Срок рассмотрения протеста прокуратуры
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок рассмотрения протеста прокуратуры (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 6 "Обязательность исполнения требований прокурора" Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации""Из анализа положений статей 6, 21, 23, 28 Федерального закона следует, что протест прокурора является актом прокурорского реагирования, носит характер предложения (рекомендации) об устранении нарушений закона, содержит разъяснение норм действующего законодательства, при этом законодатель не возлагает на лицо, принявшее опротестовываемый прокурором акт, обязанность по отмене или изменению этого акта данному лицу в силу требований части 2 статьи 23 Федерального закона о прокуратуре необходимо рассмотреть поступивший протест в десятидневный срок и сообщить о результатах рассмотрения прокурору в письменной форме."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 21 "Предмет надзора" Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации""Анализ положения статей 6, 21, 23, 28 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре), позволяет сделать вывод о том, что протест прокурора является актом прокурорского реагирования, носит характер предложения (рекомендации) об устранении нарушений закона, содержит разъяснение норм действующего законодательства, при законодатель не возлагает на лицо, принявшее опротестовываемый прокурором акт, обязанность по отмене или изменению этого акта: данному лицу в силу требований части 2 статьи 23 Закона о прокуратуре необходимо рассмотреть поступивший протест в десятидневный срок и сообщить о результатах рассмотрения прокурору в письменной форме."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как организация должна рассмотреть протест прокурора и ответить на него
(КонсультантПлюс, 2025)3.1. В течение какого срока организация должна рассмотреть протест прокурора
(КонсультантПлюс, 2025)3.1. В течение какого срока организация должна рассмотреть протест прокурора
Готовое решение: Как контролируются закупки, проводимые по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)протест на положение о закупке. Если получили такой протест, рассмотрите его не позднее чем в десятидневный срок с момента поступления. Если положение о закупке было утверждено коллегиальным органом, обязательно уведомите прокурора о дне заседания для рассмотрения протеста (ст. 23 Закона N 2202-1). Если не согласны с позицией прокуратуры, составьте официальный мотивированный ответ на протест. Учитывайте, что в таком случае прокурор на основании протеста может требовать признания положения о закупке недействительным в суде (п. 3 ст. 22 Закона N 2202-1);
(КонсультантПлюс, 2025)протест на положение о закупке. Если получили такой протест, рассмотрите его не позднее чем в десятидневный срок с момента поступления. Если положение о закупке было утверждено коллегиальным органом, обязательно уведомите прокурора о дне заседания для рассмотрения протеста (ст. 23 Закона N 2202-1). Если не согласны с позицией прокуратуры, составьте официальный мотивированный ответ на протест. Учитывайте, что в таком случае прокурор на основании протеста может требовать признания положения о закупке недействительным в суде (п. 3 ст. 22 Закона N 2202-1);
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-I
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение законодательного органа субъекта Российской Федерации, представительного органа федеральной территории или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение законодательного органа субъекта Российской Федерации, представительного органа федеральной территории или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Статья: Проблемы и пути совершенствования взаимодействия органов прокуратуры и местного самоуправления
(Надин А.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)<28> Подробнее см.: Мишакова Н.В., Касьянчик Я.Н., Надин А.Н. К вопросу о необходимости соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора при обращении прокурора в суд // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2023. N 5. С. 100 - 108.
(Надин А.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)<28> Подробнее см.: Мишакова Н.В., Касьянчик Я.Н., Надин А.Н. К вопросу о необходимости соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора при обращении прокурора в суд // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2023. N 5. С. 100 - 108.
Статья: Применение прокурором механизма судебной защиты прав уволенных лиц
(Маматов М.В., Кремнева Е.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 7)Верховный Суд Российской Федерации, отменяя Апелляционное определение, указал на непринятие судом во внимание своевременности обращения работников с письменными заявлениями о нарушении их трудовых прав в органы прокуратуры, что суду следовало расценивать как уважительную причину пропуска срока на подачу иска. При этом указано, что прокуратура Российской Федерации, не являясь органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, наделена законом полномочиями по рассмотрению заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении трудовых прав работников и по применению в связи с этим мер реагирования в виде принесения протеста на противоречащий закону приказ руководителя организации и обращения в суд <14>. Судом апелляционной инстанции при новом рассмотрении дела исковые требования прокурора удовлетворены, А.Б.М. и А.С.Б. восстановлены на работе (Апелляционное определение от 18 марта 2020 г. N 33-1371/2020).
(Маматов М.В., Кремнева Е.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 7)Верховный Суд Российской Федерации, отменяя Апелляционное определение, указал на непринятие судом во внимание своевременности обращения работников с письменными заявлениями о нарушении их трудовых прав в органы прокуратуры, что суду следовало расценивать как уважительную причину пропуска срока на подачу иска. При этом указано, что прокуратура Российской Федерации, не являясь органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, наделена законом полномочиями по рассмотрению заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении трудовых прав работников и по применению в связи с этим мер реагирования в виде принесения протеста на противоречащий закону приказ руководителя организации и обращения в суд <14>. Судом апелляционной инстанции при новом рассмотрении дела исковые требования прокурора удовлетворены, А.Б.М. и А.С.Б. восстановлены на работе (Апелляционное определение от 18 марта 2020 г. N 33-1371/2020).
Статья: Надзор за исполнением законов при производстве по делам об административных правонарушениях по законодательству Российской Федерации и Республики Казахстан
(Винокуров А.Ю.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 6)В свою очередь, ст. 21 рассматриваемого законодательного акта предусматривает оценку прокуратурой дел об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях (подп. 3 п. 1 и п. 2) <4>. Согласно п. 7 ст. 33 основания, порядок, сроки принесения протестов на вступившие в законную силу судебные акты, а также приостановления их исполнения определяются в том числе законодательством об административных правонарушениях. В ст. 35 закреплено нашедшее, как будет отмечено далее, отражение в процессуальном законодательстве право прокурора давать указание о проведении дополнительной проверки по делу об административном правонарушении (подп. 3 п. 1).
(Винокуров А.Ю.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 6)В свою очередь, ст. 21 рассматриваемого законодательного акта предусматривает оценку прокуратурой дел об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях (подп. 3 п. 1 и п. 2) <4>. Согласно п. 7 ст. 33 основания, порядок, сроки принесения протестов на вступившие в законную силу судебные акты, а также приостановления их исполнения определяются в том числе законодательством об административных правонарушениях. В ст. 35 закреплено нашедшее, как будет отмечено далее, отражение в процессуальном законодательстве право прокурора давать указание о проведении дополнительной проверки по делу об административном правонарушении (подп. 3 п. 1).
Статья: Актуальные направления прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних (на примере Новосибирской области)
(Дымолазов В.С.)
("Ex jure", 2025, N 2)В ряде территорий приняты надзорные меры по пресечению ненадлежащей координации комиссиями по делам несовершеннолетних деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также недостаточного контроля за исполнением субъектами профилактики в установленные сроки поручений комиссий. По результатам рассмотрения возбужденных прокурором Болотнинского района дел об административных правонарушениях три должностных лица привлечены к введенной в регионе по инициативе прокуратуры области административной ответственности за нарушение сроков исполнения постановлений КДНиЗП (ст. 12.14 Закона области "Об административных правонарушениях в Новосибирской области" <16>).
(Дымолазов В.С.)
("Ex jure", 2025, N 2)В ряде территорий приняты надзорные меры по пресечению ненадлежащей координации комиссиями по делам несовершеннолетних деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также недостаточного контроля за исполнением субъектами профилактики в установленные сроки поручений комиссий. По результатам рассмотрения возбужденных прокурором Болотнинского района дел об административных правонарушениях три должностных лица привлечены к введенной в регионе по инициативе прокуратуры области административной ответственности за нарушение сроков исполнения постановлений КДНиЗП (ст. 12.14 Закона области "Об административных правонарушениях в Новосибирской области" <16>).
Статья: Компетенция прокуратуры Российской Федерации: правовой и практический аспекты реализации
(Бывальцева С.Г.)
("Законность", 2022, N 12)В подтверждение этой позиции можно привести следующий пример. Прокурор городской прокуратуры обнаружил противоречия в постановлении органа власти субъекта Федерации, в результате применения которого граждане не получили положенное им по закону пособие, и обратился с представлением о принятии мер прокурорского реагирования на нарушение закона к прокурору субъекта, который в дальнейшем принес протест на указанное постановление <3>. Однако в результате прохождения "промежуточной" инстанции решение вопроса затянулось, так как в соответствии с порядком рассмотрения обращений в органах прокуратуры обращение, разрешение которого не входит в компетенцию конкретной прокуратуры, в течение 7 дней со дня регистрации направляется соответствующему прокурору <4>; также предусмотрен срок в 3 дня на регистрацию обращения в каждой из прокуратур <5>.
(Бывальцева С.Г.)
("Законность", 2022, N 12)В подтверждение этой позиции можно привести следующий пример. Прокурор городской прокуратуры обнаружил противоречия в постановлении органа власти субъекта Федерации, в результате применения которого граждане не получили положенное им по закону пособие, и обратился с представлением о принятии мер прокурорского реагирования на нарушение закона к прокурору субъекта, который в дальнейшем принес протест на указанное постановление <3>. Однако в результате прохождения "промежуточной" инстанции решение вопроса затянулось, так как в соответствии с порядком рассмотрения обращений в органах прокуратуры обращение, разрешение которого не входит в компетенцию конкретной прокуратуры, в течение 7 дней со дня регистрации направляется соответствующему прокурору <4>; также предусмотрен срок в 3 дня на регистрацию обращения в каждой из прокуратур <5>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- суды надзорной инстанции (их было 3 уровня, определенных устройством тогдашней судебной системы: президиумы краевых, областных и других соответствующих им судов; судебные коллегии Верховного Суда РСФСР; Президиум Верховного Суда РСФСР) рассматривали дела не по жалобам, а по протестам определенных должностных лиц судов и прокуратуры;
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- суды надзорной инстанции (их было 3 уровня, определенных устройством тогдашней судебной системы: президиумы краевых, областных и других соответствующих им судов; судебные коллегии Верховного Суда РСФСР; Президиум Верховного Суда РСФСР) рассматривали дела не по жалобам, а по протестам определенных должностных лиц судов и прокуратуры;
Статья: Протест как акт прокурорского реагирования вне уголовно-правовой сферы в странах СНГ (сравнительно-правовой аспект)
(Магомедов Ш.М.)
("Современное право", 2024, N 9)К общим юридическим параметрам протеста во всех указанных правопорядках следует отнести обязательность его рассмотрения, 10-дневный срок рассмотрения с возможностью установления сокращенного срока при исключительных обстоятельствах, возможность отзыва принесенного протеста прокурором, специальный срок для рассмотрения коллегиальным органом, обязанность сообщать о результатах рассмотрения прокурору в письменной форме, а также возможность обжалования отклонения протеста.
(Магомедов Ш.М.)
("Современное право", 2024, N 9)К общим юридическим параметрам протеста во всех указанных правопорядках следует отнести обязательность его рассмотрения, 10-дневный срок рассмотрения с возможностью установления сокращенного срока при исключительных обстоятельствах, возможность отзыва принесенного протеста прокурором, специальный срок для рассмотрения коллегиальным органом, обязанность сообщать о результатах рассмотрения прокурору в письменной форме, а также возможность обжалования отклонения протеста.
Статья: Прокурор: полномочия, основания и порядок деятельности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании ст. ст. 23 и 28 Закона о прокуратуре прокурор приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании ст. ст. 23 и 28 Закона о прокуратуре прокурор приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом (ст. 23 Закона о прокуратуре).
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом (ст. 23 Закона о прокуратуре).
Статья: Постановление по делу об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Также в силу ч. 4 ст. 30.5 КоАП РФ жалоба на постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит рассмотрению в 5-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами в вышестоящий суд, уполномоченный рассматривать соответствующую жалобу.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Также в силу ч. 4 ст. 30.5 КоАП РФ жалоба на постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит рассмотрению в 5-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами в вышестоящий суд, уполномоченный рассматривать соответствующую жалобу.