Срок действия договора теплоснабжения
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок действия договора теплоснабжения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 540 "Заключение и продление договора энергоснабжения" ГК РФ"Таким образом, истечение срока действия договора теплоснабжения в данном случае не свидетельствовало о прекращении договорных правоотношений из него. Поскольку в данном случае продление договорных правоотношений имело место в силу прямого указания закона, ответчик не мог не знать о его продлении, с учетом ранее согласованной редакции пункта 13.1 спорного договора и согласования первого дополнительного соглашения N 3 заблаговременно с уведомлением истца о расторжении договора. Последующее молчание ответчика не может расцениваться как прекращение действия спорного договора теплоснабжения с учетом пункта 2 статьи 540 ГК РФ."
Перспективы и риски арбитражного спора: Теплоснабжение для государственных и муниципальных нужд: ТСО хочет взыскать неустойку (штраф, пени) за неоплату тепловой энергии, поставленной для государственных и муниципальных нужд
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению ТСО, Потребитель тепловой энергии (государственный или муниципальный заказчик, бюджетное учреждение, ГУП, МУП) не оплатил (не полностью, несвоевременно оплатил) тепловую энергию, потребленную по контракту теплоснабжения для государственных и муниципальных нужд либо в отсутствие контракта (после истечения срока его действия и пр.).
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению ТСО, Потребитель тепловой энергии (государственный или муниципальный заказчик, бюджетное учреждение, ГУП, МУП) не оплатил (не полностью, несвоевременно оплатил) тепловую энергию, потребленную по контракту теплоснабжения для государственных и муниципальных нужд либо в отсутствие контракта (после истечения срока его действия и пр.).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Теплоснабжение: понятие, порядок учета, условия поставки
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)д) срок действия договора и иные сведения в соответствии с п. 35 Правил теплоснабжения.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)д) срок действия договора и иные сведения в соответствии с п. 35 Правил теплоснабжения.
Путеводитель по судебной практике: Поставка товаров.
Можно ли погасить однородные обязательства по нескольким договорам поставки энерго- или теплоснабжения, товаров через присоединенную сеть
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как установлено судами и усматривается из материалов дела, 14.01.2011 между ОАО "БКС" (ресурсоснабжающая организация) и ООО "Жилсервис" (потребитель) заключен договор теплоснабжения N 022-03032577, по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязалась подавать в многоквартирные дома, перечисленные в приложениях N 1.1, 6, 7 к договору, согласованное количество тепловой энергии (приложение N 1) в соответствии с температурным графиком (приложение N 4) в течение срока действия настоящего договора с целью обеспечения указанных многоквартирных домов тепловой энергией и горячим водоснабжением, а потребитель обязался оплачивать ресурсоснабжающей организации поданную тепловую энергию по ценам и в порядке, определенным настоящим договором.
Можно ли погасить однородные обязательства по нескольким договорам поставки энерго- или теплоснабжения, товаров через присоединенную сеть
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как установлено судами и усматривается из материалов дела, 14.01.2011 между ОАО "БКС" (ресурсоснабжающая организация) и ООО "Жилсервис" (потребитель) заключен договор теплоснабжения N 022-03032577, по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязалась подавать в многоквартирные дома, перечисленные в приложениях N 1.1, 6, 7 к договору, согласованное количество тепловой энергии (приложение N 1) в соответствии с температурным графиком (приложение N 4) в течение срока действия настоящего договора с целью обеспечения указанных многоквартирных домов тепловой энергией и горячим водоснабжением, а потребитель обязался оплачивать ресурсоснабжающей организации поданную тепловую энергию по ценам и в порядке, определенным настоящим договором.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О теплоснабжении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)12.3. По соглашению сторон договора аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и по согласованию с органом регулирования, за исключением случаев, предусмотренных в части 12.4 настоящей статьи, установление, изменение, корректировка регулируемых цен (тарифов) на производимые и реализуемые арендатором товары, оказываемые услуги в сфере теплоснабжения осуществляются до конца срока действия договора аренды по правилам, действующим на момент соответственно установления, изменения, корректировки цен (тарифов) и предусмотренным федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления. Порядок указанного согласования и критерии согласования определяются правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. После окончания переходного периода в ценовых зонах теплоснабжения по соглашению сторон договора аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, арендатором производятся и реализуются товары и оказываются услуги в сфере теплоснабжения по ценам, определяемым в соответствии со статьей 23.4 настоящего Федерального закона.
(ред. от 08.08.2024)
"О теплоснабжении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)12.3. По соглашению сторон договора аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и по согласованию с органом регулирования, за исключением случаев, предусмотренных в части 12.4 настоящей статьи, установление, изменение, корректировка регулируемых цен (тарифов) на производимые и реализуемые арендатором товары, оказываемые услуги в сфере теплоснабжения осуществляются до конца срока действия договора аренды по правилам, действующим на момент соответственно установления, изменения, корректировки цен (тарифов) и предусмотренным федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления. Порядок указанного согласования и критерии согласования определяются правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. После окончания переходного периода в ценовых зонах теплоснабжения по соглашению сторон договора аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, арендатором производятся и реализуются товары и оказываются услуги в сфере теплоснабжения по ценам, определяемым в соответствии со статьей 23.4 настоящего Федерального закона.
Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075
(ред. от 20.11.2025)
"О ценообразовании в сфере теплоснабжения"
(вместе с "Основами ценообразования в сфере теплоснабжения", "Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения", "Правилами установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона "О теплоснабжении", "Правилами определения стоимости активов и инвестированного капитала и ведения их раздельного учета, применяемые при осуществлении деятельности, регулируемой с использованием метода обеспечения доходности инвестированного капитала", "Правилами заключения долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон, в целях обеспечения потребления тепловой энергии (мощности) и теплоносителя объектами, потребляющими тепловую энергию (мощность) и теплоноситель и введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 г.", "Правилами распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии")д) предусмотренные конкурсной документацией дата начала и срок действия концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или договора аренды указанных объектов;
(ред. от 20.11.2025)
"О ценообразовании в сфере теплоснабжения"
(вместе с "Основами ценообразования в сфере теплоснабжения", "Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения", "Правилами установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона "О теплоснабжении", "Правилами определения стоимости активов и инвестированного капитала и ведения их раздельного учета, применяемые при осуществлении деятельности, регулируемой с использованием метода обеспечения доходности инвестированного капитала", "Правилами заключения долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон, в целях обеспечения потребления тепловой энергии (мощности) и теплоносителя объектами, потребляющими тепловую энергию (мощность) и теплоноситель и введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 г.", "Правилами распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии")д) предусмотренные конкурсной документацией дата начала и срок действия концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или договора аренды указанных объектов;
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме Минфина России от 06.12.2022 N 03-07-11/119233 указывается, что в соответствии с подпунктом 18 пункта 2 статьи 146 главы 21 НК РФ не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость передача на безвозмездной основе органам государственной власти, органам местного самоуправления и (или) органам публичной власти федеральной территории "Сириус" результатов работ по созданию и (или) реконструкции объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности и переданных во временное владение и пользование налогоплательщику в соответствии с договорами аренды, а также объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, созданных налогоплательщиком в течение срока действия договоров аренды, в случае заключения этим налогоплательщиком в отношении данных объектов концессионных соглашений в соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме Минфина России от 06.12.2022 N 03-07-11/119233 указывается, что в соответствии с подпунктом 18 пункта 2 статьи 146 главы 21 НК РФ не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость передача на безвозмездной основе органам государственной власти, органам местного самоуправления и (или) органам публичной власти федеральной территории "Сириус" результатов работ по созданию и (или) реконструкции объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности и переданных во временное владение и пользование налогоплательщику в соответствии с договорами аренды, а также объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, созданных налогоплательщиком в течение срока действия договоров аренды, в случае заключения этим налогоплательщиком в отношении данных объектов концессионных соглашений в соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
Готовое решение: НДС при реализации концессионных соглашений
(КонсультантПлюс, 2025)объектов теплоснабжения, централизованных систем ГВС, ХВС, водоотведения, отдельных объектов таких систем, которые вы создали в течение срока действия договоры аренды, если в отношении этих объектов с вами заключены концессионные соглашения в соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона о концессионных соглашениях.
(КонсультантПлюс, 2025)объектов теплоснабжения, централизованных систем ГВС, ХВС, водоотведения, отдельных объектов таких систем, которые вы создали в течение срока действия договоры аренды, если в отношении этих объектов с вами заключены концессионные соглашения в соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона о концессионных соглашениях.
Последние изменения: Бухгалтерский учет и налогообложение безвозмездной передачи и получения имущества (услуг)
(КонсультантПлюс, 2025)В частности, не облагается НДС передача на безвозмездной основе органам госвласти (местного самоуправления) объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, созданных налогоплательщиком в течение срока действия договоров аренды (пп. 18 п. 2 ст. 146 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)В частности, не облагается НДС передача на безвозмездной основе органам госвласти (местного самоуправления) объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, созданных налогоплательщиком в течение срока действия договоров аренды (пп. 18 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Вопрос: Об НДС при передаче органу МСУ результатов работ по созданию (реконструкции) объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности и переданных во временное владение по договорам аренды.
(Письмо Минфина России от 06.12.2022 N 03-07-11/119233)Одновременно сообщаем, что в соответствии с подпунктом 18 пункта 2 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость передача на безвозмездной основе органам государственной власти, органам местного самоуправления и (или) органам публичной власти федеральной территории "Сириус" результатов работ по созданию и (или) реконструкции объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности и переданных во временное владение и пользование налогоплательщику в соответствии с договорами аренды, а также объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, созданных налогоплательщиком в течение срока действия договоров аренды, в случае заключения этим налогоплательщиком в отношении данных объектов концессионных соглашений в соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
(Письмо Минфина России от 06.12.2022 N 03-07-11/119233)Одновременно сообщаем, что в соответствии с подпунктом 18 пункта 2 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость передача на безвозмездной основе органам государственной власти, органам местного самоуправления и (или) органам публичной власти федеральной территории "Сириус" результатов работ по созданию и (или) реконструкции объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности и переданных во временное владение и пользование налогоплательщику в соответствии с договорами аренды, а также объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, созданных налогоплательщиком в течение срока действия договоров аренды, в случае заключения этим налогоплательщиком в отношении данных объектов концессионных соглашений в соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
Готовое решение: Как заключить контракт теплоснабжения по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Учитывайте стандартное условие о пролонгации договора теплоснабжения. Контракт теплоснабжения считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении (п. 43 Правил организации теплоснабжения в РФ, п. 2 ст. 540, п. 1 ст. 548 ГК РФ). Поэтому, чтобы не допустить ситуации, когда услуги оказаны, а вы не можете их оплатить из-за отсутствия доведенных лимитов на следующий год, вы можете включить в контракт отлагательное условие о том, что тепло поставляется только после получения от заказчика уведомления о доведении соответствующего финансирования (см. Письмо Минфина России от 22.04.2016 N 02-02-04/23390).
(КонсультантПлюс, 2025)Учитывайте стандартное условие о пролонгации договора теплоснабжения. Контракт теплоснабжения считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении (п. 43 Правил организации теплоснабжения в РФ, п. 2 ст. 540, п. 1 ст. 548 ГК РФ). Поэтому, чтобы не допустить ситуации, когда услуги оказаны, а вы не можете их оплатить из-за отсутствия доведенных лимитов на следующий год, вы можете включить в контракт отлагательное условие о том, что тепло поставляется только после получения от заказчика уведомления о доведении соответствующего финансирования (см. Письмо Минфина России от 22.04.2016 N 02-02-04/23390).
Статья: Изменения в регулировании процедур, связанных с подключением объектов капитального строительства к сетям инженерной инфраструктуры
(Филиал партнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша) ЛЛП в г. Москве, Недвижимость и строительство)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- В отношении сетей теплоснабжения, сетей водоснабжения и водоотведения сохранена возможность получения технических условий (ТУ) на стадии, предшествующей заключению договора о подключении. Такие ТУ являются обязательными для организаций, их выдавших, в течение срока действия ТУ. При этом заявитель должен подать заявку о подключении в течение 12 месяцев (при комплексном развитии территории в течение 36 месяцев) со дня выдачи ТУ, в противном случае срок действия ТУ прекращается. По электрическим и газовым сетям ТУ являются приложениями к договорам о подключении и как самостоятельный обязывающий документ не выдаются.
(Филиал партнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша) ЛЛП в г. Москве, Недвижимость и строительство)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- В отношении сетей теплоснабжения, сетей водоснабжения и водоотведения сохранена возможность получения технических условий (ТУ) на стадии, предшествующей заключению договора о подключении. Такие ТУ являются обязательными для организаций, их выдавших, в течение срока действия ТУ. При этом заявитель должен подать заявку о подключении в течение 12 месяцев (при комплексном развитии территории в течение 36 месяцев) со дня выдачи ТУ, в противном случае срок действия ТУ прекращается. По электрическим и газовым сетям ТУ являются приложениями к договорам о подключении и как самостоятельный обязывающий документ не выдаются.
Вопрос: Об НДС при безвозмездной передаче ОМСУ объектов жилищно-коммунального назначения и результатов работ по улучшению арендованного имущества.
(Письмо Минфина России от 01.11.2024 N 03-07-11/107392)В отношении упомянутого в обращении подпункта 18 пункта 2 статьи 146 Кодекса отмечаем, что в соответствии с указанной нормой Кодекса не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость передача на безвозмездной основе органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления результатов работ по созданию и (или) реконструкции объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности и переданных во временное владение и пользование налогоплательщику в соответствии с договорами аренды, а также объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, созданных налогоплательщиком в течение срока действия договоров аренды, в случае заключения этим налогоплательщиком в отношении данных объектов концессионных соглашений в соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
(Письмо Минфина России от 01.11.2024 N 03-07-11/107392)В отношении упомянутого в обращении подпункта 18 пункта 2 статьи 146 Кодекса отмечаем, что в соответствии с указанной нормой Кодекса не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость передача на безвозмездной основе органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления результатов работ по созданию и (или) реконструкции объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности и переданных во временное владение и пользование налогоплательщику в соответствии с договорами аренды, а также объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, созданных налогоплательщиком в течение срока действия договоров аренды, в случае заключения этим налогоплательщиком в отношении данных объектов концессионных соглашений в соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
Статья: Условия подключения как неотъемлемая часть договора технологического присоединения: тенденции законодательного регулирования
(Хамидуллин М.Т.)
("Юрист", 2021, N 4)Вместе с тем в новых Правилах подключения к системам теплоснабжения наметилась тенденция к унификации условий подключения и договора технологического присоединения. Так, согласно п. 36 указанных Правил, срок действия условий подключения приравнен к сроку подключения по договору.
(Хамидуллин М.Т.)
("Юрист", 2021, N 4)Вместе с тем в новых Правилах подключения к системам теплоснабжения наметилась тенденция к унификации условий подключения и договора технологического присоединения. Так, согласно п. 36 указанных Правил, срок действия условий подключения приравнен к сроку подключения по договору.
"Собственность в гражданском праве"
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Во многих случаях коммунальные компании имеют право в соответствии с положениями публичного права прокладывать свои трубопроводы на землях третьих лиц <1>. В соответствии с § 46 EnWG муниципалитеты должны предоставлять свои пути сообщения для прокладки и эксплуатации линий электро- и газоснабжения с целью непосредственного снабжения конечных потребителей на территории муниципалитета посредством заключения договора (так называемые соглашения на использование путей). Если такой договор не возобновляется по истечении срока его действия, прежний выгодоприобретатель обязан передать линии новой энергоснабжающей компании за соответствующую плату (§ 46 (2) 2 EnWG). EnWG не распространяется на сети централизованного теплоснабжения. Согласно соответствующим § 12 NAV и NDAV, а также соответствующим § 8 AVBWasserV и абоненты должны разрешить установку и прокладку линий для подачи и транспортировки электроэнергии, газа, воды и централизованного теплоснабжения через свои владения бесплатно с целью местного снабжения. Если такая линия пришла в негодность, землевладелец может потребовать ее демонтажа. Параграф 9 GBBerG в силу закона устанавливает ограниченный личный сервитут на владение и эксплуатацию объектов для передачи электроэнергии, газа и центрального отопления в пользу коммунального предприятия на земельный участок, используемый объектом; это также относится к объектам коммунального водоснабжения и канализации в соответствии с § 9 (9) GBBerG и § 1 SachenR-DV. Согласно разд. 1092 (3) такой сервитут - вопреки правилу разд. 1092 (1) - подлежит передаче.
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Во многих случаях коммунальные компании имеют право в соответствии с положениями публичного права прокладывать свои трубопроводы на землях третьих лиц <1>. В соответствии с § 46 EnWG муниципалитеты должны предоставлять свои пути сообщения для прокладки и эксплуатации линий электро- и газоснабжения с целью непосредственного снабжения конечных потребителей на территории муниципалитета посредством заключения договора (так называемые соглашения на использование путей). Если такой договор не возобновляется по истечении срока его действия, прежний выгодоприобретатель обязан передать линии новой энергоснабжающей компании за соответствующую плату (§ 46 (2) 2 EnWG). EnWG не распространяется на сети централизованного теплоснабжения. Согласно соответствующим § 12 NAV и NDAV, а также соответствующим § 8 AVBWasserV и абоненты должны разрешить установку и прокладку линий для подачи и транспортировки электроэнергии, газа, воды и централизованного теплоснабжения через свои владения бесплатно с целью местного снабжения. Если такая линия пришла в негодность, землевладелец может потребовать ее демонтажа. Параграф 9 GBBerG в силу закона устанавливает ограниченный личный сервитут на владение и эксплуатацию объектов для передачи электроэнергии, газа и центрального отопления в пользу коммунального предприятия на земельный участок, используемый объектом; это также относится к объектам коммунального водоснабжения и канализации в соответствии с § 9 (9) GBBerG и § 1 SachenR-DV. Согласно разд. 1092 (3) такой сервитут - вопреки правилу разд. 1092 (1) - подлежит передаче.