Способ направления налогового уведомления
Подборка наиболее важных документов по запросу Способ направления налогового уведомления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Форма: Заявление о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогу на имущество физических лиц (Форма по КНД 1150075) (образец заполнения)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Способ информирования о результатах рассмотрения настоящего заявления,
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Способ информирования о результатах рассмотрения настоящего заявления,
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 52 "Порядок исчисления налога, сбора, страховых взносов" НК РФ"Учитывая, что регистрация гражданина по месту жительства является способом уведомления налогового органа о месте проживания налогоплательщика, и у налогового органа отсутствует обязанность производить розыск места жительства (пребывания) налогоплательщика, то направление налогового уведомления и требования об уплате налогов за спорный период по адресу регистрации административного ответчика необходимо расценивать как надлежащее исполнение налоговым органом обязанности, предусмотренной статьями 52, 69 Налогового кодекса Российской Федерации."
Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 28.03.2024 N 33а-2106/2024 (УИД 05RS0046-01-2023-003234-71)
Категория спора: Транспортный налог.
Требования налогового органа: 1) О взыскании недоимки по транспортному налогу; 2) О взыскании пени.
Требования налогоплательщика: 3) Прочие требования налогоплательщика транспортного налога.
Обстоятельства: Гражданин, являясь плательщиком транспортного налога, не исполнил обязанность по его уплате, а предусмотренные законом основания для освобождения гражданина от обязанности по уплате налога отсутствуют.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Отказано.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на уплату государственной пошлины - удовлетворено.Регистрация гражданина по месту жительства является способом уведомления налогового органа о месте проживания налогоплательщика, и у налогового органа отсутствует обязанность производить розыск места жительства (пребывания) налогоплательщика, направление налогового уведомления и требования об уплате налогов за спорный период по последнему известному адресу регистрации административного ответчика необходимо расценивать как надлежащее исполнение налоговым органом обязанности, предусмотренной ст. 52 НК РФ.
Категория спора: Транспортный налог.
Требования налогового органа: 1) О взыскании недоимки по транспортному налогу; 2) О взыскании пени.
Требования налогоплательщика: 3) Прочие требования налогоплательщика транспортного налога.
Обстоятельства: Гражданин, являясь плательщиком транспортного налога, не исполнил обязанность по его уплате, а предусмотренные законом основания для освобождения гражданина от обязанности по уплате налога отсутствуют.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Отказано.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на уплату государственной пошлины - удовлетворено.Регистрация гражданина по месту жительства является способом уведомления налогового органа о месте проживания налогоплательщика, и у налогового органа отсутствует обязанность производить розыск места жительства (пребывания) налогоплательщика, направление налогового уведомления и требования об уплате налогов за спорный период по последнему известному адресу регистрации административного ответчика необходимо расценивать как надлежащее исполнение налоговым органом обязанности, предусмотренной ст. 52 НК РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Каков порядок направления физическому лицу налогового уведомления об уплате имущественных налогов?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Способы направления налогового уведомления
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Способы направления налогового уведомления
Вопрос: О способах и сроках направления физлицам налоговых уведомлений в целях уплаты транспортного, земельного налогов и налога на имущество физлиц.
(Письмо ФНС России от 16.02.2024 N БС-2-21/2262@)Вопрос: О способах и сроках направления физлицам налоговых уведомлений в целях уплаты транспортного, земельного налогов и налога на имущество физлиц.
(Письмо ФНС России от 16.02.2024 N БС-2-21/2262@)Вопрос: О способах и сроках направления физлицам налоговых уведомлений в целях уплаты транспортного, земельного налогов и налога на имущество физлиц.
Нормативные акты
Определение Конституционного Суда РФ от 08.04.2010 N 468-О-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан Дроздова Виктора Васильевича и Дроздовой Елены Алексеевны на нарушение их конституционных прав статьей 52 и пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации"статьи 52, согласно которой налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения; в случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом; налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма;
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан Дроздова Виктора Васильевича и Дроздовой Елены Алексеевны на нарушение их конституционных прав статьей 52 и пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации"статьи 52, согласно которой налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения; в случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом; налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма;
Приказ ФНС России от 24.05.2019 N ММВ-7-21/263@
(ред. от 25.03.2020)
"Об утверждении формы заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогу на имущество физических лиц, порядка ее заполнения и формата представления заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогу на имущество физических лиц в электронной форме"
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2019 N 54949)3. Способ информирования о результатах рассмотрения настоящего заявления,
(ред. от 25.03.2020)
"Об утверждении формы заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогу на имущество физических лиц, порядка ее заполнения и формата представления заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогу на имущество физических лиц в электронной форме"
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2019 N 54949)3. Способ информирования о результатах рассмотрения настоящего заявления,
Вопрос: О способах получения налоговых уведомлений.
(Письмо Минфина России от 25.10.2024 N 03-02-08/104218)В силу абзаца третьего пункта 2 статьи 11.2 Кодекса налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. При этом перечень таких документов и условия их направления индивидуальному предпринимателю определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
(Письмо Минфина России от 25.10.2024 N 03-02-08/104218)В силу абзаца третьего пункта 2 статьи 11.2 Кодекса налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. При этом перечень таких документов и условия их направления индивидуальному предпринимателю определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Статья: Принцип равенства налогообложения и его реализация в условиях цифровизации
(Журавлева О.О.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)В другом Определении Конституционного Суда Российской Федерации того же года (Определение N 1697-О) можно обнаружить проблематику реализации принципа равенства налогообложения в связи с существованием законодательных ограничений на выбор способов представления документов в налоговые органы. Арбитражные суды отказали гражданину в признании незаконными требований об уплате налога и соответствующих сумм пеней, направленных ему налоговым органом. Основанием для выставления требований послужило неисполнение обязанности по уплате земельного налога за период 2015 - 2017 годов. В направленном ранее налогоплательщику налоговом уведомлении была исчислена сумма названного налога. Заявитель оспаривал конституционность целого ряда норм НК РФ, среди которых было и положение восьмого абзаца пункта 2 статьи 11.2 НК РФ об особенностях использования личного кабинета налогоплательщика отдельными категориями налогоплательщиков (индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой). НК РФ не допускается использование этого сервиса указанной категорией лиц для передачи в налоговые органы документов (информации) и сведений, связанных с осуществлением ими деятельности. По мнению заявителя, оспаривавшиеся нормы противоречили Конституции Российской Федерации (части 1 статьи 1, частям 2 и 3 статьи 15, частям 1 и 2 статьи 19, статьям 34 - 36, 45, 46, 53 и 57), поскольку позволяли налоговому органу произвольно определять налоговую ставку по земельному налогу, не предполагали придания обратной силы норме, предусматривающей дополнительную гарантию защиты прав налогоплательщиков, а также ограничивали индивидуальных предпринимателей в использовании указанного способа передачи сведений. Суд не усмотрел нарушений принципа равенства в аспекте видения заявителя. Отказывая в принятии к рассмотрению заявления, Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что полноту и своевременность взимания налогов с обязанных лиц и одновременно правомерность связанной с изъятием средств налогообложения деятельности уполномоченных органов и должностных лиц призван обеспечивать механизм налогообложения. Как уже неоднократно подчеркивал суд, федеральный законодатель обладает достаточно широкой дискрецией при выборе не только направлений налоговой политики, но и методов ее правового регулирования.
(Журавлева О.О.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)В другом Определении Конституционного Суда Российской Федерации того же года (Определение N 1697-О) можно обнаружить проблематику реализации принципа равенства налогообложения в связи с существованием законодательных ограничений на выбор способов представления документов в налоговые органы. Арбитражные суды отказали гражданину в признании незаконными требований об уплате налога и соответствующих сумм пеней, направленных ему налоговым органом. Основанием для выставления требований послужило неисполнение обязанности по уплате земельного налога за период 2015 - 2017 годов. В направленном ранее налогоплательщику налоговом уведомлении была исчислена сумма названного налога. Заявитель оспаривал конституционность целого ряда норм НК РФ, среди которых было и положение восьмого абзаца пункта 2 статьи 11.2 НК РФ об особенностях использования личного кабинета налогоплательщика отдельными категориями налогоплательщиков (индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой). НК РФ не допускается использование этого сервиса указанной категорией лиц для передачи в налоговые органы документов (информации) и сведений, связанных с осуществлением ими деятельности. По мнению заявителя, оспаривавшиеся нормы противоречили Конституции Российской Федерации (части 1 статьи 1, частям 2 и 3 статьи 15, частям 1 и 2 статьи 19, статьям 34 - 36, 45, 46, 53 и 57), поскольку позволяли налоговому органу произвольно определять налоговую ставку по земельному налогу, не предполагали придания обратной силы норме, предусматривающей дополнительную гарантию защиты прав налогоплательщиков, а также ограничивали индивидуальных предпринимателей в использовании указанного способа передачи сведений. Суд не усмотрел нарушений принципа равенства в аспекте видения заявителя. Отказывая в принятии к рассмотрению заявления, Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что полноту и своевременность взимания налогов с обязанных лиц и одновременно правомерность связанной с изъятием средств налогообложения деятельности уполномоченных органов и должностных лиц призван обеспечивать механизм налогообложения. Как уже неоднократно подчеркивал суд, федеральный законодатель обладает достаточно широкой дискрецией при выборе не только направлений налоговой политики, но и методов ее правового регулирования.
Ситуация: Как и в какой срок взыскивается с физического лица налоговая задолженность?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Особое правило предусмотрено в отношении задолженности, сформированной на 01.11.2025 (в частности, в связи с направлением налогового уведомления), в отношении которой налоговым органом до 01.11.2025 (включительно) не было направлено в суд заявление о взыскании. При этом налогоплательщику направляется соответствующее информационное сообщение через личный кабинет налогоплательщика или через личный кабинет на Едином портале госуслуг, а при невозможности направления такими способами - по почте заказным письмом в течение шести месяцев с 01.11.2025 (ч. 2, 3 ст. 3, ч. 1 ст. 4 Закона от 31.07.2025 N 287-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Особое правило предусмотрено в отношении задолженности, сформированной на 01.11.2025 (в частности, в связи с направлением налогового уведомления), в отношении которой налоговым органом до 01.11.2025 (включительно) не было направлено в суд заявление о взыскании. При этом налогоплательщику направляется соответствующее информационное сообщение через личный кабинет налогоплательщика или через личный кабинет на Едином портале госуслуг, а при невозможности направления такими способами - по почте заказным письмом в течение шести месяцев с 01.11.2025 (ч. 2, 3 ст. 3, ч. 1 ст. 4 Закона от 31.07.2025 N 287-ФЗ).
Готовое решение: Особенности применения специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"
(КонсультантПлюс, 2025)уполномочить, в том числе через приложение "Мой налог", кредитную организацию или оператора электронной площадки (тогда налоговая направит уведомление им);
(КонсультантПлюс, 2025)уполномочить, в том числе через приложение "Мой налог", кредитную организацию или оператора электронной площадки (тогда налоговая направит уведомление им);
Вопрос: Должны ли наследники уплачивать налог на имущество физических лиц, земельный налог, если наследодателю не было направлено налоговое уведомление?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2023)В свою очередь, уведомление может считаться полученным в зависимости совокупно от способа его направления и количества дней, прошедших с даты направления.
(Консультация эксперта, ФНС России, 2023)В свою очередь, уведомление может считаться полученным в зависимости совокупно от способа его направления и количества дней, прошедших с даты направления.
Статья: Опубликован Закон с очередными поправками в Налоговый кодекс
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 30)С 8 сентября 2024 г. уточняются положения ст. 46 и 48 НК РФ. Так, пункт 4 ст. 46 НК РФ дополняется положением о том, что решение о взыскании может приниматься после истечения срока, установленного в требовании об уплате задолженности, но не позднее двух месяцев со дня государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя при наличии на день такой регистрации неисполненного требования об уплате задолженности. В пункте 1 ст. 46 НК РФ устанавливается, что в случае наличия задолженности, возникшей в связи с неуплатой или неполной уплатой налога, нельзя обратить взыскание на денежные средства, находящиеся на счетах налогоплательщика, в части сумм денежных средств, право собственности на которые не принадлежит владельцу соответствующего счета и на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание по обязательствам владельца этого счета. Об этом же сказано и в новой редакции п. 7 ст. 48 НК РФ. В пункте 2 ст. 48 НК РФ теперь четко прописан порядок направления налогоплательщику - физическому лицу решения о взыскании задолженности. Оно направляется через личный кабинет налогоплательщика, а также может быть направлено через личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг. В случае невозможности направления указанного решения такими способами оно направляется по почте заказным письмом.
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 30)С 8 сентября 2024 г. уточняются положения ст. 46 и 48 НК РФ. Так, пункт 4 ст. 46 НК РФ дополняется положением о том, что решение о взыскании может приниматься после истечения срока, установленного в требовании об уплате задолженности, но не позднее двух месяцев со дня государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя при наличии на день такой регистрации неисполненного требования об уплате задолженности. В пункте 1 ст. 46 НК РФ устанавливается, что в случае наличия задолженности, возникшей в связи с неуплатой или неполной уплатой налога, нельзя обратить взыскание на денежные средства, находящиеся на счетах налогоплательщика, в части сумм денежных средств, право собственности на которые не принадлежит владельцу соответствующего счета и на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание по обязательствам владельца этого счета. Об этом же сказано и в новой редакции п. 7 ст. 48 НК РФ. В пункте 2 ст. 48 НК РФ теперь четко прописан порядок направления налогоплательщику - физическому лицу решения о взыскании задолженности. Оно направляется через личный кабинет налогоплательщика, а также может быть направлено через личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг. В случае невозможности направления указанного решения такими способами оно направляется по почте заказным письмом.
Статья: Изменения в НК РФ, внесенные Федеральным законом N 259-ФЗ от 08.08.2024
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)По результатам рассмотрения заявления о перерасчете суммы ранее исчисленного налога налоговый орган направляет налогоплательщику способом, указанным в таком заявлении, уведомление о перерасчете либо сообщение об отказе в перерасчете.
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)По результатам рассмотрения заявления о перерасчете суммы ранее исчисленного налога налоговый орган направляет налогоплательщику способом, указанным в таком заявлении, уведомление о перерасчете либо сообщение об отказе в перерасчете.
Статья: Актуальные проблемы нормотворчества в сфере регулирования налоговых правоотношений: действие принципа самостоятельности исполнения обязанности по уплате налога (часть 2)
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 2)В контексте расширения функций налогового органа по исчислению сумм поимущественных налогов небезынтересным является вопрос о решении давней проблемы, связанной со способами направления налогового уведомления. Согласно требованиям ст. 52 НК РФ в прежней редакции право на направление налогового уведомления по почте или информационно-коммуникационным каналам связи наличествовало у налоговых органов в качестве дополнительного к обязанности вручить его лично под расписку. После внесенных в 2020 <5> г. изменений основной способ стал дополнительным: личное вручение стало обязательным после направления в адрес налогового органа заявления налогоплательщика, в котором он изъявляет желание на получение налогового уведомления именно таким способом, а дополнительный, соответственно, стал основным. При этом обращает на себя внимание тот факт, что аналогичный порядок предусмотрен для налогового сообщения, но не распространен на требование об уплате налога, решение налогового органа о взыскании (п. 6 ст. 69, п. 3 ст. 46 НК РФ), что свидетельствует об отступлении от ранее применяемого единообразного регламентирования.
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 2)В контексте расширения функций налогового органа по исчислению сумм поимущественных налогов небезынтересным является вопрос о решении давней проблемы, связанной со способами направления налогового уведомления. Согласно требованиям ст. 52 НК РФ в прежней редакции право на направление налогового уведомления по почте или информационно-коммуникационным каналам связи наличествовало у налоговых органов в качестве дополнительного к обязанности вручить его лично под расписку. После внесенных в 2020 <5> г. изменений основной способ стал дополнительным: личное вручение стало обязательным после направления в адрес налогового органа заявления налогоплательщика, в котором он изъявляет желание на получение налогового уведомления именно таким способом, а дополнительный, соответственно, стал основным. При этом обращает на себя внимание тот факт, что аналогичный порядок предусмотрен для налогового сообщения, но не распространен на требование об уплате налога, решение налогового органа о взыскании (п. 6 ст. 69, п. 3 ст. 46 НК РФ), что свидетельствует об отступлении от ранее применяемого единообразного регламентирования.
Ситуация: Что делать, если не пришло уведомление на уплату налога?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Способы получения уведомления
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Способы получения уведомления
Ситуация: Как заполнить заявление о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогу на имущество физических лиц?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Раздел 3 титульного листа не заполняется, если вы подаете заявление через личный кабинет налогоплательщика и при этом не направили в налоговый орган уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Раздел 3 титульного листа не заполняется, если вы подаете заявление через личный кабинет налогоплательщика и при этом не направили в налоговый орган уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.