Срок рассмотрения жалобы 44 фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок рассмотрения жалобы 44 фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 106 "Рассмотрение жалобы по существу" Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""Вопреки позиции подателя жалобы, наличие в ЕИС сведений о принятом антимонопольным органом решении о приостановлении определения поставщика до 07.12.2022 само по себе срок заключения контракта не продлевает, поскольку часть 7 статьи 106 Закона N 44-ФЗ связывает период продления срока подписания контракта с периодом рассмотрения жалобы, а не с периодом отражения в ЕИС информации о приостановлении."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 106 "Рассмотрение жалобы по существу" Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции установив, что обществом подана жалоба не на документацию о закупке, а на действия заказчика при проведении закупки, не продлившего срок подачи заявок, жалоба поступила до размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, пришел к выводу, что антимонопольный орган вправе был принять к рассмотрению поступившую от общества жалобу в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона N 44-ФЗ; действия заказчика, не продлившего срок подачи заявок, с учетом принятия Указа от 23.04.2021 N 242, ограничивают установленный частью 1 статьи 54.2 Закона N 44-ФЗ минимальный срок подачи заявок на участие в данной закупке."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как заключить государственный, муниципальный контракт по итогам открытых конкурентных электронных процедур
(КонсультантПлюс, 2025)Контрольный орган вправе приостановить (с использованием ЕИС) заключение контракта заказчиком. В этом случае его нельзя заключить, пока не рассмотрят жалобу. Срок его заключения продлевается на срок рассмотрения жалобы по существу (ч. 7 ст. 106 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Контрольный орган вправе приостановить (с использованием ЕИС) заключение контракта заказчиком. В этом случае его нельзя заключить, пока не рассмотрят жалобу. Срок его заключения продлевается на срок рассмотрения жалобы по существу (ч. 7 ст. 106 Закона N 44-ФЗ).
Статья: Проблемы правового регулирования деятельности субъектов общественного контроля в сфере государственных и муниципальных закупок
(Петелин А.Л.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 3)Существует противоречие между нормами ч. 4 ст. 102 и ч. 3 ст. 106 ФЗ N 44, касающееся сроков рассмотрения жалоб участников государственных и муниципальных закупок и субъектов общественного контроля. Так, согласно ч. 4 ст. 102 ФЗ N 44 обращения субъектов общественного контроля рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", согласно которому срок рассмотрения обращения составляет 30 дней со дня регистрации. А согласно ч. 3 ст. 106 ФЗ N 44 жалоба рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня поступления. Сроки осуществления закупочных процедур составляют от 5 до 20 дней. То есть, если субъект общественного контроля обнаружит нарушение законодательства о закупках в процессе осуществления закупочных процедур, данная закупка не будет оперативно отменена, что приведет к дополнительным затратам бюджетных средств. Например, активисты Общероссийского народного фонда выявили, что из-за недоработок при составлении технического задания часть контейнерных площадок в Кирове невозможно эксплуатировать, а приведение их в приемлемое состояние потребует новых затрат бюджетных средств <8>.
(Петелин А.Л.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 3)Существует противоречие между нормами ч. 4 ст. 102 и ч. 3 ст. 106 ФЗ N 44, касающееся сроков рассмотрения жалоб участников государственных и муниципальных закупок и субъектов общественного контроля. Так, согласно ч. 4 ст. 102 ФЗ N 44 обращения субъектов общественного контроля рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", согласно которому срок рассмотрения обращения составляет 30 дней со дня регистрации. А согласно ч. 3 ст. 106 ФЗ N 44 жалоба рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня поступления. Сроки осуществления закупочных процедур составляют от 5 до 20 дней. То есть, если субъект общественного контроля обнаружит нарушение законодательства о закупках в процессе осуществления закупочных процедур, данная закупка не будет оперативно отменена, что приведет к дополнительным затратам бюджетных средств. Например, активисты Общероссийского народного фонда выявили, что из-за недоработок при составлении технического задания часть контейнерных площадок в Кирове невозможно эксплуатировать, а приведение их в приемлемое состояние потребует новых затрат бюджетных средств <8>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)7. Контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта заказчиком до рассмотрения жалобы по существу, направив заказчику, оператору специализированной электронной площадки (в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, в соответствии с пунктом 3 части 13 статьи 24 настоящего Федерального закона), в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта заказчиком до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным. При проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур (за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 13 статьи 24 настоящего Федерального закона) такое приостановление (в случае принятия решения о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется контрольным органом в сфере закупок с использованием единой информационной системы в сфере закупок при размещении информации в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 105 настоящего Федерального закона. В случае принятия решения о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)7. Контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта заказчиком до рассмотрения жалобы по существу, направив заказчику, оператору специализированной электронной площадки (в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, в соответствии с пунктом 3 части 13 статьи 24 настоящего Федерального закона), в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта заказчиком до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным. При проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур (за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 13 статьи 24 настоящего Федерального закона) такое приостановление (в случае принятия решения о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется контрольным органом в сфере закупок с использованием единой информационной системы в сфере закупок при размещении информации в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 105 настоящего Федерального закона. В случае принятия решения о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)К одному из таких положений относится ч. 7 ст. 106 Закона N 44-ФЗ, согласно которой контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, направив заказчику требование о приостановлении определения поставщика в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным. В случае принятия решения о приостановлении определения поставщика контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)К одному из таких положений относится ч. 7 ст. 106 Закона N 44-ФЗ, согласно которой контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, направив заказчику требование о приостановлении определения поставщика в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным. В случае принятия решения о приостановлении определения поставщика контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу.
Готовое решение: Как обжаловать решения ФАС России, принятые в рамках Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Решение и (или) предписание антимонопольного органа, принятые по результатам рассмотрения жалобы, могут быть обжалованы в арбитражном суде в течение трех месяцев с даты принятия. Срок для обоих документов един, поскольку они изготавливаются вместе (ч. 8, 9 ст. 106 Закона N 44-ФЗ, ч. 4 ст. 198 АПК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Решение и (или) предписание антимонопольного органа, принятые по результатам рассмотрения жалобы, могут быть обжалованы в арбитражном суде в течение трех месяцев с даты принятия. Срок для обоих документов един, поскольку они изготавливаются вместе (ч. 8, 9 ст. 106 Закона N 44-ФЗ, ч. 4 ст. 198 АПК РФ).
Форма: Жалоба на действия (бездействие) оператора электронной площадки по Закону N 44-ФЗ (образец заполнения)
(КонсультантПлюс, 2025)Требования к содержанию жалобы установлены ч. 4 ст. 105 Закона N 44-ФЗ. Жалоба формируется и подается в ФАС России с использованием ЕИС не позднее 5 календарных дней со дня совершения обжалуемых действий. Подписать жалобу нужно усиленной квалифицированной электронной подписью лица, действующего от имени участника. В отношении каждой закупки нужно подавать отдельную жалобу (п. п. 3, 5 ч. 2, п. 1 ч. 3, ч. 4, 7 ст. 105 Закона N 44-ФЗ). Рассматривает такие жалобы центральный аппарат ФАС России (п. 1.4 Приказа ФАС России от 13.10.2015 N 955/15).
(КонсультантПлюс, 2025)Требования к содержанию жалобы установлены ч. 4 ст. 105 Закона N 44-ФЗ. Жалоба формируется и подается в ФАС России с использованием ЕИС не позднее 5 календарных дней со дня совершения обжалуемых действий. Подписать жалобу нужно усиленной квалифицированной электронной подписью лица, действующего от имени участника. В отношении каждой закупки нужно подавать отдельную жалобу (п. п. 3, 5 ч. 2, п. 1 ч. 3, ч. 4, 7 ст. 105 Закона N 44-ФЗ). Рассматривает такие жалобы центральный аппарат ФАС России (п. 1.4 Приказа ФАС России от 13.10.2015 N 955/15).
Готовое решение: Кто и в каком порядке осуществляет контроль в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Внеплановую проверку сведений о нарушениях контрольный орган проводит (пп. "а", "б", "в" п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона N 44-ФЗ):
(КонсультантПлюс, 2025)Внеплановую проверку сведений о нарушениях контрольный орган проводит (пп. "а", "б", "в" п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона N 44-ФЗ):
Готовое решение: Как обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Роспотребнадзора при проведении проверок (контрольных (надзорных) мероприятий)
(КонсультантПлюс, 2025)Однако этот срок может быть приостановлен. Так, течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса о представлении дополнительной информации и документов и до момента получения документов, но не более чем на пять рабочих дней (ч. 3 ст. 43 Закона N 248-ФЗ, п. 44 Положения о контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей).
(КонсультантПлюс, 2025)Однако этот срок может быть приостановлен. Так, течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса о представлении дополнительной информации и документов и до момента получения документов, но не более чем на пять рабочих дней (ч. 3 ст. 43 Закона N 248-ФЗ, п. 44 Положения о контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей).
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)- истечение срока исполнения ранее выданного предписания.
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)- истечение срока исполнения ранее выданного предписания.
"Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (май 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)К одному из таких положений относится часть 7 статьи 106 Закона N 44-ФЗ, согласно которой контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, направив заказчику требование о приостановлении определения поставщика в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным. В случае принятия решения о приостановлении определения поставщика контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу.
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)К одному из таких положений относится часть 7 статьи 106 Закона N 44-ФЗ, согласно которой контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, направив заказчику требование о приостановлении определения поставщика в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным. В случае принятия решения о приостановлении определения поставщика контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу.
Статья: Отмена закупки заказчиком: гарантия признания жалобы необоснованной?
(Блинцов Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 9)Правовая оценка УФАС: отмена закупки произведена заказчиком в срок, установленный ч. 2 ст. 36 Закона N 44-ФЗ. В действиях заказчика, отменившего электронный аукцион, не прослеживается нарушение принципа обеспечения конкуренции, т.к. никто из участников закупки не был поставлен в преимущественное положение по отношению к другим участникам. Таким образом, на момент рассмотрения жалобы заказчик не может считаться допустившим нарушение прав и законных интересов заявителя, выступающего в качестве потенциального участника закупки, условиями извещения о закупке. Жалоба признана необоснованной <5>.
(Блинцов Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 9)Правовая оценка УФАС: отмена закупки произведена заказчиком в срок, установленный ч. 2 ст. 36 Закона N 44-ФЗ. В действиях заказчика, отменившего электронный аукцион, не прослеживается нарушение принципа обеспечения конкуренции, т.к. никто из участников закупки не был поставлен в преимущественное положение по отношению к другим участникам. Таким образом, на момент рассмотрения жалобы заказчик не может считаться допустившим нарушение прав и законных интересов заявителя, выступающего в качестве потенциального участника закупки, условиями извещения о закупке. Жалоба признана необоснованной <5>.
Готовое решение: Как обжаловать в ФАС России действия заказчика по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Примите участие в заседании по рассмотрению жалобы при желании (ч. 2 ст. 106 Закона N 44-ФЗ). Только не забудьте взять с собой паспорт и документ, подтверждающий ваши полномочия, - доверенность или решение о назначении. Учтите: чтобы очно принять участие в заседании, нужно подать заявление для оформления пропуска. Оно подается на сайте ведомства по адресу https://fas.gov.ru/spheres/5 не позднее 16:00 (по местному времени для ФАС России, ее территориального органа) рабочего дня, предшествующего дню заседания (Письмо ФАС России от 29.05.2020 N МЕ/45732/20).
(КонсультантПлюс, 2025)Примите участие в заседании по рассмотрению жалобы при желании (ч. 2 ст. 106 Закона N 44-ФЗ). Только не забудьте взять с собой паспорт и документ, подтверждающий ваши полномочия, - доверенность или решение о назначении. Учтите: чтобы очно принять участие в заседании, нужно подать заявление для оформления пропуска. Оно подается на сайте ведомства по адресу https://fas.gov.ru/spheres/5 не позднее 16:00 (по местному времени для ФАС России, ее территориального органа) рабочего дня, предшествующего дню заседания (Письмо ФАС России от 29.05.2020 N МЕ/45732/20).
Статья: Июльские поправки к Закону N 44-ФЗ: новая конфигурация контрактной системы
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 9)<101> Часть 6 ст. 105 Закона N 44-ФЗ в ред. Закона N 360-ФЗ.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 9)<101> Часть 6 ст. 105 Закона N 44-ФЗ в ред. Закона N 360-ФЗ.
Статья: Срок возврата обеспечения гарантийных обязательств: противоречивая практика
(Блинцов Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 4)Пример 2. Заказчик пояснил, что ОГО будет возвращено в разумный срок после истечения гарантийного срока на выполненные работы. Закон N 44-ФЗ обязывает заказчика указывать срок возврата ОИК, что и было сделано в проекте контракта. При этом в Законе N 44-ФЗ отсутствует обязанность указывать срок возврата ОГО. На рассмотрение жалобы представитель заявителя не явился, не опроверг пояснения заказчика <11>.
(Блинцов Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 4)Пример 2. Заказчик пояснил, что ОГО будет возвращено в разумный срок после истечения гарантийного срока на выполненные работы. Закон N 44-ФЗ обязывает заказчика указывать срок возврата ОИК, что и было сделано в проекте контракта. При этом в Законе N 44-ФЗ отсутствует обязанность указывать срок возврата ОГО. На рассмотрение жалобы представитель заявителя не явился, не опроверг пояснения заказчика <11>.