Средний заработок за последние три месяца
Подборка наиболее важных документов по запросу Средний заработок за последние три месяца (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 139 "Исчисление средней заработной платы" Трудового кодекса РФ"В отношении компенсации за неиспользованный отпуск необходимо отметить следующее. В соответствии с абзацем первым статьи 127 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) при увольнении работнику выплачивается денежная компенсации за все неиспользованные отпуска. При этом компенсация выплачивается, исходя из размера среднего заработка за срок отпуска (статья 139 ТК РФ, пункт 29 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР 30.04.1930 N 169). В настоящем случае размер компенсация за неиспользованный отпуск составляет 657 518 руб., что несопоставимо с размером средней заработной платы Белякова С.В. за последние три месяца работы (справка о доходах от 27.07.2022 за 2022 год). При этом утверждение ответчика о компенсации за неиспользованные отпуска предыдущих периодов требует дополнительной проверки, поскольку из справки о доходах от 23.03.2022 за 2021 год следует получение ответчиком отпускных в размере 60 777 руб."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Увольнение: важные нюансы
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 10)Как при увольнении выдать справку о среднем заработке
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 10)Как при увольнении выдать справку о среднем заработке
Нормативные акты
Справочная информация: "Формы первичных учетных документов"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), применявшаяся с 10 января 2019 года до 19 июля 2024 года
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), применявшаяся с 10 января 2019 года до 19 июля 2024 года
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)10. Непредставление гражданином, зарегистрированным органами службы занятости в целях поиска подходящей работы, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы либо представление им справки о заработной плате, составленной работодателем в произвольной форме, при соблюдении таким гражданином иных условий, установленных законодательством о занятости населения, не может служить безусловным основанием для отказа в признании гражданина безработным и лишения его права на получение мер социальной поддержки, обусловленных таким статусом.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)10. Непредставление гражданином, зарегистрированным органами службы занятости в целях поиска подходящей работы, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы либо представление им справки о заработной плате, составленной работодателем в произвольной форме, при соблюдении таким гражданином иных условий, установленных законодательством о занятости населения, не может служить безусловным основанием для отказа в признании гражданина безработным и лишения его права на получение мер социальной поддержки, обусловленных таким статусом.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о занятости безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в ОСЗН в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается ОСЗН при наличии необходимых для этого документов, перечень которых был закреплен в п. 2 ст. 3 Закона о занятости и включал в себя паспорт, трудовую книжку либо документы их заменяющие, документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию, справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших) - паспорт и документ об образовании и (или) о квалификации.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о занятости безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в ОСЗН в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается ОСЗН при наличии необходимых для этого документов, перечень которых был закреплен в п. 2 ст. 3 Закона о занятости и включал в себя паспорт, трудовую книжку либо документы их заменяющие, документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию, справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших) - паспорт и документ об образовании и (или) о квалификации.
Статья: Нормативно-правовое обеспечение мер поддержки IT-сферы и трудовые права IT-специалистов
(Митрясова А.С.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)Постановлениями Правительства РФ от 30 апреля 2022 г. N 805 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета акционерному обществу "ДОМ.РФ" в виде вклада в имущество акционерного общества "ДОМ.РФ", не увеличивающего его уставный капитал, на цели возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным работникам аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и Правил возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным работникам аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий", от 23 января 2023 г. N 72 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2022 г. N 805" утверждены параметры льготной ипотечной программы для специалистов IT-сферы. Размер процентной ставки по ипотечному кредиту по общему правилу установлен до 5% годовых в отношении части кредита, не превышающей лимит (9 млн руб. для субъектов РФ с населением до 1 млн человек, 18 млн руб. для остальных). Льготной ипотечной программой могут воспользоваться работники аккредитованных IT-компаний в возрасте от 18 до 50 лет при условии, что размер средней заработной платы за последние три месяца составлял не менее 120 тыс. для сотрудников компаний, расположенных в городах-миллионниках, и не менее 70 тыс. для сотрудников компаний из других городов или муниципальных образований. Срок действия программы - до 31 декабря 2024 г. включительно.
(Митрясова А.С.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)Постановлениями Правительства РФ от 30 апреля 2022 г. N 805 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета акционерному обществу "ДОМ.РФ" в виде вклада в имущество акционерного общества "ДОМ.РФ", не увеличивающего его уставный капитал, на цели возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным работникам аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и Правил возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным работникам аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий", от 23 января 2023 г. N 72 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2022 г. N 805" утверждены параметры льготной ипотечной программы для специалистов IT-сферы. Размер процентной ставки по ипотечному кредиту по общему правилу установлен до 5% годовых в отношении части кредита, не превышающей лимит (9 млн руб. для субъектов РФ с населением до 1 млн человек, 18 млн руб. для остальных). Льготной ипотечной программой могут воспользоваться работники аккредитованных IT-компаний в возрасте от 18 до 50 лет при условии, что размер средней заработной платы за последние три месяца составлял не менее 120 тыс. для сотрудников компаний, расположенных в городах-миллионниках, и не менее 70 тыс. для сотрудников компаний из других городов или муниципальных образований. Срок действия программы - до 31 декабря 2024 г. включительно.
Статья: Рассматриваются поправки в трудовое законодательство РФ
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2023, N 7)До утверждения новой формы работодатели могут использовать форму справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, рекомендуемую Минтрудом России в письме от 10.01.2019 N 16-5/В-5.
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2023, N 7)До утверждения новой формы работодатели могут использовать форму справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, рекомендуемую Минтрудом России в письме от 10.01.2019 N 16-5/В-5.
"Исполнительные органы хозяйственного общества: монография"
(Шиткина И.С.)
("Статут", 2022)В другом деле по мотиву нарушения установленного порядка совершения сделок с заинтересованностью было признано недействительным дополнительное соглашение к трудовому договору, по условиям которого стороны согласовали, что "дополнительно к должностному окладу и надбавкам к окладу работнику устанавливается персональная надбавка за интенсивный труд; выплата персональной надбавки производится ежемесячно, одновременно с выплатой заработной платы. Кроме того, дополнительное соглашение предусматривало, что в случае расторжения трудового договора по инициативе работодателя работодатель обязуется выплатить работнику единовременно в день увольнения денежную компенсацию из расчета среднемесячного заработка за последние 3 месяца за период 36 месяцев" <1> (выделено нами. - И.Ш.).
(Шиткина И.С.)
("Статут", 2022)В другом деле по мотиву нарушения установленного порядка совершения сделок с заинтересованностью было признано недействительным дополнительное соглашение к трудовому договору, по условиям которого стороны согласовали, что "дополнительно к должностному окладу и надбавкам к окладу работнику устанавливается персональная надбавка за интенсивный труд; выплата персональной надбавки производится ежемесячно, одновременно с выплатой заработной платы. Кроме того, дополнительное соглашение предусматривало, что в случае расторжения трудового договора по инициативе работодателя работодатель обязуется выплатить работнику единовременно в день увольнения денежную компенсацию из расчета среднемесячного заработка за последние 3 месяца за период 36 месяцев" <1> (выделено нами. - И.Ш.).
Статья: Изменения в отчетности в органы занятости с 2023 года
(Калитовская А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 2)- средний размер заработной платы (за последние три месяца);
(Калитовская А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 2)- средний размер заработной платы (за последние три месяца);
Готовое решение: Как рассчитать средний заработок и оформить справку для определения размера пособия по безработице до 4 июля 2023 г.
(КонсультантПлюс, 2023)сумму среднего заработка за последние три месяца цифрами и прописью;
(КонсультантПлюс, 2023)сумму среднего заработка за последние три месяца цифрами и прописью;
Статья: Анализ некоторых примеров применения судами общей юрисдикции принципов законности и доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства при разрешении споров об имущественных последствиях, связанных с решениями субъектов публичной власти
(Величко М.Б.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)В следующем примере судебной практики Ч.Е.В. обратилась в суд с иском к Областному государственному казенному учреждению "Центр занятости населения города Томска и Томского района" (далее - Центр занятости), в котором указала, что 20 августа 2020 г. она уволилась с должности воспитателя, 1 сентября 2020 г. обратилась к ответчику с целью постановки на учет в качестве безработной, 10 сентября 2020 г. она признана безработной, 22 сентября 2020 г. ей выплатили часть пособия за сентябрь, исчисленную за период с 1 сентября по 16 сентября 2020 г., в размере 585 руб., исходя из минимальной величины пособия. Вместе с тем размер пособия должен соответствовать 75% среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. В связи с этим истец просила: признать незаконным приказ ответчика в части установления ей пособия по безработице в размере минимальной величины пособия за сентябрь 2020 г.; обязать ответчика произвести перерасчет пособия по безработице с 1 сентября 2020 г. по 16 сентября 2020 г. и выплатить пособие в размере 7 370,13 руб.
(Величко М.Б.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)В следующем примере судебной практики Ч.Е.В. обратилась в суд с иском к Областному государственному казенному учреждению "Центр занятости населения города Томска и Томского района" (далее - Центр занятости), в котором указала, что 20 августа 2020 г. она уволилась с должности воспитателя, 1 сентября 2020 г. обратилась к ответчику с целью постановки на учет в качестве безработной, 10 сентября 2020 г. она признана безработной, 22 сентября 2020 г. ей выплатили часть пособия за сентябрь, исчисленную за период с 1 сентября по 16 сентября 2020 г., в размере 585 руб., исходя из минимальной величины пособия. Вместе с тем размер пособия должен соответствовать 75% среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. В связи с этим истец просила: признать незаконным приказ ответчика в части установления ей пособия по безработице в размере минимальной величины пособия за сентябрь 2020 г.; обязать ответчика произвести перерасчет пособия по безработице с 1 сентября 2020 г. по 16 сентября 2020 г. и выплатить пособие в размере 7 370,13 руб.
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" определяет основания и порядок признания лица безработным. Принимая решение о признании гражданина безработным, органы службы занятости в соответствии со статьей 3 названного Закона требуют от гражданина предъявить пакет документов, среди которых справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы и документ об образовании (о квалификации). Эти документы органы службы занятости потребовали представить и от гражданина М.В. Чайковского - бывшего индивидуального предпринимателя, который после прекращения предпринимательской деятельности обратился к ним для постановки на учет в качестве безработного с целью получения мер социальной поддержки. Учитывая, что данных документов у заявителя не оказалось (при первом обращении в органы службы занятости он не смог предъявить справку о среднем заработке в связи с ликвидацией организации, в которой он ранее работал, а при последующем - документ об образовании), в признании безработным ему было отказано.
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" определяет основания и порядок признания лица безработным. Принимая решение о признании гражданина безработным, органы службы занятости в соответствии со статьей 3 названного Закона требуют от гражданина предъявить пакет документов, среди которых справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы и документ об образовании (о квалификации). Эти документы органы службы занятости потребовали представить и от гражданина М.В. Чайковского - бывшего индивидуального предпринимателя, который после прекращения предпринимательской деятельности обратился к ним для постановки на учет в качестве безработного с целью получения мер социальной поддержки. Учитывая, что данных документов у заявителя не оказалось (при первом обращении в органы службы занятости он не смог предъявить справку о среднем заработке в связи с ликвидацией организации, в которой он ранее работал, а при последующем - документ об образовании), в признании безработным ему было отказано.
Статья: Конституционное право граждан на защиту от безработицы и юридические гарантии его реализации
(Тучкова Э.Г.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2)Первый этап связан с обязанностью органа службы занятости осуществить обязательную регистрацию в целях поиска ему подходящей работы. Продолжительность данного периода составляет 10 дней, в течение которых органы службы занятости (как и сам гражданин) занимаются поиском подходящей работы для его трудоустройства. Вполне возможно, что в течение этого времени работа будет найдена и поиск завершится заключением работодателем с данным гражданином трудового договора. В этом случае основанием прекращения правоотношения по поводу поиска подходящей работы будет заключение трудового договора. При невозможности предоставления органом службы занятости подходящей работы гражданину в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы данный гражданин признается безработным с первого дня предъявления им следующих документов: паспорта, трудовой книжки (включая ее электронную версию) и (или) сведений о трудовой деятельности, оформленных в установленном законодательством порядке, либо документов, их заменяющих, а также документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу, не имеющих квалификации, - паспорта и документов об образовании и (или) о квалификации. Для решения вопроса о признании безработным инвалида дополнительно необходимо предъявление индивидуальной программы реабилитации, выданной в установленном порядке и содержащей заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
(Тучкова Э.Г.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2)Первый этап связан с обязанностью органа службы занятости осуществить обязательную регистрацию в целях поиска ему подходящей работы. Продолжительность данного периода составляет 10 дней, в течение которых органы службы занятости (как и сам гражданин) занимаются поиском подходящей работы для его трудоустройства. Вполне возможно, что в течение этого времени работа будет найдена и поиск завершится заключением работодателем с данным гражданином трудового договора. В этом случае основанием прекращения правоотношения по поводу поиска подходящей работы будет заключение трудового договора. При невозможности предоставления органом службы занятости подходящей работы гражданину в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы данный гражданин признается безработным с первого дня предъявления им следующих документов: паспорта, трудовой книжки (включая ее электронную версию) и (или) сведений о трудовой деятельности, оформленных в установленном законодательством порядке, либо документов, их заменяющих, а также документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу, не имеющих квалификации, - паспорта и документов об образовании и (или) о квалификации. Для решения вопроса о признании безработным инвалида дополнительно необходимо предъявление индивидуальной программы реабилитации, выданной в установленном порядке и содержащей заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)В целях сохранения кадрового потенциала регионов с неблагоприятным климатом гражданам, потерявшим работу и зарегистрированным в качестве безработных, Законом о занятости установлен повышенный размер пособия по безработице. Так, безработным гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие по безработице, установленное в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента (п. 2 ст. 30 Закона о занятости). Увеличение пособия по безработице, установленного в процентном отношении к среднему заработку по последнему месту работы (службы) (п. 1 и 1.1 ст. 30 Закона о занятости), на размер районного коэффициента Законом о занятости не предусмотрено. Это связано с правилами исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы). Его размер исчисляется исходя из среднего заработка за последние три месяца, предшествующие календарному кварталу перед месяцем подачи заявления о предоставлении государственной услуги по содействию гражданам в поиске подходящей работы. Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат. К ним относятся в том числе выплаты, связанные с условиями труда, включающие выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате) (п. 12 Правил исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы), утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июня 2023 г. N 1026 <1>). В связи с этим необходимости в увеличении пособия по безработице, установленного в процентном отношении к среднему заработку, на размер районного коэффициента не возникает, поскольку он уже учтен при определении среднего заработка.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)В целях сохранения кадрового потенциала регионов с неблагоприятным климатом гражданам, потерявшим работу и зарегистрированным в качестве безработных, Законом о занятости установлен повышенный размер пособия по безработице. Так, безработным гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие по безработице, установленное в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента (п. 2 ст. 30 Закона о занятости). Увеличение пособия по безработице, установленного в процентном отношении к среднему заработку по последнему месту работы (службы) (п. 1 и 1.1 ст. 30 Закона о занятости), на размер районного коэффициента Законом о занятости не предусмотрено. Это связано с правилами исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы). Его размер исчисляется исходя из среднего заработка за последние три месяца, предшествующие календарному кварталу перед месяцем подачи заявления о предоставлении государственной услуги по содействию гражданам в поиске подходящей работы. Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат. К ним относятся в том числе выплаты, связанные с условиями труда, включающие выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате) (п. 12 Правил исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы), утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июня 2023 г. N 1026 <1>). В связи с этим необходимости в увеличении пособия по безработице, установленного в процентном отношении к среднему заработку, на размер районного коэффициента не возникает, поскольку он уже учтен при определении среднего заработка.