СРО объекты культурного наследия
Подборка наиболее важных документов по запросу СРО объекты культурного наследия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Обжалование актов антимонопольных органов в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Планирование закупки и подготовка к ней: Заказчик не согласен с наличием нарушений требований к участникам закупки и (или) к подтверждающим документам
(КонсультантПлюс, 2025)Например, при проведении комплексного капремонта объекта культурного наследия
(КонсультантПлюс, 2025)Например, при проведении комплексного капремонта объекта культурного наследия
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Существуют ли легальные основы реконструкции зданий, являющихся объектами культурного наследия?
(Мельникова Е.Н.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 4)В таком случае подготовка проектной документации осуществляется в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", а производственные работы проводятся с учетом положений Градостроительного кодекса РФ, что подразумевает под собой получение градостроительного плана земельного участка, технических условий подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, необходимость выполнения отдельных видов инженерных изысканий, проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, получение разрешения на строительство, осуществление государственного строительного надзора, выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также наличие свидетельства о допуске к проведению указанных работ, выданного саморегулируемой организацией. Работы проводятся при условии обязательного соблюдения требований законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия".
(Мельникова Е.Н.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 4)В таком случае подготовка проектной документации осуществляется в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", а производственные работы проводятся с учетом положений Градостроительного кодекса РФ, что подразумевает под собой получение градостроительного плана земельного участка, технических условий подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, необходимость выполнения отдельных видов инженерных изысканий, проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, получение разрешения на строительство, осуществление государственного строительного надзора, выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также наличие свидетельства о допуске к проведению указанных работ, выданного саморегулируемой организацией. Работы проводятся при условии обязательного соблюдения требований законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия".
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Формирование документов для закупки по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли при закупке по Закону N 44-ФЗ требовать от участников иметь лицензию МЧС России, если предусмотренные ею работы объединены со строительными работами
(КонсультантПлюс, 2025)Обстоятельства дела: При проведении конкурса на осуществление комплексного ремонта объекта культурного наследия установлено следующее требование. Помимо свидетельства СРО о допуске к работам по организации строительства, участники закупки должны иметь действующую лицензию на осуществление работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Антимонопольный орган признал указанное требование неправомерным.
Можно ли при закупке по Закону N 44-ФЗ требовать от участников иметь лицензию МЧС России, если предусмотренные ею работы объединены со строительными работами
(КонсультантПлюс, 2025)Обстоятельства дела: При проведении конкурса на осуществление комплексного ремонта объекта культурного наследия установлено следующее требование. Помимо свидетельства СРО о допуске к работам по организации строительства, участники закупки должны иметь действующую лицензию на осуществление работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Антимонопольный орган признал указанное требование неправомерным.
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)7. Требование к минимальной численности специалистов индивидуального предпринимателя или юридического лица по месту основной работы могут быть увеличены саморегулируемой организацией в том числе при необходимости осуществления такими специалистами трудовой функции, включающей организацию выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации в отношении объектов культурного наследия в целях сохранения таких объектов, а также при необходимости осуществления такими специалистами трудовой функции, включающей организацию выполнения работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства в зависимости от их технической сложности и потенциальной опасности, от стоимости одного договора подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договора строительного подряда, договора подряда на осуществление сноса.
(ред. от 31.07.2025)7. Требование к минимальной численности специалистов индивидуального предпринимателя или юридического лица по месту основной работы могут быть увеличены саморегулируемой организацией в том числе при необходимости осуществления такими специалистами трудовой функции, включающей организацию выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации в отношении объектов культурного наследия в целях сохранения таких объектов, а также при необходимости осуществления такими специалистами трудовой функции, включающей организацию выполнения работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства в зависимости от их технической сложности и потенциальной опасности, от стоимости одного договора подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договора строительного подряда, договора подряда на осуществление сноса.
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)6. Работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, являющемся объектом культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленным объектом культурного наследия, выполняются в соответствии с настоящим Кодексом с учетом особенностей государственной охраны объектов культурного наследия, установленных Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
(ред. от 04.11.2025)6. Работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, являющемся объектом культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленным объектом культурного наследия, выполняются в соответствии с настоящим Кодексом с учетом особенностей государственной охраны объектов культурного наследия, установленных Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
"Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (апрель 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Кроме того, согласно пункту 48 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Кроме того, согласно пункту 48 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Статья: Подготовка корпоративными заказчиками возражений на жалобы в ФАС России
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 7)Пример. Комиссией установлено, что у заявителя отсутствует действующая лицензия, выданная Министерством культуры РФ или иным уполномоченным органом, с правом на выполнение работ по ремонту и приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ. Вместе с тем заявителем в своей жалобе не представлено доказательств наличия ограничений при установлении требования о наличии лицензии.
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 7)Пример. Комиссией установлено, что у заявителя отсутствует действующая лицензия, выданная Министерством культуры РФ или иным уполномоченным органом, с правом на выполнение работ по ремонту и приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ. Вместе с тем заявителем в своей жалобе не представлено доказательств наличия ограничений при установлении требования о наличии лицензии.
Статья: Правовые проблемы саморегулирования в сфере капитального строительства
(Чумакова О.В.)
("Вестник Российской правовой академии", 2025, N 3)Введение саморегулирования в сфере капитального строительства изначально задумывалось как создание новой формы косвенного контроля со стороны государства, а не как его полное прекращение или ослабление в отношении участников данного процесса. Это значит, что саморегулирование не является альтернативой государственному контролю, а скорее дополняет его, создавая дополнительные механизмы для обеспечения качества и безопасности выполняемых работ. С одной стороны, саморегулируемая организация выполняет важную функцию публичного контроля за деятельностью своих членов, которые участвуют в капитальном строительстве. Это включает в себя проверку соблюдения стандартов и правил, установленных как государством, так и самой саморегулируемой организацией. Основная задача саморегулируемых организаций заключается в правовом установлении соответствия выполняемых работ или оказания услуг требованиям, прописанным в технических регламентах, стандартах, сводах правил или условиях договоров. Таким образом, саморегулируемая организация выступает своего рода гарантом качества, обеспечивая, чтобы все работы соответствовали установленным нормам и требованиям. С другой стороны, государство играет ключевую роль в формировании правил саморегулирования. Оно устанавливает основные требования, которым должны соответствовать участники капитального строительства, а также разрабатывает правила осуществления данной деятельности. Важной функцией государства является организация ведения государственного реестра саморегулируемых организаций, который охватывает такие области, как инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства (Положение о порядке и способе ведения государственного реестра саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, утв. Приказом Ростехнадзора от 16 ноября 2016 г. N 478). Этот реестр служит важным инструментом для контроля и мониторинга деятельности саморегулируемых организаций и их членов. Кроме того, государственный строительный надзор осуществляется при создании объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе или является модифицированной [14]. Это также касается реконструкции объектов капитального строительства, включая работы по сохранению объектов культурного наследия. Государственный надзор обеспечивает дополнительный уровень контроля и защиты интересов общества, гарантируя, что все строительные работы выполняются в соответствии с установленными нормами и стандартами.
(Чумакова О.В.)
("Вестник Российской правовой академии", 2025, N 3)Введение саморегулирования в сфере капитального строительства изначально задумывалось как создание новой формы косвенного контроля со стороны государства, а не как его полное прекращение или ослабление в отношении участников данного процесса. Это значит, что саморегулирование не является альтернативой государственному контролю, а скорее дополняет его, создавая дополнительные механизмы для обеспечения качества и безопасности выполняемых работ. С одной стороны, саморегулируемая организация выполняет важную функцию публичного контроля за деятельностью своих членов, которые участвуют в капитальном строительстве. Это включает в себя проверку соблюдения стандартов и правил, установленных как государством, так и самой саморегулируемой организацией. Основная задача саморегулируемых организаций заключается в правовом установлении соответствия выполняемых работ или оказания услуг требованиям, прописанным в технических регламентах, стандартах, сводах правил или условиях договоров. Таким образом, саморегулируемая организация выступает своего рода гарантом качества, обеспечивая, чтобы все работы соответствовали установленным нормам и требованиям. С другой стороны, государство играет ключевую роль в формировании правил саморегулирования. Оно устанавливает основные требования, которым должны соответствовать участники капитального строительства, а также разрабатывает правила осуществления данной деятельности. Важной функцией государства является организация ведения государственного реестра саморегулируемых организаций, который охватывает такие области, как инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства (Положение о порядке и способе ведения государственного реестра саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, утв. Приказом Ростехнадзора от 16 ноября 2016 г. N 478). Этот реестр служит важным инструментом для контроля и мониторинга деятельности саморегулируемых организаций и их членов. Кроме того, государственный строительный надзор осуществляется при создании объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе или является модифицированной [14]. Это также касается реконструкции объектов капитального строительства, включая работы по сохранению объектов культурного наследия. Государственный надзор обеспечивает дополнительный уровень контроля и защиты интересов общества, гарантируя, что все строительные работы выполняются в соответствии с установленными нормами и стандартами.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (апрель 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно пункту 48 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно пункту 48 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Вопрос: О применении Методических рекомендаций по оценке объектов недвижимости, отнесенных к объектам культурного наследия.
(Письмо Минэкономразвития России от 09.01.2023 N Д20и-90)Вопрос: О применении Методических рекомендаций по оценке объектов недвижимости, отнесенных к объектам культурного наследия.
(Письмо Минэкономразвития России от 09.01.2023 N Д20и-90)Вопрос: О применении Методических рекомендаций по оценке объектов недвижимости, отнесенных к объектам культурного наследия.
Вопрос: О финансировании затрат на осуществление функций технического заказчика муниципальному предприятию, являющемуся одновременно заказчиком строительства объектов капитального строительства.
(Письмо Минфина России от 22.09.2023 N 02-14-11/90815)Согласно пункту 162 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 4 августа 2020 г. N 421/пр, затраты на содержание технического заказчика включаются в главу 10 сводного сметного расчета стоимости строительства.
(Письмо Минфина России от 22.09.2023 N 02-14-11/90815)Согласно пункту 162 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 4 августа 2020 г. N 421/пр, затраты на содержание технического заказчика включаются в главу 10 сводного сметного расчета стоимости строительства.
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Поскольку ООО "АК-Проект" не является членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий и не имеет соответствующего допуска к осуществлению деятельности в области инженерных изысканий, не является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта и не имеет соответствующего допуска на осуществление деятельности в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также не имеет лицензии по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, оно заключало договоры в период с 2015 г. с различными субподрядчиками, в том числе и договор субподряда с ООО "Ника" на выполнение ремонтно-реставрационных работ.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Поскольку ООО "АК-Проект" не является членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий и не имеет соответствующего допуска к осуществлению деятельности в области инженерных изысканий, не является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта и не имеет соответствующего допуска на осуществление деятельности в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также не имеет лицензии по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, оно заключало договоры в период с 2015 г. с различными субподрядчиками, в том числе и договор субподряда с ООО "Ника" на выполнение ремонтно-реставрационных работ.
Статья: Объекты культурного наследия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 22 ст. 1 ГрК РФ функции технического заказчика могут выполняться только членом соответствующей саморегулируемой организации, за исключением указанных в данном пункте случаев.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 22 ст. 1 ГрК РФ функции технического заказчика могут выполняться только членом соответствующей саморегулируемой организации, за исключением указанных в данном пункте случаев.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, целью деятельности саморегулируемых организаций является в том числе предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций (п. 1 ч. 1 комментируемой статьи). Таким образом, саморегулируемые организации в сфере строительства создаются и для того, чтобы предотвратить вред, возникший из-за некачественного выполнения работ их членами, который может быть причинен любым третьим лицам. Причем речь идет об устранении недостатков, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, целью деятельности саморегулируемых организаций является в том числе предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций (п. 1 ч. 1 комментируемой статьи). Таким образом, саморегулируемые организации в сфере строительства создаются и для того, чтобы предотвратить вред, возникший из-за некачественного выполнения работ их членами, который может быть причинен любым третьим лицам. Причем речь идет об устранении недостатков, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций.