Срок содержания безнадзорных животных
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок содержания безнадзорных животных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Анализ Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2023 г. N 55-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 231 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой городского округа Архангельской области "Город Новодвинск"
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 1)Помимо "традиционных" вопросов об ответственности должностных лиц за надлежащее осуществление мероприятий, о контроле за осуществлением органами местного самоуправления делегированных полномочий по организации отлова, содержания безнадзорных животных и пр. в правоприменительной практике стали появляться и новые дела - об обязанности муниципалитетов принять в свою собственность безнадзорных животных по истечении 6-месячного срока их передержки (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 27 января 2022 г. N 307-ЭС21-28341, от 10 февраля 2022 г. N 307-ЭС21-28158), об обязанности муниципалитетов возместить расходы на содержание животных, перешедших в муниципальную собственность, в приютах (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 16 июня 2021 г. N 307-ЭС21-9551), и пр. Возникновение этих дел непосредственно связано с переходом к политике более гуманного отношения к безнадзорным животным, в том числе общему запрету их умерщвления, поставившей вопрос об их дальнейшей судьбе по окончании периода передержки (6 мес.): применяя положения абз. 2 ч. 1 ст. 231 ГК РФ, предусматривающие передачу в муниципальную собственность животных, от принятия которых в собственность отказалось лицо, временно их содержавшее, субъекты Федерации перекладывают бремя решения этого вопроса (с соответствующими расходами) на муниципальные образования.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 1)Помимо "традиционных" вопросов об ответственности должностных лиц за надлежащее осуществление мероприятий, о контроле за осуществлением органами местного самоуправления делегированных полномочий по организации отлова, содержания безнадзорных животных и пр. в правоприменительной практике стали появляться и новые дела - об обязанности муниципалитетов принять в свою собственность безнадзорных животных по истечении 6-месячного срока их передержки (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 27 января 2022 г. N 307-ЭС21-28341, от 10 февраля 2022 г. N 307-ЭС21-28158), об обязанности муниципалитетов возместить расходы на содержание животных, перешедших в муниципальную собственность, в приютах (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 16 июня 2021 г. N 307-ЭС21-9551), и пр. Возникновение этих дел непосредственно связано с переходом к политике более гуманного отношения к безнадзорным животным, в том числе общему запрету их умерщвления, поставившей вопрос об их дальнейшей судьбе по окончании периода передержки (6 мес.): применяя положения абз. 2 ч. 1 ст. 231 ГК РФ, предусматривающие передачу в муниципальную собственность животных, от принятия которых в собственность отказалось лицо, временно их содержавшее, субъекты Федерации перекладывают бремя решения этого вопроса (с соответствующими расходами) на муниципальные образования.
Статья: Правовое положение животных в России
(Шишкина А.)
("Жилищное право", 2023, N 1)Выходит, что бездомных животных у нас и вовсе нет. Есть животное безнадзорное, а если не удается найти его хозяина - то оно вверяется государству, практически как институт выморочного имущества. Только вот согласно тому же законодательству помещать в приюты либо иные места государство ничейных животных вовсе не обязано. Следует стерилизовать животное, а затем снова отпустить на волю. Стоит также учесть, что ст. 231 ГК РФ определен шестимесячный срок на поиск и установление собственника безнадзорного животного.
(Шишкина А.)
("Жилищное право", 2023, N 1)Выходит, что бездомных животных у нас и вовсе нет. Есть животное безнадзорное, а если не удается найти его хозяина - то оно вверяется государству, практически как институт выморочного имущества. Только вот согласно тому же законодательству помещать в приюты либо иные места государство ничейных животных вовсе не обязано. Следует стерилизовать животное, а затем снова отпустить на волю. Стоит также учесть, что ст. 231 ГК РФ определен шестимесячный срок на поиск и установление собственника безнадзорного животного.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)Абзацем вторым п. 4.22 Правил, определяющим судьбу отловленных безнадзорных животных после истечения срока их пребывания в пункте временного содержания, предусмотрен выпуск безнадзорных животных в среду обитания в месте отлова вне границ детских и спортивных площадок, территорий образовательных организаций, организаций здравоохранения и общественного питания.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)Абзацем вторым п. 4.22 Правил, определяющим судьбу отловленных безнадзорных животных после истечения срока их пребывания в пункте временного содержания, предусмотрен выпуск безнадзорных животных в среду обитания в месте отлова вне границ детских и спортивных площадок, территорий образовательных организаций, организаций здравоохранения и общественного питания.
Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2024 N 38-П
"По делу о проверке конституционности части 4 статьи 7, абзаца первого части 1 и части 7 статьи 18 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с запросом Верховного Суда Республики Бурятия"Следовательно, применение данной меры должно иметь временные рамки, не превышающие периода, разумно необходимого для улучшения ситуации с обеспечением безопасности от возникших угроз. Такие рамки должны устанавливаться законами субъектов Российской Федерации, что, однако, не может исключать право органов государственной власти субъекта Российской Федерации при приближении к истечению установленного в его законодательстве срока, когда допускается умерщвление животных без владельцев в связи с указанной ситуацией, обратиться к рассмотрению актуального положения дел и признать данный срок подлежащим продлению. Если же данный срок соответствующим законом субъекта Российской Федерации не установлен, то в экстраординарной ситуации с обеспечением безопасности от нападений животных без владельцев или от распространения переносимых ими болезней это само по себе не должно с неизбежностью влечь признание норм такого закона недействующими. Но если по административному делу об оспаривании закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего умерщвление животных без владельцев в связи с указанными обстоятельствами, вынесено решение суда, которым такой закон в связи с наличием экстраординарной ситуации признан соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, то по прошествии разумного времени (за которое экстраординарная ситуация могла прекратиться) после вынесения решения суда может быть вновь подан административный иск о признании такого закона недействующим с указанием, в частности, на изменившиеся обстоятельства, свидетельствующие о наличии новых оснований, по которым оспариваемый закон субъекта Российской Федерации ранее не проверялся (пункт 4 части 1 статьи 128 КАС Российской Федерации; абзац седьмой пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"). При этом предусмотренная данным законом субъекта Российской Федерации мера (умерщвление животных без владельцев) вновь должна быть сопоставлена с экстраординарным характером потребовавшей ее введения ситуации в актуальном состоянии таковой.
"По делу о проверке конституционности части 4 статьи 7, абзаца первого части 1 и части 7 статьи 18 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с запросом Верховного Суда Республики Бурятия"Следовательно, применение данной меры должно иметь временные рамки, не превышающие периода, разумно необходимого для улучшения ситуации с обеспечением безопасности от возникших угроз. Такие рамки должны устанавливаться законами субъектов Российской Федерации, что, однако, не может исключать право органов государственной власти субъекта Российской Федерации при приближении к истечению установленного в его законодательстве срока, когда допускается умерщвление животных без владельцев в связи с указанной ситуацией, обратиться к рассмотрению актуального положения дел и признать данный срок подлежащим продлению. Если же данный срок соответствующим законом субъекта Российской Федерации не установлен, то в экстраординарной ситуации с обеспечением безопасности от нападений животных без владельцев или от распространения переносимых ими болезней это само по себе не должно с неизбежностью влечь признание норм такого закона недействующими. Но если по административному делу об оспаривании закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего умерщвление животных без владельцев в связи с указанными обстоятельствами, вынесено решение суда, которым такой закон в связи с наличием экстраординарной ситуации признан соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, то по прошествии разумного времени (за которое экстраординарная ситуация могла прекратиться) после вынесения решения суда может быть вновь подан административный иск о признании такого закона недействующим с указанием, в частности, на изменившиеся обстоятельства, свидетельствующие о наличии новых оснований, по которым оспариваемый закон субъекта Российской Федерации ранее не проверялся (пункт 4 части 1 статьи 128 КАС Российской Федерации; абзац седьмой пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"). При этом предусмотренная данным законом субъекта Российской Федерации мера (умерщвление животных без владельцев) вновь должна быть сопоставлена с экстраординарным характером потребовавшей ее введения ситуации в актуальном состоянии таковой.
Статья: Финансирование расходов на содержание бездомных домашних животных - право или обязанность муниципальных образований?
(Поветкина Н.А., Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2023, N 6)<10> Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п. 1 ст. 225 ГК РФ). Следует отметить, что данное понятие бесхозяйной вещи в целом соответствует понятиям безнадзорного животного и животного без владельца.
(Поветкина Н.А., Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2023, N 6)<10> Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п. 1 ст. 225 ГК РФ). Следует отметить, что данное понятие бесхозяйной вещи в целом соответствует понятиям безнадзорного животного и животного без владельца.
Статья: "Собачья" халатность?
(Яни П.С.)
("Законность", 2025, N 6)Характеризуя вменяемое лицу неисполнение (ненадлежащее исполнение) возложенных на него обязанностей, сторона обвинения оперирует такими категориями, как "своевременно не организовывал", "не обеспечил проведение достаточного количества рейдовых мероприятий", "свидетельствует о формальном, малоэффективном подходе к организации и контролю за проведением рейдовых мероприятий в установленные заказчиком сроки", "не позволило в полной мере достигнуть целей программы", "не принял достаточных мер по исключению фактов нападений животных (собак) без владельцев", "нецелесообразно распорядился денежными средствами, предоставленными местному бюджету".
(Яни П.С.)
("Законность", 2025, N 6)Характеризуя вменяемое лицу неисполнение (ненадлежащее исполнение) возложенных на него обязанностей, сторона обвинения оперирует такими категориями, как "своевременно не организовывал", "не обеспечил проведение достаточного количества рейдовых мероприятий", "свидетельствует о формальном, малоэффективном подходе к организации и контролю за проведением рейдовых мероприятий в установленные заказчиком сроки", "не позволило в полной мере достигнуть целей программы", "не принял достаточных мер по исключению фактов нападений животных (собак) без владельцев", "нецелесообразно распорядился денежными средствами, предоставленными местному бюджету".
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)1. Лицо, задержавшее безнадзорный или пригульный скот или других безнадзорных домашних животных, обязано возвратить их собственнику, а если собственник животных или место его пребывания неизвестны, не позднее трех дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в орган местного самоуправления или иной уполномоченный орган, которые принимают меры к розыску собственника.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)1. Лицо, задержавшее безнадзорный или пригульный скот или других безнадзорных домашних животных, обязано возвратить их собственнику, а если собственник животных или место его пребывания неизвестны, не позднее трех дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в орган местного самоуправления или иной уполномоченный орган, которые принимают меры к розыску собственника.
"Собственность в гражданском праве"
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Интерес представляет п. 2 ст. 225 ГК, в силу которого признается применимым механизм приобретательной давности для движимых вещей, от которых собственник отказался. Это означает, что если не были выполнены процедуры, связанные с приобретением находки, клада, безнадзорных животных, то тем не менее право собственности может быть приобретено в силу приобретательной давности. В связи с этим возникает два вопроса: как в рамках приобретательной давности проверяется определенность воли собственника на отказ от вещи и как выполняется условие ст. 234 ГК о добросовестности владения.
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Интерес представляет п. 2 ст. 225 ГК, в силу которого признается применимым механизм приобретательной давности для движимых вещей, от которых собственник отказался. Это означает, что если не были выполнены процедуры, связанные с приобретением находки, клада, безнадзорных животных, то тем не менее право собственности может быть приобретено в силу приобретательной давности. В связи с этим возникает два вопроса: как в рамках приобретательной давности проверяется определенность воли собственника на отказ от вещи и как выполняется условие ст. 234 ГК о добросовестности владения.
Статья: Безнадзорные животные
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- в иных случаях может быть обусловлено только сложившейся в субъекте РФ или на части его территории экстраординарной ситуацией с обеспечением безопасности граждан от нападений животных без владельцев или от распространения переносимых ими опасных для человека болезней, и только когда организация любых других мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев объективно не может привести к разрешению этой ситуации, и при условии, что данная мера носит временный характер, а также предусматриваются разумный срок и условия для возможности обнаружения животного его владельцем.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- в иных случаях может быть обусловлено только сложившейся в субъекте РФ или на части его территории экстраординарной ситуацией с обеспечением безопасности граждан от нападений животных без владельцев или от распространения переносимых ими опасных для человека болезней, и только когда организация любых других мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев объективно не может привести к разрешению этой ситуации, и при условии, что данная мера носит временный характер, а также предусматриваются разумный срок и условия для возможности обнаружения животного его владельцем.
Статья: Косвенный доступ граждан к конституционному правосудию в России
(Дудко И.А., Кряжкова О.Н.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 3)В решениях КС иногда фиксируется, что обращение изначально инициировала одна из сторон по делу. Например, рассмотрение в 2024 году вопроса о соответствии Конституции положений Закона Республики Бурятия от 22 ноября 2023 года N 185-VII "Об установлении порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев и определении перечня мероприятий при осуществлении такой деятельности на территории Республики Бурятия", которым фактически признавалось право субъекта Российской Федерации умерщвлять животных без хозяев после 30-дневного срока пребывания их в пунктах временного содержания, инициировал Верховный Суд Республики Бурятия. Сначала Верховный Суд республики рассматривал административное дело об оспаривании тех же положений Закона по обращениям граждан и благотворительного фонда помощи животным, которые и заявили ходатайство об обращении в КС <32>. В 2012 году Приморский районный суд Санкт-Петербурга оспорил в Суде абзац 6 статьи 222 ГПК РФ при следующих обстоятельствах. В ходе рассмотрения гражданского дела о расторжении предварительного договора купли-продажи квартиры по иску гражданина к двум акционерным обществам на предварительном судебном заседании представитель ответчика заявил ходатайство об оставлении иска без рассмотрения в связи с наличием соглашения о рассмотрении этого спора третейским судом. Истец против этого возражал, и представитель ответчика заявил ходатайство о направлении запроса в КС <33>.
(Дудко И.А., Кряжкова О.Н.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 3)В решениях КС иногда фиксируется, что обращение изначально инициировала одна из сторон по делу. Например, рассмотрение в 2024 году вопроса о соответствии Конституции положений Закона Республики Бурятия от 22 ноября 2023 года N 185-VII "Об установлении порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев и определении перечня мероприятий при осуществлении такой деятельности на территории Республики Бурятия", которым фактически признавалось право субъекта Российской Федерации умерщвлять животных без хозяев после 30-дневного срока пребывания их в пунктах временного содержания, инициировал Верховный Суд Республики Бурятия. Сначала Верховный Суд республики рассматривал административное дело об оспаривании тех же положений Закона по обращениям граждан и благотворительного фонда помощи животным, которые и заявили ходатайство об обращении в КС <32>. В 2012 году Приморский районный суд Санкт-Петербурга оспорил в Суде абзац 6 статьи 222 ГПК РФ при следующих обстоятельствах. В ходе рассмотрения гражданского дела о расторжении предварительного договора купли-продажи квартиры по иску гражданина к двум акционерным обществам на предварительном судебном заседании представитель ответчика заявил ходатайство об оставлении иска без рассмотрения в связи с наличием соглашения о рассмотрении этого спора третейским судом. Истец против этого возражал, и представитель ответчика заявил ходатайство о направлении запроса в КС <33>.
Статья: Объекты оккупации как первоначального способа приобретения права собственности
(Груздев В.В.)
("Право и экономика", 2021, N 3)При находке вещей или задержании безнадзорных животных к возникновению правоотношения собственности приводит совокупность следующих обстоятельств: находка или задержание животного (результативное действие); принятие полицией или органом местного самоуправления заявления нашедшего вещь или лица, задержавшего животное, о находке или задержании животного (правоприменительный акт); истечение подтверждающего бесхозяйность имущества шестимесячного срока с момента заявления в полицию или в орган местного самоуправления о находке или задержании животного; оккупация, совершаемая нашедшим вещь или лицом, задержавшим животное. Если речь идет о возникновении права муниципальной собственности, последний элемент заменяется отказом нашедшего вещь или лица, задержавшего животное, от оккупации и юридический состав завершается оккупацией, совершаемой соответствующим публично-правовым образованием <11>.
(Груздев В.В.)
("Право и экономика", 2021, N 3)При находке вещей или задержании безнадзорных животных к возникновению правоотношения собственности приводит совокупность следующих обстоятельств: находка или задержание животного (результативное действие); принятие полицией или органом местного самоуправления заявления нашедшего вещь или лица, задержавшего животное, о находке или задержании животного (правоприменительный акт); истечение подтверждающего бесхозяйность имущества шестимесячного срока с момента заявления в полицию или в орган местного самоуправления о находке или задержании животного; оккупация, совершаемая нашедшим вещь или лицом, задержавшим животное. Если речь идет о возникновении права муниципальной собственности, последний элемент заменяется отказом нашедшего вещь или лица, задержавшего животное, от оккупации и юридический состав завершается оккупацией, совершаемой соответствующим публично-правовым образованием <11>.
Статья: Законодательство субъектов РФ в области обращения с животными нуждается в совершенствовании
(Хорьков В.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 5)Закон Ленинградской области от 23 декабря 2019 г. "Об обращении с животными без владельцев на территории Ленинградской области" <8>, Закон Тамбовской области от 2 декабря 2014 года (с изм. на 10.06.2019) "Об отдельных вопросах в сфере обращения с животными на территории Тамбовской области" <9> регулируют порядок деятельности пунктов временного содержания животных без владельцев. Так, ч. 4 ст. 5 Закона Тамбовской области предусматривает, что животные без владельцев после отлова помещаются в приют или пункт временного содержания на срок не более 10 суток. Такие нормы могли действовать только до вступления в силу с 1 января 2020 г. ст. 16 Федерального закона. С 1 января 2020 года животные без владельцев в обязательном порядке передаются в приюты. Федеральным законом с указанной даты не допускается деятельность пунктов временного содержания животных без владельцев. Тем не менее Законы Ленинградской и Тамбовской областей не приведены в соответствие с Федеральным законом.
(Хорьков В.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 5)Закон Ленинградской области от 23 декабря 2019 г. "Об обращении с животными без владельцев на территории Ленинградской области" <8>, Закон Тамбовской области от 2 декабря 2014 года (с изм. на 10.06.2019) "Об отдельных вопросах в сфере обращения с животными на территории Тамбовской области" <9> регулируют порядок деятельности пунктов временного содержания животных без владельцев. Так, ч. 4 ст. 5 Закона Тамбовской области предусматривает, что животные без владельцев после отлова помещаются в приют или пункт временного содержания на срок не более 10 суток. Такие нормы могли действовать только до вступления в силу с 1 января 2020 г. ст. 16 Федерального закона. С 1 января 2020 года животные без владельцев в обязательном порядке передаются в приюты. Федеральным законом с указанной даты не допускается деятельность пунктов временного содержания животных без владельцев. Тем не менее Законы Ленинградской и Тамбовской областей не приведены в соответствие с Федеральным законом.
Статья: Проблема осуществления муниципальными образованиями полномочий по организации деятельности в области обращения с животными без владельцев (по материалам судебной практики)
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2025, N 2)Так, решением Советского районного суда г. Липецка принято решение о взыскании с муниципального образования компенсации морального вреда, причиненного А.Л.Г. в результате гибели ее несовершеннолетнего сына: спасаясь от стаи безнадзорных собак, он попал под колеса автомобиля. В связи с гибелью ребенка Управлением ветеринарии Липецкой области принято решение о проведении внеплановой проверки по организации мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев. В результате проверки установлено, что в 50% случаев отлов животных превышает трехдневный срок со дня регистрации информации, в журнале заявок отмечаются случаи регистрации выезда бригады ловцов, в результате которых животные не обнаруживаются, но подтверждающие документы отсутствуют. Управлением вынесено предписание о принятии мер по организации контроля за надлежащим исполнением контрактов на оказание услуг по отлову и содержанию животных без владельцев на территории г. Липецка, в том числе контроля за объемами, ходом и качеством оказания услуг исполнителем по контрактам, наличия документальных доказательств исполнения работ (услуг) по содержанию животных без владельцев в приютах для животных, их кормления, стерилизации, вакцинации (Апелляционное определение Липецкого областного суда по делу N 2-2020/2024; N 33-4395/2024).
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2025, N 2)Так, решением Советского районного суда г. Липецка принято решение о взыскании с муниципального образования компенсации морального вреда, причиненного А.Л.Г. в результате гибели ее несовершеннолетнего сына: спасаясь от стаи безнадзорных собак, он попал под колеса автомобиля. В связи с гибелью ребенка Управлением ветеринарии Липецкой области принято решение о проведении внеплановой проверки по организации мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев. В результате проверки установлено, что в 50% случаев отлов животных превышает трехдневный срок со дня регистрации информации, в журнале заявок отмечаются случаи регистрации выезда бригады ловцов, в результате которых животные не обнаруживаются, но подтверждающие документы отсутствуют. Управлением вынесено предписание о принятии мер по организации контроля за надлежащим исполнением контрактов на оказание услуг по отлову и содержанию животных без владельцев на территории г. Липецка, в том числе контроля за объемами, ходом и качеством оказания услуг исполнителем по контрактам, наличия документальных доказательств исполнения работ (услуг) по содержанию животных без владельцев в приютах для животных, их кормления, стерилизации, вакцинации (Апелляционное определение Липецкого областного суда по делу N 2-2020/2024; N 33-4395/2024).
Статья: Ежегодная научная конференция центра частного права
("Вестник гражданского права", 2021, N 4)Если есть необходимость вернуть в оборот бесхозяйную вещь, создать собственника, то нужно проводить приватизацию. Не надо для проведения аукциона ждать 15 лет. Длительные сроки дестимулируют инвестиции и развитие. Общество для себя эту задачу решило. Пункт 2 ст. 225 ГК РФ предусматривает неудачное правило: если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (ст. 226), о находке (ст. 227 и 228), о безнадзорных животных (ст. 230 и 231) и кладе (ст. 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности. На самом деле - не может, поскольку Кодекс всегда это исключает. Нет такой ситуации, которая не подпадала бы под эти специальные правила. Бесхозяйные вещи ставятся на учет, потом приватизируются, но по давности они не приобретаются в принципе.
("Вестник гражданского права", 2021, N 4)Если есть необходимость вернуть в оборот бесхозяйную вещь, создать собственника, то нужно проводить приватизацию. Не надо для проведения аукциона ждать 15 лет. Длительные сроки дестимулируют инвестиции и развитие. Общество для себя эту задачу решило. Пункт 2 ст. 225 ГК РФ предусматривает неудачное правило: если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (ст. 226), о находке (ст. 227 и 228), о безнадзорных животных (ст. 230 и 231) и кладе (ст. 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности. На самом деле - не может, поскольку Кодекс всегда это исключает. Нет такой ситуации, которая не подпадала бы под эти специальные правила. Бесхозяйные вещи ставятся на учет, потом приватизируются, но по давности они не приобретаются в принципе.