Способы приобретения гражданства
Подборка наиболее важных документов по запросу Способы приобретения гражданства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Кассационного военного суда от 07.07.2023 N 88а-832/2023 (УИД 61GV0015-01-2020-000095-34)
Процессуальные вопросы: Принято определение об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам.
Решение: Определение оставлено без изменения.Дополнительно необходимо отметить, что изложенное в постановлении от 18 октября 2022 г. N 44- П предписание Конституционного Суда Российской Федерации о необходимости устранения пробела и неопределенности в правовом регулировании правил и способов учета продолжительности военной службы лиц из числа иностранных граждан, получивших гражданство Российской Федерации в период прохождения военной службы, обращено исключительно к федеральному законодателю, а не судам.
Процессуальные вопросы: Принято определение об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам.
Решение: Определение оставлено без изменения.Дополнительно необходимо отметить, что изложенное в постановлении от 18 октября 2022 г. N 44- П предписание Конституционного Суда Российской Федерации о необходимости устранения пробела и неопределенности в правовом регулировании правил и способов учета продолжительности военной службы лиц из числа иностранных граждан, получивших гражданство Российской Федерации в период прохождения военной службы, обращено исключительно к федеральному законодателю, а не судам.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конструкция правового механизма принудительного прекращения гражданства оптированных граждан
(Масталиев К.Т.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Путем теоретико-эмпирического анализа нормативно-правовой базы приходим к промежуточному выводу: в отличие от иных способов приобретения гражданства, при оптации в 2022 г. лицо письменно не оформляло свое обязательство по соблюдению российского законодательства, в то же время юридическая конструкция существующего института принудительного прекращения гражданства осуществима и реализуема только в случае нарушения такого обязательства. Представляется, что соответствующее обязательство давалось исключительно посредством принесения присяги гражданина РФ на основании ч. 1 ст. 5 Федеральных конституционных законов о принятии в состав РФ новых субъектов. Ввиду этого роль присяги при оптации гражданства в 2022 г. сводилась к двум функциям: а) даче обязательства (клятвы) по соблюдению Конституции и законодательства РФ, прав и свобод ее граждан, исполнению обязанностей гражданина РФ на благо государства и общества, защите свободы и независимости России; б) юридического факта для появления и сохранения правовой связи лица и государства (, не принесшие присягу гражданина РФ, не приобретали российского гражданства). В отношении лица, приобретающего гражданство иным способом (например, в результате приема в гражданство) и приносящего присягу, думается, что ее роль сводится лишь к акту завершения процедуры натурализации, не связанному с взятием на себя каких-либо обязательств. Между тем в науке распространено заблуждение, связанное с переоценкой значимости акта принесения присяги гражданина РФ. Так, некоторые исследователи <18> связывают реализацию института принудительного прекращения гражданства по основаниям, предусмотренным законом, с несоблюдением принесенной присяги, что, безусловно, не соответствует действительности.
(Масталиев К.Т.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Путем теоретико-эмпирического анализа нормативно-правовой базы приходим к промежуточному выводу: в отличие от иных способов приобретения гражданства, при оптации в 2022 г. лицо письменно не оформляло свое обязательство по соблюдению российского законодательства, в то же время юридическая конструкция существующего института принудительного прекращения гражданства осуществима и реализуема только в случае нарушения такого обязательства. Представляется, что соответствующее обязательство давалось исключительно посредством принесения присяги гражданина РФ на основании ч. 1 ст. 5 Федеральных конституционных законов о принятии в состав РФ новых субъектов. Ввиду этого роль присяги при оптации гражданства в 2022 г. сводилась к двум функциям: а) даче обязательства (клятвы) по соблюдению Конституции и законодательства РФ, прав и свобод ее граждан, исполнению обязанностей гражданина РФ на благо государства и общества, защите свободы и независимости России; б) юридического факта для появления и сохранения правовой связи лица и государства (, не принесшие присягу гражданина РФ, не приобретали российского гражданства). В отношении лица, приобретающего гражданство иным способом (например, в результате приема в гражданство) и приносящего присягу, думается, что ее роль сводится лишь к акту завершения процедуры натурализации, не связанному с взятием на себя каких-либо обязательств. Между тем в науке распространено заблуждение, связанное с переоценкой значимости акта принесения присяги гражданина РФ. Так, некоторые исследователи <18> связывают реализацию института принудительного прекращения гражданства по основаниям, предусмотренным законом, с несоблюдением принесенной присяги, что, безусловно, не соответствует действительности.
Статья: Прекращение гражданства в сравнительно-правовом обозрении
(Климкова (Марачева) В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)Стоит отметить, что это свидетельствует об общем тренде пресечения мошеннических способов приобретения гражданства и борьбы с терроризмом.
(Климкова (Марачева) В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)Стоит отметить, что это свидетельствует об общем тренде пресечения мошеннических способов приобретения гражданства и борьбы с терроризмом.
Нормативные акты
Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"5. Сведения о государственной регистрации рождения на территории Российской Федерации иностранного гражданина или иного лица, не приобретающих на момент рождения гражданства Российской Федерации, смерти в Российской Федерации и перемены имени иностранного гражданина, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и сведения о внесении исправлений или изменений в записи актов о рождении на территории Российской Федерации иностранного гражданина или иного лица, не приобретающих на момент рождения гражданства Российской Федерации, смерти в Российской Федерации и перемене имени иностранного гражданина, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, в порядке, способами и в составе, которые установлены Федеральным законом от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", предоставляются в органы миграционного учета и принимаются указанными органами в течение одних суток.
(ред. от 31.07.2025)
"О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"5. Сведения о государственной регистрации рождения на территории Российской Федерации иностранного гражданина или иного лица, не приобретающих на момент рождения гражданства Российской Федерации, смерти в Российской Федерации и перемены имени иностранного гражданина, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и сведения о внесении исправлений или изменений в записи актов о рождении на территории Российской Федерации иностранного гражданина или иного лица, не приобретающих на момент рождения гражданства Российской Федерации, смерти в Российской Федерации и перемене имени иностранного гражданина, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, в порядке, способами и в составе, которые установлены Федеральным законом от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", предоставляются в органы миграционного учета и принимаются указанными органами в течение одних суток.
Постановление Конституционного Суда РФ от 18.10.2022 N 44-П
"По делу о проверке конституционности абзаца двенадцатого пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в связи с жалобой гражданина А.А. Степаняна"Федеральному законодателю надлежит, руководствуясь требованиями Конституции Российской Федерации и основанными на них правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в настоящем Постановлении, внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения с целью определения правил и способов учета продолжительности военной службы лиц из числа иностранных граждан, получивших гражданство Российской Федерации в период прохождения военной службы.
"По делу о проверке конституционности абзаца двенадцатого пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в связи с жалобой гражданина А.А. Степаняна"Федеральному законодателю надлежит, руководствуясь требованиями Конституции Российской Федерации и основанными на них правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в настоящем Постановлении, внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения с целью определения правил и способов учета продолжительности военной службы лиц из числа иностранных граждан, получивших гражданство Российской Федерации в период прохождения военной службы.
Статья: Новая веха в гражданском судопроизводстве с участием иностранных лиц в КНР
(Русакова Е.П., Ван В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 5)В ГПЗ КНР, с одной стороны, сохраняется положение о том, что народные суды могут осуществлять поиск и получение доказательств за границей в соответствии с международными договорами или по дипломатическим каналам. С другой стороны, добавлены новые положения, позволяющие народным судам использовать альтернативные способы получения доказательств за границей: если законы страны пребывания этого не запрещают. Так, народные суды могут использовать следующие способы получения доказательств:
(Русакова Е.П., Ван В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 5)В ГПЗ КНР, с одной стороны, сохраняется положение о том, что народные суды могут осуществлять поиск и получение доказательств за границей в соответствии с международными договорами или по дипломатическим каналам. С другой стороны, добавлены новые положения, позволяющие народным судам использовать альтернативные способы получения доказательств за границей: если законы страны пребывания этого не запрещают. Так, народные суды могут использовать следующие способы получения доказательств:
Статья: Проблемы реформирования института гражданства в Российской Федерации
(Марачева В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 5)Вместе с тем необходимо отметить, что без учета положений ст. 24 законопроекта можно предположить, что п. 2 ч. 1 ст. 22 нормы может быть применим ко всем гражданам Российской Федерации независимо от способа получения гражданства. Отсутствие дифференциации лиц по способу приобретения ими гражданства будет вступать в противоречие с положениями ч. 3 ст. 6 Конституции РФ <8>, в которой устанавливается запрет на лишение гражданства Российской Федерации и при этом не проводится различие в порядке приобретения гражданства: по рождению или путем натурализации.
(Марачева В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 5)Вместе с тем необходимо отметить, что без учета положений ст. 24 законопроекта можно предположить, что п. 2 ч. 1 ст. 22 нормы может быть применим ко всем гражданам Российской Федерации независимо от способа получения гражданства. Отсутствие дифференциации лиц по способу приобретения ими гражданства будет вступать в противоречие с положениями ч. 3 ст. 6 Конституции РФ <8>, в которой устанавливается запрет на лишение гражданства Российской Федерации и при этом не проводится различие в порядке приобретения гражданства: по рождению или путем натурализации.
Статья: Пределы осуществления семейных прав
(Ульянова М.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 4)Немаловажным аспектом, на который следует обратить внимание, является нарушение прав, злоупотребление правом. Известны примеры фиктивного установления родительства в целях приобретения каких-либо социальных благ (гражданства, права пользования жилой площадью и др.). Защитным механизмом в интересах ребенка служит согласие органов опеки и попечительства. Однако, думается, семейное право является базовым способом достижения определенной цели, но не связанной с назначением семейных прав, а целью является право, которое находится в жилищной сфере и или в сфере социального обеспечения, иных гражданских прав. Поэтому важно обратить внимание на осуществление права в соответствии с его назначением.
(Ульянова М.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 4)Немаловажным аспектом, на который следует обратить внимание, является нарушение прав, злоупотребление правом. Известны примеры фиктивного установления родительства в целях приобретения каких-либо социальных благ (гражданства, права пользования жилой площадью и др.). Защитным механизмом в интересах ребенка служит согласие органов опеки и попечительства. Однако, думается, семейное право является базовым способом достижения определенной цели, но не связанной с назначением семейных прав, а целью является право, которое находится в жилищной сфере и или в сфере социального обеспечения, иных гражданских прав. Поэтому важно обратить внимание на осуществление права в соответствии с его назначением.
Статья: Вопросы приобретения и прекращения гражданства в связи с принятием в Российскую Федерацию новых субъектов
(Марачева В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 5)Статья 5 вышеуказанного Договора между Россией и Крымом предусматривала, что граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории новых субъектов, со дня принятия в состав Российской Федерации новых субъектов признаются гражданами РФ, за исключением случая, когда такие лица заявят о своем желании сохранить у них имеющееся гражданство. Стоит обратить внимание, что это новый способ приобретения гражданства - признание гражданами РФ в связи с принятием в состав Российской Федерации нового субъекта <5>.
(Марачева В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 5)Статья 5 вышеуказанного Договора между Россией и Крымом предусматривала, что граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории новых субъектов, со дня принятия в состав Российской Федерации новых субъектов признаются гражданами РФ, за исключением случая, когда такие лица заявят о своем желании сохранить у них имеющееся гражданство. Стоит обратить внимание, что это новый способ приобретения гражданства - признание гражданами РФ в связи с принятием в состав Российской Федерации нового субъекта <5>.
Статья: Проблемы соотношения отдельных положений ст. 6 и 81 Конституции России
(Карпушкин А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 6)Но наиболее важным с формально-юридической (а не духовно-нравственной) точки зрения является следующий аспект. Статья 6 Конституции РФ, находящаяся в главе "Основы конституционного строя", закрепляет положение о том, что гражданство Российской Федерации является единым и равным вне зависимости от оснований его приобретения. Исходя из буквального смысла данной нормы, разные основания приобретения российского гражданства никак не могут повлиять на конституционно-правовой статус гражданина России. Следовательно, и объем прав, вытекающих из гражданства, не может ранжироваться в зависимости от того, каким образом человек стал гражданином: в порядке филиации, натурализации, восстановления в гражданстве или иным способом. Так, человек, принятый в гражданство, становится таким же полноправным участником публично-правовых отношений, как и гражданин по рождению. Ограничения, связанные с наличием иностранного гражданства, также не зависят от основания приобретения российского гражданства. Лицо, принятое в гражданство России, но не отказавшееся от иностранного гражданства или получившее его впоследствии, не сможет поступить на государственную службу или избраться в органы государственной власти, но и гражданин России по рождению тоже не сможет стать государственным служащим или выборным лицом, если он имеет другое гражданство. То есть равенство гражданства предполагает равные возможности и равные ограничения, независимо от того, каково было основание приобретения гражданства. Таким образом, в соответствии с ч. 1 ст. 6 Конституции РФ прием в гражданство должен иметь такие же правовые последствия, что и филиация.
(Карпушкин А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 6)Но наиболее важным с формально-юридической (а не духовно-нравственной) точки зрения является следующий аспект. Статья 6 Конституции РФ, находящаяся в главе "Основы конституционного строя", закрепляет положение о том, что гражданство Российской Федерации является единым и равным вне зависимости от оснований его приобретения. Исходя из буквального смысла данной нормы, разные основания приобретения российского гражданства никак не могут повлиять на конституционно-правовой статус гражданина России. Следовательно, и объем прав, вытекающих из гражданства, не может ранжироваться в зависимости от того, каким образом человек стал гражданином: в порядке филиации, натурализации, восстановления в гражданстве или иным способом. Так, человек, принятый в гражданство, становится таким же полноправным участником публично-правовых отношений, как и гражданин по рождению. Ограничения, связанные с наличием иностранного гражданства, также не зависят от основания приобретения российского гражданства. Лицо, принятое в гражданство России, но не отказавшееся от иностранного гражданства или получившее его впоследствии, не сможет поступить на государственную службу или избраться в органы государственной власти, но и гражданин России по рождению тоже не сможет стать государственным служащим или выборным лицом, если он имеет другое гражданство. То есть равенство гражданства предполагает равные возможности и равные ограничения, независимо от того, каково было основание приобретения гражданства. Таким образом, в соответствии с ч. 1 ст. 6 Конституции РФ прием в гражданство должен иметь такие же правовые последствия, что и филиация.
Статья: Получение гражданства ЕС: казусы
(Демидова И.)
("Административное право", 2021, N 3)Следующий путь, по которому пускаются россияне, мечтающие стать гражданами ЕС, - это путь вступления в брак. Законодательство практически всех стран Европейского союза предусматривает упрощенный порядок выдачи ВНЖ для супруга/супруги гражданина ЕС, а также сокращает общий срок, необходимый для подачи прошения о получении гражданства.
(Демидова И.)
("Административное право", 2021, N 3)Следующий путь, по которому пускаются россияне, мечтающие стать гражданами ЕС, - это путь вступления в брак. Законодательство практически всех стран Европейского союза предусматривает упрощенный порядок выдачи ВНЖ для супруга/супруги гражданина ЕС, а также сокращает общий срок, необходимый для подачи прошения о получении гражданства.
Статья: О необходимости трансформации уголовно-правовой охраны фискальных интересов государства на примере утилизационного сбора
(Шевелева С.В., Шкилева Н.Л.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 6)Наиболее типичными способами ухода от уплаты утилизационного сбора является ввоз ТС беженцами или вынужденными переселенцами. При пересечении границы ТС такого лица сбором не облагается, т.к. помещается под процедуру временного ввоза. Далее, получив статус беженца или вынужденного переселенца, он полностью освобождается от уплаты утилизационного сбора. Впоследствии указанные граждане могут утратить подобный статус, например, получив гражданство Российской Федерации, однако взыскать сбор не представляется возможным по ряду причин. Во-первых, отсутствует информационное взаимодействие по данному вопросу между соответствующими государственными органами, во-вторых, срок исковой давности составляет 3 года с момента ввоза ТС, и за данный период ФТС России может не успеть предъявить требование, т.к. процедура изменения статуса гражданина имеет довольно длительный временной характер, в-третьих, даже при наличии судебного решения о взыскании утилизационного сбора и пеней за просрочку данные лица просто уклоняются от уплаты ввиду отсутствия более действенных принудительных механизмов.
(Шевелева С.В., Шкилева Н.Л.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 6)Наиболее типичными способами ухода от уплаты утилизационного сбора является ввоз ТС беженцами или вынужденными переселенцами. При пересечении границы ТС такого лица сбором не облагается, т.к. помещается под процедуру временного ввоза. Далее, получив статус беженца или вынужденного переселенца, он полностью освобождается от уплаты утилизационного сбора. Впоследствии указанные граждане могут утратить подобный статус, например, получив гражданство Российской Федерации, однако взыскать сбор не представляется возможным по ряду причин. Во-первых, отсутствует информационное взаимодействие по данному вопросу между соответствующими государственными органами, во-вторых, срок исковой давности составляет 3 года с момента ввоза ТС, и за данный период ФТС России может не успеть предъявить требование, т.к. процедура изменения статуса гражданина имеет довольно длительный временной характер, в-третьих, даже при наличии судебного решения о взыскании утилизационного сбора и пеней за просрочку данные лица просто уклоняются от уплаты ввиду отсутствия более действенных принудительных механизмов.
Ситуация: Как продать квартиру, находящуюся в ипотеке?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Рассмотрим особенности первого и второго из обозначенных выше способов продажи ипотечной квартиры.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Рассмотрим особенности первого и второго из обозначенных выше способов продажи ипотечной квартиры.
Статья: Натурализация мигрантов: современные тенденции
(Васильева Т.А.)
("Закон", 2024, N 3)<41> Следует учитывать, что одной из особенностей стран Азии является ограниченное использование натурализации как способа приобретения гражданства. На основе данной процедуры, как правило, приобретают гражданство только те, кто имеет семейные связи с гражданами страны. См.: Vonk O. Comparative Report: Citizenship in Asia // RCAS/GLOBALCIT. 2017/04. December 2017. P. 17.
(Васильева Т.А.)
("Закон", 2024, N 3)<41> Следует учитывать, что одной из особенностей стран Азии является ограниченное использование натурализации как способа приобретения гражданства. На основе данной процедуры, как правило, приобретают гражданство только те, кто имеет семейные связи с гражданами страны. См.: Vonk O. Comparative Report: Citizenship in Asia // RCAS/GLOBALCIT. 2017/04. December 2017. P. 17.
Статья: Трансформация института гражданства Европейского союза в законодательстве ФРГ
(Иксанов И.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)Применение Закона 1913 г. предполагается в том виде, который он приобрел после множества изменений. Закон о гражданстве от 22 июля 1913 г. содержит определение понятия "германский гражданин" <12>. Получение германского гражданства связано с принципом происхождения: законодательно во главу был поставлен принцип права крови. В соответствии с данным принципом гражданство получает тот, у кого отец или мать состоят в этом гражданстве. Это единственная форма действия принципа права крови в Германии. К этому же принципу в Германии относится другой способ получения гражданства, который также является семейно-правовым. Речь идет об усыновлении отцом-немцем ребенка, имеющего иностранное гражданство.
(Иксанов И.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)Применение Закона 1913 г. предполагается в том виде, который он приобрел после множества изменений. Закон о гражданстве от 22 июля 1913 г. содержит определение понятия "германский гражданин" <12>. Получение германского гражданства связано с принципом происхождения: законодательно во главу был поставлен принцип права крови. В соответствии с данным принципом гражданство получает тот, у кого отец или мать состоят в этом гражданстве. Это единственная форма действия принципа права крови в Германии. К этому же принципу в Германии относится другой способ получения гражданства, который также является семейно-правовым. Речь идет об усыновлении отцом-немцем ребенка, имеющего иностранное гражданство.