Способы оплаты жилищно-коммунальных услуг
Подборка наиболее важных документов по запросу Способы оплаты жилищно-коммунальных услуг (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Московского городского суда от 14.12.2023 N 33-43670/2023 (УИД 77RS0011-02-2022-003019-26)
Категория спора: Плата за жилищно-коммунальные услуги.
Требования управляющей организации: 1) О взыскании платы за помещение и коммунальные услуги; 2) О взыскании пени.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчики не полностью производили оплату за жилое помещение, и в результате образовалась задолженность.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - удовлетворено.Судебная коллегия не считает возможным согласиться с указанным доводом жалобы, поскольку указанные обстоятельства, также не могут являться основанием для отмены либо изменения решения суда, поскольку невозможность должника единовременно погасить своевременно не оплаченную задолженность не освобождает его от обязательств по оплате жилищно-коммунальных услуг. Вопрос о порядке и способе погашения задолженности подлежит разрешению в порядке исполнения судебного акта.
Категория спора: Плата за жилищно-коммунальные услуги.
Требования управляющей организации: 1) О взыскании платы за помещение и коммунальные услуги; 2) О взыскании пени.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчики не полностью производили оплату за жилое помещение, и в результате образовалась задолженность.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - удовлетворено.Судебная коллегия не считает возможным согласиться с указанным доводом жалобы, поскольку указанные обстоятельства, также не могут являться основанием для отмены либо изменения решения суда, поскольку невозможность должника единовременно погасить своевременно не оплаченную задолженность не освобождает его от обязательств по оплате жилищно-коммунальных услуг. Вопрос о порядке и способе погашения задолженности подлежит разрешению в порядке исполнения судебного акта.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 27.03.2023 N 33-1025/2023 (УИД 10RS0011-01-2022-014153-68)
Категория спора: Защита прав на жилое помещение.
Требования физического лица: О признании утратившим право пользования жилым помещением.
Обстоятельства: Истец указывает на то, что сторонам в связи с трудовыми отношениями с третьим лицом предоставлено спорное жилое помещение в общежитии, которое впоследствии было исключено из специализированного муниципального жилищного фонда, ответчик длительное время в квартире не проживает, членом семьи истца не является, личных вещей в квартире не имеет, расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг не несет.
Решение: Отказано.Не подтверждаются ссылки истца в жалобе на утрату ответчиком интереса к жилому помещению, в частности ответчиком и истцом инициирован судебный спор с Администрацией Петрозаводского городского округа об изменении статуса общежития в 2009 году, то есть позднее выезда из него ответчика, не оспаривается истцом наличие личных вещей ответчика в спорном жилом помещении в течение длительного времени до 2019 года, не имеет юридического значения способ оплаты жилищно-коммунальных услуг ответчиком через судебного пристава, что в совокупности свидетельствует о наличии сохранения права пользования жилым помещением и отсутствии доказательств отказа гражданина в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору социального найма.
Категория спора: Защита прав на жилое помещение.
Требования физического лица: О признании утратившим право пользования жилым помещением.
Обстоятельства: Истец указывает на то, что сторонам в связи с трудовыми отношениями с третьим лицом предоставлено спорное жилое помещение в общежитии, которое впоследствии было исключено из специализированного муниципального жилищного фонда, ответчик длительное время в квартире не проживает, членом семьи истца не является, личных вещей в квартире не имеет, расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг не несет.
Решение: Отказано.Не подтверждаются ссылки истца в жалобе на утрату ответчиком интереса к жилому помещению, в частности ответчиком и истцом инициирован судебный спор с Администрацией Петрозаводского городского округа об изменении статуса общежития в 2009 году, то есть позднее выезда из него ответчика, не оспаривается истцом наличие личных вещей ответчика в спорном жилом помещении в течение длительного времени до 2019 года, не имеет юридического значения способ оплаты жилищно-коммунальных услуг ответчиком через судебного пристава, что в совокупности свидетельствует о наличии сохранения права пользования жилым помещением и отсутствии доказательств отказа гражданина в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору социального найма.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Спор о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)- исполнение обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг в адрес другой (предыдущей) управляющей компании, если сведения о выборе новой управляющей организации были надлежащим образом доведены до нанимателя (собственника) путем размещения указанной информации на официальных сайтах mos.ru, dom.mos.ru, в квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг, выставляемых в адрес ответчика, а также иными способами (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 24.08.2022 N 33-32438/2022);
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)- исполнение обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг в адрес другой (предыдущей) управляющей компании, если сведения о выборе новой управляющей организации были надлежащим образом доведены до нанимателя (собственника) путем размещения указанной информации на официальных сайтах mos.ru, dom.mos.ru, в квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг, выставляемых в адрес ответчика, а также иными способами (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 24.08.2022 N 33-32438/2022);
"Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Физические лица, в том числе исходя из экономических соображений, для оплаты жилищно-коммунальных услуг вправе выбрать любой способ осуществления таких платежей, равно как и любую кредитную и иную организацию, оказывающую услуги по приему и переводу денежных средств.
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Физические лица, в том числе исходя из экономических соображений, для оплаты жилищно-коммунальных услуг вправе выбрать любой способ осуществления таких платежей, равно как и любую кредитную и иную организацию, оказывающую услуги по приему и переводу денежных средств.
Нормативные акты
"Обзор правоприменительной практики за III квартал 2015 года по спорам о признании недействительными нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) Минфина России (на основании вступивших в законную силу судебных актов)"Правительство Российской Федерации, определяя порядок предоставления субвенций из федерального бюджета, в пункте 4 Правил установило способы доставки денежных средств, выплачиваемых в целях обеспечения мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, через организации почтовой связи или банки, а также общую сумму расходов по оплате услуг почтовой связи, банковских услуг и компенсации затрат на обеспечение деятельности местных администраций и государственных (муниципальных) учреждений, в связи с осуществлением переданных им полномочий Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 12.12.2007 N 861
(ред. от 20.06.2023)
"Об утверждении методики распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации и г. Байконура на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджета г. Байконура, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции"5(1). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и администрация г. Байконура представляют в Федеральную службу по труду и занятости ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, сведения о получателях мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг с указанием оснований их предоставления по форме и способом, которые определяются Федеральной службой по труду и занятости.
(ред. от 20.06.2023)
"Об утверждении методики распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации и г. Байконура на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджета г. Байконура, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции"5(1). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и администрация г. Байконура представляют в Федеральную службу по труду и занятости ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, сведения о получателях мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг с указанием оснований их предоставления по форме и способом, которые определяются Федеральной службой по труду и занятости.
Вопрос: Какие полномочия у управляющей компании по управлению многоквартирным домом?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Отметим, что управляющая организация имеет право выбора способа принятия оплаты от населения за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, в том числе и через платежных агентов. Так, в силу ч. 15 ст. 155 ЖК РФ управляющая организация, которой вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, а также вправе взыскивать в судебном порядке просроченную задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Отметим, что управляющая организация имеет право выбора способа принятия оплаты от населения за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, в том числе и через платежных агентов. Так, в силу ч. 15 ст. 155 ЖК РФ управляющая организация, которой вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, а также вправе взыскивать в судебном порядке просроченную задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
Статья: Субъекты РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- установление размера платы за пользование государственным и муниципальным жилым фондом, а также за содержание жилых помещений, собственники которых не приняли решение о выборе способа управления жилым домом (ч. 3 ст. 156 ЖК РФ, Постановление Правительства Москвы от 06.12.2024 N 2797-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения");
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- установление размера платы за пользование государственным и муниципальным жилым фондом, а также за содержание жилых помещений, собственники которых не приняли решение о выборе способа управления жилым домом (ч. 3 ст. 156 ЖК РФ, Постановление Правительства Москвы от 06.12.2024 N 2797-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения");
Статья: Состояние законности в сфере жилищно-коммунального хозяйства и работа прокуроров
(Маматов М.В., Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 6)Только в 2022 г. в суды общей юрисдикции поступило 26 018 210 исков и заявлений в порядке гражданского судопроизводства (198 702 принято к производству в связи с обращением прокурора), где в 10 776 276 случаях споры возникли из жилищного законодательства (8 949), среди которых о взыскании платы за жилую площадь и коммунальные платежи, тепло и электроэнергию - 10 428 838 (230), а споры с управляющими компаниями (не связанные с защитой прав потребителей) - 11 280 (1 693). Разумеется, следует учитывать, что судебные способы защиты для взыскания с населения задолженности по жилищно-коммунальным услугам активно используют юридические лица, поддержка которых в данном вопросе часто не соотносится с процессуальными полномочиями прокуроров.
(Маматов М.В., Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 6)Только в 2022 г. в суды общей юрисдикции поступило 26 018 210 исков и заявлений в порядке гражданского судопроизводства (198 702 принято к производству в связи с обращением прокурора), где в 10 776 276 случаях споры возникли из жилищного законодательства (8 949), среди которых о взыскании платы за жилую площадь и коммунальные платежи, тепло и электроэнергию - 10 428 838 (230), а споры с управляющими компаниями (не связанные с защитой прав потребителей) - 11 280 (1 693). Разумеется, следует учитывать, что судебные способы защиты для взыскания с населения задолженности по жилищно-коммунальным услугам активно используют юридические лица, поддержка которых в данном вопросе часто не соотносится с процессуальными полномочиями прокуроров.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Конкретный способ выставления платежных документов для оплаты взносов на капитальный ремонт определяется решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Это может быть как единый платежный документ за все жилищно-коммунальные услуги, где отдельной строкой будет указан взнос за капремонт, так и отдельный дополнительный платежный документ.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Конкретный способ выставления платежных документов для оплаты взносов на капитальный ремонт определяется решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Это может быть как единый платежный документ за все жилищно-коммунальные услуги, где отдельной строкой будет указан взнос за капремонт, так и отдельный дополнительный платежный документ.
"Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"
(постатейный)
(Корякин В.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Согласно указанным Правилам субвенции предоставляются в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг", утв. Минстроем 9 сентября 2019 г. N 17-П/05, и государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства от 30 декабря 2017 г. N 1710.
(постатейный)
(Корякин В.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Согласно указанным Правилам субвенции предоставляются в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг", утв. Минстроем 9 сентября 2019 г. N 17-П/05, и государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства от 30 декабря 2017 г. N 1710.
Статья: Управление многоквартирным домом: за и против
(Колоколова Е.О.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 3)Преимущества непосредственного управления МКД заключаются в следующем: отсутствуют дополнительные расходы на управление; техническое обслуживание МКД может осуществляться как самими собственниками, так и подрядными организациями, отношения с которыми не обязательно должны быть оформлены на постоянной основе, т.е. их можно привлекать разово, кратковременно, по необходимости; каждый собственник самостоятельно несет ответственность по своим обязательствам в рамках оплаты жилищно-коммунальных услуг и не отвечает по долгам других собственников помещений МКД.
(Колоколова Е.О.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 3)Преимущества непосредственного управления МКД заключаются в следующем: отсутствуют дополнительные расходы на управление; техническое обслуживание МКД может осуществляться как самими собственниками, так и подрядными организациями, отношения с которыми не обязательно должны быть оформлены на постоянной основе, т.е. их можно привлекать разово, кратковременно, по необходимости; каждый собственник самостоятельно несет ответственность по своим обязательствам в рамках оплаты жилищно-коммунальных услуг и не отвечает по долгам других собственников помещений МКД.
Статья: Управление многоквартирным домом с привлечением иных управляющих субъектов, формы управления многоквартирным домом
(Курочкин И.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 2)Выбор непосредственного управления многоквартирным домом сопряжен с рядом особенностей, которые целесообразно оценивать через призму экономических и организационных факторов. Некоторые авторы считают, что ключевым преимуществом данной модели выступает минимизация управленческих издержек, поскольку отсутствует необходимость финансирования деятельности профессиональных управляющих компаний или товариществ. Кроме того, техническое обслуживание общего имущества может организовываться гибко: собственники вправе как самостоятельно выполнять работы, так и привлекать подрядные организации на разовой основе, что позволяет оптимизировать расходы в зависимости от текущих потребностей. При этом сохраняется принцип индивидуальной ответственности: обязательства по оплате жилищно-коммунальных услуг лежат исключительно на каждом владельце помещения, исключая солидарную ответственность за долги других участников <7>.
(Курочкин И.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 2)Выбор непосредственного управления многоквартирным домом сопряжен с рядом особенностей, которые целесообразно оценивать через призму экономических и организационных факторов. Некоторые авторы считают, что ключевым преимуществом данной модели выступает минимизация управленческих издержек, поскольку отсутствует необходимость финансирования деятельности профессиональных управляющих компаний или товариществ. Кроме того, техническое обслуживание общего имущества может организовываться гибко: собственники вправе как самостоятельно выполнять работы, так и привлекать подрядные организации на разовой основе, что позволяет оптимизировать расходы в зависимости от текущих потребностей. При этом сохраняется принцип индивидуальной ответственности: обязательства по оплате жилищно-коммунальных услуг лежат исключительно на каждом владельце помещения, исключая солидарную ответственность за долги других участников <7>.
Вопрос: Распространяются ли нормы законодательства об управлении многоквартирными домами в части выбора управляющей организации на деятельность по управлению многофункциональным комплексом?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Имеются также примеры судебных актов, косвенно подтверждающих вышеуказанную позицию, когда предмет спора хоть и не был напрямую связан с выбором способа управления многофункциональным комплексом (например, споры, связанные с раскрытием информации управляющими компаниями, а также споры по взысканию платы за жилищно-коммунальные услуги в пользу управляющих компаний в отношении объекта "многофункциональный комплекс"), однако суды применяли нормы ЖК РФ для разрешения спорной ситуации в отношении многофункционального комплекса (Апелляционные определения Московского городского суда от 12.07.2022 по делу N 33-21139/2022, от 02.12.2021 по делу N 33-47798/2021).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Имеются также примеры судебных актов, косвенно подтверждающих вышеуказанную позицию, когда предмет спора хоть и не был напрямую связан с выбором способа управления многофункциональным комплексом (например, споры, связанные с раскрытием информации управляющими компаниями, а также споры по взысканию платы за жилищно-коммунальные услуги в пользу управляющих компаний в отношении объекта "многофункциональный комплекс"), однако суды применяли нормы ЖК РФ для разрешения спорной ситуации в отношении многофункционального комплекса (Апелляционные определения Московского городского суда от 12.07.2022 по делу N 33-21139/2022, от 02.12.2021 по делу N 33-47798/2021).
Статья: Жилые помещения, приобретенные с использованием средств материнского капитала: проблемы отношений собственности
(Долинская В.В., Кулемина Н.Н.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 2)То есть до истечения этого срока (или до государственной регистрации права на жилое помещение) собственник в официальных документах не фигурирует? А как же уплата налогов, оплата жилищно-коммунальных услуг и т.п.? Наконец, на каком основании лица будут проживать по этому адресу?
(Долинская В.В., Кулемина Н.Н.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 2)То есть до истечения этого срока (или до государственной регистрации права на жилое помещение) собственник в официальных документах не фигурирует? А как же уплата налогов, оплата жилищно-коммунальных услуг и т.п.? Наконец, на каком основании лица будут проживать по этому адресу?
Ситуация: Существуют ли государственные программы обеспечения жильем многодетных семей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Молодые многодетные семьи могут улучшить жилищные условия в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей федерального проекта "Содействие субъектам Российской Федерации в реализации полномочий по оказанию государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" вышеуказанной Программы (далее - мероприятие) (разд. III Особенностей реализации отдельных мероприятий, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Молодые многодетные семьи могут улучшить жилищные условия в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей федерального проекта "Содействие субъектам Российской Федерации в реализации полномочий по оказанию государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" вышеуказанной Программы (далее - мероприятие) (разд. III Особенностей реализации отдельных мероприятий, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050).