Срок автОрского права
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок автОрского права (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Авторское право в трудах А.Ф. Кони
(Кодинцев А.Я., Штыкова Н.Н.)
("Хозяйство и право", 2022, N 4)Проект, обсуждавшийся в Думе, а затем в особой комиссии Госсовета (с апреля 1909 по апрель 1910 г.) (председатель В.И. Сергеевич), при сохранении общего 50-летнего посмертного срока в отношении фотографий предполагал только пятилетний срок авторского права. Автор сохранял исключительное право на перевод его произведений только 10 лет. Вообще, проект вводил много новых институтов: соавторство, анонимные произведения, издательский договор и т.д. В целом составленный законопроект соответствовал международным конвенциям в авторском праве и детально определял правоотношения, возникающие в этой сфере. В итоге Положение об авторском праве включало 75 статей <3>.
(Кодинцев А.Я., Штыкова Н.Н.)
("Хозяйство и право", 2022, N 4)Проект, обсуждавшийся в Думе, а затем в особой комиссии Госсовета (с апреля 1909 по апрель 1910 г.) (председатель В.И. Сергеевич), при сохранении общего 50-летнего посмертного срока в отношении фотографий предполагал только пятилетний срок авторского права. Автор сохранял исключительное право на перевод его произведений только 10 лет. Вообще, проект вводил много новых институтов: соавторство, анонимные произведения, издательский договор и т.д. В целом составленный законопроект соответствовал международным конвенциям в авторском праве и детально определял правоотношения, возникающие в этой сфере. В итоге Положение об авторском праве включало 75 статей <3>.
Статья: Кому принадлежат авторские права, если работу выполнил самозанятый?
(Усачева Е.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 5)"Исполнитель передает Заказчику исключительное право на использование созданного текста (графики, фото) (далее - Произведение) в полном объеме на территории Российской Федерации на весь срок действия авторских прав, с правом передавать его третьим лицам и вносить изменения. Указанная передача прав осуществляется в момент подписания акта приема-передачи. Стоимость передаваемых прав включена в общую сумму вознаграждения по договору и составляет (сумма) рублей".
(Усачева Е.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 5)"Исполнитель передает Заказчику исключительное право на использование созданного текста (графики, фото) (далее - Произведение) в полном объеме на территории Российской Федерации на весь срок действия авторских прав, с правом передавать его третьим лицам и вносить изменения. Указанная передача прав осуществляется в момент подписания акта приема-передачи. Стоимость передаваемых прав включена в общую сумму вознаграждения по договору и составляет (сумма) рублей".
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)Статья 1281. Срок действия исключительного права на произведение
(ред. от 23.07.2025)Статья 1281. Срок действия исключительного права на произведение
"Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015)24. При исчислении 50-летнего срока действия авторского права, предусмотренного ст. 27 и 43 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", не имеет значения, охранялось ли ранее произведение и в течение какого установленного прежним законодательством срока. Если ранее действовавший срок охраны закончился, но новый 50-летний не истек на 1 января 1993 года, произведение вновь получило авторско-правовую охрану.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015)24. При исчислении 50-летнего срока действия авторского права, предусмотренного ст. 27 и 43 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", не имеет значения, охранялось ли ранее произведение и в течение какого установленного прежним законодательством срока. Если ранее действовавший срок охраны закончился, но новый 50-летний не истек на 1 января 1993 года, произведение вновь получило авторско-правовую охрану.
Статья: Авторское право и смежные права в государствах БРИКС
(Еременко В.И.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2020, NN 9, 10)Сроки действия авторского права на различные виды произведений указаны в главе V Закона об авторском праве (ст. 22 - 29). Авторское право на литературное, драматическое, музыкальное или художественное произведение, опубликованное при жизни автора, сохраняет свое действие в течение 60 лет, считая с начала календарного года, следующего за годом, в котором автор умер. Авторское право на упомянутые выше произведения, изданные анонимно или под псевдонимом, сохраняет свое действие в течение 60 лет, считая с начала календарного года, следующего за годом, в котором произведение было впервые опубликовано. При этом, если личность автора будет раскрыта до истечения указанного срока, авторское право сохраняет свое действие в течение 60 лет, считая с начала календарного года, следующего за годом, в котором автор умер.
(Еременко В.И.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2020, NN 9, 10)Сроки действия авторского права на различные виды произведений указаны в главе V Закона об авторском праве (ст. 22 - 29). Авторское право на литературное, драматическое, музыкальное или художественное произведение, опубликованное при жизни автора, сохраняет свое действие в течение 60 лет, считая с начала календарного года, следующего за годом, в котором автор умер. Авторское право на упомянутые выше произведения, изданные анонимно или под псевдонимом, сохраняет свое действие в течение 60 лет, считая с начала календарного года, следующего за годом, в котором произведение было впервые опубликовано. При этом, если личность автора будет раскрыта до истечения указанного срока, авторское право сохраняет свое действие в течение 60 лет, считая с начала календарного года, следующего за годом, в котором автор умер.
Статья: Регулирование трансграничных авторских отношений между лицами России и Ирана (БРИКС)
(Луткова О.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 4)Срок охраны исключительных авторских прав в Иране составляет не 70, а только 50 лет после смерти автора, что важно, в частности, для определения срока действия трансграничного лицензионного соглашения, которое не может действовать дольше срока действия исключительных прав. Необычным является порядок исчисления срока охраны авторских прав в Иране - он начинается от даты смерти автора (ст. 12 Закона), а не с 1 января нового календарного года, как в большинстве государств мира и в соответствии с конвенционным регулированием.
(Луткова О.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 4)Срок охраны исключительных авторских прав в Иране составляет не 70, а только 50 лет после смерти автора, что важно, в частности, для определения срока действия трансграничного лицензионного соглашения, которое не может действовать дольше срока действия исключительных прав. Необычным является порядок исчисления срока охраны авторских прав в Иране - он начинается от даты смерти автора (ст. 12 Закона), а не с 1 января нового календарного года, как в большинстве государств мира и в соответствии с конвенционным регулированием.
Статья: Значение лицензий Creative Commons для эволюции авторских прав в трансграничных отношениях
(Москаленко И.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 9)Первый закон, заложивший системообразующие принципы охраны авторских прав <2>, был принят в 1710 г. в Англии и назывался Статут королевы Анны. Прежде всего в Статуте были установлены ограниченные сроки охраны авторских прав и закреплен термин "исключительное право", которым обозначалось специфическое право, представляющее собой ряд ограничений, запрещающих третьим лицам перепечатывать книги авторов. Вплоть до этого времени не существовало понятия исключительности авторских прав, и автор, продавший рукопись своего произведения издателю, терял любые права на нее, как в случае отчуждения материального объекта.
(Москаленко И.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 9)Первый закон, заложивший системообразующие принципы охраны авторских прав <2>, был принят в 1710 г. в Англии и назывался Статут королевы Анны. Прежде всего в Статуте были установлены ограниченные сроки охраны авторских прав и закреплен термин "исключительное право", которым обозначалось специфическое право, представляющее собой ряд ограничений, запрещающих третьим лицам перепечатывать книги авторов. Вплоть до этого времени не существовало понятия исключительности авторских прав, и автор, продавший рукопись своего произведения издателю, терял любые права на нее, как в случае отчуждения материального объекта.
Статья: О конституционности права композитора на вознаграждение, установленного в п. 3 ст. 1263 Гражданского кодекса РФ
(Матвеев А.Г.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2023, N 2)В США в 1998 году был принят так называемый Закон, или Акт, Сонни Боно (Copyright Term Extension Act, CTEA), который в очередной раз в американской истории продлил сроки действия исключительных авторских прав. Этот акт вызвал в обществе много критики и был оспорен в Верховном суде Соединенных Штатов (дело Eldred v. Ashcroft). Противники Закона Сонни Боно утверждали, что им было введено практически вечное авторское право, что противоречит Конституции США. Эту позицию в Верховном суде США представлял профессор Л. Лессиг, описавший ход дела в своей книге "Свободная культура" [5, с. 196 - 223]. Верховный суд США своим решением от 15 января 2003 года отклонил иск и признал конституционность оспариваемого Закона <8>. Суд отметил, что Конгресс не вышел за рамки своих полномочий и не нарушил конституционных ограничений. Также суд подчеркнул, что истец не доказал отрицательного влияния удлинения сроков авторского права на прогресс общества.
(Матвеев А.Г.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2023, N 2)В США в 1998 году был принят так называемый Закон, или Акт, Сонни Боно (Copyright Term Extension Act, CTEA), который в очередной раз в американской истории продлил сроки действия исключительных авторских прав. Этот акт вызвал в обществе много критики и был оспорен в Верховном суде Соединенных Штатов (дело Eldred v. Ashcroft). Противники Закона Сонни Боно утверждали, что им было введено практически вечное авторское право, что противоречит Конституции США. Эту позицию в Верховном суде США представлял профессор Л. Лессиг, описавший ход дела в своей книге "Свободная культура" [5, с. 196 - 223]. Верховный суд США своим решением от 15 января 2003 года отклонил иск и признал конституционность оспариваемого Закона <8>. Суд отметил, что Конгресс не вышел за рамки своих полномочий и не нарушил конституционных ограничений. Также суд подчеркнул, что истец не доказал отрицательного влияния удлинения сроков авторского права на прогресс общества.
Статья: Срок действия исключительного права на служебное произведение (на примере программы для ЭВМ)
(Даниленков А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Как отмечается в одном исследовании на международном уровне, уже в 1886 г., в Бернскую конвенцию была включена ссылка на общественное достояние для обозначения произведений, срок действия охраны авторских прав которых истек (ст. 14 Бернской конвенции 1886 г. гласила: "согласно целям и условиям, которые определяются по взаимному согласию, настоящая Конвенция применяется ко всем произведениям, которые к моменту вступления ее в силу не стали еще общим достоянием в стране происхождения"). Причем это положение было заимствовано из французского Закона об авторском праве. Эта ссылка на общественное достояние, всегда увязываемая с истечением срока охраны, и по сей день содержится в ст. 18 (1) Бернской конвенции ("настоящая Конвенция применяется ко всем произведениям, которые к моменту ее вступления в силу не стали еще общественным достоянием в стране происхождения вследствие истечения срока охраны").
(Даниленков А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Как отмечается в одном исследовании на международном уровне, уже в 1886 г., в Бернскую конвенцию была включена ссылка на общественное достояние для обозначения произведений, срок действия охраны авторских прав которых истек (ст. 14 Бернской конвенции 1886 г. гласила: "согласно целям и условиям, которые определяются по взаимному согласию, настоящая Конвенция применяется ко всем произведениям, которые к моменту вступления ее в силу не стали еще общим достоянием в стране происхождения"). Причем это положение было заимствовано из французского Закона об авторском праве. Эта ссылка на общественное достояние, всегда увязываемая с истечением срока охраны, и по сей день содержится в ст. 18 (1) Бернской конвенции ("настоящая Конвенция применяется ко всем произведениям, которые к моменту ее вступления в силу не стали еще общественным достоянием в стране происхождения вследствие истечения срока охраны").
Статья: Авторское право на фотографические произведения в Российской империи XIX - XX веков
(Вершинин А.П., Байер Е.М.)
("Закон", 2024, N 5)В 1864 году было учреждено первое <30> фотографическое общество - отделение фотографии при Русском энтомологическом обществе в Санкт-Петербурге <31>. Редактор журнала "Фотограф" А.В. Фрибес (1826 - 1889) был выбран делопроизводителем. По его запросу В.Д. Спасович (1829 - 1906) адресовал ему свое письмо "О фотографической собственности", помещенное в журнале <32>. По мнению автора письма, Цензурный устав "не воздавал должное" новому фотографическому искусству. В обширной статье молодой профессор и будущий блестящий адвокат изложил целый ряд соображений о смысле понятия "фотографическая собственность", о творческом характере фотографической деятельности, о необходимых сроках охраны авторских прав, необходимости упрощения фотографической собственности и о смягчении уголовной ответственности нарушителей в этой сфере <33>. Мысли В.Д. Спасовича нашли затем свое подтверждение в ходе законопроектных работ <34>.
(Вершинин А.П., Байер Е.М.)
("Закон", 2024, N 5)В 1864 году было учреждено первое <30> фотографическое общество - отделение фотографии при Русском энтомологическом обществе в Санкт-Петербурге <31>. Редактор журнала "Фотограф" А.В. Фрибес (1826 - 1889) был выбран делопроизводителем. По его запросу В.Д. Спасович (1829 - 1906) адресовал ему свое письмо "О фотографической собственности", помещенное в журнале <32>. По мнению автора письма, Цензурный устав "не воздавал должное" новому фотографическому искусству. В обширной статье молодой профессор и будущий блестящий адвокат изложил целый ряд соображений о смысле понятия "фотографическая собственность", о творческом характере фотографической деятельности, о необходимых сроках охраны авторских прав, необходимости упрощения фотографической собственности и о смягчении уголовной ответственности нарушителей в этой сфере <33>. Мысли В.Д. Спасовича нашли затем свое подтверждение в ходе законопроектных работ <34>.
"Правовые аспекты разработки и коммерциализации программного обеспечения"
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)Бернская конвенция предусматривает 50-летний срок охраны объекта авторского права после смерти автора, однако содержит оговорку, согласно которой страны - участницы Конвенции могут указывать более длительные сроки охраны (ст. 7). Первоначально этой возможностью воспользовались страны ЕС в 1993 г., предусмотрев 70-летний срок охраны произведения после смерти последнего из соавторов <1>. США в ответ также увеличили срок действия охраны объекта авторского права <2>. Закон продлил срок охраны авторских прав на произведения до 70 лет после смерти автора в отношении тех произведений, чей срок охраны авторских прав не истек к 1 января 1978 г. Он продлевает также охрану авторских прав на объекты авторских прав, созданные на заказ (work for hire), опубликованные анонимно или под псевдонимом до 95 лет со дня первой публикации или до 120 лет с года создания в зависимости от того, какой срок истекает ранее. Примечательно, что Китай не пошел по пути увеличения сроков охраны компьютерных программ с 50 до 70 лет и установил, что исключительное право на программу истекает 31 декабря 50-го года после смерти автора или последнего из соавторов. Если же в качестве носителя авторского права выступает организация, то срок исключительного права составляет 50 лет с момента первого опубликования программы <3>.
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)Бернская конвенция предусматривает 50-летний срок охраны объекта авторского права после смерти автора, однако содержит оговорку, согласно которой страны - участницы Конвенции могут указывать более длительные сроки охраны (ст. 7). Первоначально этой возможностью воспользовались страны ЕС в 1993 г., предусмотрев 70-летний срок охраны произведения после смерти последнего из соавторов <1>. США в ответ также увеличили срок действия охраны объекта авторского права <2>. Закон продлил срок охраны авторских прав на произведения до 70 лет после смерти автора в отношении тех произведений, чей срок охраны авторских прав не истек к 1 января 1978 г. Он продлевает также охрану авторских прав на объекты авторских прав, созданные на заказ (work for hire), опубликованные анонимно или под псевдонимом до 95 лет со дня первой публикации или до 120 лет с года создания в зависимости от того, какой срок истекает ранее. Примечательно, что Китай не пошел по пути увеличения сроков охраны компьютерных программ с 50 до 70 лет и установил, что исключительное право на программу истекает 31 декабря 50-го года после смерти автора или последнего из соавторов. Если же в качестве носителя авторского права выступает организация, то срок исключительного права составляет 50 лет с момента первого опубликования программы <3>.
Готовое решение: Как учитывать бессрочные лицензии на использование результата интеллектуальной деятельности
(КонсультантПлюс, 2025)лицензионный договор заключен на весь срок действия авторских прав. Это определенный, но заранее неизвестный срок, потому что срок действия авторских прав - это срок жизни автора (последнего из авторов) плюс 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти (годом смерти последнего из авторов) (п. 1 ст. 1281 ГК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)лицензионный договор заключен на весь срок действия авторских прав. Это определенный, но заранее неизвестный срок, потому что срок действия авторских прав - это срок жизни автора (последнего из авторов) плюс 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти (годом смерти последнего из авторов) (п. 1 ст. 1281 ГК РФ);
Статья: Критерии охраноспособности произведения в авторском праве
(Романов Г.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 3)Европейское право исключает из оценки охраноспособности схожие критерии: "эстетические или качественные критерии" (в отношении баз данных - п. 16 преамбулы Директивы 96/9/EC от 11 марта 1996 г. о правовой охране баз данных), "качественные или эстетические достоинства" (в отношении компьютерных программ - п. 8 преамбулы Директивы 2009/24/EC от 23 апреля 2009 г. о правовой охране компьютерных программ), "достоинство или цель" (в отношении фотографий - п. 16 преамбулы Директивы 2006/116/EC от 12 декабря 2006 г. о сроках охраны авторского права и некоторых смежных прав). Директивы не раскрывают данные понятия, но представляется, что их значение может быть отождествлено со значением терминов "достоинства" и "назначение", упомянутых выше.
(Романов Г.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 3)Европейское право исключает из оценки охраноспособности схожие критерии: "эстетические или качественные критерии" (в отношении баз данных - п. 16 преамбулы Директивы 96/9/EC от 11 марта 1996 г. о правовой охране баз данных), "качественные или эстетические достоинства" (в отношении компьютерных программ - п. 8 преамбулы Директивы 2009/24/EC от 23 апреля 2009 г. о правовой охране компьютерных программ), "достоинство или цель" (в отношении фотографий - п. 16 преамбулы Директивы 2006/116/EC от 12 декабря 2006 г. о сроках охраны авторского права и некоторых смежных прав). Директивы не раскрывают данные понятия, но представляется, что их значение может быть отождествлено со значением терминов "достоинства" и "назначение", упомянутых выше.
Статья: Сравнительно-правовой анализ подходов к регулированию совместного обладания авторскими правами
(Туркина А.Е.)
("Вестник гражданского права", 2021, N 1)Представляется, что основная сложность в описанном регулировании в Российской Федерации кроется в выделении категории раздельного соавторства, во многих случаях крайне схожего с составным произведением <172>. Думается, что с учетом описанного ранее зарубежного опыта выделение раздельного соавторства как самостоятельного подвида отнюдь не бесспорно: подобное решение создает риск признания соавторами лиц, которые по сущности взаимоотношений и имевшего места намерения таковыми не являются, что представляется нежелательным. Признание раздельного соавторства в конкретном случае влечет значимые правовые последствия. В частности, отличаться будет способ исчисления срока действия авторского права <173>, порядок использования произведения, распоряжения произведением, защиты прав на него.
(Туркина А.Е.)
("Вестник гражданского права", 2021, N 1)Представляется, что основная сложность в описанном регулировании в Российской Федерации кроется в выделении категории раздельного соавторства, во многих случаях крайне схожего с составным произведением <172>. Думается, что с учетом описанного ранее зарубежного опыта выделение раздельного соавторства как самостоятельного подвида отнюдь не бесспорно: подобное решение создает риск признания соавторами лиц, которые по сущности взаимоотношений и имевшего места намерения таковыми не являются, что представляется нежелательным. Признание раздельного соавторства в конкретном случае влечет значимые правовые последствия. В частности, отличаться будет способ исчисления срока действия авторского права <173>, порядок использования произведения, распоряжения произведением, защиты прав на него.