Справки бывшему работнику
Подборка наиболее важных документов по запросу Справки бывшему работнику (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 159.2 "Мошенничество при получении выплат" УК РФУтверждение осужденной о том, что при подаче заявления о назначении государственной социальной помощи, ею была предоставлена справка 2-НДФЛ, в которой содержались сведения о доходах, судом проверены и обоснованно отвергнуты с приведением убедительных мотивов принятого решения. Как следует из показаний представителя потерпевшего ФИО8 и свидетеля ФИО9 <данные изъяты>, при подаче заявления о назначении государственной социальной помощи К. не сообщала иных, не указанных в заявлении сведений о своих доходах, о наличии договора с <данные изъяты>, а также, вопреки доводам осужденной, справка 2-НДФЛ не была представлена сотрудникам КГКУ "УСЗН"."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Обязан ли работодатель представить бывшему работнику справку об условиях труда и характере работы в течение трех рабочих дней?
(Консультация эксперта, Роструд, 2023)Вопрос: Работник, уволившийся из организации более года назад, обратился с письменным заявлением о представлении ему справки об условиях труда и характере работы за период его профессиональной деятельности в данной организации. Обязан ли работодатель представить документы в течение трех рабочих дней? Правомерно ли представить их в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ (30 дней)?
(Консультация эксперта, Роструд, 2023)Вопрос: Работник, уволившийся из организации более года назад, обратился с письменным заявлением о представлении ему справки об условиях труда и характере работы за период его профессиональной деятельности в данной организации. Обязан ли работодатель представить документы в течение трех рабочих дней? Правомерно ли представить их в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ (30 дней)?
Статья: Комментарий к Письму Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации от 21.02.2023 N 19-20/26411 <О представлении территориальному органу ФСС РФ сведений о суммах выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица в целях назначения и выплаты страхового обеспечения>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 9)Может ли бывший работник получить справку 182н в 2023 году?
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 9)Может ли бывший работник получить справку 182н в 2023 году?
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)По данному делу юридически значимыми и подлежащими определению и установлению с учетом исковых требований Д., возражений на них ответчика и регулирующих спорные отношения норм материального права являлись следующие обстоятельства: представлялись ли Д. в центр занятости населения справка о его средней заработной плате за последние 3 месяца работы в организации (работодателе); содержалась ли в этой справке информация (сведения) о размере заработной платы Д. в период его работы в этой организации; имел ли возможность центр занятости населения на основании справки, выданной работодателем бывшему работнику Д., и дополнительно представленных Д. в центр занятости населения решения суда от 4 декабря 2015 г. и дополнительного решения того же суда от 16 декабря 2015 г. о взыскании с организации (работодателя) в пользу Д. задолженности по заработной плате произвести расчет размера пособия Д. по безработице; была ли у Д. реальная возможность представить в центр занятости населения иную справку о средней заработной плате за последние 3 месяца его работы в организации, в том числе справку по форме, рекомендованной в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 августа 2016 г. N 16-5/В-421 (с 10 января 2019 г. по этому же вопросу письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2019 г. N 16-5/В-5); была ли у центра занятости населения возможность предоставить Д. предусмотренные Законом о занятости населения меры государственной поддержки, включая выплату пособия по безработице, исходя из представленных Д. документов.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)По данному делу юридически значимыми и подлежащими определению и установлению с учетом исковых требований Д., возражений на них ответчика и регулирующих спорные отношения норм материального права являлись следующие обстоятельства: представлялись ли Д. в центр занятости населения справка о его средней заработной плате за последние 3 месяца работы в организации (работодателе); содержалась ли в этой справке информация (сведения) о размере заработной платы Д. в период его работы в этой организации; имел ли возможность центр занятости населения на основании справки, выданной работодателем бывшему работнику Д., и дополнительно представленных Д. в центр занятости населения решения суда от 4 декабря 2015 г. и дополнительного решения того же суда от 16 декабря 2015 г. о взыскании с организации (работодателя) в пользу Д. задолженности по заработной плате произвести расчет размера пособия Д. по безработице; была ли у Д. реальная возможность представить в центр занятости населения иную справку о средней заработной плате за последние 3 месяца его работы в организации, в том числе справку по форме, рекомендованной в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 августа 2016 г. N 16-5/В-421 (с 10 января 2019 г. по этому же вопросу письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2019 г. N 16-5/В-5); была ли у центра занятости населения возможность предоставить Д. предусмотренные Законом о занятости населения меры государственной поддержки, включая выплату пособия по безработице, исходя из представленных Д. документов.
Обзор: "Основные изменения законодательства для бухгалтера бюджетной организации в 2023 году"
(КонсультантПлюс, 2023)В справке есть данные о работодателе и работнике. В отношении последнего нужно в числе прочего отразить период работы, привести сведения об отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком, если они были в течение 12 месяцев перед увольнением, указать средний заработок.
(КонсультантПлюс, 2023)В справке есть данные о работодателе и работнике. В отношении последнего нужно в числе прочего отразить период работы, привести сведения об отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком, если они были в течение 12 месяцев перед увольнением, указать средний заработок.
Готовое решение: Как предоставить ежегодный отпуск на работе по внешнему совместительству
(КонсультантПлюс, 2025)Бывает, что ежегодный отпуск у работника по внешнему совместительству меньше, чем по его основному месту работы. Такое возможно, если, к примеру, по основной работе в общеобразовательной школе у педагога-библиотекаря ежегодный основной оплачиваемый отпуск 56 календарных дней, а на работе в коммерческой компании, где он трудится по совместительству специалистом по кадрам, - 28 календарных дней (ст. ст. 115, 334 ТК РФ, разд. III Приложения к Постановлению Правительства РФ от 03.04.2024 N 415, разд. I Номенклатуры должностей, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.02.2022 N 225). Такую разницу компенсируйте работнику, предоставив отпуск без сохранения заработной платы по его заявлению (ч. 2 ст. 286 ТК РФ). При этом большую продолжительность отпуска на основной работе попросите подтвердить документально, например, справкой с основного места работы. А вот как быть, если работник не хочет в таком случае брать отпуск за свой счет, расскажем далее.
(КонсультантПлюс, 2025)Бывает, что ежегодный отпуск у работника по внешнему совместительству меньше, чем по его основному месту работы. Такое возможно, если, к примеру, по основной работе в общеобразовательной школе у педагога-библиотекаря ежегодный основной оплачиваемый отпуск 56 календарных дней, а на работе в коммерческой компании, где он трудится по совместительству специалистом по кадрам, - 28 календарных дней (ст. ст. 115, 334 ТК РФ, разд. III Приложения к Постановлению Правительства РФ от 03.04.2024 N 415, разд. I Номенклатуры должностей, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.02.2022 N 225). Такую разницу компенсируйте работнику, предоставив отпуск без сохранения заработной платы по его заявлению (ч. 2 ст. 286 ТК РФ). При этом большую продолжительность отпуска на основной работе попросите подтвердить документально, например, справкой с основного места работы. А вот как быть, если работник не хочет в таком случае брать отпуск за свой счет, расскажем далее.
Статья: Новости от 10.03.2023
("Главная книга", 2023, N 6)Специалисты Роструда заявили, что в связи с изменениями законодательства при увольнении работника в 2023 г. выдавать ему справку 182н не нужно. Но если за справкой обратился бывший работник, то работодатель обязан выдать ему такую справку за периоды до 2023 г.
("Главная книга", 2023, N 6)Специалисты Роструда заявили, что в связи с изменениями законодательства при увольнении работника в 2023 г. выдавать ему справку 182н не нужно. Но если за справкой обратился бывший работник, то работодатель обязан выдать ему такую справку за периоды до 2023 г.
Статья: Владение русским языком, знание российской истории и основ законодательства иностранными гражданами (лицами без гражданства), прибывшими на территорию Российской Федерации: проблемы и перспективы правового регулирования
(Руколеев В.А.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 4)За минувшие годы в развитие анализируемых нами положений Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Федерального закона от 28 апреля 2023 г. N 138-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" издана группа уточняющих подзаконных актов. Масштабность правотворческой деятельности прослеживается в ее разноплановости: от регулирования размера платы за прием экзаменов до квалификационных требований к экзаменаторам и перечня государственных учреждений - мест проведения экзаменов. Обновлены технические параметры к уровню защищенности бланков сертификатов, настроены компоненты информационной системы ФРДО под аккумулирование сведений о выданных сертификатах. Последний аспект сочетает в себе теоретическую (то есть правовую) сторону с практической. Правда проблема с оборотом поддельных сертификатов либо их выдачи обладателям без проверки степени усвоения экзаменационных областей знаний не отпала. Думается, шагом на пути к нормализации миграционных отношений будет выработка превентивных мер. В этом ключе на страницах научной литературы активно обсуждаются ориентиры совершенствования порядка приема экзаменов и оборота сертификатов. К примеру, В.А. Кислухин рассуждает о полезности усилий по пересмотру порядка приема экзаменов на предмет выявления коррупционных факторов [15, с. 12 - 13]. А.А. Березин допускает уместным упростить получение разрешения на временное проживание, разрешения на работу (патента), вида на жительство или приобретения гражданства РФ. Барьеры, по его мнению, лишь порождают коррупцию. Исходя из контекста экзамен равно нуждается в облегчении [16, с. 252]. Отличительная траектория мысли видна в научном труде А.А. Маматовой. Она сосредоточена на создании самостоятельного исполнительного органа, ведающего миграционными процессами. В его компетенцию войдут все верификационные и аттестационные мероприятия [17, с. 84]. Однако эффект от претворения в жизнь намеченных инициатив вряд ли окажется положительным. У иностранных граждан (лиц без гражданства) с вполне осознанным намерением пребывать на территории РФ сложностей с прохождением экзаменов быть не может. Оценка владения русским языком, знания истории России, основ законодательства Российской Федерации представляет собой отбор на предмет готовности к адаптации под российские условия. А значит, снижение текущей планки экзаменов противоречит публичным интересам. Что же касается суждения о создании самостоятельного миграционного ведомства, то достаточно вспомнить о предыдущем опыте функционирования Федеральной миграционной службы. Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" орган власти упразднен, правоприемником стало Министерство внутренних дел РФ. Реорганизация произошла из-за потери контроля над динамикой миграционных потоков, процветания внутри государства нелегальной миграции [18, с. 196]. Отстраняясь от прошлого опыта, изменение архитектуры системы управления никак не скажется на поднятой проблеме. На пользу пойдет точечное дорегулирование процедуры приема экзаменов и оборота сертификатов. Здесь по существу выразили позицию И.В. Шевцова и Н.В. Днепровская. По их убеждению, стоит отказаться от документов на бумажном носителе и внедрить электронную форму. Это станет серьезной преградой для фальсификации [7, с. 96]. Выбор ресурса для скопления сведений о лицах, сдавших экзамены, и дальнейшего автоматизированного преобразования этих сведений в документ электронной формы предопределен - информационная система ФРДО [19, с. 77 - 78]. На смену сертификатов можно ввести справки с нанесением машиночитаемой маркировки - уникального двухмерного штрихового кода (QR-код), генерируемого с использованием информационной системы ФРДО. Считывание, идентификация и запрос статуса справки будет производиться сотрудником подразделения по вопросам миграции. Нововведение отразится на укреплении законности и правопорядка, избавит от расходов на закупку защищенной от подделок полиграфической продукции за счет бюджетных ассигнований.
(Руколеев В.А.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 4)За минувшие годы в развитие анализируемых нами положений Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Федерального закона от 28 апреля 2023 г. N 138-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" издана группа уточняющих подзаконных актов. Масштабность правотворческой деятельности прослеживается в ее разноплановости: от регулирования размера платы за прием экзаменов до квалификационных требований к экзаменаторам и перечня государственных учреждений - мест проведения экзаменов. Обновлены технические параметры к уровню защищенности бланков сертификатов, настроены компоненты информационной системы ФРДО под аккумулирование сведений о выданных сертификатах. Последний аспект сочетает в себе теоретическую (то есть правовую) сторону с практической. Правда проблема с оборотом поддельных сертификатов либо их выдачи обладателям без проверки степени усвоения экзаменационных областей знаний не отпала. Думается, шагом на пути к нормализации миграционных отношений будет выработка превентивных мер. В этом ключе на страницах научной литературы активно обсуждаются ориентиры совершенствования порядка приема экзаменов и оборота сертификатов. К примеру, В.А. Кислухин рассуждает о полезности усилий по пересмотру порядка приема экзаменов на предмет выявления коррупционных факторов [15, с. 12 - 13]. А.А. Березин допускает уместным упростить получение разрешения на временное проживание, разрешения на работу (патента), вида на жительство или приобретения гражданства РФ. Барьеры, по его мнению, лишь порождают коррупцию. Исходя из контекста экзамен равно нуждается в облегчении [16, с. 252]. Отличительная траектория мысли видна в научном труде А.А. Маматовой. Она сосредоточена на создании самостоятельного исполнительного органа, ведающего миграционными процессами. В его компетенцию войдут все верификационные и аттестационные мероприятия [17, с. 84]. Однако эффект от претворения в жизнь намеченных инициатив вряд ли окажется положительным. У иностранных граждан (лиц без гражданства) с вполне осознанным намерением пребывать на территории РФ сложностей с прохождением экзаменов быть не может. Оценка владения русским языком, знания истории России, основ законодательства Российской Федерации представляет собой отбор на предмет готовности к адаптации под российские условия. А значит, снижение текущей планки экзаменов противоречит публичным интересам. Что же касается суждения о создании самостоятельного миграционного ведомства, то достаточно вспомнить о предыдущем опыте функционирования Федеральной миграционной службы. Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" орган власти упразднен, правоприемником стало Министерство внутренних дел РФ. Реорганизация произошла из-за потери контроля над динамикой миграционных потоков, процветания внутри государства нелегальной миграции [18, с. 196]. Отстраняясь от прошлого опыта, изменение архитектуры системы управления никак не скажется на поднятой проблеме. На пользу пойдет точечное дорегулирование процедуры приема экзаменов и оборота сертификатов. Здесь по существу выразили позицию И.В. Шевцова и Н.В. Днепровская. По их убеждению, стоит отказаться от документов на бумажном носителе и внедрить электронную форму. Это станет серьезной преградой для фальсификации [7, с. 96]. Выбор ресурса для скопления сведений о лицах, сдавших экзамены, и дальнейшего автоматизированного преобразования этих сведений в документ электронной формы предопределен - информационная система ФРДО [19, с. 77 - 78]. На смену сертификатов можно ввести справки с нанесением машиночитаемой маркировки - уникального двухмерного штрихового кода (QR-код), генерируемого с использованием информационной системы ФРДО. Считывание, идентификация и запрос статуса справки будет производиться сотрудником подразделения по вопросам миграции. Нововведение отразится на укреплении законности и правопорядка, избавит от расходов на закупку защищенной от подделок полиграфической продукции за счет бюджетных ассигнований.
"Упрощенные производства в гражданском судопроизводстве"
(2-е издание)
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Распространенным требованием приказного производства является и требование работника к работодателю о взыскании начисленных ему сумм. Требования о взыскании начисленных, но не выплаченных работодателем работнику сумм (заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и иных сумм), а также начисленной, но не выплаченной денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока выплат работнику могут быть подтверждены справкой работодателя о размере начисленных за конкретный период видов сумм конкретному работнику. Указанная справка не только подтверждает признание работодателем долга, но и подтверждает сами факты наличия трудовых отношений с работником, конкретных сумм и периодов задолженности. Помимо указанной справки взыскатель к заявлению о вынесении судебного приказа может также прилагать копии трудового договора, трудовой книжки, приказов о приеме на работу и увольнении, приказов об отпусках, о премировании, штатного расписания, табеля учета рабочего времени, справки о заработке, расчетные листки, свои расчеты задолженности и другие. На наш взгляд, в приложении этих документов необходимости не имеется, если все юридически значимые факты будут отражены в справке работодателя о начисленных, но не выплаченных работнику суммах. В то же время мировому судье необходимо проверить юридический статус работодателя - должника: является ли он действующим юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, не находится ли в отношении его в арбитражном суде требование о банкротстве, не осуществляются ли процедуры ликвидации или реорганизации. Судебные приказы о взыскании задолженности работодателя перед работником отменялись в кассационном порядке по заявлению лиц, не участвующих в приказном производств, на основании того, что в отношении работодателя велись процедуры банкротства <1>, что свидетельствует о наличии спора.
(2-е издание)
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Распространенным требованием приказного производства является и требование работника к работодателю о взыскании начисленных ему сумм. Требования о взыскании начисленных, но не выплаченных работодателем работнику сумм (заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и иных сумм), а также начисленной, но не выплаченной денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока выплат работнику могут быть подтверждены справкой работодателя о размере начисленных за конкретный период видов сумм конкретному работнику. Указанная справка не только подтверждает признание работодателем долга, но и подтверждает сами факты наличия трудовых отношений с работником, конкретных сумм и периодов задолженности. Помимо указанной справки взыскатель к заявлению о вынесении судебного приказа может также прилагать копии трудового договора, трудовой книжки, приказов о приеме на работу и увольнении, приказов об отпусках, о премировании, штатного расписания, табеля учета рабочего времени, справки о заработке, расчетные листки, свои расчеты задолженности и другие. На наш взгляд, в приложении этих документов необходимости не имеется, если все юридически значимые факты будут отражены в справке работодателя о начисленных, но не выплаченных работнику суммах. В то же время мировому судье необходимо проверить юридический статус работодателя - должника: является ли он действующим юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, не находится ли в отношении его в арбитражном суде требование о банкротстве, не осуществляются ли процедуры ликвидации или реорганизации. Судебные приказы о взыскании задолженности работодателя перед работником отменялись в кассационном порядке по заявлению лиц, не участвующих в приказном производств, на основании того, что в отношении работодателя велись процедуры банкротства <1>, что свидетельствует о наличии спора.
Вопрос: Об отказе в приеме на работу, если у работника нет военного билета, но есть справка о постановке на воинский учет.
(Письмо Минтруда России от 19.03.2025 N 14-6/ООГ-1422)Вопрос: Правомерен ли отказ в приеме на работу, если у работника нет военного билета, но есть справка о постановке на воинский учет?
(Письмо Минтруда России от 19.03.2025 N 14-6/ООГ-1422)Вопрос: Правомерен ли отказ в приеме на работу, если у работника нет военного билета, но есть справка о постановке на воинский учет?
Ситуация: Сколько действует справка о доходах и суммах налога физического лица?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дистанционному работнику справка может быть выдана на бумажном носителе (по почте заказным письмом с уведомлением) или в форме электронного документа, если это указано в заявлении о получении справки (ч. 7 ст. 312.3 ТК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дистанционному работнику справка может быть выдана на бумажном носителе (по почте заказным письмом с уведомлением) или в форме электронного документа, если это указано в заявлении о получении справки (ч. 7 ст. 312.3 ТК РФ).
Статья: Справки, оформляемые кадровой службой для работников
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2025, N 2)Работодатель может сам приказом утвердить формы справок, которые все его кадровые специалисты, руководители филиалов и прочие полномочные лица будут выдавать работникам. Справки могут готовиться и в произвольной форме.
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2025, N 2)Работодатель может сам приказом утвердить формы справок, которые все его кадровые специалисты, руководители филиалов и прочие полномочные лица будут выдавать работникам. Справки могут готовиться и в произвольной форме.
Готовое решение: Какие документы и в какой срок нужно выдать работнику при увольнении
(КонсультантПлюс, 2025)Работнику, перешедшему на ведение сведений о трудовой деятельности, в день увольнения выдайте данные сведения по форме СТД-Р. Если на работника ведется трудовая книжка, в день увольнения выдайте ему трудовую книжку, а также по его запросу можете предоставить СТД-Р. Кроме того, выдайте заверенные выписки, в частности из сведений о страховом стаже, и разд. 3 расчета по страховым взносам. Другие документы (например, копию приказа об увольнении, справку о доходах) выдавайте, только если об этом есть заявление работника.
(КонсультантПлюс, 2025)Работнику, перешедшему на ведение сведений о трудовой деятельности, в день увольнения выдайте данные сведения по форме СТД-Р. Если на работника ведется трудовая книжка, в день увольнения выдайте ему трудовую книжку, а также по его запросу можете предоставить СТД-Р. Кроме того, выдайте заверенные выписки, в частности из сведений о страховом стаже, и разд. 3 расчета по страховым взносам. Другие документы (например, копию приказа об увольнении, справку о доходах) выдавайте, только если об этом есть заявление работника.
Готовое решение: В каком режиме вправе работать организации в условиях ограничений, действующих в связи с распространением коронавируса COVID-19 (до 31 мая 2023 г. включительно)
(КонсультантПлюс, 2023)Такое письмо (справка) будет подтверждать рабочий характер перемещения работника и минимизирует риск претензий к нему со стороны правоохранительных органов, привлечения его к административной ответственности за нарушение ограничительных мер.
(КонсультантПлюс, 2023)Такое письмо (справка) будет подтверждать рабочий характер перемещения работника и минимизирует риск претензий к нему со стороны правоохранительных органов, привлечения его к административной ответственности за нарушение ограничительных мер.