Средства прокурОрского надзора
Подборка наиболее важных документов по запросу Средства прокурОрского надзора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.05.1996 N 57-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)
"О государственной охране"Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов государственной охраны в предмет прокурорского надзора не входят.
(ред. от 01.04.2025)
"О государственной охране"Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов государственной охраны в предмет прокурорского надзора не входят.
Приказ Генпрокуратуры России от 10.10.2022 N 581
(ред. от 17.11.2025)
"Об осуществлении прокурорского надзора и реализации прокурорами иных полномочий в сфере противодействия коррупции"2.7. Средствами прокурорского надзора обеспечить принятие органами и организациями нормативных правовых актов (нормативных актов и локальных нормативных актов), регламентирующих порядок и сроки представления служащими (работниками) сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационных комиссий).
(ред. от 17.11.2025)
"Об осуществлении прокурорского надзора и реализации прокурорами иных полномочий в сфере противодействия коррупции"2.7. Средствами прокурорского надзора обеспечить принятие органами и организациями нормативных правовых актов (нормативных актов и локальных нормативных актов), регламентирующих порядок и сроки представления служащими (работниками) сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационных комиссий).
Статья: Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел судами проверочных инстанций
(Литвинова Т.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 7)Отмечается, что "реализация принципа единства в организации и осуществлении деятельности органов прокуратуры и соответствующий подход к исследованию основных понятий теории прокурорской деятельности настоятельно требует введения в научный оборот собирательного понятия "средства прокурорской деятельности", объединяющего понятия средств, используемых прокурором при осуществлении функций как надзорного, так и ненадзорного характера, а также включающего, соответственно, понятия "средства прокурорского реагирования" ("средства реагирования прокурора") и "меры прокурорского реагирования". В литературе высказана и точка зрения о том, что "средства реагирования (прокурора)" и "меры прокурорского реагирования" <...> являются разновидностью или частным случаем средств прокурорского надзора, которые должны быть направлены прежде всего на выявление нарушений закона (средства выявления нарушений), а затем уже на их своевременное пресечение, а также привлечение к ответственности виновных (средства реагирования)" <38>.
(Литвинова Т.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 7)Отмечается, что "реализация принципа единства в организации и осуществлении деятельности органов прокуратуры и соответствующий подход к исследованию основных понятий теории прокурорской деятельности настоятельно требует введения в научный оборот собирательного понятия "средства прокурорской деятельности", объединяющего понятия средств, используемых прокурором при осуществлении функций как надзорного, так и ненадзорного характера, а также включающего, соответственно, понятия "средства прокурорского реагирования" ("средства реагирования прокурора") и "меры прокурорского реагирования". В литературе высказана и точка зрения о том, что "средства реагирования (прокурора)" и "меры прокурорского реагирования" <...> являются разновидностью или частным случаем средств прокурорского надзора, которые должны быть направлены прежде всего на выявление нарушений закона (средства выявления нарушений), а затем уже на их своевременное пресечение, а также привлечение к ответственности виновных (средства реагирования)" <38>.
Статья: Основные процессуальные решения стадии возбуждения уголовного дела. Комментарий к ст. 145 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)<61> См.: Шевчук А.Н. Указ. соч. 1216 с. [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". 2016 и др. О необходимости письменного сообщения говорят и другие авторы. См.: Левченко О.А. Глава 16. Организация работы по рассмотрению обращений в органах прокуратуры. Обеспечение законности при рассмотрении обращений средствами прокурорского надзора / О.А. Левченко // Средства прокурорской деятельности: проблемы теории и практики: Монография / О.Н. Коршунова, В.В. Лавров, Е.Л. Никитин и др. М.: РУСАЙНС, 2019. 268 с. [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". 2019 и др.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)<61> См.: Шевчук А.Н. Указ. соч. 1216 с. [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". 2016 и др. О необходимости письменного сообщения говорят и другие авторы. См.: Левченко О.А. Глава 16. Организация работы по рассмотрению обращений в органах прокуратуры. Обеспечение законности при рассмотрении обращений средствами прокурорского надзора / О.А. Левченко // Средства прокурорской деятельности: проблемы теории и практики: Монография / О.Н. Коршунова, В.В. Лавров, Е.Л. Никитин и др. М.: РУСАЙНС, 2019. 268 с. [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". 2019 и др.
Статья: Некоторые вопросы прокурорского надзора за соблюдением прав осужденных, заключивших контракт в период мобилизации
(Чебаненко Ю.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 4)Проблемы правового статуса военнослужащих, заключивших контракт с Министерством обороны РФ, военнослужащих, призванных в период мобилизации, защиты их прав средствами прокурорского надзора поднимаются в работах таких авторов, как Д.Р. Беляева <5>, Д.А. Давудов <6>, Н.Н. Карпов <7>, Н.Н. Трофимов <8>, и некоторых других.
(Чебаненко Ю.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 4)Проблемы правового статуса военнослужащих, заключивших контракт с Министерством обороны РФ, военнослужащих, призванных в период мобилизации, защиты их прав средствами прокурорского надзора поднимаются в работах таких авторов, как Д.Р. Беляева <5>, Д.А. Давудов <6>, Н.Н. Карпов <7>, Н.Н. Трофимов <8>, и некоторых других.
Статья: Судебная практика в информационно-аналитическом обеспечении прокурорского надзора за исполнением требований закона о допустимости доказательств
(Исаенко В.Н., Власов Ю.Я.)
("Уголовное право", 2023, N 2)Статистические данные об основных показателях прокурорской деятельности за последние годы свидетельствуют о том, что проблема обеспечения допустимости доказательств средствами прокурорского надзора сохраняется. Особенно это относится к сфере надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и органов дознания, действующих в системе МВД России. В частности, количество вынесенных прокурорами постановлений о признании недопустимыми доказательств, полученных следователями следственных подразделений Следственного комитета РФ за истекшие пять лет, существенно снизилось (в 2017 г. - 743, в 2018 г. - 592, в 2019 г. - 621, в 2020 г. - 438, в 2021 г. - 380). В определенной мере это можно рассматривать как более критическое отношение следователей СК РФ к результатам своей деятельности, нередко признающих недопустимыми полученные ими доказательства, а также повышением в нем уровня процессуального контроля и соответствующей учебно-методической работы со следователями <7>. Что касается обеспечения допустимости доказательств в следственных органах и органах дознания МВД России, то о существенном снижении количества полученных их сотрудниками доказательств, признанных прокурорами недопустимыми, говорить сложно. Так, в 2017 г. прокуроры вынесли 2 658 постановлений о признании недопустимыми доказательств, полученных следователями следственных подразделений МВД России, в 2018 г. - 2 760, в 2019 г. - 2 657, в 2020 г. - 2 426, в 2021 г. - 2 208. По органам дознания МВД России соответствующие показатели следующие: 2017 г. - 2 253, 2018 г. - 2 760, 2019 г. - 2 657, 2020 г. - 2 426, 2021 г. - 2 208. В следственных органах и органах дознания ФСБ России, органах дознания Федеральной таможенной службы такие случаи единичны.
(Исаенко В.Н., Власов Ю.Я.)
("Уголовное право", 2023, N 2)Статистические данные об основных показателях прокурорской деятельности за последние годы свидетельствуют о том, что проблема обеспечения допустимости доказательств средствами прокурорского надзора сохраняется. Особенно это относится к сфере надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и органов дознания, действующих в системе МВД России. В частности, количество вынесенных прокурорами постановлений о признании недопустимыми доказательств, полученных следователями следственных подразделений Следственного комитета РФ за истекшие пять лет, существенно снизилось (в 2017 г. - 743, в 2018 г. - 592, в 2019 г. - 621, в 2020 г. - 438, в 2021 г. - 380). В определенной мере это можно рассматривать как более критическое отношение следователей СК РФ к результатам своей деятельности, нередко признающих недопустимыми полученные ими доказательства, а также повышением в нем уровня процессуального контроля и соответствующей учебно-методической работы со следователями <7>. Что касается обеспечения допустимости доказательств в следственных органах и органах дознания МВД России, то о существенном снижении количества полученных их сотрудниками доказательств, признанных прокурорами недопустимыми, говорить сложно. Так, в 2017 г. прокуроры вынесли 2 658 постановлений о признании недопустимыми доказательств, полученных следователями следственных подразделений МВД России, в 2018 г. - 2 760, в 2019 г. - 2 657, в 2020 г. - 2 426, в 2021 г. - 2 208. По органам дознания МВД России соответствующие показатели следующие: 2017 г. - 2 253, 2018 г. - 2 760, 2019 г. - 2 657, 2020 г. - 2 426, 2021 г. - 2 208. В следственных органах и органах дознания ФСБ России, органах дознания Федеральной таможенной службы такие случаи единичны.
Статья: Понятие и правовой статус гражданского истца в уголовном процессе. Комментарий к статье 44 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)"Представление" - это "письменное заявление с предложением о чем-нибудь" <453>. Представлением в правовой действительности именуется являющийся средством прокурорского надзора и такого направления деятельности прокуратуры, как опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и (или) постановлений судов, составляемый прокурором письменный документ.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)"Представление" - это "письменное заявление с предложением о чем-нибудь" <453>. Представлением в правовой действительности именуется являющийся средством прокурорского надзора и такого направления деятельности прокуратуры, как опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и (или) постановлений судов, составляемый прокурором письменный документ.
Статья: Типология правовых моделей уголовно-процессуального управления в досудебном производстве России и государств - участников Содружества Независимых Государств
(Макаренко М.А.)
("Российский следователь", 2025, N 1)Нельзя не заметить, что в инновационного типа модели у прокурора все же остаются некоторые возможности оказания управленческого воздействия на процессуальную деятельность следователя. Имеется в виду окончательный этап расследования, когда уголовное дело поступает в прокуратуру на проверку, по итогам которой решается вопрос о его направлении в суд. Возвращая его назад следователю, прокурор имеет право дать ему указания, которые излагает в соответствующем постановлении. Получается, что средства прокурорского надзора дополняются полномочием, относящимся к категории средств процессуального руководства, а значит - средств процессуального управления. Думается, что это способно сделать прокурорский надзор более гибким, в большей степени отвечающим потребностям сложившейся практики досудебного производства.
(Макаренко М.А.)
("Российский следователь", 2025, N 1)Нельзя не заметить, что в инновационного типа модели у прокурора все же остаются некоторые возможности оказания управленческого воздействия на процессуальную деятельность следователя. Имеется в виду окончательный этап расследования, когда уголовное дело поступает в прокуратуру на проверку, по итогам которой решается вопрос о его направлении в суд. Возвращая его назад следователю, прокурор имеет право дать ему указания, которые излагает в соответствующем постановлении. Получается, что средства прокурорского надзора дополняются полномочием, относящимся к категории средств процессуального руководства, а значит - средств процессуального управления. Думается, что это способно сделать прокурорский надзор более гибким, в большей степени отвечающим потребностям сложившейся практики досудебного производства.
Статья: Актуальные вопросы надзорной деятельности органов прокуратуры при реализации национальных проектов
(Абдреев Т.И., Давлетбаков Ш.Ш.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)Вопросы обеспечения законности в сфере реализации национальных проектов средствами прокурорского надзора исследовались как в целом <3>, так и отдельно по Национальному проекту <4>. В связи с этим в данной статье постараемся рассмотреть вопросы, ранее не затронутые исследователями, а также предложим методические рекомендации по проведению проверок в указанной сфере.
(Абдреев Т.И., Давлетбаков Ш.Ш.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)Вопросы обеспечения законности в сфере реализации национальных проектов средствами прокурорского надзора исследовались как в целом <3>, так и отдельно по Национальному проекту <4>. В связи с этим в данной статье постараемся рассмотреть вопросы, ранее не затронутые исследователями, а также предложим методические рекомендации по проведению проверок в указанной сфере.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)§ 4. Защита прав предпринимателей органами исполнительной
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)§ 4. Защита прав предпринимателей органами исполнительной
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Традиционно в рамках учебной дисциплины рассматриваются и органы прокуратуры, несмотря на тот особый статус в системе правоохранительных органов, который приобрела прокуратура после исключения ее полномочий по возбуждению уголовных дел, проведению предварительного следствия и полноправному надзору за следственными органами. Представляется, что в настоящее время прокуратуру следует отнести к органам, обеспечивающим законность правоохранительной деятельности средствами прокурорского надзора.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Традиционно в рамках учебной дисциплины рассматриваются и органы прокуратуры, несмотря на тот особый статус в системе правоохранительных органов, который приобрела прокуратура после исключения ее полномочий по возбуждению уголовных дел, проведению предварительного следствия и полноправному надзору за следственными органами. Представляется, что в настоящее время прокуратуру следует отнести к органам, обеспечивающим законность правоохранительной деятельности средствами прокурорского надзора.