Срок охраны автОрских прав
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок охраны автОрских прав (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Защита авторских прав: новый этап развития российского законодательства
(Михайлова И.А.)
("Современное право", 2025, N 7)Переоценить значение такой опции невозможно. Представляется, что рассматриваемое законодательное решение стоит в одном ряду с беспрецедентным расширением срока охраны авторских прав с 15 лет, предусмотренных Гражданским кодексом РСФСР 1964 года, до 70 лет, названных в п. 1 ст. 1281 ГК РФ. Такая трансформация законодательного подхода к определению срока действия исключительного авторского права существенно изменила жизненные перспективы наследников авторов произведений литературы, науки и искусства.
(Михайлова И.А.)
("Современное право", 2025, N 7)Переоценить значение такой опции невозможно. Представляется, что рассматриваемое законодательное решение стоит в одном ряду с беспрецедентным расширением срока охраны авторских прав с 15 лет, предусмотренных Гражданским кодексом РСФСР 1964 года, до 70 лет, названных в п. 1 ст. 1281 ГК РФ. Такая трансформация законодательного подхода к определению срока действия исключительного авторского права существенно изменила жизненные перспективы наследников авторов произведений литературы, науки и искусства.
Статья: Роль судебной экспертизы в спорах о защите авторских и смежных прав в сети Интернет
(Лепешин Д.А., Даутия Т.В.)
("Правосудие/Justice", 2024, N 4)Н.А. Сидорина справедливо обращает внимание на то, что Закон об авторском и смежных правах Германии различает произведения фотографического искусства (Lichtbildwerke - абз. 5 п. 1 § 2 UrhG) в смысле личного интеллектуального творения и обычные фотографии (Lichtbilder - § 72 UrhG), различие которых заключается в длительности срока охраны. Так, произведения фотографического искусства согласно § 64 UrhG наряду с другими объектами авторского права защищаются 70 лет после смерти автора, а простые фотографии охраняются лишь 50 лет с момента возникновения [Сидорина Н.А., 2023, с. 42]. При этом цель создания фотографии не имеет значения для ее признания произведением фотографического искусства или обычной фотографией. В целях недопущения искусственного продления срока охраны авторских прав на фотографии механические репродукции, например, полученные в процессе фотокопирования или создания факсимильного сообщения, не признаются самостоятельными объектами немецкого авторского права, поскольку представляют собой простое размножение, в том числе если изменяется формат оригинала.
(Лепешин Д.А., Даутия Т.В.)
("Правосудие/Justice", 2024, N 4)Н.А. Сидорина справедливо обращает внимание на то, что Закон об авторском и смежных правах Германии различает произведения фотографического искусства (Lichtbildwerke - абз. 5 п. 1 § 2 UrhG) в смысле личного интеллектуального творения и обычные фотографии (Lichtbilder - § 72 UrhG), различие которых заключается в длительности срока охраны. Так, произведения фотографического искусства согласно § 64 UrhG наряду с другими объектами авторского права защищаются 70 лет после смерти автора, а простые фотографии охраняются лишь 50 лет с момента возникновения [Сидорина Н.А., 2023, с. 42]. При этом цель создания фотографии не имеет значения для ее признания произведением фотографического искусства или обычной фотографией. В целях недопущения искусственного продления срока охраны авторских прав на фотографии механические репродукции, например, полученные в процессе фотокопирования или создания факсимильного сообщения, не признаются самостоятельными объектами немецкого авторского права, поскольку представляют собой простое размножение, в том числе если изменяется формат оригинала.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10
"О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"Авторское право иностранных юридических лиц, признаваемых авторами произведений в соответствии с законодательством страны происхождения произведения, охраняется в Российской Федерации в соответствии с положениями статьи 1231 ГК РФ. При этом такие юридические лица обладают интеллектуальными правами на произведение, предусмотренными российским законодательством. При определении срока охраны авторского права иностранных юридических лиц судом, исходя из аналогии закона (пункт 1 статьи 6 ГК РФ), применяются правила, предусмотренные статьей 6 Вводного закона.
"О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"Авторское право иностранных юридических лиц, признаваемых авторами произведений в соответствии с законодательством страны происхождения произведения, охраняется в Российской Федерации в соответствии с положениями статьи 1231 ГК РФ. При этом такие юридические лица обладают интеллектуальными правами на произведение, предусмотренными российским законодательством. При определении срока охраны авторского права иностранных юридических лиц судом, исходя из аналогии закона (пункт 1 статьи 6 ГК РФ), применяются правила, предусмотренные статьей 6 Вводного закона.
"Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015)Суд указал, что сама по себе популярность произведений А. Корды и Д. Фицпатрика не указывает на результат творческого труда автора как на общественное достояние, ибо, по смыслу ст. 7 и 18 Бернской конвенции, произведение может стать общественным достоянием вследствие истечения срока охраны или вследствие истечения ранее предоставленного произведению срока охраны. При этом срок охраны фотографических произведений не может быть короче 25 лет со времени создания такого произведения. Срок же охраны, предоставляемой после смерти автора, и сроки, предусмотренные пп. 2 - 4 ст. 7 данной конвенции, начинают течь со дня смерти автора или со дня наступления события, указанного в этих пунктах, но продолжительность этих сроков исчисляется только с 1 января года, следующего за годом смерти или годом наступления такого события. Автор фотографии Че Гевары А. Корда умер в 2001 году, поэтому двадцатипятилетний срок охраны авторского права на фотографию не истек. В отношении плаката, созданного Д. Фицпатриком, также не истек срок охраны, поскольку согласно Бернской конвенции он составляет все время жизни автора и 50 лет после его смерти.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015)Суд указал, что сама по себе популярность произведений А. Корды и Д. Фицпатрика не указывает на результат творческого труда автора как на общественное достояние, ибо, по смыслу ст. 7 и 18 Бернской конвенции, произведение может стать общественным достоянием вследствие истечения срока охраны или вследствие истечения ранее предоставленного произведению срока охраны. При этом срок охраны фотографических произведений не может быть короче 25 лет со времени создания такого произведения. Срок же охраны, предоставляемой после смерти автора, и сроки, предусмотренные пп. 2 - 4 ст. 7 данной конвенции, начинают течь со дня смерти автора или со дня наступления события, указанного в этих пунктах, но продолжительность этих сроков исчисляется только с 1 января года, следующего за годом смерти или годом наступления такого события. Автор фотографии Че Гевары А. Корда умер в 2001 году, поэтому двадцатипятилетний срок охраны авторского права на фотографию не истек. В отношении плаката, созданного Д. Фицпатриком, также не истек срок охраны, поскольку согласно Бернской конвенции он составляет все время жизни автора и 50 лет после его смерти.
Статья: Значение лицензий Creative Commons для эволюции авторских прав в трансграничных отношениях
(Москаленко И.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 9)Первый закон, заложивший системообразующие принципы охраны авторских прав <2>, был принят в 1710 г. в Англии и назывался Статут королевы Анны. Прежде всего в Статуте были установлены ограниченные сроки охраны авторских прав и закреплен термин "исключительное право", которым обозначалось специфическое право, представляющее собой ряд ограничений, запрещающих третьим лицам перепечатывать книги авторов. Вплоть до этого времени не существовало понятия исключительности авторских прав, и автор, продавший рукопись своего произведения издателю, терял любые права на нее, как в случае отчуждения материального объекта.
(Москаленко И.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 9)Первый закон, заложивший системообразующие принципы охраны авторских прав <2>, был принят в 1710 г. в Англии и назывался Статут королевы Анны. Прежде всего в Статуте были установлены ограниченные сроки охраны авторских прав и закреплен термин "исключительное право", которым обозначалось специфическое право, представляющее собой ряд ограничений, запрещающих третьим лицам перепечатывать книги авторов. Вплоть до этого времени не существовало понятия исключительности авторских прав, и автор, продавший рукопись своего произведения издателю, терял любые права на нее, как в случае отчуждения материального объекта.
"Правовые аспекты разработки и коммерциализации программного обеспечения"
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)Бернская конвенция предусматривает 50-летний срок охраны объекта авторского права после смерти автора, однако содержит оговорку, согласно которой страны - участницы Конвенции могут указывать более длительные сроки охраны (ст. 7). Первоначально этой возможностью воспользовались страны ЕС в 1993 г., предусмотрев 70-летний срок охраны произведения после смерти последнего из соавторов <1>. США в ответ также увеличили срок действия охраны объекта авторского права <2>. Закон продлил срок охраны авторских прав на произведения до 70 лет после смерти автора в отношении тех произведений, чей срок охраны авторских прав не истек к 1 января 1978 г. Он продлевает также охрану авторских прав на объекты авторских прав, созданные на заказ (work for hire), опубликованные анонимно или под псевдонимом до 95 лет со дня первой публикации или до 120 лет с года создания в зависимости от того, какой срок истекает ранее. Примечательно, что Китай не пошел по пути увеличения сроков охраны компьютерных программ с 50 до 70 лет и установил, что исключительное право на программу истекает 31 декабря 50-го года после смерти автора или последнего из соавторов. Если же в качестве носителя авторского права выступает организация, то срок исключительного права составляет 50 лет с момента первого опубликования программы <3>.
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)Бернская конвенция предусматривает 50-летний срок охраны объекта авторского права после смерти автора, однако содержит оговорку, согласно которой страны - участницы Конвенции могут указывать более длительные сроки охраны (ст. 7). Первоначально этой возможностью воспользовались страны ЕС в 1993 г., предусмотрев 70-летний срок охраны произведения после смерти последнего из соавторов <1>. США в ответ также увеличили срок действия охраны объекта авторского права <2>. Закон продлил срок охраны авторских прав на произведения до 70 лет после смерти автора в отношении тех произведений, чей срок охраны авторских прав не истек к 1 января 1978 г. Он продлевает также охрану авторских прав на объекты авторских прав, созданные на заказ (work for hire), опубликованные анонимно или под псевдонимом до 95 лет со дня первой публикации или до 120 лет с года создания в зависимости от того, какой срок истекает ранее. Примечательно, что Китай не пошел по пути увеличения сроков охраны компьютерных программ с 50 до 70 лет и установил, что исключительное право на программу истекает 31 декабря 50-го года после смерти автора или последнего из соавторов. Если же в качестве носителя авторского права выступает организация, то срок исключительного права составляет 50 лет с момента первого опубликования программы <3>.
Статья: Критерии охраноспособности произведения в авторском праве
(Романов Г.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 3)Европейское право исключает из оценки охраноспособности схожие критерии: "эстетические или качественные критерии" (в отношении баз данных - п. 16 преамбулы Директивы 96/9/EC от 11 марта 1996 г. о правовой охране баз данных), "качественные или эстетические достоинства" (в отношении компьютерных программ - п. 8 преамбулы Директивы 2009/24/EC от 23 апреля 2009 г. о правовой охране компьютерных программ), "достоинство или цель" (в отношении фотографий - п. 16 преамбулы Директивы 2006/116/EC от 12 декабря 2006 г. о сроках охраны авторского права и некоторых смежных прав). Директивы не раскрывают данные понятия, но представляется, что их значение может быть отождествлено со значением терминов "достоинства" и "назначение", упомянутых выше.
(Романов Г.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 3)Европейское право исключает из оценки охраноспособности схожие критерии: "эстетические или качественные критерии" (в отношении баз данных - п. 16 преамбулы Директивы 96/9/EC от 11 марта 1996 г. о правовой охране баз данных), "качественные или эстетические достоинства" (в отношении компьютерных программ - п. 8 преамбулы Директивы 2009/24/EC от 23 апреля 2009 г. о правовой охране компьютерных программ), "достоинство или цель" (в отношении фотографий - п. 16 преамбулы Директивы 2006/116/EC от 12 декабря 2006 г. о сроках охраны авторского права и некоторых смежных прав). Директивы не раскрывают данные понятия, но представляется, что их значение может быть отождествлено со значением терминов "достоинства" и "назначение", упомянутых выше.
Статья: Феномен наследования результатов интеллектуальной собственности и его происхождение в сравнительном аспекте
(Паничкин В.Б.)
("Наследственное право", 2022, N 4)Таким образом, статут покончил с неограниченной монополией книготорговцев в пользу авторов и их наследников, одновременно сделал литературу всеобщим достоянием, лимитировав срок охраны авторских прав на произведение.
(Паничкин В.Б.)
("Наследственное право", 2022, N 4)Таким образом, статут покончил с неограниченной монополией книготорговцев в пользу авторов и их наследников, одновременно сделал литературу всеобщим достоянием, лимитировав срок охраны авторских прав на произведение.
Статья: Авторское право и смежные права в государствах БРИКС
(Еременко В.И.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2020, NN 9, 10)В случае анонимных произведений и произведений под псевдонимом срок действия авторского права составляет 50 лет, в течение которого произведение становится доступным для публики с согласия обладателя авторского права или с конца года, в течение которого разумно предположить, что автор умер, в зависимости от того, какой срок является более кратким. Если личность автора не установлена до истечения упомянутого выше срока, то срок охраны авторского права исчисляется согласно общим правилам. В случае соавторства упомянутая выше ссылка на смерть автора считается ссылкой на автора, который умер последним.
(Еременко В.И.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2020, NN 9, 10)В случае анонимных произведений и произведений под псевдонимом срок действия авторского права составляет 50 лет, в течение которого произведение становится доступным для публики с согласия обладателя авторского права или с конца года, в течение которого разумно предположить, что автор умер, в зависимости от того, какой срок является более кратким. Если личность автора не установлена до истечения упомянутого выше срока, то срок охраны авторского права исчисляется согласно общим правилам. В случае соавторства упомянутая выше ссылка на смерть автора считается ссылкой на автора, который умер последним.
"Защита авторских и смежных прав"
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)При защите авторских и смежных прав тоже проявляется "принцип старшинства" <1> или, если уточнить терминологию, "принцип зависимости". Авторские права возникают раньше смежных. Без стихов и нот песню не исполнить, а без исполнения - не создать фонограмму; при отсутствии программной "начинки" базы данных смежные права на нее не появятся; в основе телепередачи - оригинально обработанный контент и т.д. Поэтому обладатель смежных прав осуществляет их с соблюдением соответствующих авторских прав (п. 3 ст. 1303 ГК). В юридической литературе отмеченная зависимость характеризуется следующим образом: "Смежность" прав... влечет установление определенной соподчиненности прав", "авторские права влияют на возможность осуществления смежных прав... обладатель смежных прав оказывается связанным наличием авторских прав" <2>. Истечение срока авторско-правовой охраны или прекращение исключительного авторского права по иным основаниям не влияет на действие исключительного смежного права. Если иное не предусмотрено договором, "старшим" относительно авторских и смежных прав на творческие результаты, вошедшие в сложный объект, становится авторское право организатора сложного объекта.
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)При защите авторских и смежных прав тоже проявляется "принцип старшинства" <1> или, если уточнить терминологию, "принцип зависимости". Авторские права возникают раньше смежных. Без стихов и нот песню не исполнить, а без исполнения - не создать фонограмму; при отсутствии программной "начинки" базы данных смежные права на нее не появятся; в основе телепередачи - оригинально обработанный контент и т.д. Поэтому обладатель смежных прав осуществляет их с соблюдением соответствующих авторских прав (п. 3 ст. 1303 ГК). В юридической литературе отмеченная зависимость характеризуется следующим образом: "Смежность" прав... влечет установление определенной соподчиненности прав", "авторские права влияют на возможность осуществления смежных прав... обладатель смежных прав оказывается связанным наличием авторских прав" <2>. Истечение срока авторско-правовой охраны или прекращение исключительного авторского права по иным основаниям не влияет на действие исключительного смежного права. Если иное не предусмотрено договором, "старшим" относительно авторских и смежных прав на творческие результаты, вошедшие в сложный объект, становится авторское право организатора сложного объекта.
Статья: Международный опыт защиты авторских прав с участием нотариуса
(Шапкина Е.А.)
("Нотариус", 2023, N 4)Срок охраны авторских прав в США зависит от типа произведения и условий его создания. Основные принципы определения сроков таковы:
(Шапкина Е.А.)
("Нотариус", 2023, N 4)Срок охраны авторских прав в США зависит от типа произведения и условий его создания. Основные принципы определения сроков таковы:
Статья: Правовые вопросы внедрения перспективных технологий межотраслевого назначения в условиях экономики данных
(Харитонова Ю.С., Савина В.С.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 4)В Германии в случае фотографий, не отвечающих критерию творческого начала в их создании, "объектом охраны является не творческое произведение, а скорее, личное, техническое, экономическое и (или) организационное исполнение, не имеющее творческого характера" [25]. Этот же подход отражен в Директиве Европейского парламента и Совета Европейского союза 2006/116/EC от 12 декабря 2006 г. "О сроке действия охраны авторского права и некоторых смежных прав" и практике ее применения <16>.
(Харитонова Ю.С., Савина В.С.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 4)В Германии в случае фотографий, не отвечающих критерию творческого начала в их создании, "объектом охраны является не творческое произведение, а скорее, личное, техническое, экономическое и (или) организационное исполнение, не имеющее творческого характера" [25]. Этот же подход отражен в Директиве Европейского парламента и Совета Европейского союза 2006/116/EC от 12 декабря 2006 г. "О сроке действия охраны авторского права и некоторых смежных прав" и практике ее применения <16>.
Статья: Особенности использования произведений о Великой Отечественной войне
(Ситдикова Р.И.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 3)В настоящее время срок охраны авторских прав лиц, участвовавших или работавших во время Великой Отечественной войны, истек даже с учетом указанных дополнений, а большинство произведений перешли в общественное достояние и могут использоваться свободно. В то же время с охраной смежных прав дела обстоят несколько иначе. Произведения, перешедшие в общественное достояние, в частности музыкальные, стали исполняться чаще. Это происходит не только потому, что они по-прежнему любимы слушателями, но и из-за того, что их можно исполнять без выплаты авторского вознаграждения. Смежные права на их исполнение возникают и осуществляются в обычном порядке на основании действующего законодательства.
(Ситдикова Р.И.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 3)В настоящее время срок охраны авторских прав лиц, участвовавших или работавших во время Великой Отечественной войны, истек даже с учетом указанных дополнений, а большинство произведений перешли в общественное достояние и могут использоваться свободно. В то же время с охраной смежных прав дела обстоят несколько иначе. Произведения, перешедшие в общественное достояние, в частности музыкальные, стали исполняться чаще. Это происходит не только потому, что они по-прежнему любимы слушателями, но и из-за того, что их можно исполнять без выплаты авторского вознаграждения. Смежные права на их исполнение возникают и осуществляются в обычном порядке на основании действующего законодательства.
Статья: Права на нотные тексты
(Чуковская Е.Э.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 9)В ст. 4 Директивы от 29 октября 1993 года 93/98/EEC "О гармонизации срока действия охраны авторского права и некоторых смежных прав" <2> установлено, что "любое лицо, которое после истечения срока охраны авторского права впервые законным путем опубликовывает или законным путем сообщает для всеобщего сведения ранее неопубликованное произведение, должно пользоваться охраной, равноценной охране экономических прав автора".
(Чуковская Е.Э.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 9)В ст. 4 Директивы от 29 октября 1993 года 93/98/EEC "О гармонизации срока действия охраны авторского права и некоторых смежных прав" <2> установлено, что "любое лицо, которое после истечения срока охраны авторского права впервые законным путем опубликовывает или законным путем сообщает для всеобщего сведения ранее неопубликованное произведение, должно пользоваться охраной, равноценной охране экономических прав автора".