Срок службы приБоров учета
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок службы приБоров учета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.09.2024 N 02АП-3310/2024 по делу N А82-13100/2023
Требование: О взыскании задолженности по договору на отпуск тепловой энергии.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено. Решение первой инстанции отменено в части. В этой части требование удовлетворено в части.При этом в соответствии с пунктом 6 Правил N 1034 узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до истечения срока службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета, таким образом, отсутствие фиксации конкретных периодов нештатной работы по пунктам 122, 123 Правил N 1034, в частности неисправностей, не связанных с работой прибора учета за пределом установленного диапазона изменений, не свидетельствуют о невозможности установления таких неисправностей на основании иных данных и с использованием иных методов.
Требование: О взыскании задолженности по договору на отпуск тепловой энергии.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено. Решение первой инстанции отменено в части. В этой части требование удовлетворено в части.При этом в соответствии с пунктом 6 Правил N 1034 узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до истечения срока службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета, таким образом, отсутствие фиксации конкретных периодов нештатной работы по пунктам 122, 123 Правил N 1034, в частности неисправностей, не связанных с работой прибора учета за пределом установленного диапазона изменений, не свидетельствуют о невозможности установления таких неисправностей на основании иных данных и с использованием иных методов.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 03.09.2024 N Ф02-3712/2024 по делу N А58-7471/2023
Требование: О взыскании задолженности за тепловую энергию, поставленную на нужды отопления и горячего водоснабжения.
Обстоятельства: Теплоснабжающая организация указывает, что собственник оплатил коммунальные ресурсы частично.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку приборы учета, соответствующие действующему законодательству на время их установки и имеющие действующий срок службы, могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии. Таким образом, произведенный собственником расчет объема тепловой энергии является обоснованным и соответствующим действующему законодательству.Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в решении от 06.04.2022 N АКПИ22-96, узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу Правил N 1034, с истекшим сроком службы основных приборов учета, не могут использоваться для установки новых или существующих узлах учета. При этом необходимость производить замену основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в узел учета, после 19.11.2016 (по истечении 3 лет со дня вступления в силу Правил), до истечения их срока службы отсутствует.
Требование: О взыскании задолженности за тепловую энергию, поставленную на нужды отопления и горячего водоснабжения.
Обстоятельства: Теплоснабжающая организация указывает, что собственник оплатил коммунальные ресурсы частично.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку приборы учета, соответствующие действующему законодательству на время их установки и имеющие действующий срок службы, могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии. Таким образом, произведенный собственником расчет объема тепловой энергии является обоснованным и соответствующим действующему законодательству.Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в решении от 06.04.2022 N АКПИ22-96, узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу Правил N 1034, с истекшим сроком службы основных приборов учета, не могут использоваться для установки новых или существующих узлах учета. При этом необходимость производить замену основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в узел учета, после 19.11.2016 (по истечении 3 лет со дня вступления в силу Правил), до истечения их срока службы отсутствует.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы ЖКХ в условиях пандемии
(Климентьева С.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)Следующим послаблением, которое действовало до 1 января 2021 г., являлось то, что управляющая организация (далее - УО) и товарищество собственников жилья (далее - ТСЖ) не имели права начислять плату за коммунальные услуги по среднему показателю в случаях, когда истек срок поверки индивидуальных приборов учета (далее - ИПУ). Это было также закреплено в Постановлении Правительства РФ N 424. На этом основании в указанный период не было необходимости проверять квартирные счетчики, а показания можно подавать и дальше, даже если срок эксплуатации прибора учета истек. Представители Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт) и Федеральной службы по аккредитации (далее - Росаккредитация) выражали опасения, что в данной ситуации будут иметь место неправомерные действия, выражающиеся во введении в заблуждение населения о необходимости замены ИПУ. С целью предотвращения подобных действий было направлено письмо Росстандарта N АА-275/04, Росаккредитации N НС-73 от 21 апреля 2020 г. "Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, выполняющим работы в области обеспечения единства измерений по поверке бытовых приборов учета". В данном документе содержались разъяснения по указанному пункту Постановления Правительства РФ N 424 и указание на обязанность информирования граждан о том, что нет необходимости в указанное время производить замену приборов.
(Климентьева С.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)Следующим послаблением, которое действовало до 1 января 2021 г., являлось то, что управляющая организация (далее - УО) и товарищество собственников жилья (далее - ТСЖ) не имели права начислять плату за коммунальные услуги по среднему показателю в случаях, когда истек срок поверки индивидуальных приборов учета (далее - ИПУ). Это было также закреплено в Постановлении Правительства РФ N 424. На этом основании в указанный период не было необходимости проверять квартирные счетчики, а показания можно подавать и дальше, даже если срок эксплуатации прибора учета истек. Представители Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт) и Федеральной службы по аккредитации (далее - Росаккредитация) выражали опасения, что в данной ситуации будут иметь место неправомерные действия, выражающиеся во введении в заблуждение населения о необходимости замены ИПУ. С целью предотвращения подобных действий было направлено письмо Росстандарта N АА-275/04, Росаккредитации N НС-73 от 21 апреля 2020 г. "Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, выполняющим работы в области обеспечения единства измерений по поверке бытовых приборов учета". В данном документе содержались разъяснения по указанному пункту Постановления Правительства РФ N 424 и указание на обязанность информирования граждан о том, что нет необходимости в указанное время производить замену приборов.
Статья: О некоторых особенностях перерасчета платы за коммунальную услугу газоснабжения
(Гареев Н.)
("Жилищное право", 2024, N 5)У гражданки И. в жилом доме установлен прибор учета газа, срок поверки которого истек 01.04.2023. 01.12.2023 прибор учета проходит поверку в метрологической службе, о чем выдается свидетельство, подтверждающее его пригодность. Газоснабжающей организацией с 01.04.2023 по 01.12.2023 начисление платы за газ произведено по нормативам потребления газа из расчета отапливаемой площади и количества зарегистрированных лиц. Гражданка И. считает, что ей полагается произвести перерасчет на основании показаний прибора учета. Так ли это?
(Гареев Н.)
("Жилищное право", 2024, N 5)У гражданки И. в жилом доме установлен прибор учета газа, срок поверки которого истек 01.04.2023. 01.12.2023 прибор учета проходит поверку в метрологической службе, о чем выдается свидетельство, подтверждающее его пригодность. Газоснабжающей организацией с 01.04.2023 по 01.12.2023 начисление платы за газ произведено по нормативам потребления газа из расчета отапливаемой площади и количества зарегистрированных лиц. Гражданка И. считает, что ей полагается произвести перерасчет на основании показаний прибора учета. Так ли это?
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2018 N 30-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацев третьего и четвертого пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданина С.Н. Деминца"4.1. Согласно статье 13 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" здания и сооружения должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы в процессе их эксплуатации обеспечивалось эффективное использование энергетических ресурсов и исключался нерациональный расход этих ресурсов. В силу части 9 статьи 11 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с данным Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацев третьего и четвертого пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданина С.Н. Деминца"4.1. Согласно статье 13 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" здания и сооружения должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы в процессе их эксплуатации обеспечивалось эффективное использование энергетических ресурсов и исключался нерациональный расход этих ресурсов. В силу части 9 статьи 11 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с данным Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"9. Собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
(ред. от 31.07.2025)
"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"9. Собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
Готовое решение: По какой статье КОСГУ отражаются расходы на приобретение, установку, замену и обслуживание приборов учета коммунальных ресурсов
(КонсультантПлюс, 2025)Объясняется это тем, что установленный и введенный в эксплуатацию счетчик является самостоятельным инвентарным объектом основных средств, ведь срок его службы (в том числе гарантийный срок эксплуатации) составляет более 12 месяцев (см., например, п. п. 5.2.2, 11.2 ГОСТ Р 50601-93). При этом в целях бухгалтерского (бюджетного) учета он не включается в состав систем коммуникации здания (систем отопления, водопровода, газопровода и т.д.), хотя и относится к оборудованию этих систем (п. п. 38, 45 Инструкции N 157н);
(КонсультантПлюс, 2025)Объясняется это тем, что установленный и введенный в эксплуатацию счетчик является самостоятельным инвентарным объектом основных средств, ведь срок его службы (в том числе гарантийный срок эксплуатации) составляет более 12 месяцев (см., например, п. п. 5.2.2, 11.2 ГОСТ Р 50601-93). При этом в целях бухгалтерского (бюджетного) учета он не включается в состав систем коммуникации здания (систем отопления, водопровода, газопровода и т.д.), хотя и относится к оборудованию этих систем (п. п. 38, 45 Инструкции N 157н);
Вопрос: Какой порядок обеспечения энергетической эффективности зданий, строений, сооружений?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с Законом об энергосбережении возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий (ч. 9 ст. 11 Закона об энергосбережении).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с Законом об энергосбережении возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий (ч. 9 ст. 11 Закона об энергосбережении).
Ситуация: Как оплачивать коммунальные услуги при временном отсутствии?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)К заявлению необходимо приложить акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального или общего (квартирного) приборов учета (за исключением случаев обращения за перерасчетом размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы или отсутствия потребителя в связи с призывом на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы РФ), а также документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия (п. 92 Правил).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)К заявлению необходимо приложить акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального или общего (квартирного) приборов учета (за исключением случаев обращения за перерасчетом размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы или отсутствия потребителя в связи с призывом на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы РФ), а также документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия (п. 92 Правил).