Срок давности предписания
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок давности предписания (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 4.8 "Исчисление сроков" КоАП РФ"Как следует из материалов дела, выданное предприятию предписание от 03.09.2021 N 119 подлежало исполнению в срок до 01.09.2022, следовательно, трехмесячный срок давности привлечения судом к административной ответственности подлежит исчислению с 02.09.2022 - со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения предписания, и закончился 01.12.2022 (исходя из положений части 2 статьи 4.8 КоАП РФ число, соответствующее моменту истечения трехмесячного срока: первый месяц - с 02.09.2022 по 01.10.2022, второй месяц - с 02.10.2022 по 01.11.2022, третий месяц - с 02.11.2022 по 01.12.2022).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ответы на часто задаваемые вопросы к ст. 4.5 КоАП РФ
(КонсультантПлюс, 2025)7. Каковы сроки давности привлечения к административной ответственности за неисполнение предписания (ст. 19.5 КоАП РФ)?
(КонсультантПлюс, 2025)7. Каковы сроки давности привлечения к административной ответственности за неисполнение предписания (ст. 19.5 КоАП РФ)?
Статья: Сроки исковой давности по антикоррупционным искам об изъятии имущества из частной собственности: вопросы правовой квалификации
(Синицын С.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 1)В перспективе совершенствования российского законодательства материальный и процессуальный характер требований по антикоррупционному иску должны быть взаимосогласованы. При совершенствовании законодательства перед государством и правовой системой стоит задача не допустить косвенную легализацию коррупционных доходов только вследствие истечения сроков исковой давности и сделать антикоррупционные иски практически реализуемыми. Возникает потребность конкретизации условий применения антикоррупционных исков самим законодателем. Отсутствие специального срока исковой давности или прямого предписания об их неприменимости к антикоррупционным искам в специальном законодательстве о противодействии коррупции может расцениваться в качестве правового пробела, ограничивающего эффективность применения инструмента антикоррупционных исков, создавая угрозу нереализации публичного интереса и компетенции. Как вариант антикоррупционные иски могут быть включены законодателем в требования, на которые исковая давность не распространяется. В ходе совершенствования российского законодательства возможен альтернативный вариант. Учитывая, что применительно к антикоррупционным требованиям речь не идет об иске в его цивилистическом понимании, именно в публичном законодательстве о противодействии коррупции могут быть предусмотрены особые сроки административной давности (особые правила исчисления, последствия истечения и т.д.) по антикоррупционным требованиям. Задачи гражданско-правового регулирования, функции и принципы гражданского права изначально не преследуют цели репрессивного воздействия на правонарушителя, а потому гражданско-правовые санкции направлены преимущественно на восстановление положения, предшествовавшего правонарушению, имеют ярко выраженный компенсаторно-восстановительный, а не пенитенциарно-карательный характер, ориентированы на полное возмещение причиненного вреда. Упорядочивание возникающих правоотношений ставит актуальную задачу по совершенствованию российского законодательства в части неприменения гражданско-правовых средств для реализации публично-правовых функций в сфере пресечения и противодействия коррупции. Гражданское законодательство и гражданско-правовые способы защиты самостоятельно не регулируют и не разрешают вопросы выявления и пресечения коррупционных правонарушений, и это уже позволяет говорить о том, что для антикоррупционных исков необходима самостоятельная отраслевая материально-правовая и процессуальная основа. В ходе совершенствования российского законодательства возможен также альтернативный вариант. Учитывая, что применительно к антикоррупционным требованиям речь не идет об иске в его цивилистическом понимании, именно в публичном законодательстве могут быть предусмотрены особые сроки административной давности (особые правила исчисления, последствия истечения и т.д.) по антикоррупционным требованиям и искам.
(Синицын С.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 1)В перспективе совершенствования российского законодательства материальный и процессуальный характер требований по антикоррупционному иску должны быть взаимосогласованы. При совершенствовании законодательства перед государством и правовой системой стоит задача не допустить косвенную легализацию коррупционных доходов только вследствие истечения сроков исковой давности и сделать антикоррупционные иски практически реализуемыми. Возникает потребность конкретизации условий применения антикоррупционных исков самим законодателем. Отсутствие специального срока исковой давности или прямого предписания об их неприменимости к антикоррупционным искам в специальном законодательстве о противодействии коррупции может расцениваться в качестве правового пробела, ограничивающего эффективность применения инструмента антикоррупционных исков, создавая угрозу нереализации публичного интереса и компетенции. Как вариант антикоррупционные иски могут быть включены законодателем в требования, на которые исковая давность не распространяется. В ходе совершенствования российского законодательства возможен альтернативный вариант. Учитывая, что применительно к антикоррупционным требованиям речь не идет об иске в его цивилистическом понимании, именно в публичном законодательстве о противодействии коррупции могут быть предусмотрены особые сроки административной давности (особые правила исчисления, последствия истечения и т.д.) по антикоррупционным требованиям. Задачи гражданско-правового регулирования, функции и принципы гражданского права изначально не преследуют цели репрессивного воздействия на правонарушителя, а потому гражданско-правовые санкции направлены преимущественно на восстановление положения, предшествовавшего правонарушению, имеют ярко выраженный компенсаторно-восстановительный, а не пенитенциарно-карательный характер, ориентированы на полное возмещение причиненного вреда. Упорядочивание возникающих правоотношений ставит актуальную задачу по совершенствованию российского законодательства в части неприменения гражданско-правовых средств для реализации публично-правовых функций в сфере пресечения и противодействия коррупции. Гражданское законодательство и гражданско-правовые способы защиты самостоятельно не регулируют и не разрешают вопросы выявления и пресечения коррупционных правонарушений, и это уже позволяет говорить о том, что для антикоррупционных исков необходима самостоятельная отраслевая материально-правовая и процессуальная основа. В ходе совершенствования российского законодательства возможен также альтернативный вариант. Учитывая, что применительно к антикоррупционным требованиям речь не идет об иске в его цивилистическом понимании, именно в публичном законодательстве могут быть предусмотрены особые сроки административной давности (особые правила исчисления, последствия истечения и т.д.) по антикоррупционным требованиям и искам.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)Данная правовая норма была включена в часть 4 статьи 51 Закона о защите конкуренции Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 164-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с целью исключения различных подходов к исчислению срока давности привлечения к административной ответственности за неисполнение законных предписаний антимонопольного органа в указанной сфере, что свидетельствует о соответствующей воле законодателя.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)Данная правовая норма была включена в часть 4 статьи 51 Закона о защите конкуренции Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 164-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с целью исключения различных подходов к исчислению срока давности привлечения к административной ответственности за неисполнение законных предписаний антимонопольного органа в указанной сфере, что свидетельствует о соответствующей воле законодателя.
"Обзор судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)Данная правовая норма была включена в часть 4 статьи 51 Закона о защите конкуренции Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 164-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с целью исключения различных подходов к исчислению срока давности привлечения к административной ответственности за неисполнение законных предписаний антимонопольного органа в указанной сфере, что свидетельствует о соответствующей воле законодателя.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)Данная правовая норма была включена в часть 4 статьи 51 Закона о защите конкуренции Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 164-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с целью исключения различных подходов к исчислению срока давности привлечения к административной ответственности за неисполнение законных предписаний антимонопольного органа в указанной сфере, что свидетельствует о соответствующей воле законодателя.
Статья: Аналитический обзор судебных дел, рассмотренных с участием антимонопольных органов
(Вовкивская Л.В., Савостина Е.В.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2021, N 4)Указанное уточнение на законодательном уровне однозначно утвердило позицию о годичном сроке давности за неисполнение предписания антимонопольного органа по делу о нарушении антимонопольного законодательства, в развитие чего сложилась единообразная судебная практика с аналогичным выводом <5>.
(Вовкивская Л.В., Савостина Е.В.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2021, N 4)Указанное уточнение на законодательном уровне однозначно утвердило позицию о годичном сроке давности за неисполнение предписания антимонопольного органа по делу о нарушении антимонопольного законодательства, в развитие чего сложилась единообразная судебная практика с аналогичным выводом <5>.