Срок полномочий президента
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок полномочий президента (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Закон об "обнулении" сроков полномочий губернаторов: что ждет российский федерализм и местное самоуправление
(Гриценко Е., Кряжков В., Брежнев О., Лексин И., Малютин Н.)
("Закон", 2021, N 12)Наконец, еще одна новелла, связанная со статусом высшего должностного лица субъекта РФ, касается исключения положения о количестве сроков, установленных для замещения должности главы субъекта, - не более двух сроков подряд (п. 5 ст. 18 Закона N 184-ФЗ), начало исчисления которых законодатель в свое время увязал с первым сроком избрания после возвращения выборов губернаторов Федеральным законом от 02.05.2012 N 40-ФЗ. Подобное "обнуление", несмотря на возможную политическую целесообразность, представляется весьма уязвимым с конституционно-правовой точки зрения, поскольку вступает в противоречие с республиканской формой правления, принципами правового государства и разделения властей, находящими отражение в дополнительных гарантиях сменяемости власти и недопустимости ее концентрации в одних руках, а именно во временных и персональных ограничениях для замещения высших должностей, когда одно и то же лицо пребывает в должности не более определенного количества электоральных сроков. По сути, речь идет об ограничении пассивного избирательного права этих лиц, их права на замещение указанных должностей для достижения названных выше конституционно значимых целей. Как отметил Конституционный Суд РФ, давая оценку новой редакции ч. 3 ст. 81 Конституции применительно к предельному числу сроков полномочий Президента РФ, решение по этому вопросу "всегда является, по существу, вопросом выбора баланса между различными конституционными ценностями", и установление такого ограничения "явно и недвусмысленно подтверждает принципиальное намерение конституционного законодателя обеспечить в конституционной практике периодическую сменяемость лиц, занимающих должность Президента РФ" <2>. Еще в 1996 г., когда Конституционный Суд РФ проверял положения Устава Алтайского края с позиций соблюдения конституционного принципа разделения властей, он высказал правовую позицию о том, что конституционный принцип единства государственной власти предопределяет единство принципиальных подходов к реализации разделения властей по горизонтали, а также порядку формирования органов на федеральном уровне и уровне субъектов РФ. В связи с этим Суд вывел из конституционных положений, включая ст. 3 и 32 Конституции, принцип замещения должности высшего должностного лица субъекта РФ путем прямых свободных выборов <3>. Действующий Закон N 184-ФЗ в качестве общего правила замещения должности главы субъекта РФ рассматривает прямые выборы, а также, ориентируясь на конституционные ограничения, предъявляемые к должности Президента РФ, устанавливает правило о замещении должности высшего должностного лица субъекта не более двух сроков подряд. С учетом ужесточения этого требования применительно к должности Президента РФ в рамках конституционных поправок (исключение указания на "подряд"), логично было бы ожидать такого же ужесточения для лиц, претендующих на должность главы субъекта РФ. Тем не менее в этом вопросе законодатель отказался следовать принципу единства власти и федеральной схеме замещения должности высшего должностного лица, которой руководствовался до сих пор в Законе N 184-ФЗ.
(Гриценко Е., Кряжков В., Брежнев О., Лексин И., Малютин Н.)
("Закон", 2021, N 12)Наконец, еще одна новелла, связанная со статусом высшего должностного лица субъекта РФ, касается исключения положения о количестве сроков, установленных для замещения должности главы субъекта, - не более двух сроков подряд (п. 5 ст. 18 Закона N 184-ФЗ), начало исчисления которых законодатель в свое время увязал с первым сроком избрания после возвращения выборов губернаторов Федеральным законом от 02.05.2012 N 40-ФЗ. Подобное "обнуление", несмотря на возможную политическую целесообразность, представляется весьма уязвимым с конституционно-правовой точки зрения, поскольку вступает в противоречие с республиканской формой правления, принципами правового государства и разделения властей, находящими отражение в дополнительных гарантиях сменяемости власти и недопустимости ее концентрации в одних руках, а именно во временных и персональных ограничениях для замещения высших должностей, когда одно и то же лицо пребывает в должности не более определенного количества электоральных сроков. По сути, речь идет об ограничении пассивного избирательного права этих лиц, их права на замещение указанных должностей для достижения названных выше конституционно значимых целей. Как отметил Конституционный Суд РФ, давая оценку новой редакции ч. 3 ст. 81 Конституции применительно к предельному числу сроков полномочий Президента РФ, решение по этому вопросу "всегда является, по существу, вопросом выбора баланса между различными конституционными ценностями", и установление такого ограничения "явно и недвусмысленно подтверждает принципиальное намерение конституционного законодателя обеспечить в конституционной практике периодическую сменяемость лиц, занимающих должность Президента РФ" <2>. Еще в 1996 г., когда Конституционный Суд РФ проверял положения Устава Алтайского края с позиций соблюдения конституционного принципа разделения властей, он высказал правовую позицию о том, что конституционный принцип единства государственной власти предопределяет единство принципиальных подходов к реализации разделения властей по горизонтали, а также порядку формирования органов на федеральном уровне и уровне субъектов РФ. В связи с этим Суд вывел из конституционных положений, включая ст. 3 и 32 Конституции, принцип замещения должности высшего должностного лица субъекта РФ путем прямых свободных выборов <3>. Действующий Закон N 184-ФЗ в качестве общего правила замещения должности главы субъекта РФ рассматривает прямые выборы, а также, ориентируясь на конституционные ограничения, предъявляемые к должности Президента РФ, устанавливает правило о замещении должности высшего должностного лица субъекта не более двух сроков подряд. С учетом ужесточения этого требования применительно к должности Президента РФ в рамках конституционных поправок (исключение указания на "подряд"), логично было бы ожидать такого же ужесточения для лиц, претендующих на должность главы субъекта РФ. Тем не менее в этом вопросе законодатель отказался следовать принципу единства власти и федеральной схеме замещения должности высшего должностного лица, которой руководствовался до сих пор в Законе N 184-ФЗ.
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статья: Конституционная реформа - 2020 как решение проблемы "транзита власти" - 2024
(Боброва Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)Но власть не решалась на масштабную конституционную реформу: "Реальность такова, что названные аргументы не пожелали брать в расчет. И тем более тогда, когда с годами историческая боль остается все далее в прошлом" <6>. Власть ограничивалась отдельными поправками, названными С.А. Авакьяном тремя "раундами". Первый "раунд" был объявлен в декабре 2008 г. в Послании Президента Д.А. Медведева и выразился в увеличении срока полномочий Президента до 6 лет, Государственной Думы - до 5 лет, а также введении ежегодного отчета Правительства перед Государственной Думой. Второй и третий "раунды" пришлись на февраль и июль 2014 года: были внесены изменения в систему судебной власти и порядок назначения и освобождения от должности заместителей Генерального прокурора и прокуроров субъектов РФ; изменено название гл. 7; появился институт назначаемых Президентом членов Совета Федерации. Все три "раунда" связаны с увеличением полномочий Президента.
(Боброва Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)Но власть не решалась на масштабную конституционную реформу: "Реальность такова, что названные аргументы не пожелали брать в расчет. И тем более тогда, когда с годами историческая боль остается все далее в прошлом" <6>. Власть ограничивалась отдельными поправками, названными С.А. Авакьяном тремя "раундами". Первый "раунд" был объявлен в декабре 2008 г. в Послании Президента Д.А. Медведева и выразился в увеличении срока полномочий Президента до 6 лет, Государственной Думы - до 5 лет, а также введении ежегодного отчета Правительства перед Государственной Думой. Второй и третий "раунды" пришлись на февраль и июль 2014 года: были внесены изменения в систему судебной власти и порядок назначения и освобождения от должности заместителей Генерального прокурора и прокуроров субъектов РФ; изменено название гл. 7; появился институт назначаемых Президентом членов Совета Федерации. Все три "раунда" связаны с увеличением полномочий Президента.
Статья: Внесение поправок в Конституцию Российской Федерации 2020 года как "локомотив" конституционных реформ в странах СНГ
(Пономаренко А.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)3. Связанные с деятельностью органов государственной власти: увеличение срока полномочий Президента с 5 до 7 лет, но не более двух сроков; наделение Олий Мажлиса функциями по контролю за исполнением бюджета; уменьшение числа сенаторов (было 100, стало - 65) и др.
(Пономаренко А.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)3. Связанные с деятельностью органов государственной власти: увеличение срока полномочий Президента с 5 до 7 лет, но не более двух сроков; наделение Олий Мажлиса функциями по контролю за исполнением бюджета; уменьшение числа сенаторов (было 100, стало - 65) и др.
Статья: Риски, связанные с отменой ограничения занятия одним и тем же лицом должности главы субъекта Российской Федерации более двух сроков подряд
(Ахременко А.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Сменяемость власти стала одним из наиболее популярных дискуссионных вопросов после конституционной реформы 2020 г. Практически все внимание было уделено появлению конституционной нормы, позволяющей действующему Президенту РФ переизбираться еще на два президентских срока (ч. 3.1 ст. 81 Конституции РФ), так как на момент написания статьи действующий Президент РФ занимает свой пост третий срок подряд (можно считать, что сейчас идет первый срок, так как предыдущие сроки главы государства до конституционных поправок не учитываются) <4>. В ходе конституционной реформы изменилась и норма п. 3 ст. 81: убрали слово "подряд", что означает еще большее ужесточение и ранее существовавшего ограничения. Теперь одно и то же лицо может быть главой государства только два срока в течение всей жизни (и неважно, подряд или с перерывом). Россия отказалась от "прерывистой" модели замещения одним и тем же лицом должности Президента РФ. Несмотря на это конституционное изменение, ограничение остается в силе и, можно смело сказать, даже ужесточается. И это логично, так как срок полномочий главы государства должен быть регламентирован, чтобы предотвратить злоупотребление властью. Если срок полномочий не ограничен, существует риск возникновения авторитарного государственного режима. Ограничение срока полномочий президента - это шаг к созданию системы сдержек и противовесов между высшими государственными институтами <5>.
(Ахременко А.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Сменяемость власти стала одним из наиболее популярных дискуссионных вопросов после конституционной реформы 2020 г. Практически все внимание было уделено появлению конституционной нормы, позволяющей действующему Президенту РФ переизбираться еще на два президентских срока (ч. 3.1 ст. 81 Конституции РФ), так как на момент написания статьи действующий Президент РФ занимает свой пост третий срок подряд (можно считать, что сейчас идет первый срок, так как предыдущие сроки главы государства до конституционных поправок не учитываются) <4>. В ходе конституционной реформы изменилась и норма п. 3 ст. 81: убрали слово "подряд", что означает еще большее ужесточение и ранее существовавшего ограничения. Теперь одно и то же лицо может быть главой государства только два срока в течение всей жизни (и неважно, подряд или с перерывом). Россия отказалась от "прерывистой" модели замещения одним и тем же лицом должности Президента РФ. Несмотря на это конституционное изменение, ограничение остается в силе и, можно смело сказать, даже ужесточается. И это логично, так как срок полномочий главы государства должен быть регламентирован, чтобы предотвратить злоупотребление властью. Если срок полномочий не ограничен, существует риск возникновения авторитарного государственного режима. Ограничение срока полномочий президента - это шаг к созданию системы сдержек и противовесов между высшими государственными институтами <5>.
Статья: Государственная Дума
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)б) в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)б) в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ;
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Полномочие Президента РФ определять срок вступления в силу обязательных требований введено в ч. 1 комментируемой статьи Федеральным законом от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" <3>. В первоначальной редакции комментируемого Федерального закона указанная норма отсутствовала. В пояснительной записке к проекту Федерального закона N 1051647-7 <4>, получившего после его принятия номер 170-ФЗ, не представлено обоснование данного изменения. Можно предположить, что оно обусловлено необходимостью введения антикризисных положений актами Президента РФ.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Полномочие Президента РФ определять срок вступления в силу обязательных требований введено в ч. 1 комментируемой статьи Федеральным законом от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" <3>. В первоначальной редакции комментируемого Федерального закона указанная норма отсутствовала. В пояснительной записке к проекту Федерального закона N 1051647-7 <4>, получившего после его принятия номер 170-ФЗ, не представлено обоснование данного изменения. Можно предположить, что оно обусловлено необходимостью введения антикризисных положений актами Президента РФ.
Статья: В поисках релевантных аргументов: структура конституционно-судебной аргументации
(Чирнинов А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 3)<54> Как справедливо отмечает А.А. Троицкая, "орган конституционного контроля не связан существующими в науке доводами и ответами, он и сам является важным двигателем развития конституционной доктрины, но это не значит, что, фокусируясь на некоторых аргументах, он может игнорировать хорошо известные, предсказуемо появляющиеся контраргументы, не теряя при этом рациональности своего решения" (Троицкая А. Селективная рациональность? Аргументация Конституционного Суда РФ о сроках полномочий Президента в зеркале когнитивистики // Сравнительное конституционное обозрение. 2021. N 1(140). С. 84 - 99, 90).
(Чирнинов А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 3)<54> Как справедливо отмечает А.А. Троицкая, "орган конституционного контроля не связан существующими в науке доводами и ответами, он и сам является важным двигателем развития конституционной доктрины, но это не значит, что, фокусируясь на некоторых аргументах, он может игнорировать хорошо известные, предсказуемо появляющиеся контраргументы, не теряя при этом рациональности своего решения" (Троицкая А. Селективная рациональность? Аргументация Конституционного Суда РФ о сроках полномочий Президента в зеркале когнитивистики // Сравнительное конституционное обозрение. 2021. N 1(140). С. 84 - 99, 90).
Статья: Актуальные проблемы развития и совершенствования конституционного законодательства (к 30-летию Конституции Российской Федерации)
(Севрюгин В.Е.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)Так, Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы" <1> увеличил срок полномочий Президента до 6 лет, а Государственной Думы до 5 лет. В этом же контексте Закон от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации" <2> обязал Правительство Российской Федерации предоставлять в Государственную Думу отчеты о результатах его деятельности.
(Севрюгин В.Е.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)Так, Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы" <1> увеличил срок полномочий Президента до 6 лет, а Государственной Думы до 5 лет. В этом же контексте Закон от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации" <2> обязал Правительство Российской Федерации предоставлять в Государственную Думу отчеты о результатах его деятельности.
Статья: Конституционные поправки - 2020: о коллизиях и дефектах, порождающих неустранимые конфликты между "вечными главами" и главами 3 - 8 Конституции России
(Кондрашев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 3)<3> Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы" // СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 1; Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 2; Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" // СЗ РФ. 2014. N 6. Ст. 548; Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ "О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" // СЗ РФ. 2014. N 30 (часть I). Ст. 4202.
(Кондрашев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 3)<3> Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы" // СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 1; Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 2; Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" // СЗ РФ. 2014. N 6. Ст. 548; Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ "О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" // СЗ РФ. 2014. N 30 (часть I). Ст. 4202.
Статья: Избирательные комиссии в механизме защиты политической конкуренции в Российской Федерации
(Галстян Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)Здесь хотелось бы обратить особое внимание на ЦИК РФ, поскольку порядок ее взаимоотношений с федеральными органами власти, как представляется, в наибольшей степени отражает институциональные проблемы обеспечения независимости избирательных комиссий. Так, состоящая из 15 членов ЦИК РФ формируется путем назначения в ее состав по 5 членов Президентом РФ, Государственной Думой РФ и Советом Федерации РФ (ч. 4 ст. 21 Закона N 67-ФЗ). При этом ЦИК РФ организовывает федеральные выборы, по итогам которых определяется состав Государственной Думы РФ нового созыва и вновь избранный глава государства. Хотя срок полномочий ЦИК РФ составляет пять лет и равен сроку, на который избирается Государственная Дума РФ, но не превышает шестилетний срок полномочий Президента РФ. Это означает, что конкретное лицо, занимающее должность главы государства, неизбежно участвует в определении состава избирательной комиссии, которая будет осуществлять организацию очередных выборов президента. Опираясь на принцип формирования Совета Федерации, половина состава которого в силу принадлежности к исполнительной власти субъектов РФ непосредственно контролируется Президентом РФ, Б.Л. Вишневский отмечает, что даже в случае оппозиционной Президенту Государственной Думы РФ Президент гарантированно сохраняет контроль над ЦИК РФ <18>. О том, что единственным потенциальным противовесом главе государства в вопросе независимости ЦИК РФ является Государственная Дума РФ, свидетельствует и укрепление положения Президента РФ в Совете Федерации РФ по итогам внесенных в 2014 г. <19> и 2020 г. <20> поправок к Основному Закону страны. Так, глава государства получил право стать пожизненным сенатором при прекращении полномочий в связи с истечением срока пребывания в должности или досрочно в случае отставки (п. "б" ч. 2 ст. 95 Конституции РФ), а также право назначения до 30 представителей РФ в Совете Федерации РФ, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно (п. "в" ч. 2 ст. 95 Конституции РФ). Из этого следует, что существенное участие Президента РФ в формировании ЦИК РФ не дает оснований полагать, что на сегодня данный орган может быть объективной и нейтральной стороной, способной беспристрастно подходить к вопросам защиты политической конкуренции в масштабе избирательной системы всей страны, в первую очередь на федеральных выборах.
(Галстян Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)Здесь хотелось бы обратить особое внимание на ЦИК РФ, поскольку порядок ее взаимоотношений с федеральными органами власти, как представляется, в наибольшей степени отражает институциональные проблемы обеспечения независимости избирательных комиссий. Так, состоящая из 15 членов ЦИК РФ формируется путем назначения в ее состав по 5 членов Президентом РФ, Государственной Думой РФ и Советом Федерации РФ (ч. 4 ст. 21 Закона N 67-ФЗ). При этом ЦИК РФ организовывает федеральные выборы, по итогам которых определяется состав Государственной Думы РФ нового созыва и вновь избранный глава государства. Хотя срок полномочий ЦИК РФ составляет пять лет и равен сроку, на который избирается Государственная Дума РФ, но не превышает шестилетний срок полномочий Президента РФ. Это означает, что конкретное лицо, занимающее должность главы государства, неизбежно участвует в определении состава избирательной комиссии, которая будет осуществлять организацию очередных выборов президента. Опираясь на принцип формирования Совета Федерации, половина состава которого в силу принадлежности к исполнительной власти субъектов РФ непосредственно контролируется Президентом РФ, Б.Л. Вишневский отмечает, что даже в случае оппозиционной Президенту Государственной Думы РФ Президент гарантированно сохраняет контроль над ЦИК РФ <18>. О том, что единственным потенциальным противовесом главе государства в вопросе независимости ЦИК РФ является Государственная Дума РФ, свидетельствует и укрепление положения Президента РФ в Совете Федерации РФ по итогам внесенных в 2014 г. <19> и 2020 г. <20> поправок к Основному Закону страны. Так, глава государства получил право стать пожизненным сенатором при прекращении полномочий в связи с истечением срока пребывания в должности или досрочно в случае отставки (п. "б" ч. 2 ст. 95 Конституции РФ), а также право назначения до 30 представителей РФ в Совете Федерации РФ, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно (п. "в" ч. 2 ст. 95 Конституции РФ). Из этого следует, что существенное участие Президента РФ в формировании ЦИК РФ не дает оснований полагать, что на сегодня данный орган может быть объективной и нейтральной стороной, способной беспристрастно подходить к вопросам защиты политической конкуренции в масштабе избирательной системы всей страны, в первую очередь на федеральных выборах.
Статья: Российский конституционализм: размышления о юбилейных итогах и перспективах
(Авакьян С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)В 2008 году принимаются два Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря - "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы" и "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации" <7>. Полномочия депутатов увеличились с четырех до пяти лет, президента - до шести лет. На Правительство возложили обязанность представлять годовые отчеты в Государственную Думу.
(Авакьян С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)В 2008 году принимаются два Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря - "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы" и "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации" <7>. Полномочия депутатов увеличились с четырех до пяти лет, президента - до шести лет. На Правительство возложили обязанность представлять годовые отчеты в Государственную Думу.