевладельцы, арендаторы, фермеры или издольщики могут изымать с улиц бродячих собак и кошек. Изъятые животные доставляются в приют. В ст. 213-4 описывается процедура определения судьбы бродячего животного: после его поступления в приют сотрудники занимаются поиском его хозяина. Если в течение восьми дней его хозяин не находится, животное считается брошенным и переходит в собственность приюта. Приют может передать животное специализированным организациям по защите животных, которые ищут ему новых хозяев. Кроме того, ветеринарный врач приюта вправе усыпить животное. Расходы по его поимке, поиску и содержанию возлагаются на владельца <3>.
Статья: Законодательство субъектов РФ в области обращения с животными нуждается в совершенствовании
(Хорьков В.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 5)Закон Ленинградской области от 23 декабря 2019 г. "Об обращении с животными без владельцев на территории Ленинградской области" <8>, Закон Тамбовской области от 2 декабря 2014 года (с изм. на 10.06.2019) "Об отдельных вопросах в сфере обращения с животными на территории Тамбовской области" <9> регулируют порядок деятельности пунктов временного содержания животных без владельцев. Так, ч. 4 ст. 5 Закона Тамбовской области предусматривает, что животные без владельцев после отлова помещаются в приют или пункт временного содержания на срок не более 10 суток. Такие нормы могли действовать только до вступления в силу с 1 января 2020 г. ст. 16 Федерального закона. С 1 января 2020 года животные без владельцев в обязательном порядке передаются в приюты. Федеральным законом с указанной даты не допускается деятельность пунктов временного содержания животных без владельцев. Тем не менее Законы Ленинградской и Тамбовской областей не приведены в соответствие с Федеральным законом.
(Хорьков В.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 5)Закон Ленинградской области от 23 декабря 2019 г. "Об обращении с животными без владельцев на территории Ленинградской области" <8>, Закон Тамбовской области от 2 декабря 2014 года (с изм. на 10.06.2019) "Об отдельных вопросах в сфере обращения с животными на территории Тамбовской области" <9> регулируют порядок деятельности пунктов временного содержания животных без владельцев. Так, ч. 4 ст. 5 Закона Тамбовской области предусматривает, что животные без владельцев после отлова помещаются в приют или пункт временного содержания на срок не более 10 суток. Такие нормы могли действовать только до вступления в силу с 1 января 2020 г. ст. 16 Федерального закона. С 1 января 2020 года животные без владельцев в обязательном порядке передаются в приюты. Федеральным законом с указанной даты не допускается деятельность пунктов временного содержания животных без владельцев. Тем не менее Законы Ленинградской и Тамбовской областей не приведены в соответствие с Федеральным законом.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2024 N 38-П
"По делу о проверке конституционности части 4 статьи 7, абзаца первого части 1 и части 7 статьи 18 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с запросом Верховного Суда Республики Бурятия"В то же время введение - в рамках установления законодательным актом субъекта Российской Федерации на основании части 1 статьи 18 Закона об обращении с животными необходимых мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев - и реализация указанной меры могут быть оправданны, если это продиктовано объективно возникшей экстраординарной и не поддающейся разрешению иными средствами ситуацией с обеспечением безопасности граждан от нападений животных без владельцев или с распространением переносимых ими опасных для человека болезней, когда содержание животных без владельцев в приютах для животных либо в местах и пунктах временного содержания животных, не являющихся приютами для животных, или их возврат на прежние места их обитания не обеспечивают в конкретном субъекте Российской Федерации (или на части его территории, если такая мера предусматривается именно для нее) надлежащего уровня безопасности личности и общества. В такой экстраординарной ситуации - с учетом ее анализа органами государственной власти субъекта Российской Федерации - возврат отловленных животных без владельцев на прежние места их обитания, создающий условия для их массового скопления, может быть расценен как не снимающий имеющиеся риски. Переполненность же мест содержания отловленных животных без владельцев (приютов для животных, мест и пунктов временного содержания животных, не являющихся приютами для животных) при объективной невозможности в разумные сроки создать новые такие места и обеспечить их надлежащее функционирование может приводить к прекращению отлова животных без владельцев и их пребыванию в тех местах, где они продолжат представлять опасность.
"По делу о проверке конституционности части 4 статьи 7, абзаца первого части 1 и части 7 статьи 18 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с запросом Верховного Суда Республики Бурятия"В то же время введение - в рамках установления законодательным актом субъекта Российской Федерации на основании части 1 статьи 18 Закона об обращении с животными необходимых мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев - и реализация указанной меры могут быть оправданны, если это продиктовано объективно возникшей экстраординарной и не поддающейся разрешению иными средствами ситуацией с обеспечением безопасности граждан от нападений животных без владельцев или с распространением переносимых ими опасных для человека болезней, когда содержание животных без владельцев в приютах для животных либо в местах и пунктах временного содержания животных, не являющихся приютами для животных, или их возврат на прежние места их обитания не обеспечивают в конкретном субъекте Российской Федерации (или на части его территории, если такая мера предусматривается именно для нее) надлежащего уровня безопасности личности и общества. В такой экстраординарной ситуации - с учетом ее анализа органами государственной власти субъекта Российской Федерации - возврат отловленных животных без владельцев на прежние места их обитания, создающий условия для их массового скопления, может быть расценен как не снимающий имеющиеся риски. Переполненность же мест содержания отловленных животных без владельцев (приютов для животных, мест и пунктов временного содержания животных, не являющихся приютами для животных) при объективной невозможности в разумные сроки создать новые такие места и обеспечить их надлежащее функционирование может приводить к прекращению отлова животных без владельцев и их пребыванию в тех местах, где они продолжат представлять опасность.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)Правила определяют, что пункт временного содержания - это специально отведенное помещение для содержания безнадзорных животных до возврата их владельцам, передачи в приют или в пользование заинтересованным лицам, выпуска в среду обитания в месте отлова (п. 1.2 Правил).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)Правила определяют, что пункт временного содержания - это специально отведенное помещение для содержания безнадзорных животных до возврата их владельцам, передачи в приют или в пользование заинтересованным лицам, выпуска в среду обитания в месте отлова (п. 1.2 Правил).
Статья: О запрете и ограничении содержания домашних животных в жилых помещениях: проблемы правового регулирования и тенденции правоприменения
(Суслова С.И.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 5)Приведем пример: предъявлено требование ограничить содержание животных по адресу... до двух особей с обязательным соблюдением действующего законодательства, остальных кошек и собак устранить или передать в месячный срок в государственный приют для животных, а также обязать произвести санитарную обработку и шумоизоляцию помещения <8>.
(Суслова С.И.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 5)Приведем пример: предъявлено требование ограничить содержание животных по адресу... до двух особей с обязательным соблюдением действующего законодательства, остальных кошек и собак устранить или передать в месячный срок в государственный приют для животных, а также обязать произвести санитарную обработку и шумоизоляцию помещения <8>.
Статья: Анализ Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2023 г. N 55-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 231 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой городского округа Архангельской области "Город Новодвинск"
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 1)Помимо "традиционных" вопросов об ответственности должностных лиц за надлежащее осуществление мероприятий, о контроле за осуществлением органами местного самоуправления делегированных полномочий по организации отлова, содержания безнадзорных животных и пр. в правоприменительной практике стали появляться и новые дела - об обязанности муниципалитетов принять в свою собственность безнадзорных животных по истечении 6-месячного срока их передержки (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 27 января 2022 г. N 307-ЭС21-28341, от 10 февраля 2022 г. N 307-ЭС21-28158), об обязанности муниципалитетов возместить расходы на содержание животных, перешедших в муниципальную собственность, в приютах (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 16 июня 2021 г. N 307-ЭС21-9551), и пр. Возникновение этих дел непосредственно связано с переходом к политике более гуманного отношения к безнадзорным животным, в том числе общему запрету их умерщвления, поставившей вопрос об их дальнейшей судьбе по окончании периода передержки (6 мес.): применяя положения абз. 2 ч. 1 ст. 231 ГК РФ, предусматривающие передачу в муниципальную собственность животных, от принятия которых в собственность отказалось лицо, временно их содержавшее, субъекты Федерации перекладывают бремя решения этого вопроса (с соответствующими расходами) на муниципальные образования.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 1)Помимо "традиционных" вопросов об ответственности должностных лиц за надлежащее осуществление мероприятий, о контроле за осуществлением органами местного самоуправления делегированных полномочий по организации отлова, содержания безнадзорных животных и пр. в правоприменительной практике стали появляться и новые дела - об обязанности муниципалитетов принять в свою собственность безнадзорных животных по истечении 6-месячного срока их передержки (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 27 января 2022 г. N 307-ЭС21-28341, от 10 февраля 2022 г. N 307-ЭС21-28158), об обязанности муниципалитетов возместить расходы на содержание животных, перешедших в муниципальную собственность, в приютах (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 16 июня 2021 г. N 307-ЭС21-9551), и пр. Возникновение этих дел непосредственно связано с переходом к политике более гуманного отношения к безнадзорным животным, в том числе общему запрету их умерщвления, поставившей вопрос об их дальнейшей судьбе по окончании периода передержки (6 мес.): применяя положения абз. 2 ч. 1 ст. 231 ГК РФ, предусматривающие передачу в муниципальную собственность животных, от принятия которых в собственность отказалось лицо, временно их содержавшее, субъекты Федерации перекладывают бремя решения этого вопроса (с соответствующими расходами) на муниципальные образования.
Статья: Госучет зоологических коллекций и госконтроль за использованием животных
(Соколова О.)
("Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Важно. Согласно п. 8 ст. 15 Федерального закона N 498-ФЗ в случаях, когда дальнейшее использование животного в культурно-зрелищных целях невозможно, учреждение культуры, являющееся его владельцем, обязано обеспечить его содержание до наступления естественной смерти либо передать его на содержание физическим или юридическим лицам либо в приют для животных.
(Соколова О.)
("Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Важно. Согласно п. 8 ст. 15 Федерального закона N 498-ФЗ в случаях, когда дальнейшее использование животного в культурно-зрелищных целях невозможно, учреждение культуры, являющееся его владельцем, обязано обеспечить его содержание до наступления естественной смерти либо передать его на содержание физическим или юридическим лицам либо в приют для животных.
Вопрос: Установлены ли правила содержания диких животных в домашних условиях?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- временное содержание в полувольных условиях, искусственно созданной среде обитания или неволе (за исключением содержания в жилых помещениях) пострадавших и (или) травмированных животных, включенных в Перечень животных, запрещенных к содержанию, утвержденный Правительством РФ в соответствии со ст. 10 Закона об ответственном обращении с животными, до дня их передачи в приюты для животных, питомники для животных, организации, осуществляющие реабилитацию и реинтродукцию диких животных (при условии направления в 3-дневный срок со дня принятия животных на временное содержание информации об этом в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- временное содержание в полувольных условиях, искусственно созданной среде обитания или неволе (за исключением содержания в жилых помещениях) пострадавших и (или) травмированных животных, включенных в Перечень животных, запрещенных к содержанию, утвержденный Правительством РФ в соответствии со ст. 10 Закона об ответственном обращении с животными, до дня их передачи в приюты для животных, питомники для животных, организации, осуществляющие реабилитацию и реинтродукцию диких животных (при условии направления в 3-дневный срок со дня принятия животных на временное содержание информации об этом в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования);