Срок производства экспертизы
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок производства экспертизы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Срок проведения судебной экспертизы в арбитражном процессе
(КонсультантПлюс, 2025)...от ООО "Владимирский региональный центр судебной экспертизы" поступило ходатайство... о продлении срока производства экспертизы.
(КонсультантПлюс, 2025)...от ООО "Владимирский региональный центр судебной экспертизы" поступило ходатайство... о продлении срока производства экспертизы.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 41 "Распространение действия настоящего Федерального закона на судебно-экспертную деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами" Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации""Законодательное закрепление статьей 41 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" негосударственной судебной экспертной деятельности связано прежде всего с возможностью сокращения сроков производства судебных экспертиз и увеличением количества экспертов, представляющих большой спектр экспертных специальностей при сохранении общих принципов судебной экспертизы (объективность, независимость, профессионализм и компетентность, законность, ответственность, соблюдение профессиональной этики и предотвращение конфликта интересов)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Профессиональные правонарушения медицинских работников: проблемы и тенденции в вопросах назначения, производства и оценки судебно-медицинских экспертиз
(Божченко А.П.)
("Медицинское право", 2022, N 4; 2023, N 1)Проблема переизбытка вопросов значима не столько сама по себе, сколько тем, что порождает клубок новых проблем. Большое количество вопросов закономерно удлиняет сроки производства экспертиз. Экспертам часто недостает необходимых для ответа материалов, и они их обязаны запрашивать дополнительно, на что также уходит время. Многие вопросы носят теоретический характер, выходящий за пределы компетенции экспертов. Задающий вопросы зачастую не знает, что делать с полученными ответами. Кроме этого, при большом массиве анализируемой информации, повторяющихся и перекрестных вопросах повышается риск возникновения в экспертных выводах внутренних противоречий. Отсюда возникает необходимость в назначении повторных экспертиз. Как отметила директор Новосибирского филиала Московской академии СК РФ Н.А. Морозова, по "врачебным делам" в 40% назначается 2 экспертизы, в 60% - три и более (максимально семь).
(Божченко А.П.)
("Медицинское право", 2022, N 4; 2023, N 1)Проблема переизбытка вопросов значима не столько сама по себе, сколько тем, что порождает клубок новых проблем. Большое количество вопросов закономерно удлиняет сроки производства экспертиз. Экспертам часто недостает необходимых для ответа материалов, и они их обязаны запрашивать дополнительно, на что также уходит время. Многие вопросы носят теоретический характер, выходящий за пределы компетенции экспертов. Задающий вопросы зачастую не знает, что делать с полученными ответами. Кроме этого, при большом массиве анализируемой информации, повторяющихся и перекрестных вопросах повышается риск возникновения в экспертных выводах внутренних противоречий. Отсюда возникает необходимость в назначении повторных экспертиз. Как отметила директор Новосибирского филиала Московской академии СК РФ Н.А. Морозова, по "врачебным делам" в 40% назначается 2 экспертизы, в 60% - три и более (максимально семь).
Нормативные акты
Приказ Минюста России от 28.12.2023 N 404
"Об утверждении Инструкции по организации производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2023 N 76752)III. Сроки производства судебной экспертизы
"Об утверждении Инструкции по организации производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2023 N 76752)III. Сроки производства судебной экспертизы
<Письмо> ФССП России от 18.09.2014 N 00043/14/56151-ВВ
"О Методических рекомендациях"
(вместе с "Методическими рекомендациями по порядку назначения и производства судебных экспертиз в рамках доследственных проверок и расследования преступлений, подследственных Федеральной службе судебных приставов", утв. ФССП России 15.09.2014 N 0004/22)4. Сроки производства судебных экспертиз
"О Методических рекомендациях"
(вместе с "Методическими рекомендациями по порядку назначения и производства судебных экспертиз в рамках доследственных проверок и расследования преступлений, подследственных Федеральной службе судебных приставов", утв. ФССП России 15.09.2014 N 0004/22)4. Сроки производства судебных экспертиз
Статья: Понятие и правовой статус гражданского истца в уголовном процессе. Комментарий к статье 44 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Общий срок производства амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы не должен превышать 20 дней с момента поступления в медицинское учреждение постановления о назначении экспертизы со всеми необходимыми материалами до дня направления акта (заключения) амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы и материалов дела следователю (дознавателю и др.), в суд. Срок производства экспертизы приостанавливается в случае:
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Общий срок производства амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы не должен превышать 20 дней с момента поступления в медицинское учреждение постановления о назначении экспертизы со всеми необходимыми материалами до дня направления акта (заключения) амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы и материалов дела следователю (дознавателю и др.), в суд. Срок производства экспертизы приостанавливается в случае:
Статья: Судебная экспертиза
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок организации, сроки производства судебных экспертиз и составления заключения эксперта или комиссии экспертов в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России определены в Инструкции по организации производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации, утв. Приказом Минюста России от 28.12.2023 N 404.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок организации, сроки производства судебных экспертиз и составления заключения эксперта или комиссии экспертов в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России определены в Инструкции по организации производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации, утв. Приказом Минюста России от 28.12.2023 N 404.
Статья: Отдельные вопросы судебной оценки заключения эксперта
(Елагина Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2022, N 4)Значительное количество экспертиз, назначаемых органами предварительного расследования и судами, производится в государственных судебно-экспертных учреждениях, которые в обязательном порядке проводят судебную экспертизу для органов дознания, органов предварительного следствия и судов, расположенных на территории, которая определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Тем не менее нельзя отрицать наличия объективных причин привлечения для производства судебных экспертиз негосударственных экспертных учреждений, а также лиц, не являющихся сотрудниками судебно-экспертных учреждений. В качестве основных причин следует назвать отсутствие в государственных экспертных учреждениях специалистов требуемого профиля и чрезмерную длительность срока производства экспертиз. Отметим, что нередко речь идет не только о собственно сроке производства судебной экспертизы, но в первую очередь о длительности "ожидания" того момента, когда эксперт сможет приступить к ее производству, несмотря на то что судебная экспертиза считается назначенной с момента вынесения постановления, а срок ее производства исчисляется с момента поручения ее производства эксперту (экспертам).
(Елагина Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2022, N 4)Значительное количество экспертиз, назначаемых органами предварительного расследования и судами, производится в государственных судебно-экспертных учреждениях, которые в обязательном порядке проводят судебную экспертизу для органов дознания, органов предварительного следствия и судов, расположенных на территории, которая определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Тем не менее нельзя отрицать наличия объективных причин привлечения для производства судебных экспертиз негосударственных экспертных учреждений, а также лиц, не являющихся сотрудниками судебно-экспертных учреждений. В качестве основных причин следует назвать отсутствие в государственных экспертных учреждениях специалистов требуемого профиля и чрезмерную длительность срока производства экспертиз. Отметим, что нередко речь идет не только о собственно сроке производства судебной экспертизы, но в первую очередь о длительности "ожидания" того момента, когда эксперт сможет приступить к ее производству, несмотря на то что судебная экспертиза считается назначенной с момента вынесения постановления, а срок ее производства исчисляется с момента поручения ее производства эксперту (экспертам).
Статья: Регулирование судебно-экспертной деятельности: проблемы и новые подходы в российском законодательстве
(Соловьев А.А., Иванов А.Г.)
("Администратор суда", 2025, N 4)Из пояснительной записки к законопроекту следует, что "в результате его принятия будут созданы механизмы судебно-экспертной деятельности, способствующие сокращению сроков производства судебных экспертиз, отвечающие потребностям современного судопроизводства, обеспечен доступ к профессии судебного эксперта профессионалов, контроль качества экспертного производства и его методического обеспечения" <7>.
(Соловьев А.А., Иванов А.Г.)
("Администратор суда", 2025, N 4)Из пояснительной записки к законопроекту следует, что "в результате его принятия будут созданы механизмы судебно-экспертной деятельности, способствующие сокращению сроков производства судебных экспертиз, отвечающие потребностям современного судопроизводства, обеспечен доступ к профессии судебного эксперта профессионалов, контроль качества экспертного производства и его методического обеспечения" <7>.
Статья: О совершенствовании взаимодействия экспертно-криминалистических подразделений с органами предварительного следствия по делам о преступлениях в финансово-бюджетной сфере
(Клещенко Ю.Г.)
("Российский следователь", 2022, N 8)В статье проанализированы основные направления повышения эффективности взаимодействия экспертно-криминалистических подразделений с органами предварительного следствия по делам о преступлениях в финансово-бюджетной сфере. Сформулирован вывод о том, что на эффективность использования специальных знаний в области экономики и финансов по делам о преступлениях в финансово-бюджетной сфере во многом влияет качество организации взаимодействия экспертно-криминалистических подразделений с органами предварительного следствия. Организация оптимальных форм данного взаимодействия обеспечивает своевременную корректировку экспертных задач и сокращает общие сроки производства экспертиз. Кроме того, сформулированы пути решения проблем недостаточного количества либо полного отсутствия в экспертно-криминалистическом подразделении территориальных органов МВД России экспертов, аттестованных на право самостоятельного производства финансово-аналитических экспертиз, неосведомленности сотрудников органов предварительного следствия о возможностях экономических экспертиз при раскрытии и расследовании преступлений рассматриваемой категории и других проблем, которые негативным образом сказываются на результатах расследования преступлений в финансово-бюджетной сфере.
(Клещенко Ю.Г.)
("Российский следователь", 2022, N 8)В статье проанализированы основные направления повышения эффективности взаимодействия экспертно-криминалистических подразделений с органами предварительного следствия по делам о преступлениях в финансово-бюджетной сфере. Сформулирован вывод о том, что на эффективность использования специальных знаний в области экономики и финансов по делам о преступлениях в финансово-бюджетной сфере во многом влияет качество организации взаимодействия экспертно-криминалистических подразделений с органами предварительного следствия. Организация оптимальных форм данного взаимодействия обеспечивает своевременную корректировку экспертных задач и сокращает общие сроки производства экспертиз. Кроме того, сформулированы пути решения проблем недостаточного количества либо полного отсутствия в экспертно-криминалистическом подразделении территориальных органов МВД России экспертов, аттестованных на право самостоятельного производства финансово-аналитических экспертиз, неосведомленности сотрудников органов предварительного следствия о возможностях экономических экспертиз при раскрытии и расследовании преступлений рассматриваемой категории и других проблем, которые негативным образом сказываются на результатах расследования преступлений в финансово-бюджетной сфере.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- сокращение сроков производства таможенных экспертиз за счет автоматизации ключевых процессов;
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- сокращение сроков производства таможенных экспертиз за счет автоматизации ключевых процессов;
Статья: Эксперт в гражданском процессе
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Гражданские дела должны быть рассмотрены в срок, установленный законом (1 месяц - у мирового судьи и 2 месяца - в районном суде), однако нередки случаи, когда из-за проведения экспертизы сроки рассмотрения дел увеличиваются. Обязанность по обеспечению контроля за соблюдением сроков производства судебных экспертиз, с учетом дат, установленных судами, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта, возложена на руководителя государственного судебно-экспертного учреждения (абз. 5 ч. 1 ст. 14 Закона о судебно-экспертной деятельности).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Гражданские дела должны быть рассмотрены в срок, установленный законом (1 месяц - у мирового судьи и 2 месяца - в районном суде), однако нередки случаи, когда из-за проведения экспертизы сроки рассмотрения дел увеличиваются. Обязанность по обеспечению контроля за соблюдением сроков производства судебных экспертиз, с учетом дат, установленных судами, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта, возложена на руководителя государственного судебно-экспертного учреждения (абз. 5 ч. 1 ст. 14 Закона о судебно-экспертной деятельности).
"Комментарий судебной практики. Выпуск 29"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)- обеспечить контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз с учетом дат, установленных судами при назначении судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта; обеспечить условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов;
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)- обеспечить контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз с учетом дат, установленных судами при назначении судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта; обеспечить условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов;
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Одной из нерешенных остается проблема необоснованно длительных сроков судопроизводства. Ее решение напрямую связано с минимизацией сроков производства судебных экспертиз, результаты которых активно используются в целях установления обстоятельств по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Одной из нерешенных остается проблема необоснованно длительных сроков судопроизводства. Ее решение напрямую связано с минимизацией сроков производства судебных экспертиз, результаты которых активно используются в целях установления обстоятельств по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
Статья: Судебная оценочная экспертиза
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Руководитель СЭУ Минюста России информирует орган (лицо), назначивший судебную экспертизу, о невозможности выполнения экспертизы в установленный им срок и ходатайствует о продлении (согласовании продления) срока производства экспертизы с указанием причин и возможного срока ее выполнения (п. п. 9, 10 Инструкция по организации производства судебных экспертиз).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Руководитель СЭУ Минюста России информирует орган (лицо), назначивший судебную экспертизу, о невозможности выполнения экспертизы в установленный им срок и ходатайствует о продлении (согласовании продления) срока производства экспертизы с указанием причин и возможного срока ее выполнения (п. п. 9, 10 Инструкция по организации производства судебных экспертиз).