Способы создания юридических лиц
Подборка наиболее важных документов по запросу Способы создания юридических лиц (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 55.32 "Особенности сноса самовольных построек или приведения их в соответствие с установленными требованиями" Градостроительного кодекса РФ"Снос недвижимого имущества является крайней мерой, когда устранение последствий нарушения невозможно иным способом, сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц, создает угрозу жизни и здоровью граждан и эти нарушения являются неустранимыми."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Реорганизация акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью в форме их выделения из другого юридического лица: эмиссионные и финансовые аспекты
(Глушецкий А.А.)
("Право и экономика", 2021, N 7)Формирование уставного капитала общества, созданного путем
(Глушецкий А.А.)
("Право и экономика", 2021, N 7)Формирование уставного капитала общества, созданного путем
Статья: Разрешительный способ создания фондов
(Березин Д.А.)
("Нотариус", 2021, N 5)Таким образом, отдельные фонды создаются распорядительным способом. Например, наследственный фонд возникает после открытия наследства по завещанию, содержащему распоряжение наследодателя о создании данного фонда. Завещание с таким распоряжением можно соотнести с завещательным возложением, которое имеет общественно полезные цели, достигаемые за счет имущества, ранее принадлежащего наследодателю. Наследником и исполнителем такого возложения является наследственный фонд, правоспособность которого возникает на основании государственной регистрации, произведенной по заявлению нотариуса, в производстве которого находится наследственное дело, содержащее решение наследодателя о создании фонда и утвержденный наследодателем при совершении завещания устав наследственного фонда. В действиях нотариуса, связанных с направлением в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации наследственного фонда, выявляется явочно-нормативный способ создания юридического лица. Сегодня не представляется возможным учреждение наследственного фонда, а также и другой разновидности фондов, разрешительным способом.
(Березин Д.А.)
("Нотариус", 2021, N 5)Таким образом, отдельные фонды создаются распорядительным способом. Например, наследственный фонд возникает после открытия наследства по завещанию, содержащему распоряжение наследодателя о создании данного фонда. Завещание с таким распоряжением можно соотнести с завещательным возложением, которое имеет общественно полезные цели, достигаемые за счет имущества, ранее принадлежащего наследодателю. Наследником и исполнителем такого возложения является наследственный фонд, правоспособность которого возникает на основании государственной регистрации, произведенной по заявлению нотариуса, в производстве которого находится наследственное дело, содержащее решение наследодателя о создании фонда и утвержденный наследодателем при совершении завещания устав наследственного фонда. В действиях нотариуса, связанных с направлением в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации наследственного фонда, выявляется явочно-нормативный способ создания юридического лица. Сегодня не представляется возможным учреждение наследственного фонда, а также и другой разновидности фондов, разрешительным способом.
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
(ред. от 28.12.2024)
"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
Приказ Минфина России от 05.12.2013 N 115н
(ред. от 25.08.2017)
"Об утверждении состава сведений о государственной регистрации юридического лица, крестьянского (фермерского) хозяйства, физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, подлежащих размещению на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети Интернет, и порядка их размещения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2014 N 31152)способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
(ред. от 25.08.2017)
"Об утверждении состава сведений о государственной регистрации юридического лица, крестьянского (фермерского) хозяйства, физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, подлежащих размещению на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети Интернет, и порядка их размещения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2014 N 31152)способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
"Правовое регулирование государственного контроля за экономической концентрацией: монография"
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)Касательно случаев создания юридических лиц, подпадающих под антимонопольный контроль, следует остановиться на следующем. В теории права в зависимости от степени участия государства в процессе создания юридического лица выделяются несколько систем (порядков, способов) создания юридических лиц <1>: автономная, явочная, концессионная (разрешительная), распорядительная, регистрационная (явочно-нормативная).
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)Касательно случаев создания юридических лиц, подпадающих под антимонопольный контроль, следует остановиться на следующем. В теории права в зависимости от степени участия государства в процессе создания юридического лица выделяются несколько систем (порядков, способов) создания юридических лиц <1>: автономная, явочная, концессионная (разрешительная), распорядительная, регистрационная (явочно-нормативная).
Статья: О порядках создания международной компании (законодательные новеллы)
(Блинова Ю.В.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 2)Как известно, в классическом гражданском праве современного периода выделяют два способа (порядка) создания юридических лиц: заявительный (явочно-нормативный) и разрешительный (концессионный) <5>. В то же время дореволюционная доктрина возникновение юридического лица ставила в зависимость "от наличия субстрата (группа лиц или имущество) и соответствия законным условиям. Закон может наперед, заблаговременно указывать условия возникновения юридического лица (аналог явочно-нормативного способа; здесь и далее в цитате в скобках. - Прим. автора); требовать в каждом отдельном случае разрешения верховной власти (аналог разрешительного способа); требовать разрешения органов подчиненного управления (аналог лицензирования)" <6>.
(Блинова Ю.В.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 2)Как известно, в классическом гражданском праве современного периода выделяют два способа (порядка) создания юридических лиц: заявительный (явочно-нормативный) и разрешительный (концессионный) <5>. В то же время дореволюционная доктрина возникновение юридического лица ставила в зависимость "от наличия субстрата (группа лиц или имущество) и соответствия законным условиям. Закон может наперед, заблаговременно указывать условия возникновения юридического лица (аналог явочно-нормативного способа; здесь и далее в цитате в скобках. - Прим. автора); требовать в каждом отдельном случае разрешения верховной власти (аналог разрешительного способа); требовать разрешения органов подчиненного управления (аналог лицензирования)" <6>.
Статья: Присоединение Узбекистана к Евразийскому экономическому союзу - вопросы, связанные с личным законом юридического лица
(Абдукодиров А.Б. угли)
("Международное публичное и частное право", 2023, N 4)Однако не следует спешить с выводом, что ЕАЭС признает только критерий включения. Это связано с тем, что документы ЕАЭС предусматривают ряд способов создания юридического лица в сфере услуг, инвестиций, финансов. В частности, согласно Протоколу о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций под термином "юридическое лицо" понимается:
(Абдукодиров А.Б. угли)
("Международное публичное и частное право", 2023, N 4)Однако не следует спешить с выводом, что ЕАЭС признает только критерий включения. Это связано с тем, что документы ЕАЭС предусматривают ряд способов создания юридического лица в сфере услуг, инвестиций, финансов. В частности, согласно Протоколу о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций под термином "юридическое лицо" понимается:
Статья: Основные закономерности становления правового регулирования статуса перевозчика
(Бажина М.А.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 2)В-третьих, в авиационном законодательстве слово "предприятие" получило иную интерпретацию в понятии "авиационное предприятие" <18>. В соответствии со ст. 61 Воздушного кодекса РФ "авиационное предприятие" <19> (используется также понятие "предприятие воздушного транспорта" <20>) может создаваться в любой организационно-правовой форме юридического лица и любым известным в гражданском законодательстве способом создания юридического лица для перевозки различных объектов воздушным транспортом, а также выполнения авиационных работ за плату. Исходя из этого определения можно сделать вывод, что все перевозчики являются авиационными предприятиями. Однако на практике сложилась достаточно противоречивая ситуация. С одной стороны, законодательство не устанавливает требований о наличии у перевозчика в наименовании слов "авиационное предприятие". В результате одни перевозчики не имеют в своем названии указания на то, что они являются авиационным предприятием (например, ОАО Авиакомпания "Уральские авиалинии", АО "Авиакомпания "Россия", ПАО "Аэрофлот", ГУП "Международный аэропорт "Оренбург" и т.д.), а другие, наоборот, включают в свое наименование упомянутые слова (например, ООО "Авиапредприятие "Газпром авиа"). С другой стороны, некоторые организации, связанные с вопросами авиации, могут иметь в своем названии слова "авиационное предприятие" в силу традиции и в целях сохранения деловой репутации, но не относятся к таковым в смысле ст. 61 Воздушного кодекса РФ. Примером может быть ОАО "Кумертауское авиационное производственное предприятие" (Республика Башкортостан), которое занимается производством вертолетов, а транспортную деятельность не осуществляет. В приведенном наименовании слово "предприятие" не имеет юридического значения. Однако наличие такого термина вводит в заблуждение и требует дополнительных уточнений.
(Бажина М.А.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 2)В-третьих, в авиационном законодательстве слово "предприятие" получило иную интерпретацию в понятии "авиационное предприятие" <18>. В соответствии со ст. 61 Воздушного кодекса РФ "авиационное предприятие" <19> (используется также понятие "предприятие воздушного транспорта" <20>) может создаваться в любой организационно-правовой форме юридического лица и любым известным в гражданском законодательстве способом создания юридического лица для перевозки различных объектов воздушным транспортом, а также выполнения авиационных работ за плату. Исходя из этого определения можно сделать вывод, что все перевозчики являются авиационными предприятиями. Однако на практике сложилась достаточно противоречивая ситуация. С одной стороны, законодательство не устанавливает требований о наличии у перевозчика в наименовании слов "авиационное предприятие". В результате одни перевозчики не имеют в своем названии указания на то, что они являются авиационным предприятием (например, ОАО Авиакомпания "Уральские авиалинии", АО "Авиакомпания "Россия", ПАО "Аэрофлот", ГУП "Международный аэропорт "Оренбург" и т.д.), а другие, наоборот, включают в свое наименование упомянутые слова (например, ООО "Авиапредприятие "Газпром авиа"). С другой стороны, некоторые организации, связанные с вопросами авиации, могут иметь в своем названии слова "авиационное предприятие" в силу традиции и в целях сохранения деловой репутации, но не относятся к таковым в смысле ст. 61 Воздушного кодекса РФ. Примером может быть ОАО "Кумертауское авиационное производственное предприятие" (Республика Башкортостан), которое занимается производством вертолетов, а транспортную деятельность не осуществляет. В приведенном наименовании слово "предприятие" не имеет юридического значения. Однако наличие такого термина вводит в заблуждение и требует дополнительных уточнений.
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)В процессе учреждения юридического лица реализуется воля его учредителя по созданию нового субъекта права. В зависимости от степени и характера участия органов государственной власти в процедуре образования юридического лица наука гражданского права традиционно выделяет явочно-нормативный, распорядительный и разрешительный способы создания юридических лиц <286>. Наиболее распространенным является явочно-нормативный способ, при котором решение о создании принимается учредителями юридического лица самостоятельно, а уполномоченный государственный орган осуществляет контроль за процессом создания через процедуру государственной регистрации факта создания. Разрешительный способ требует получения разрешения уполномоченного государственного органа, который проводит проверку целесообразности возникновения юридического лица и правомерности процедуры его учреждения. Особо стоит сказать о распорядительном способе. Сущность данного способа определил С.Н. Братусь, указывавший, что в данном случае юридическое лицо возникает на основе распорядительного акта государственной власти, в этом случае компетентный орган государственной власти сам создает юридическое лицо <287>. Вместе с тем в науке отсутствует единство в подходах к определению понятия данного порядка. Одни авторы его сущность видят в том, что юридическое лицо создается распорядительным актом (распоряжением, специальным актом) органа государственной власти <288>. Другие в качестве его отличительной черты указывают на отсутствие дальнейшей государственной регистрации созданного юридического лица <289>. Соответственно, при таком подходе моментом создания юридического лица является принятие и вступление в силу соответствующего акта органа государственной власти. Однако данная позиция не соответствует ст. 51 ГК РФ, согласно которой юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)В процессе учреждения юридического лица реализуется воля его учредителя по созданию нового субъекта права. В зависимости от степени и характера участия органов государственной власти в процедуре образования юридического лица наука гражданского права традиционно выделяет явочно-нормативный, распорядительный и разрешительный способы создания юридических лиц <286>. Наиболее распространенным является явочно-нормативный способ, при котором решение о создании принимается учредителями юридического лица самостоятельно, а уполномоченный государственный орган осуществляет контроль за процессом создания через процедуру государственной регистрации факта создания. Разрешительный способ требует получения разрешения уполномоченного государственного органа, который проводит проверку целесообразности возникновения юридического лица и правомерности процедуры его учреждения. Особо стоит сказать о распорядительном способе. Сущность данного способа определил С.Н. Братусь, указывавший, что в данном случае юридическое лицо возникает на основе распорядительного акта государственной власти, в этом случае компетентный орган государственной власти сам создает юридическое лицо <287>. Вместе с тем в науке отсутствует единство в подходах к определению понятия данного порядка. Одни авторы его сущность видят в том, что юридическое лицо создается распорядительным актом (распоряжением, специальным актом) органа государственной власти <288>. Другие в качестве его отличительной черты указывают на отсутствие дальнейшей государственной регистрации созданного юридического лица <289>. Соответственно, при таком подходе моментом создания юридического лица является принятие и вступление в силу соответствующего акта органа государственной власти. Однако данная позиция не соответствует ст. 51 ГК РФ, согласно которой юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)- способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)- способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
Статья: Соотношение понятий "транспортная организация" и "транспортное предприятие"
(Бажина М.А.)
("Транспортное право", 2021, N 3)Во-первых, исходя из содержания ст. 61 ВК РФ, "авиационное предприятие" <15> (также используется понятие "предприятие воздушного транспорта") <16> может создаваться в любой организационно-правовой форме юридического лица и любым известным в гражданском законодательстве способом создания юридического лица для перевозки различных объектов воздушным транспортом, а также выполнения авиационных работ за плату. При этом в ГК РФ использование слова "предприятие" в организационно-правовой форме означает принадлежность к государственной форме собственности (унитарные предприятия - ст. 2 Федерального закона N 161-ФЗ от 14 ноября 2002 г. "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях") <17> или особенности в форме создания (народные предприятия - п. 1 ст. 57 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)").
(Бажина М.А.)
("Транспортное право", 2021, N 3)Во-первых, исходя из содержания ст. 61 ВК РФ, "авиационное предприятие" <15> (также используется понятие "предприятие воздушного транспорта") <16> может создаваться в любой организационно-правовой форме юридического лица и любым известным в гражданском законодательстве способом создания юридического лица для перевозки различных объектов воздушным транспортом, а также выполнения авиационных работ за плату. При этом в ГК РФ использование слова "предприятие" в организационно-правовой форме означает принадлежность к государственной форме собственности (унитарные предприятия - ст. 2 Федерального закона N 161-ФЗ от 14 ноября 2002 г. "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях") <17> или особенности в форме создания (народные предприятия - п. 1 ст. 57 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)").
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Критерий обособленности юридического лица от его участников также встречается в трудах В.К. Андреева <1> и В.А. Белова <2>. Помимо этого, к числу иных критериев В.К. Андреев относит систему органов юридического лица; внутренние отношения между ними и участниками (членами) юридического лица, а также ответственность перед третьими лицами. В.А. Белов пишет также о таком критерии, как способ организации деятельности юридического лица. Н.В. Козлова выделяет такие критерии, как способ создания юридических лиц, объем правоспособности, порядок управления, характер и содержание прав и обязанностей учредителей (участников) в отношении друг друга и юридического лица <3>.
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Критерий обособленности юридического лица от его участников также встречается в трудах В.К. Андреева <1> и В.А. Белова <2>. Помимо этого, к числу иных критериев В.К. Андреев относит систему органов юридического лица; внутренние отношения между ними и участниками (членами) юридического лица, а также ответственность перед третьими лицами. В.А. Белов пишет также о таком критерии, как способ организации деятельности юридического лица. Н.В. Козлова выделяет такие критерии, как способ создания юридических лиц, объем правоспособности, порядок управления, характер и содержание прав и обязанностей учредителей (участников) в отношении друг друга и юридического лица <3>.