Сро 3 млн
Подборка наиболее важных документов по запросу Сро 3 млн (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Административные правонарушения в промышленности и строительстве: Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности за инженерные изыскания, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капремонт без членства в СРО
(КонсультантПлюс, 2025)актом проверки, протоколом об административном правонарушении, договорами подряда, соглашениями о расторжении к ним, из которых следует, что Организация не выполняет работы по договорам с размером обязательств более 3 млн. руб. (ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ) >>>
(КонсультантПлюс, 2025)актом проверки, протоколом об административном правонарушении, договорами подряда, соглашениями о расторжении к ним, из которых следует, что Организация не выполняет работы по договорам с размером обязательств более 3 млн. руб. (ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ) >>>
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2025 N 08АП-2922/2025 по делу N А70-26161/2024
Требование: О признании недействительным решения налогового органа о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления НДС, налога на прибыть организаций, пени, штрафных санкций по п. п. 1, 3 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Довод подателя жалобы о том, что ООО "Сибтеник" допуск СРО не нужен, поскольку для того, чтобы исполнять договоры подряда на сумму 3 млн. руб. и менее, подрядчик может не быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в совокупности в иными доказательствами не свидетельствует о доказанности реальности осуществления работ именно ООО "Сибтекник".
Требование: О признании недействительным решения налогового органа о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления НДС, налога на прибыть организаций, пени, штрафных санкций по п. п. 1, 3 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Довод подателя жалобы о том, что ООО "Сибтеник" допуск СРО не нужен, поскольку для того, чтобы исполнять договоры подряда на сумму 3 млн. руб. и менее, подрядчик может не быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в совокупности в иными доказательствами не свидетельствует о доказанности реальности осуществления работ именно ООО "Сибтекник".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Вступление в саморегулируемую организацию (СРО)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3) 1,5 млн руб. в случае, если член СРО планирует осуществлять строительство, стоимость которого по 1 договору не превышает 3 млрд руб. (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3) 1,5 млн руб. в случае, если член СРО планирует осуществлять строительство, стоимость которого по 1 договору не превышает 3 млрд руб. (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
Статья: Онлайн-кредитование гражданина: правосудие при возможном пороке воли потребителя финансовых услуг (часть I - о разработке методологии судебного правоприменения)
(Сачков А.Н.)
("Мировой судья", 2025, N 10)Согласно информации Федеральной службы судебных приставов России в 2023 г. количество неплательщиков составляло 10,7 млн человек. Эти данные совпадают с данными ВЦИОМ: 43% опрошенных респондентов отметили, что испытывают трудности с погашением долгов перед банками и микрофинансовыми организациями, в основном, это пенсионеры. На конец 2023 г. насчитывалось 21,3 млн человек с действующими микрозаймами, как следует из расчетов СРО "МиР". За 2023 г. клиентская база микрофинансовых организаций увеличилась на 3,1 млн заемщиков, или на 21,9%. Темпы прироста показателя оказались выше, чем в пандемийном 2020 г. (9,5%). На начало 2025 г. такая тенденция сохраняется, что в ближайшей перспективе приведет к увеличению таких категорий судебных споров.
(Сачков А.Н.)
("Мировой судья", 2025, N 10)Согласно информации Федеральной службы судебных приставов России в 2023 г. количество неплательщиков составляло 10,7 млн человек. Эти данные совпадают с данными ВЦИОМ: 43% опрошенных респондентов отметили, что испытывают трудности с погашением долгов перед банками и микрофинансовыми организациями, в основном, это пенсионеры. На конец 2023 г. насчитывалось 21,3 млн человек с действующими микрозаймами, как следует из расчетов СРО "МиР". За 2023 г. клиентская база микрофинансовых организаций увеличилась на 3,1 млн заемщиков, или на 21,9%. Темпы прироста показателя оказались выше, чем в пандемийном 2020 г. (9,5%). На начало 2025 г. такая тенденция сохраняется, что в ближайшей перспективе приведет к увеличению таких категорий судебных споров.
Нормативные акты
Обзор: "Перечень антикризисных мер"
(КонсультантПлюс, 2025)- с 3 до 10 млн руб. увеличен размер обязательств по одному договору строительного подряда, работы по которому вправе выполнять подрядчик, не имеющий членства в СРО.
(КонсультантПлюс, 2025)- с 3 до 10 млн руб. увеличен размер обязательств по одному договору строительного подряда, работы по которому вправе выполнять подрядчик, не имеющий членства в СРО.
Статья: Некоторые аспекты обеспечения исполнения государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ в Российской Федерации
(Ефимцева Т.В., Шевлякова И.М.)
("Юрист", 2021, N 7)Саморегулируемая организация в пределах средств соответствующего компенсационного фонда несет солидарную или субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов (ст. 55.16 ГрК РФ). Эту ответственность саморегулируемой организации можно также отнести к способам обеспечения обязательств по государственному (муниципальному) контракту на выполнение подрядных работ в том случае, если цена контракта равна или более 3 млн руб.
(Ефимцева Т.В., Шевлякова И.М.)
("Юрист", 2021, N 7)Саморегулируемая организация в пределах средств соответствующего компенсационного фонда несет солидарную или субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов (ст. 55.16 ГрК РФ). Эту ответственность саморегулируемой организации можно также отнести к способам обеспечения обязательств по государственному (муниципальному) контракту на выполнение подрядных работ в том случае, если цена контракта равна или более 3 млн руб.
Статья: Отказ работодателя от реализации полномочий по управлению трудом в актах социального партнерства: конституционно-правовой анализ
(Ситников А.А.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 1)Первый вариант предполагает, что работодатель по своим мотивам либо реализует конкретное полномочие, либо отказывается от его реализации. Нельзя однозначно сказать, что в таких случаях не будет отрицательных правовых последствий для работодателя и работников. Негативные правовые последствия могут возникнуть, когда работодатель не реализует полномочие, которое одновременно является его обязанностью (например, не отстраняет от работы работника в состоянии алкогольного опьянения). Последствия может иметь и отказ от реализации полномочия работодателя, которое не является его обязанностью. Например, в соответствии с п. 2.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) для юридического лица необязательно членство в саморегулируемой организации в области строительства для выполнения по договору строительного подряда работ, стоимость которых не превышает 3 млн руб., но если стоимость выше, то такое членство обязательно. Одним из его условий является наличие в штате работников, включенных в национальный реестр специалистов в области строительства (ст. 55.5-1 ГрК РФ); чтобы быть членами этого реестра, работники должны не реже чем один раз в пять лет повышать свою квалификацию (подп. 4 п. 6 ст. 55.5-1 ГрК РФ). В такой ситуации, если работодатель не реализует свое полномочие по проведению обучения работников для повышения их квалификации, то он лишится членства в саморегулируемой организации и не сможет выполнять ряд строительных работ, а работники могут быть исключены из национального реестра специалистов.
(Ситников А.А.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 1)Первый вариант предполагает, что работодатель по своим мотивам либо реализует конкретное полномочие, либо отказывается от его реализации. Нельзя однозначно сказать, что в таких случаях не будет отрицательных правовых последствий для работодателя и работников. Негативные правовые последствия могут возникнуть, когда работодатель не реализует полномочие, которое одновременно является его обязанностью (например, не отстраняет от работы работника в состоянии алкогольного опьянения). Последствия может иметь и отказ от реализации полномочия работодателя, которое не является его обязанностью. Например, в соответствии с п. 2.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) для юридического лица необязательно членство в саморегулируемой организации в области строительства для выполнения по договору строительного подряда работ, стоимость которых не превышает 3 млн руб., но если стоимость выше, то такое членство обязательно. Одним из его условий является наличие в штате работников, включенных в национальный реестр специалистов в области строительства (ст. 55.5-1 ГрК РФ); чтобы быть членами этого реестра, работники должны не реже чем один раз в пять лет повышать свою квалификацию (подп. 4 п. 6 ст. 55.5-1 ГрК РФ). В такой ситуации, если работодатель не реализует свое полномочие по проведению обучения работников для повышения их квалификации, то он лишится членства в саморегулируемой организации и не сможет выполнять ряд строительных работ, а работники могут быть исключены из национального реестра специалистов.
Вопрос: Необходимо ли наличие у участника закупки членства в саморегулируемой организации при проведении закупки на выполнение работ по текущему ремонту?
("Официальный сайт ФАС России", 2021)С учетом изложенного заказчик не вправе устанавливать требование к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации, если объектом такой закупки является выполнение работ по текущему ремонту, либо в случае если размер обязательств по договорам строительного подряда, заключаемым с лицом, не являющимся членом саморегулируемой организации, не превышает трех миллионов рублей.
("Официальный сайт ФАС России", 2021)С учетом изложенного заказчик не вправе устанавливать требование к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации, если объектом такой закупки является выполнение работ по текущему ремонту, либо в случае если размер обязательств по договорам строительного подряда, заключаемым с лицом, не являющимся членом саморегулируемой организации, не превышает трех миллионов рублей.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)При этом согласно п. 2.1 указанной статьи индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)При этом согласно п. 2.1 указанной статьи индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (март 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- на участников, которые предложат цену контракта 3 млн руб. и менее. Такие участники не обязаны быть членами СРО в силу ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ;
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- на участников, которые предложат цену контракта 3 млн руб. и менее. Такие участники не обязаны быть членами СРО в силу ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ;
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Важным результатом тенденции по снижению степени давления государства на участников предпринимательских отношений явилось создание иного механизма регулирования отношений, связанных с допуском предпринимателей к осуществлению строительства. Участие в СРО строителей для исполнителей подобных работ не является обязательным, но влияет на возможность привлечения их к выполнению работ на объектах капитального строительства. Наряду с этим на возможность подрядчиков осуществлять строительство на объектах капитального строительства оказывает влияние целый ряд других факторов: правовой статус заказчика, цена договора, организационно-правовая форма лица, осуществляющего строительство, доля участия публично-правовых образований в капитале юридического лица и др. (см. ст. 52 ГрК РФ). Так, согласно ч. 2 ст. 52 ГрК РФ работы на объектах капитального строительства по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства <15>, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами СРО строителей, если иное не установлено настоящей статьей. Иное правило установлено ч. 2.1. ст. 52 ГрК РФ: лица, не являющиеся членами СРО строителей, могут на объектах капитального строительства выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с названными выше заказчиками, но лишь при условии, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Важным результатом тенденции по снижению степени давления государства на участников предпринимательских отношений явилось создание иного механизма регулирования отношений, связанных с допуском предпринимателей к осуществлению строительства. Участие в СРО строителей для исполнителей подобных работ не является обязательным, но влияет на возможность привлечения их к выполнению работ на объектах капитального строительства. Наряду с этим на возможность подрядчиков осуществлять строительство на объектах капитального строительства оказывает влияние целый ряд других факторов: правовой статус заказчика, цена договора, организационно-правовая форма лица, осуществляющего строительство, доля участия публично-правовых образований в капитале юридического лица и др. (см. ст. 52 ГрК РФ). Так, согласно ч. 2 ст. 52 ГрК РФ работы на объектах капитального строительства по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства <15>, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами СРО строителей, если иное не установлено настоящей статьей. Иное правило установлено ч. 2.1. ст. 52 ГрК РФ: лица, не являющиеся членами СРО строителей, могут на объектах капитального строительства выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с названными выше заказчиками, но лишь при условии, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
"Анализ практики проведения внеплановых проверок действий заказчиков при осуществлении закупок на соответствие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (март 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Документацией об Аукционе установлено следующее требование к участникам закупки: "Участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Саморегулируемая организация, в которой состоит участник закупки, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств; совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств. Соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющейся объектом закупки - наличие выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - выписка) по форме, установленной законодательством Российской Федерации. При этом, в соответствии с частью 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей). Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи".
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Документацией об Аукционе установлено следующее требование к участникам закупки: "Участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Саморегулируемая организация, в которой состоит участник закупки, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств; совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств. Соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющейся объектом закупки - наличие выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - выписка) по форме, установленной законодательством Российской Федерации. При этом, в соответствии с частью 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей). Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи".
"Обзор административной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (октябрь 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Требование не распространяется: на участников, которые предложат цену контракта 3 млн руб. и менее. Такие участники не обязаны быть членами СРО в силу ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ; на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юрлица с госучастием в случаях, которые перечислены в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ".
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Требование не распространяется: на участников, которые предложат цену контракта 3 млн руб. и менее. Такие участники не обязаны быть членами СРО в силу ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ; на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юрлица с госучастием в случаях, которые перечислены в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ".
Статья: Саморегулирование как правовой способ защиты от угроз экономической безопасности строительного предприятия
(Котов И.В.)
("Гражданское право", 2021, N 2)В 2009 г. лицензирование как способ обеспечения экономической безопасности в сфере строительства был заменен саморегулированием. Для субъектов строительной отрасли в настоящее время закрепляется обязательность их членства в СРО в сфере строительства при осуществлении ими строительной деятельности, путем заключения договоров строительного подряда, размер обязательств которого составляет три миллиона и выше и предметом которого не является строительство, реконструкция, капитальный ремонт индивидуального жилого дома, строений для ведения садоводства, возведение сооружений вспомогательного использования и не являющихся капитальными. Согласно ч. 3 ст. 49 ГК РФ, только при наличии членства в СРО в сфере строительства субъект строительной деятельности вправе осуществлять строительную деятельность. Таким образом, мы видим четкую связь между саморегулированием и строительной деятельностью.
(Котов И.В.)
("Гражданское право", 2021, N 2)В 2009 г. лицензирование как способ обеспечения экономической безопасности в сфере строительства был заменен саморегулированием. Для субъектов строительной отрасли в настоящее время закрепляется обязательность их членства в СРО в сфере строительства при осуществлении ими строительной деятельности, путем заключения договоров строительного подряда, размер обязательств которого составляет три миллиона и выше и предметом которого не является строительство, реконструкция, капитальный ремонт индивидуального жилого дома, строений для ведения садоводства, возведение сооружений вспомогательного использования и не являющихся капитальными. Согласно ч. 3 ст. 49 ГК РФ, только при наличии членства в СРО в сфере строительства субъект строительной деятельности вправе осуществлять строительную деятельность. Таким образом, мы видим четкую связь между саморегулированием и строительной деятельностью.
Вопрос: При какой НМЦК в строительных закупках заказчик должен устанавливать требование к участнику закупки о его обязательном членстве в СРО?
("Вестник Института госзакупок", 2022, N 6)Ответ: С 1 мая текущего года заказчики при закупке строительных работ с НМЦК менее 10 млн рублей не вправе устанавливать требование о том, чтобы подрядчик был членом СРО в сфере строительных работ. Соответствующие изменения были внесены в ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ (ранее предельная НМЦК составляла 3 млн рублей).
("Вестник Института госзакупок", 2022, N 6)Ответ: С 1 мая текущего года заказчики при закупке строительных работ с НМЦК менее 10 млн рублей не вправе устанавливать требование о том, чтобы подрядчик был членом СРО в сфере строительных работ. Соответствующие изменения были внесены в ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ (ранее предельная НМЦК составляла 3 млн рублей).