Срок обжалования акта налоговой проверки
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок обжалования акта налоговой проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 75 "Пеня" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Акт налоговой проверки был составлен 26 февраля 2018 года, однако вручен налогоплательщику лишь 12 августа 2021 года, решение по результатам налоговой проверки было принято 15 июня 2022 года и вручено 22 июня 2022 года. Налогоплательщик оспорил конституционность п. 1 и абз. 1 п. 3 ст. 75, абз. 1 п. 1, абз. 1 п. 2, п. 3 и абз. 1 п. 5 ст. 100, п. 1 и 7, абз. 1 п. 8 и п. 14 ст. 101 НК РФ, поскольку они позволяют начислить налогоплательщику пени за период незаконного бездействия налогового органа, выразившегося в нарушении им срока вручения проверяемому лицу (его представителю) акта выездной налоговой проверки. КС РФ пришел к выводу, что оспариваемые нормы не противоречат Конституции РФ, поскольку предполагают, что основанием для освобождения налогоплательщика от обязанности уплаты пеней может являться отмена вышестоящим налоговым органом или судом принятого по результатам выездной налоговой проверки решения налогового органа в связи с несоблюдением срока вручения налогоплательщику акта проверки, если оно признано существенным нарушением требований налогового законодательства, о чем во всяком случае свидетельствует установленная в рамках рассмотрения заявления об отмене решения налогового органа утрата им возможности принудительного взыскания налоговой задолженности (в том числе в части пеней) вследствие такого нарушения.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Акт налоговой проверки был составлен 26 февраля 2018 года, однако вручен налогоплательщику лишь 12 августа 2021 года, решение по результатам налоговой проверки было принято 15 июня 2022 года и вручено 22 июня 2022 года. Налогоплательщик оспорил конституционность п. 1 и абз. 1 п. 3 ст. 75, абз. 1 п. 1, абз. 1 п. 2, п. 3 и абз. 1 п. 5 ст. 100, п. 1 и 7, абз. 1 п. 8 и п. 14 ст. 101 НК РФ, поскольку они позволяют начислить налогоплательщику пени за период незаконного бездействия налогового органа, выразившегося в нарушении им срока вручения проверяемому лицу (его представителю) акта выездной налоговой проверки. КС РФ пришел к выводу, что оспариваемые нормы не противоречат Конституции РФ, поскольку предполагают, что основанием для освобождения налогоплательщика от обязанности уплаты пеней может являться отмена вышестоящим налоговым органом или судом принятого по результатам выездной налоговой проверки решения налогового органа в связи с несоблюдением срока вручения налогоплательщику акта проверки, если оно признано существенным нарушением требований налогового законодательства, о чем во всяком случае свидетельствует установленная в рамках рассмотрения заявления об отмене решения налогового органа утрата им возможности принудительного взыскания налоговой задолженности (в том числе в части пеней) вследствие такого нарушения.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 100 "Оформление результатов налоговой проверки" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Акт налоговой проверки был составлен 26 февраля 2018 года, однако вручен налогоплательщику лишь 12 августа 2021 года, решение по результатам налоговой проверки было принято 15 июня 2022 года и вручено 22 июня 2022 года. Налогоплательщик оспорил конституционность п. 1 и абз. 1 п. 3 ст. 75, абз. 1 п. 1, абз. 1 п. 2, п. 3 и абз. 1 п. 5 ст. 100, п. 1 и 7, абз. 1 п. 8 и п. 14 ст. 101 НК РФ, поскольку они позволяют начислить налогоплательщику пени за период незаконного бездействия налогового органа, выразившегося в нарушении им срока вручения проверяемому лицу (его представителю) акта выездной налоговой проверки. КС РФ пришел к выводу, что оспариваемые нормы не противоречат Конституции РФ, поскольку предполагают, что основанием для освобождения налогоплательщика от обязанности уплаты пеней может являться отмена вышестоящим налоговым органом или судом принятого по результатам выездной налоговой проверки решения налогового органа в связи с несоблюдением срока вручения налогоплательщику акта проверки, если оно признано существенным нарушением требований налогового законодательства, о чем во всяком случае свидетельствует установленная в рамках рассмотрения заявления об отмене решения налогового органа утрата им возможности принудительного взыскания налоговой задолженности (в том числе в части пеней) вследствие такого нарушения.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Акт налоговой проверки был составлен 26 февраля 2018 года, однако вручен налогоплательщику лишь 12 августа 2021 года, решение по результатам налоговой проверки было принято 15 июня 2022 года и вручено 22 июня 2022 года. Налогоплательщик оспорил конституционность п. 1 и абз. 1 п. 3 ст. 75, абз. 1 п. 1, абз. 1 п. 2, п. 3 и абз. 1 п. 5 ст. 100, п. 1 и 7, абз. 1 п. 8 и п. 14 ст. 101 НК РФ, поскольку они позволяют начислить налогоплательщику пени за период незаконного бездействия налогового органа, выразившегося в нарушении им срока вручения проверяемому лицу (его представителю) акта выездной налоговой проверки. КС РФ пришел к выводу, что оспариваемые нормы не противоречат Конституции РФ, поскольку предполагают, что основанием для освобождения налогоплательщика от обязанности уплаты пеней может являться отмена вышестоящим налоговым органом или судом принятого по результатам выездной налоговой проверки решения налогового органа в связи с несоблюдением срока вручения налогоплательщику акта проверки, если оно признано существенным нарушением требований налогового законодательства, о чем во всяком случае свидетельствует установленная в рамках рассмотрения заявления об отмене решения налогового органа утрата им возможности принудительного взыскания налоговой задолженности (в том числе в части пеней) вследствие такого нарушения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О сроке проведения камеральной налоговой проверки декларации по НДФЛ и обжаловании актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
(Письмо Минфина России от 21.06.2021 N 03-04-05/48699)Вопрос: О сроке проведения камеральной налоговой проверки декларации по НДФЛ и обжаловании актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
(Письмо Минфина России от 21.06.2021 N 03-04-05/48699)Вопрос: О сроке проведения камеральной налоговой проверки декларации по НДФЛ и обжаловании актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкамВ то же время если вы, к примеру, узнали о незаконных действиях налоговиков из итогового решения по проверке, а могли узнать еще из акта проверки, от получения которого уклонялись, то не исключено, что вышестоящий налоговый орган рассчитает срок обжалования начиная с шестого рабочего дня после направления вам акта налоговой проверки по почте. Основание - п. 5 ст. 100 НК РФ.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 13.05.2025 N 20-П
"По делу о проверке конституционности пункта 1 и абзаца первого пункта 3 статьи 75, абзаца первого пункта 1, абзаца первого пункта 2, пункта 3 и абзаца первого пункта 5 статьи 100, пунктов 1 и 7, абзаца первого пункта 8 и пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой акционерного общества "Научно-производственное предприятие КлАСС"Утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания задолженности как в бесспорном, так и в судебном порядке из-за длительного невручения налогоплательщику акта выездной налоговой проверки уже сама по себе свидетельствует о чрезмерном превышении допустимой продолжительности соответствующих контрольных мероприятий и о существенности названного нарушения. Вывод об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания недоимки и пени может быть сделан в процедуре судебного оспаривания налогоплательщиком действий (бездействия) налогового органа и решений, принятых им при проведении выездной налоговой проверки. Поэтому в таком случае отсутствует необходимость признания судом в отдельном производстве в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой задолженности безнадежной к взысканию в связи с истечением установленного срока ее взыскания.
"По делу о проверке конституционности пункта 1 и абзаца первого пункта 3 статьи 75, абзаца первого пункта 1, абзаца первого пункта 2, пункта 3 и абзаца первого пункта 5 статьи 100, пунктов 1 и 7, абзаца первого пункта 8 и пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой акционерного общества "Научно-производственное предприятие КлАСС"Утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания задолженности как в бесспорном, так и в судебном порядке из-за длительного невручения налогоплательщику акта выездной налоговой проверки уже сама по себе свидетельствует о чрезмерном превышении допустимой продолжительности соответствующих контрольных мероприятий и о существенности названного нарушения. Вывод об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания недоимки и пени может быть сделан в процедуре судебного оспаривания налогоплательщиком действий (бездействия) налогового органа и решений, принятых им при проведении выездной налоговой проверки. Поэтому в таком случае отсутствует необходимость признания судом в отдельном производстве в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой задолженности безнадежной к взысканию в связи с истечением установленного срока ее взыскания.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18
"О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства"46. Для целей применения абзаца третьего части 5 статьи 4 АПК РФ лицо, обратившееся в арбитражный суд с требованием об оспаривании ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственного органа (должностного лица), считается исчерпавшим административные средства защиты, если жалоба подана им с соблюдением установленных законодательством требований. Например, при оспаривании налогоплательщиком решения налогового органа, принятого по результатам налоговой проверки, досудебный порядок урегулирования спора считается соблюденным, если жалоба (апелляционная жалоба) подана налогоплательщиком с соблюдением требований к порядку и сроку подачи, форме и содержанию жалобы, установленных статьями 139.1 - 139.2 НК РФ, и отсутствуют предусмотренные статьей 139.3 НК РФ основания для оставления вышестоящим налоговым органом жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения в связи с нарушениями, допущенными налогоплательщиком при ее подаче.
"О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства"46. Для целей применения абзаца третьего части 5 статьи 4 АПК РФ лицо, обратившееся в арбитражный суд с требованием об оспаривании ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственного органа (должностного лица), считается исчерпавшим административные средства защиты, если жалоба подана им с соблюдением установленных законодательством требований. Например, при оспаривании налогоплательщиком решения налогового органа, принятого по результатам налоговой проверки, досудебный порядок урегулирования спора считается соблюденным, если жалоба (апелляционная жалоба) подана налогоплательщиком с соблюдением требований к порядку и сроку подачи, форме и содержанию жалобы, установленных статьями 139.1 - 139.2 НК РФ, и отсутствуют предусмотренные статьей 139.3 НК РФ основания для оставления вышестоящим налоговым органом жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения в связи с нарушениями, допущенными налогоплательщиком при ее подаче.
Статья: Теоретические и практические аспекты управления налоговыми рисками при осуществлении налогового контроля
(Головченко О.Н.)
("Финансовое право", 2025, N 8)При этом стоит отметить, что либерализация контрольно-надзорной деятельности, которую осуществляют налоговые органы, ориентирована на применение риск-ориентированного подхода <2> при оценке предпринимательской активности хозяйствующих субъектов, что позволяет включить налогоплательщиков в определенные группы риска, с последующим формированием выводов относительно их налоговой добросовестности. Вместе с тем абстрактный и субъективный характер таких критериев является основанием для возникновения споров в налоговой сфере, что предусматривает оспаривание актов налоговых органов, действий и/или бездействия сотрудников налоговых органов. При этом, как отмечается Счетной палатой Российской Федерации, подобный подход снижает результативность и эффективность проведения выездных налоговых проверок ввиду сроков формирования доказательной базы налоговыми органами <3> при осуществлении контрольных мероприятий, инициированных на основании оценки имеющихся критериев недобросовестной деятельности налогоплательщика.
(Головченко О.Н.)
("Финансовое право", 2025, N 8)При этом стоит отметить, что либерализация контрольно-надзорной деятельности, которую осуществляют налоговые органы, ориентирована на применение риск-ориентированного подхода <2> при оценке предпринимательской активности хозяйствующих субъектов, что позволяет включить налогоплательщиков в определенные группы риска, с последующим формированием выводов относительно их налоговой добросовестности. Вместе с тем абстрактный и субъективный характер таких критериев является основанием для возникновения споров в налоговой сфере, что предусматривает оспаривание актов налоговых органов, действий и/или бездействия сотрудников налоговых органов. При этом, как отмечается Счетной палатой Российской Федерации, подобный подход снижает результативность и эффективность проведения выездных налоговых проверок ввиду сроков формирования доказательной базы налоговыми органами <3> при осуществлении контрольных мероприятий, инициированных на основании оценки имеющихся критериев недобросовестной деятельности налогоплательщика.
"Актуальная судебно-арбитражная практика по налогам за 2024 год"
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)При этом налогоплательщик вызывался на рассмотрение акта налоговой проверки и материалов дополнительных мероприятий налогового контроля на 13.04.2022, 06.05.2022, 25.05.2022 по инициативе налогового органа, вне связи с ходатайствами общества или уклонением налогоплательщика от явки в налоговый орган.
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)При этом налогоплательщик вызывался на рассмотрение акта налоговой проверки и материалов дополнительных мероприятий налогового контроля на 13.04.2022, 06.05.2022, 25.05.2022 по инициативе налогового органа, вне связи с ходатайствами общества или уклонением налогоплательщика от явки в налоговый орган.
Статья: Теоретико-правовые аспекты рассмотрения материалов налоговой проверки
(Головченко О.Н.)
("Финансовое право", 2023, N 2)При этом, разрешая налоговые споры, суды обращают внимание на то, что нарушение процессуальных сроков налоговыми органами при рассмотрении материалов налоговой проверки не влечет отмену решений налогового органа полностью или в части, так как сроки пресекательными не являются, а следовательно, не нарушают права и законные интересы налогоплательщиков.
(Головченко О.Н.)
("Финансовое право", 2023, N 2)При этом, разрешая налоговые споры, суды обращают внимание на то, что нарушение процессуальных сроков налоговыми органами при рассмотрении материалов налоговой проверки не влечет отмену решений налогового органа полностью или в части, так как сроки пресекательными не являются, а следовательно, не нарушают права и законные интересы налогоплательщиков.
Вопрос: Правомерно ли оформить нарушение срока сдачи декларации актом камеральной проверки?
(Консультация эксперта, 2025)Таким образом, пропуск срока на составление акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства РФ о налогах и сборах, предусмотренного п. 1 ст. 101.4 НК РФ, не изменяет порядок исчисления срока на принудительное взыскание задолженности.
(Консультация эксперта, 2025)Таким образом, пропуск срока на составление акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства РФ о налогах и сборах, предусмотренного п. 1 ст. 101.4 НК РФ, не изменяет порядок исчисления срока на принудительное взыскание задолженности.
Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
Отменят ли решение по проверке, вынесенное до истечения срока подачи возражений на акт проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Суд указал, что акт по проверке был направлен налогоплательщику только после принятия оспариваемого решения, соответственно, оспариваемое решение по проверке было принято без учета срока на представление возражений по акту налоговой проверки. Суд установил безусловные основания для признания оспариваемого решения недействительным на основании п. 14 ст. 101 НК РФ, среди которых тот факт, что налоговым органом не была обеспечена возможность представления обществом возражений по акту проверки.
Отменят ли решение по проверке, вынесенное до истечения срока подачи возражений на акт проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Суд указал, что акт по проверке был направлен налогоплательщику только после принятия оспариваемого решения, соответственно, оспариваемое решение по проверке было принято без учета срока на представление возражений по акту налоговой проверки. Суд установил безусловные основания для признания оспариваемого решения недействительным на основании п. 14 ст. 101 НК РФ, среди которых тот факт, что налоговым органом не была обеспечена возможность представления обществом возражений по акту проверки.
Готовое решение: Акт камеральной налоговой проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Акт камеральной налоговой проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Акт камеральной налоговой проверки
Статья: Когда пропуск налоговиками сроков и иные их нарушения помогут налогоплательщику
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 8)...Как обоснованно указано судами, в рассматриваемой ситуации имело место последовательное несоблюдение налоговыми органами сроков вручения акта выездной налоговой проверки, совершения действий по проведению и оформлению результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрению результатов налоговой проверки и вынесения итогового решения, предусмотренных ст. 100 - 101 НК РФ, что повлекло за собой нарушение сроков принятия оспариваемого решения о взыскании и выставления инкассовых поручений, а также фактическое истечение предельного двухлетнего срока на принудительное взыскание доначисленных проверкой сумм налогов и пеней...
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 8)...Как обоснованно указано судами, в рассматриваемой ситуации имело место последовательное несоблюдение налоговыми органами сроков вручения акта выездной налоговой проверки, совершения действий по проведению и оформлению результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрению результатов налоговой проверки и вынесения итогового решения, предусмотренных ст. 100 - 101 НК РФ, что повлекло за собой нарушение сроков принятия оспариваемого решения о взыскании и выставления инкассовых поручений, а также фактическое истечение предельного двухлетнего срока на принудительное взыскание доначисленных проверкой сумм налогов и пеней...
Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
Является ли нарушение срока вручения дополнения к акту налоговой проверки существенным нарушением, влекущим отмену решения по итогам проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Суд пришел к выводу, что нижестоящие суды правомерно отклонили доводы организации о допущенных налоговым органом процессуальных нарушениях при проведении налоговой проверки (нарушение сроков вручения акта проверки и дополнений к нему) и не признали эти нарушения основанием для отмены оспариваемого решения налогового органа.
Является ли нарушение срока вручения дополнения к акту налоговой проверки существенным нарушением, влекущим отмену решения по итогам проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Суд пришел к выводу, что нижестоящие суды правомерно отклонили доводы организации о допущенных налоговым органом процессуальных нарушениях при проведении налоговой проверки (нарушение сроков вручения акта проверки и дополнений к нему) и не признали эти нарушения основанием для отмены оспариваемого решения налогового органа.
Вопрос: Правомерно ли привлечение организации к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ за непредставление вне рамок налоговых проверок в установленный срок по требованию налогового органа утраченных документов (информации)?
(Консультация эксперта, 2024)Как уже было указано, отказ лица от представления истребуемых в соответствии со ст. 93.1 НК РФ документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ (п. 6 ст. 93.1 НК РФ). Следовательно, указанные положения допускают привлечение лица к предусмотренной ст. 126 НК РФ ответственности за непредставление в установленные сроки документов по сделке независимо от проведения налоговой проверки. Данный вывод подтвердил и Минфин России (Письмо от 01.06.2022 N 03-02-07/51429).
(Консультация эксперта, 2024)Как уже было указано, отказ лица от представления истребуемых в соответствии со ст. 93.1 НК РФ документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ (п. 6 ст. 93.1 НК РФ). Следовательно, указанные положения допускают привлечение лица к предусмотренной ст. 126 НК РФ ответственности за непредставление в установленные сроки документов по сделке независимо от проведения налоговой проверки. Данный вывод подтвердил и Минфин России (Письмо от 01.06.2022 N 03-02-07/51429).
Статья: Комментарий к статье 94 НК РФ "Выемка документов и предметов"
(Черезов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Вместо этого законодатель выбрал иной подход, заключающийся в констатации общих правовых пределов совершения процессуального действия и использовании полученных в результате выемки документов и предметов в качестве информации (сведений), содержащих в себе факты, имеющие значение для последующего доказывания в рамках выездной налоговой проверки, а также доказательств, подтверждающих (опровергающих) факт совершения нарушений законодательства о налогах и сборах (пункт 1, 5 статьи 94 НК РФ), ограничиваемых сроками проведения выездной налоговой проверки, оформлением ее результатов, взыскания налога, оспаривания актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц в судебных органах по налоговой проверке.
(Черезов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Вместо этого законодатель выбрал иной подход, заключающийся в констатации общих правовых пределов совершения процессуального действия и использовании полученных в результате выемки документов и предметов в качестве информации (сведений), содержащих в себе факты, имеющие значение для последующего доказывания в рамках выездной налоговой проверки, а также доказательств, подтверждающих (опровергающих) факт совершения нарушений законодательства о налогах и сборах (пункт 1, 5 статьи 94 НК РФ), ограничиваемых сроками проведения выездной налоговой проверки, оформлением ее результатов, взыскания налога, оспаривания актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц в судебных органах по налоговой проверке.