Среднесписочная численность для малого предприятия
Подборка наиболее важных документов по запросу Среднесписочная численность для малого предприятия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 80 "Налоговая декларация, расчеты" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Инспекция исключила общество из Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства по причине отсутствия данных о среднесписочной численности за 2020 год.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Инспекция исключила общество из Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства по причине отсутствия данных о среднесписочной численности за 2020 год.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 427 "Пониженные тарифы страховых взносов" главы 34 "Страховые взносы" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд пришел к выводу, что сведения по страховым расчетам направлены обществом в установленные сроки. При этом ИФНС не ставит под сомнение соответствие среднесписочной численности работников общества критериям малого и среднего предпринимательства. Соответственно, доначисление страховых взносов неправомерно.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд пришел к выводу, что сведения по страховым расчетам направлены обществом в установленные сроки. При этом ИФНС не ставит под сомнение соответствие среднесписочной численности работников общества критериям малого и среднего предпринимательства. Соответственно, доначисление страховых взносов неправомерно.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: ООО, участник проекта "Сколково", является малым предприятием и включено в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Необходимо ли участнику проекта "Сколково" соблюдать показатели "доход" и "среднесписочная численность", для того чтобы находиться в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: ООО, участник проекта "Сколково", является малым предприятием и включено в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Необходимо ли участнику проекта "Сколково" соблюдать показатели "доход" и "среднесписочная численность", для того чтобы находиться в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: ООО, участник проекта "Сколково", является малым предприятием и включено в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Необходимо ли участнику проекта "Сколково" соблюдать показатели "доход" и "среднесписочная численность", для того чтобы находиться в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства?
Типовая ситуация: Кто относится к субъектам малого и среднего предпринимательства
(Издательство "Главная книга", 2025)Критерии малого предприятия - среднесписочная численность не более 100 человек и доход не более 800 млн руб. Минимум 51% уставного капитала ООО должно принадлежать физлицам или организациям - МСП. Доля организаций, не относящихся к МСП, не должна превышать 49%, доля государства, регионов или НКО - 25%.
(Издательство "Главная книга", 2025)Критерии малого предприятия - среднесписочная численность не более 100 человек и доход не более 800 млн руб. Минимум 51% уставного капитала ООО должно принадлежать физлицам или организациям - МСП. Доля организаций, не относящихся к МСП, не должна превышать 49%, доля государства, регионов или НКО - 25%.
Нормативные акты
Справочная информация: "Тарифы страховых взносов"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)1.2.3. Для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", основным видом экономической деятельности которых является деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков и среднесписочная численность работников которых превышает 250 человек по данным единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (в случае соответствия плательщика применимым к нему условиям, предусмотренным пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ), на 2025 г.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)1.2.3. Для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", основным видом экономической деятельности которых является деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков и среднесписочная численность работников которых превышает 250 человек по данным единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (в случае соответствия плательщика применимым к нему условиям, предусмотренным пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ), на 2025 г.
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
(ред. от 31.07.2025)
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
"Обзор судебной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (апрель 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Установление данного требования приводит к ограничению количества участников закупки, поскольку исполнитель по контракту должен обладать как минимум 306 сотрудниками охраны, что соответственно ограничивает участие в закупке лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, среднесписочная численность сотрудников которых может быть в силу Закона N 209-ФЗ ограничена. Так, в рамках категории "Малые предприятия" количество сотрудников не должно превышать 100 человек, в рамках категории "Средние предприятия" количество сотрудников не должно превышать 250 человек.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Установление данного требования приводит к ограничению количества участников закупки, поскольку исполнитель по контракту должен обладать как минимум 306 сотрудниками охраны, что соответственно ограничивает участие в закупке лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, среднесписочная численность сотрудников которых может быть в силу Закона N 209-ФЗ ограничена. Так, в рамках категории "Малые предприятия" количество сотрудников не должно превышать 100 человек, в рамках категории "Средние предприятия" количество сотрудников не должно превышать 250 человек.
Статья: Проблемы установления признаков градообразующей организации у должника в деле о банкротстве
(Юлова Е.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 6)По муниципальным и городским округам, муниципальным районам Росстатом ежегодно формируется близкий по значению показатель - "среднесписочная численность работников организаций (без субъектов малого предпринимательства)" <20>. Однако он также не способен обеспечить надлежащее исполнение п. 1 ст. 169 Закона о банкротстве, поскольку муниципальный округ - это несколько населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, городской округ - один или несколько таких пунктов, а муниципальный район - это несколько поселений или межселенных территорий <21>. Этот вывод подтверждают и суды: "...как следует из письма территориального органа Росстата, указанный орган не имеет возможности предоставить информацию о среднесписочной численности работников села в связи с тем, что формирование данных о среднесписочной численности работающих в населенных пунктах не предусмотрено Федеральным планом статистических работ" <22>. Эту проблему не решил и новый Приказ Росстата <23>, касающийся экономики муниципальных образований.
(Юлова Е.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 6)По муниципальным и городским округам, муниципальным районам Росстатом ежегодно формируется близкий по значению показатель - "среднесписочная численность работников организаций (без субъектов малого предпринимательства)" <20>. Однако он также не способен обеспечить надлежащее исполнение п. 1 ст. 169 Закона о банкротстве, поскольку муниципальный округ - это несколько населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, городской округ - один или несколько таких пунктов, а муниципальный район - это несколько поселений или межселенных территорий <21>. Этот вывод подтверждают и суды: "...как следует из письма территориального органа Росстата, указанный орган не имеет возможности предоставить информацию о среднесписочной численности работников села в связи с тем, что формирование данных о среднесписочной численности работающих в населенных пунктах не предусмотрено Федеральным планом статистических работ" <22>. Эту проблему не решил и новый Приказ Росстата <23>, касающийся экономики муниципальных образований.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)2) доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования;
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)2) доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования;
Статья: Обязательные требования как новационный институт административного права: идеи, содержание, принципы и уровни правового регулирования
(Ноздрачев А.Ф.)
("Административное право и процесс", 2022, NN 3, 5)2) доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования;
(Ноздрачев А.Ф.)
("Административное право и процесс", 2022, NN 3, 5)2) доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования;
Статья: Субъекты малого и среднего предпринимательства
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- в-пятых, ограничение в отношении суммарной доли участия общественных объединений инвалидов, иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется на участников хозяйственных обществ - иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством РФ для средних предприятий в соответствии с п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения, указанного в пп. "б" п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве (за исключением иностранных юридических лиц, государство постоянного местонахождения которых включено в утверждаемый в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) (пп. "а" п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- в-пятых, ограничение в отношении суммарной доли участия общественных объединений инвалидов, иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется на участников хозяйственных обществ - иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством РФ для средних предприятий в соответствии с п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения, указанного в пп. "б" п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве (за исключением иностранных юридических лиц, государство постоянного местонахождения которых включено в утверждаемый в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) (пп. "а" п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве);
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Другой пример - критерии, определяющие лиц, признаваемых субъектами малого и среднего предпринимательства. Как уже упоминалось выше, речь идет о следующих критериях: организационно-правовая форма, среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год, доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (ст. 4 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства). Так, по критерию среднесписочной численности работников установлены абсолютные значения: до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек); от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий. Также Правительством Российской Федерации установлены предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия - 120 млн рублей; малые предприятия - 800 млн рублей; средние предприятия - 2 млрд рублей <1>. При этом опять же абсолютные значения данных показателей без соотнесения с общим состоянием экономики и с иными индивидуализирующими микроэкономическими характеристиками (показателями) могут негативно отразиться на адекватности правового регулирования.
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Другой пример - критерии, определяющие лиц, признаваемых субъектами малого и среднего предпринимательства. Как уже упоминалось выше, речь идет о следующих критериях: организационно-правовая форма, среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год, доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (ст. 4 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства). Так, по критерию среднесписочной численности работников установлены абсолютные значения: до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек); от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий. Также Правительством Российской Федерации установлены предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия - 120 млн рублей; малые предприятия - 800 млн рублей; средние предприятия - 2 млрд рублей <1>. При этом опять же абсолютные значения данных показателей без соотнесения с общим состоянием экономики и с иными индивидуализирующими микроэкономическими характеристиками (показателями) могут негативно отразиться на адекватности правового регулирования.
Информация: ФНС России обновила реестр МСП
("Официальный сайт ФНС России", 2025)Федеральная налоговая служба сформировала Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства на основе сведений о доходах и среднесписочной численности работников компаний и индивидуальных предпринимателей за 2024 год, данных Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и информации от других государственных органов и уполномоченных организаций.
("Официальный сайт ФНС России", 2025)Федеральная налоговая служба сформировала Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства на основе сведений о доходах и среднесписочной численности работников компаний и индивидуальных предпринимателей за 2024 год, данных Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и информации от других государственных органов и уполномоченных организаций.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Согласно п. 2 ч. 1.1 ст. 4 "Категории субъектов малого и среднего предпринимательства" Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 305-ФЗ <185>) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в п. 1 данной части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Согласно п. 2 ч. 1.1 ст. 4 "Категории субъектов малого и среднего предпринимательства" Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 305-ФЗ <185>) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в п. 1 данной части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
Информация: ФНС обновила реестр МСП
("Официальный сайт ФНС России", 2024)Федеральная налоговая служба сформировала Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства на основе сведений о доходах и среднесписочной численности работников компаний и индивидуальных предпринимателей за 2023 год, данных Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и информации от других государственных органов и уполномоченных организаций.
("Официальный сайт ФНС России", 2024)Федеральная налоговая служба сформировала Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства на основе сведений о доходах и среднесписочной численности работников компаний и индивидуальных предпринимателей за 2023 год, данных Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и информации от других государственных органов и уполномоченных организаций.