Срок программного обеспечения
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок программного обеспечения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка с учетом сведений в реестре российского программного обеспечения
(КонсультантПлюс, 2025)Констатировав, что в предусмотренный контрактом срок... регистрация программного обеспечения в реестре отечественного программного обеспечения... не была осуществлена исполнителем, суды признали правомерным отказ заказчика от контракта...
(КонсультантПлюс, 2025)Констатировав, что в предусмотренный контрактом срок... регистрация программного обеспечения в реестре отечественного программного обеспечения... не была осуществлена исполнителем, суды признали правомерным отказ заказчика от контракта...
Перспективы и риски арбитражного спора: Налог на прибыль: Налоговый орган доначислил налог на прибыль из-за единовременного учета в расходах затрат на покупку неисключительных прав на программу для ЭВМ
(КонсультантПлюс, 2025)Доначисление налога на прибыль признают правомерным, если суд посчитает, что указанные затраты нужно учитывать в расходах не единовременно, а равномерно в течение срока использования программы для ЭВМ (в течение 5 лет или иного периода, определенного Налогоплательщиком самостоятельно, если срок использования в лицензионном соглашении не установлен)
(КонсультантПлюс, 2025)Доначисление налога на прибыль признают правомерным, если суд посчитает, что указанные затраты нужно учитывать в расходах не единовременно, а равномерно в течение срока использования программы для ЭВМ (в течение 5 лет или иного периода, определенного Налогоплательщиком самостоятельно, если срок использования в лицензионном соглашении не установлен)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какой порядок регистрации программного обеспечения для ЭВМ и баз данных
(КонсультантПлюс, 2025)6. В какой срок регистрируются программы для ЭВМ и базы данных и чем это подтверждается
(КонсультантПлюс, 2025)6. В какой срок регистрируются программы для ЭВМ и базы данных и чем это подтверждается
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)1. Правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может по своему желанию зарегистрировать такую программу или такую базу данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
(ред. от 23.07.2025)1. Правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может по своему желанию зарегистрировать такую программу или такую базу данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)Пересмотр срока списания расходов на приобретение
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)Пересмотр срока списания расходов на приобретение
Статья: Что делать с ПО на счете 97 после перехода на ФСБУ 14/2022
(Цивилева Е.Б.)
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 5)У многих фирм по состоянию на 31 декабря 2023 года на счете 97 числится программное обеспечение, приобретенное по лицензионным договорам со сроком более года. Нужно ли (и при каких условиях) перевести эти объекты в НМА с 2024 года?
(Цивилева Е.Б.)
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 5)У многих фирм по состоянию на 31 декабря 2023 года на счете 97 числится программное обеспечение, приобретенное по лицензионным договорам со сроком более года. Нужно ли (и при каких условиях) перевести эти объекты в НМА с 2024 года?
Статья: Комментарий к Письму Федеральной налоговой службы от 25.02.2025 N АБ-4-20/1906@ <Штрафы за нарушение новых правил применения ККТ пока отложили>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 6)С 1 марта 2025 года у общепита действуют новые правила применения ККТ. Однако производители ККТ не подготовили в срок программное обеспечение для касс. Поэтому ФНС России Письмом от 25.02.2025 N АБ-4-20/1906@ поручает нижестоящим инспекциям в течение ближайших трех-четырех месяцев не проводить проверочные мероприятия.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 6)С 1 марта 2025 года у общепита действуют новые правила применения ККТ. Однако производители ККТ не подготовили в срок программное обеспечение для касс. Поэтому ФНС России Письмом от 25.02.2025 N АБ-4-20/1906@ поручает нижестоящим инспекциям в течение ближайших трех-четырех месяцев не проводить проверочные мероприятия.
Вопрос: Организация приобрела по лицензионному договору (срок - 49 лет) право на программное обеспечение (ПО). Вправе ли организация в целях налога на прибыль установить срок для списания расходов на ПО? В случае утраты необходимости в использовании ПО возможно ли оставшиеся расходы на ПО учесть как внереализационные?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Организация приобрела по лицензионному договору (срок - 49 лет) право на программное обеспечение (ПО). Вправе ли организация в целях налога на прибыль самостоятельно установить срок для списания расходов на ПО, если договором предусмотрено периодическое внесение платежей за ПО в течение срока действия договора? В случае утраты необходимости в использовании ПО до окончания срока действия договора возможно ли оставшиеся расходы на ПО учесть как внереализационные?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Организация приобрела по лицензионному договору (срок - 49 лет) право на программное обеспечение (ПО). Вправе ли организация в целях налога на прибыль самостоятельно установить срок для списания расходов на ПО, если договором предусмотрено периодическое внесение платежей за ПО в течение срока действия договора? В случае утраты необходимости в использовании ПО до окончания срока действия договора возможно ли оставшиеся расходы на ПО учесть как внереализационные?
Готовое решение: Как учитывать продажу программного обеспечения без передачи исключительных прав на него
(КонсультантПлюс, 2025)Однако при продаже программного обеспечения срок предоставления лицензии обычно неизвестен. В случае заключения лицензионного (сублицензионного) договора лицензию часто предоставляют на весь срок действия авторских прав. Это определенный, но заранее не известный срок, потому что срок действия авторских прав - это срок жизни автора (последнего из авторов) плюс 70 лет после его смерти (смерти последнего из авторов) (п. 1 ст. 1281 ГК РФ). В случае заключения договора в упрощенном порядке, как правило, этот договор действует до момента отчуждения ПО пользователем (п. 103 Постановления Пленума ВС РФ от 23.04.2019 N 10). Норма о пяти годах в таких ситуациях не применяется.
(КонсультантПлюс, 2025)Однако при продаже программного обеспечения срок предоставления лицензии обычно неизвестен. В случае заключения лицензионного (сублицензионного) договора лицензию часто предоставляют на весь срок действия авторских прав. Это определенный, но заранее не известный срок, потому что срок действия авторских прав - это срок жизни автора (последнего из авторов) плюс 70 лет после его смерти (смерти последнего из авторов) (п. 1 ст. 1281 ГК РФ). В случае заключения договора в упрощенном порядке, как правило, этот договор действует до момента отчуждения ПО пользователем (п. 103 Постановления Пленума ВС РФ от 23.04.2019 N 10). Норма о пяти годах в таких ситуациях не применяется.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Следующей системой, которая заслуживает отдельного внимания, является АСК НДС-2, правовую основу функционирования которой составляет письмо ФНС России от 03.06.2016 N ЕД-4-15/9933@ <1> и которая стала второй улучшенной программой. Она в автоматическом режиме отслеживает уплату налога на добавленную стоимость по всей цепочке заключенных контрактов, выявляя злоупотребление со стороны налогоплательщиков и отказывая в неправомерном возмещении налога на добавленную стоимость, основываясь на риск-ориентированном подходе. Налоговые органы при получении заявления на возмещение налога на добавленную стоимость могут увидеть, с кем был заключен договор, уплатила ли организация - получатель средств налог, привлекала ли она субподрядчиков, сколько их было далее в цепочке, все ли контрагенты платили налог или нет. Сотрудникам налоговых органов не нужно, как ранее в ручном режиме, длительное время рассматривать документы, искать необходимые данные, поскольку программа анализирует все имеющиеся в ней данные, сигнализируя в форме красного либо зеленого индикатора о наличии либо отсутствии нарушений. Данная система позволила вывести реализацию принципа независимости на новый уровень, исключив влияние человеческой ошибки при принятии решения. Система также позволяет формировать историю добросовестных и недобросовестных налогоплательщиков, поскольку она вся сохраняется в единой базе: декларации, счета-фактуры. Благодаря автоматизации происходит сопоставление данных, предоставляемых всеми участниками сделки. При выявлении недостоверных сведений, расхождений в данных в отношении таких налогоплательщиков проводятся дополнительные контрольные мероприятия, постоянный мониторинг за их деятельностью, что позволяет минимизировать риски и предупреждать нарушения на ранней стадии с целью обеспечения формирования бюджета и исключения неправомерного получения из бюджета денежных средств. Кроме того, именно возможности программного продукта позволяют сокращать сроки для рассмотрения и принятия решения налоговыми органами, что влечет понимание налогоплательщиком сроков рассмотрения его документов в рамках проведения камеральной налоговой проверки, при этом отношения между органами и объектами контроля становятся прозрачными, стабильными, и формируется доверие со стороны налогоплательщика. Хотя в то же время возникают вопросы со стороны налогоплательщика о неправомерности перекладывания на него ответственности за третьих, четвертых и так далее контрагентов в цепочке. На наш взгляд, для разрешения подобной проблемы необходимо создание и внедрение налоговыми органами программы, работающей в онлайн-режиме и позволяющей проводить налогоплательщикам более всестороннюю проверку контрагентов до заключения договора, в частности, сведений о неуплате налога на добавленную стоимость либо наличии задолженности по уплате налогов и сборов. Внедрение АСК НДС-2 "значительно улучшило контроль за налогом" <2>. Представляется целесообразным внести изменения в действующее законодательство о налогах и сборах в части закрепления признания налогоплательщика добросовестным в случае использования такого ресурса по проверке контрагента.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Следующей системой, которая заслуживает отдельного внимания, является АСК НДС-2, правовую основу функционирования которой составляет письмо ФНС России от 03.06.2016 N ЕД-4-15/9933@ <1> и которая стала второй улучшенной программой. Она в автоматическом режиме отслеживает уплату налога на добавленную стоимость по всей цепочке заключенных контрактов, выявляя злоупотребление со стороны налогоплательщиков и отказывая в неправомерном возмещении налога на добавленную стоимость, основываясь на риск-ориентированном подходе. Налоговые органы при получении заявления на возмещение налога на добавленную стоимость могут увидеть, с кем был заключен договор, уплатила ли организация - получатель средств налог, привлекала ли она субподрядчиков, сколько их было далее в цепочке, все ли контрагенты платили налог или нет. Сотрудникам налоговых органов не нужно, как ранее в ручном режиме, длительное время рассматривать документы, искать необходимые данные, поскольку программа анализирует все имеющиеся в ней данные, сигнализируя в форме красного либо зеленого индикатора о наличии либо отсутствии нарушений. Данная система позволила вывести реализацию принципа независимости на новый уровень, исключив влияние человеческой ошибки при принятии решения. Система также позволяет формировать историю добросовестных и недобросовестных налогоплательщиков, поскольку она вся сохраняется в единой базе: декларации, счета-фактуры. Благодаря автоматизации происходит сопоставление данных, предоставляемых всеми участниками сделки. При выявлении недостоверных сведений, расхождений в данных в отношении таких налогоплательщиков проводятся дополнительные контрольные мероприятия, постоянный мониторинг за их деятельностью, что позволяет минимизировать риски и предупреждать нарушения на ранней стадии с целью обеспечения формирования бюджета и исключения неправомерного получения из бюджета денежных средств. Кроме того, именно возможности программного продукта позволяют сокращать сроки для рассмотрения и принятия решения налоговыми органами, что влечет понимание налогоплательщиком сроков рассмотрения его документов в рамках проведения камеральной налоговой проверки, при этом отношения между органами и объектами контроля становятся прозрачными, стабильными, и формируется доверие со стороны налогоплательщика. Хотя в то же время возникают вопросы со стороны налогоплательщика о неправомерности перекладывания на него ответственности за третьих, четвертых и так далее контрагентов в цепочке. На наш взгляд, для разрешения подобной проблемы необходимо создание и внедрение налоговыми органами программы, работающей в онлайн-режиме и позволяющей проводить налогоплательщикам более всестороннюю проверку контрагентов до заключения договора, в частности, сведений о неуплате налога на добавленную стоимость либо наличии задолженности по уплате налогов и сборов. Внедрение АСК НДС-2 "значительно улучшило контроль за налогом" <2>. Представляется целесообразным внести изменения в действующее законодательство о налогах и сборах в части закрепления признания налогоплательщика добросовестным в случае использования такого ресурса по проверке контрагента.
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыль1.6. Как учитываются расходы на обновление программ для ЭВМ, если срок, на который передаются неисключительные права по простой лицензии, в ней не установлен?