Срок обжалования акта камеральной проверки
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок обжалования акта камеральной проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 88 "Камеральная налоговая проверка" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Составление актов камеральных налоговых проверок с нарушением установленного срока не относится к существенным нарушениям процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. При этом налогоплательщик по существу не оспаривает неисполнение обязанности по уплате спорных сумм налога.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Составление актов камеральных налоговых проверок с нарушением установленного срока не относится к существенным нарушениям процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. При этом налогоплательщик по существу не оспаривает неисполнение обязанности по уплате спорных сумм налога.
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2024 N 08АП-127/2024 по делу N А75-9919/2023
Требование: О признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Факт отсутствия в акте налоговой проверки и в оспариваемом решении информации о продлении сроков проведения камеральной налоговой проверки декларации по НДС за 3 квартал 2021 года не свидетельствует о том, что действия инспекции (истребование документов, направление поручений, проведение допросов, направление запросов о представлении информации и сведений), осуществленные за пределами двухмесячного срока проведения налоговой проверки, являются незаконными, поскольку решением от 14.03.2022 N 8 срок проведения камеральной налоговой проверки декларации по НДС за 3 квартал 2021 года продлен до 14.04.2022.
Требование: О признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Факт отсутствия в акте налоговой проверки и в оспариваемом решении информации о продлении сроков проведения камеральной налоговой проверки декларации по НДС за 3 квартал 2021 года не свидетельствует о том, что действия инспекции (истребование документов, направление поручений, проведение допросов, направление запросов о представлении информации и сведений), осуществленные за пределами двухмесячного срока проведения налоговой проверки, являются незаконными, поскольку решением от 14.03.2022 N 8 срок проведения камеральной налоговой проверки декларации по НДС за 3 квартал 2021 года продлен до 14.04.2022.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проведение дополнительных мероприятий налогового контроля при смене юридического адреса
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 9)Суды также отметили, что составление акта камеральной проверки с нарушением установленного НК РФ срока, а также вручение (направление) указанного акта с нарушением срока, установленного п. 5 ст. 100 НК РФ, не относится к существенным нарушениям процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. Сам по себе акт камеральной проверки не подлежит обжалованию и не несет для налогоплательщика каких-либо правовых последствий. Акт фиксирует обстоятельства, установленные в ходе проверки, не содержит обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия, не устанавливает прав и не возлагает на налогоплательщика каких-либо обязанностей, не содержит властных предписаний и не является обязательным для исполнения налогоплательщиком, не нарушает права и законные интересы заявителя.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 9)Суды также отметили, что составление акта камеральной проверки с нарушением установленного НК РФ срока, а также вручение (направление) указанного акта с нарушением срока, установленного п. 5 ст. 100 НК РФ, не относится к существенным нарушениям процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. Сам по себе акт камеральной проверки не подлежит обжалованию и не несет для налогоплательщика каких-либо правовых последствий. Акт фиксирует обстоятельства, установленные в ходе проверки, не содержит обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия, не устанавливает прав и не возлагает на налогоплательщика каких-либо обязанностей, не содержит властных предписаний и не является обязательным для исполнения налогоплательщиком, не нарушает права и законные интересы заявителя.
Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыль.
Начисляются ли пени налоговому агенту, который не удержал (удержал по пониженной ставке) налог на прибыль из дохода иностранной организации, получившей резидентство и право на получение дохода после его выплаты
(КонсультантПлюс, 2025)и (или) представлены в налоговый орган с нарушением срока. Например, вместе с возражениями на акт камеральной проверки или в рамках обжалования в вышестоящий налоговый орган.
Начисляются ли пени налоговому агенту, который не удержал (удержал по пониженной ставке) налог на прибыль из дохода иностранной организации, получившей резидентство и право на получение дохода после его выплаты
(КонсультантПлюс, 2025)и (или) представлены в налоговый орган с нарушением срока. Например, вместе с возражениями на акт камеральной проверки или в рамках обжалования в вышестоящий налоговый орган.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 28.04.2023 N 22-П
"По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 235 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "ИЗИ ЧАЙНА КОРПОРЭЙТ"3. Таможенное законодательство наделяет проверяемое лицо (его представителя), в отношении которого проводится камеральная или выездная таможенная проверка, комплексом взаимосвязанных прав, в том числе: получать акт таможенной проверки не позднее пяти рабочих дней со дня ее завершения; представлять в письменном виде возражения по содержанию акта таможенной проверки в таможенный орган; получать решения, принятые по результатам таможенной проверки, по общему правилу, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия; обжаловать решения и действия (бездействие) таможенных органов в таможенные органы и (или) в суд (статья 235, части 6, 16 и 33 статьи 237, статья 286 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; пункт 1 статьи 336 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
"По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 235 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "ИЗИ ЧАЙНА КОРПОРЭЙТ"3. Таможенное законодательство наделяет проверяемое лицо (его представителя), в отношении которого проводится камеральная или выездная таможенная проверка, комплексом взаимосвязанных прав, в том числе: получать акт таможенной проверки не позднее пяти рабочих дней со дня ее завершения; представлять в письменном виде возражения по содержанию акта таможенной проверки в таможенный орган; получать решения, принятые по результатам таможенной проверки, по общему правилу, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия; обжаловать решения и действия (бездействие) таможенных органов в таможенные органы и (или) в суд (статья 235, части 6, 16 и 33 статьи 237, статья 286 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; пункт 1 статьи 336 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
Решение ВАС РФ от 24.01.2011 N ВАС-16558/10
<О признании частично недействующим пункта 1.15 Требований к составлению акта налоговой проверки (Приложение N 6), утв. Приказом ФНС РФ от 25.12.2006 N САЭ-3-06/862@>Приказом Федеральной налоговой службы от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки", зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 20.02.2007 (N 8991), утверждены формы актов камеральных проверок, а также в виде приложения N 6 к упомянутому Приказу утверждены Требования к составлению акта налоговой проверки, пункт 1.15 которых оспаривается заявителями по данному делу.
<О признании частично недействующим пункта 1.15 Требований к составлению акта налоговой проверки (Приложение N 6), утв. Приказом ФНС РФ от 25.12.2006 N САЭ-3-06/862@>Приказом Федеральной налоговой службы от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки", зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 20.02.2007 (N 8991), утверждены формы актов камеральных проверок, а также в виде приложения N 6 к упомянутому Приказу утверждены Требования к составлению акта налоговой проверки, пункт 1.15 которых оспаривается заявителями по данному делу.
Статья: Опоздавшее требование по камералке - насколько оно законно?
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2022, N 24)Если срок камеральной проверки затягивается, не думайте, что это будет поводом оспорить ее результаты. Такая оплошность не помешает ИФНС взыскать налог, если она сможет доказать нарушения. Сорванные сроки проведения камеральной проверки не меняют порядок исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней <18>.
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2022, N 24)Если срок камеральной проверки затягивается, не думайте, что это будет поводом оспорить ее результаты. Такая оплошность не помешает ИФНС взыскать налог, если она сможет доказать нарушения. Сорванные сроки проведения камеральной проверки не меняют порядок исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней <18>.
Готовое решение: Общий порядок проведения камеральной проверки по налогам и страховым взносам
(КонсультантПлюс, 2025)Вы вправе обжаловать принятое по итогам камеральной проверки решение в вышестоящем налоговом органе, а затем в суде (ст. 137, п. п. 1, 2 ст. 138 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Вы вправе обжаловать принятое по итогам камеральной проверки решение в вышестоящем налоговом органе, а затем в суде (ст. 137, п. п. 1, 2 ст. 138 НК РФ).
Вопрос: Правомерно ли оформить нарушение срока сдачи декларации актом камеральной проверки?
(Консультация эксперта, 2025)Таким образом, пропуск срока на составление акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства РФ о налогах и сборах, предусмотренного п. 1 ст. 101.4 НК РФ, не изменяет порядок исчисления срока на принудительное взыскание задолженности.
(Консультация эксперта, 2025)Таким образом, пропуск срока на составление акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства РФ о налогах и сборах, предусмотренного п. 1 ст. 101.4 НК РФ, не изменяет порядок исчисления срока на принудительное взыскание задолженности.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 4)В данном случае продление рассмотрения материалов проверки было обусловлено объективными причинами, связанными с необходимостью получения дополнительных документов, ознакомлением налогоплательщика с материалами. Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого бездействия ИФНС незаконным. Также суд указал на пропуск налогоплательщиком трехмесячного срока на обжалование (Постановление АС УО от 05.06.2023 N Ф09-3134/23 по делу N А60-28125/2022).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 4)В данном случае продление рассмотрения материалов проверки было обусловлено объективными причинами, связанными с необходимостью получения дополнительных документов, ознакомлением налогоплательщика с материалами. Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого бездействия ИФНС незаконным. Также суд указал на пропуск налогоплательщиком трехмесячного срока на обжалование (Постановление АС УО от 05.06.2023 N Ф09-3134/23 по делу N А60-28125/2022).
Готовое решение: Акт камеральной налоговой проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Акт камеральной налоговой проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Акт камеральной налоговой проверки
Статья: Оспаривание таможенными представителями решений таможенных органов о возложении солидарной обязанности по уплате таможенных платежей
(Костик К.И.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2023, N 3)Основная масса судебных актов, принимаемых по делам, связанным с оспариванием таможенными представителями решений и действий таможенных органов о возложении солидарной обязанности по уплате таможенных платежей, относится к оспариванию выставляемых таможенными органами в адрес таможенных представителей уведомлений о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней по результатам камеральных таможенных проверок.
(Костик К.И.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2023, N 3)Основная масса судебных актов, принимаемых по делам, связанным с оспариванием таможенными представителями решений и действий таможенных органов о возложении солидарной обязанности по уплате таможенных платежей, относится к оспариванию выставляемых таможенными органами в адрес таможенных представителей уведомлений о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней по результатам камеральных таможенных проверок.
Статья: Комментарий к Постановлению Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2024 по делу N А41-26342/24 <СФР нарушил порядок привлечения к ответственности>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 20)Акт проверки (вместе с уведомлением о вызове страхователя на 31.10.2023 для рассмотрения материалов камералки) направлен обществу заказным письмом 13 октября 2023 года. Но срок на представление возражений истек только 14 ноября 2023 года. Причем к этому моменту оспариваемые фирмой решения уже были вынесены. Общество воспользовалось правом, предусмотренным пунктом 5 статьи 26.19 Закона N 125-ФЗ, передав 14.11.2023 возражения с приложениями через систему ЭДО, а также направив их проверяющим на электронную почту. Но уведомление о вызове страхователя для рассмотрения материалов проверки в сроки, установленные законом, от чиновников не поступило.
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 20)Акт проверки (вместе с уведомлением о вызове страхователя на 31.10.2023 для рассмотрения материалов камералки) направлен обществу заказным письмом 13 октября 2023 года. Но срок на представление возражений истек только 14 ноября 2023 года. Причем к этому моменту оспариваемые фирмой решения уже были вынесены. Общество воспользовалось правом, предусмотренным пунктом 5 статьи 26.19 Закона N 125-ФЗ, передав 14.11.2023 возражения с приложениями через систему ЭДО, а также направив их проверяющим на электронную почту. Но уведомление о вызове страхователя для рассмотрения материалов проверки в сроки, установленные законом, от чиновников не поступило.
Статья: Когда пропуск налоговиками сроков и иные их нарушения помогут налогоплательщику
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 8)Судебная практика. В Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 20.06.2024 N Ф05-11207/2024 по делу N А41-28308/2023 суд исходил из того, что нарушение сроков при проведении проверки, составлении и вручении акта, вынесении решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля и продлении рассмотрения материалов проверки не относится к существенным условиям, влекущим недействительность оспариваемого решения.
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 8)Судебная практика. В Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 20.06.2024 N Ф05-11207/2024 по делу N А41-28308/2023 суд исходил из того, что нарушение сроков при проведении проверки, составлении и вручении акта, вынесении решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля и продлении рассмотрения материалов проверки не относится к существенным условиям, влекущим недействительность оспариваемого решения.
Статья: Комментарий к Постановлению Арбитражного суда кассационной инстанции от 13.05.2025 N Ф06-1256/2025 по делу N А65-17542/2024 <Суд не позволил аннулировать декларацию после "камералки">
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 14)- камералка этого отчета уже завершена (оговоренный п. 2 ст. 88 НК РФ срок проведения камеральной проверки НДС-декларации истек);
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 14)- камералка этого отчета уже завершена (оговоренный п. 2 ст. 88 НК РФ срок проведения камеральной проверки НДС-декларации истек);
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2023 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)3 мес. или 2 мес. по НДС (проведение проверки) + 10 дней (составление акта) + 5 дней (вручение акта) + 1 мес. (подача возражений на акт) + 10 дней с продлением на 1 мес. (вынесение решения по КНП) + 5 дней (вручение решения) + 1 мес. (вступление в силу решения, положительного для налогоплательщика).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)3 мес. или 2 мес. по НДС (проведение проверки) + 10 дней (составление акта) + 5 дней (вручение акта) + 1 мес. (подача возражений на акт) + 10 дней с продлением на 1 мес. (вынесение решения по КНП) + 5 дней (вручение решения) + 1 мес. (вступление в силу решения, положительного для налогоплательщика).