Срок оспаривания нормативного акта
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок оспаривания нормативного акта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 383 "Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ"Судебная коллегия, определяя дату, с которой пункты Перечней, подлежат признанию недействующими, и, исходя из положений статьи 383 НК РФ, а также из того, что оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия, приходит к выводу о том, что восстановление нарушенных прав и законных интересов административного истца (статья 3 КАС РФ), должно быть достигнуто путем признания их недействующими со дня принятия."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О некоторых проблемах реализации права на оспаривание нормативных правовых актов
(Бурмистрова С.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 9)- срок обращения по делам об оспаривании индивидуальных властных актов ограничен 3 месяцами (ст. 219 КАС РФ, ст. 198 АПК РФ), по отдельным спорам данной категории установлен еще более короткий срок, в то время как срок обращения в суд с требованием об оспаривании нормативного правового акта законом не установлен (по реализованному в текущем законодательстве подходу обжалование возможно в течение всего времени действия нормативного правового акта), соответственно, в части срока оспаривания заинтересованное лицо оказывается в более неблагоприятном положении;
(Бурмистрова С.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 9)- срок обращения по делам об оспаривании индивидуальных властных актов ограничен 3 месяцами (ст. 219 КАС РФ, ст. 198 АПК РФ), по отдельным спорам данной категории установлен еще более короткий срок, в то время как срок обращения в суд с требованием об оспаривании нормативного правового акта законом не установлен (по реализованному в текущем законодательстве подходу обжалование возможно в течение всего времени действия нормативного правового акта), соответственно, в части срока оспаривания заинтересованное лицо оказывается в более неблагоприятном положении;
Статья: Тенденция к изменению сроков рассмотрения дела судами первой инстанции в гражданском процессе России
(Халатов С.А.)
("Закон", 2025, N 6)Вместе с тем последние изменения в АПК РФ не коснулись дел, возникающих из публичных правоотношений. Нормативный срок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов первоначально был установлен в АПК РФ равным 2 месяцам, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения, в 2010 году этот срок был увеличен до 3 месяцев и остается неизменным до настоящего времени (ч. 1 ст. 194 АПК РФ). Так же изменялся срок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, который вместе с тем с 2010 года может быть продлен председателем суда до 6 месяцев (ч. 1 ст. 200 АПК РФ).
(Халатов С.А.)
("Закон", 2025, N 6)Вместе с тем последние изменения в АПК РФ не коснулись дел, возникающих из публичных правоотношений. Нормативный срок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов первоначально был установлен в АПК РФ равным 2 месяцам, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения, в 2010 году этот срок был увеличен до 3 месяцев и остается неизменным до настоящего времени (ч. 1 ст. 194 АПК РФ). Так же изменялся срок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, который вместе с тем с 2010 года может быть продлен председателем суда до 6 месяцев (ч. 1 ст. 200 АПК РФ).
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)1. Административные дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются судом в срок, не превышающий двух месяцев со дня подачи административного искового заявления, а Верховным Судом Российской Федерации в течение трех месяцев со дня его подачи.
(ред. от 31.07.2025)1. Административные дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются судом в срок, не превышающий двух месяцев со дня подачи административного искового заявления, а Верховным Судом Российской Федерации в течение трех месяцев со дня его подачи.
"Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)1. Дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается коллегиальным составом судей в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.
(ред. от 01.04.2025)1. Дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается коллегиальным составом судей в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.
"Защита авторских и смежных прав"
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)В литературе подчеркивалось неприменение срока исковой давности к требованиям об оспаривании нормативных правовых актов <1>. Абзац второй п. 1 ранее действовавшего Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 ноября 2001 г. N 15 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 ноября 2001 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" гласил: "Исковая давность не может применяться к случаям оспаривания нормативного правового акта, если иное не предусмотрено законом". Это положение не воспроизведено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности".
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)В литературе подчеркивалось неприменение срока исковой давности к требованиям об оспаривании нормативных правовых актов <1>. Абзац второй п. 1 ранее действовавшего Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 ноября 2001 г. N 15 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 ноября 2001 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" гласил: "Исковая давность не может применяться к случаям оспаривания нормативного правового акта, если иное не предусмотрено законом". Это положение не воспроизведено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности".
Статья: Проблемы и пути совершенствования взаимодействия органов прокуратуры и местного самоуправления
(Надин А.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)Срок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов может достигать трех месяцев, что, на наш взгляд, представляет серьезную угрозу для физических и юридических лиц, чьи права, свободы и законные интересы нарушаются действием принятого нормативного правового акта.
(Надин А.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)Срок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов может достигать трех месяцев, что, на наш взгляд, представляет серьезную угрозу для физических и юридических лиц, чьи права, свободы и законные интересы нарушаются действием принятого нормативного правового акта.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)е) если основанием для обращения пересмотра судебного акта указано признание Верховным Судом Российской Федерации, судом общей юрисдикции не действующим со дня принятия нормативного правового акта, примененного судом в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель оспорил данный нормативный правовой акт, то срок следует исчислять со дня, следующего за днем вступления в законную силу решения Верховного Суда Российской Федерации, суда общей юрисдикции о признании недействующим нормативного правового акта.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)е) если основанием для обращения пересмотра судебного акта указано признание Верховным Судом Российской Федерации, судом общей юрисдикции не действующим со дня принятия нормативного правового акта, примененного судом в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель оспорил данный нормативный правовой акт, то срок следует исчислять со дня, следующего за днем вступления в законную силу решения Верховного Суда Российской Федерации, суда общей юрисдикции о признании недействующим нормативного правового акта.