Споры с трудовой инспекцией
Подборка наиболее важных документов по запросу Споры с трудовой инспекцией (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 357 "Основные права государственных инспекторов труда" Трудового кодекса РФ"Государственной инспекции труда осуществляет свою деятельность в соответствии с полномочиями, установленными статьями 356, 357 Трудового кодекса, в которых полномочий по даче заключения суду по трудовым спорам не предусмотрено. Таким образом, привлечение Государственной инспекции труда в г. Санкт-Петербурге в качестве третьего лица по делу, права истца не нарушило, на выводы суда не повлияло."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 357 "Основные права государственных инспекторов труда" Трудового кодекса РФ"Анализ положений статей 356, 357 Трудового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что, выполняя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Работник уволен за неоднократные нарушения трудовой дисциплины. Он подал работодателю досудебную претензию. Продляется ли на период ее рассмотрения месячный срок для обращения в суд с иском о восстановлении на работе, если в трудовом договоре предусмотрен досудебный порядок урегулирования трудовых споров?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2023)Вопрос: Работник уволен за неоднократные нарушения трудовой дисциплины. Он подал работодателю досудебную претензию. Продляется ли на период ее рассмотрения месячный срок для обращения в суд с иском о восстановлении на работе, если в трудовом договоре предусмотрен досудебный порядок урегулирования трудовых споров?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2023)Вопрос: Работник уволен за неоднократные нарушения трудовой дисциплины. Он подал работодателю досудебную претензию. Продляется ли на период ее рассмотрения месячный срок для обращения в суд с иском о восстановлении на работе, если в трудовом договоре предусмотрен досудебный порядок урегулирования трудовых споров?
Статья: Исковая давность по трудовым спорам во взглядах ученых: дискуссионные предложения по совершенствованию законодательства о труде
(Толкачев Н.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 1)Ключевые слова: исковая давность, сроки обращения в суд, давностные сроки, комиссия по трудовым спорам, государственная инспекция труда, прокуратура, самозащита трудовых прав, восстановление срока исковой давности, индивидуальные трудовые споры, работник, работодатель.
(Толкачев Н.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 1)Ключевые слова: исковая давность, сроки обращения в суд, давностные сроки, комиссия по трудовым спорам, государственная инспекция труда, прокуратура, самозащита трудовых прав, восстановление срока исковой давности, индивидуальные трудовые споры, работник, работодатель.
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
(ред. от 29.09.2025)Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Статья: Интерпретационная техника в трудовом праве: актуальные проблемы
(Лушникова М.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2)Общепризнанными субъектами, которые вправе прибегнуть к аналогии, являются суды. Но в трудовом праве перечень юрисдикционных органов и государственных органов по защите трудовых прав не ограничивается судами. Следовательно, не исключается постановка этого вопроса в отношении комиссии по трудовым спорам (далее - КТС), медиаторов в трудовых спорах, государственной инспекции труда, рассматривающей жалобы работников. Полагаем, что контрольно-надзорный орган не вправе отказать работнику в рассмотрении его жалобы только по той причине, что отсутствует для этого случая соответствующая норма трудового права. Могут ли субъекты трудового правоотношения и социально-партнерских отношений применять аналогию закона и аналогию права? Полагаем, что ответ будет отрицательным, так как субъекты этих отношений имеют в своем арсенале договорные способы регулирования отношений в пределах, установленных Трудовым кодексом РФ.
(Лушникова М.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2)Общепризнанными субъектами, которые вправе прибегнуть к аналогии, являются суды. Но в трудовом праве перечень юрисдикционных органов и государственных органов по защите трудовых прав не ограничивается судами. Следовательно, не исключается постановка этого вопроса в отношении комиссии по трудовым спорам (далее - КТС), медиаторов в трудовых спорах, государственной инспекции труда, рассматривающей жалобы работников. Полагаем, что контрольно-надзорный орган не вправе отказать работнику в рассмотрении его жалобы только по той причине, что отсутствует для этого случая соответствующая норма трудового права. Могут ли субъекты трудового правоотношения и социально-партнерских отношений применять аналогию закона и аналогию права? Полагаем, что ответ будет отрицательным, так как субъекты этих отношений имеют в своем арсенале договорные способы регулирования отношений в пределах, установленных Трудовым кодексом РФ.
Статья: Комментарий к Письму Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.10.2024 N 14-6/ООГ-6152 <О праве и сроках обжалования решения комиссии по трудовым спорам>
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 24)- для предотвращения трудового спора - обращение в инспекцию труда;
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 24)- для предотвращения трудового спора - обращение в инспекцию труда;
Статья: Типичные ошибки, допускаемые при предложении работы в выходные и нерабочие праздничные дни
(Кожевникова С.Н.)
("Кадровик-практик", 2024, N 10)И несмотря на то, что Руководство Роструда не является нормативным актом, а соблюсти его норму маловероятно даже при стандартном нормированном рабочем дне (когда работник может находиться с учетом часового перерыва на работе по факту 9 часов, а в сутках 24 часа, т.е. вне работы он может быть непрерывно только 15 часов), однако судьи в случае спора и инспекторы гострудинспекции порой на это Руководство ориентируются, примеры тому есть (Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 23.05.2024 N 88-4328/2024).
(Кожевникова С.Н.)
("Кадровик-практик", 2024, N 10)И несмотря на то, что Руководство Роструда не является нормативным актом, а соблюсти его норму маловероятно даже при стандартном нормированном рабочем дне (когда работник может находиться с учетом часового перерыва на работе по факту 9 часов, а в сутках 24 часа, т.е. вне работы он может быть непрерывно только 15 часов), однако судьи в случае спора и инспекторы гострудинспекции порой на это Руководство ориентируются, примеры тому есть (Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 23.05.2024 N 88-4328/2024).
Статья: Исчисление стажа работы, дающего право на ежегодные основные оплачиваемые отпуска в 2024 году
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2024, N 4)Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что если период заключения включить в стаж на отпуск, то споров с гострудинспекцией, да и с работником, удастся избежать.
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2024, N 4)Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что если период заключения включить в стаж на отпуск, то споров с гострудинспекцией, да и с работником, удастся избежать.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации по жалобе гражданина отменила эти судебные акты. Согласившись с нижестоящими судами в выводе о недопустимости рассмотрения в порядке административного судопроизводства вопросов о понуждении административных органов к привлечению конкретных лиц к административной ответственности, Судебная коллегия все же указала, что, отказывая в принятии административного искового заявления в части признания незаконным бездействия территориального органа Федеральной службы по труду и занятости, являющейся федеральным органом исполнительной власти, суды неверно определили предмет возникшего между сторонами спора, что повлекло неправильное применение норм процессуального законодательства Российской Федерации. Судебная коллегия обратила внимание на то, что гражданин обратился в суд в порядке административного судопроизводства, считая, что государственная инспекция труда допустила бездействие, выразившееся в непроведении проверки соблюдения его трудовых прав работодателем и наличия в действиях нанимателя состава административного правонарушения, то есть между сторонами возник спор по вопросу обязанности государственной инспекции труда проверить факты, изложенные в письменном обращении заявителя, поскольку административный ответчик фактически отказался проводить проверку, сославшись на отсутствие такого полномочия. Следовательно, такое бездействие соответствует предусмотренным в ст. 218 КАС РФ признакам и поэтому подлежит проверке в рамках административного судопроизводства. К тому же гл. 30 КоАП РФ не предусматривает возможность обжалования в установленном им порядке каких-либо иных решений и действий, кроме постановлений по делу об административном правонарушении и определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, не устанавливает правила обжалования бездействия должностных лиц, которые не рассмотрели по существу заявление о совершении лицом административного правонарушения. С учетом этого материал по административному иску гражданина в части признания незаконным бездействия государственной инспекции труда направлен в суд первой инстанции для рассмотрения по существу по правилам административного судопроизводства.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации по жалобе гражданина отменила эти судебные акты. Согласившись с нижестоящими судами в выводе о недопустимости рассмотрения в порядке административного судопроизводства вопросов о понуждении административных органов к привлечению конкретных лиц к административной ответственности, Судебная коллегия все же указала, что, отказывая в принятии административного искового заявления в части признания незаконным бездействия территориального органа Федеральной службы по труду и занятости, являющейся федеральным органом исполнительной власти, суды неверно определили предмет возникшего между сторонами спора, что повлекло неправильное применение норм процессуального законодательства Российской Федерации. Судебная коллегия обратила внимание на то, что гражданин обратился в суд в порядке административного судопроизводства, считая, что государственная инспекция труда допустила бездействие, выразившееся в непроведении проверки соблюдения его трудовых прав работодателем и наличия в действиях нанимателя состава административного правонарушения, то есть между сторонами возник спор по вопросу обязанности государственной инспекции труда проверить факты, изложенные в письменном обращении заявителя, поскольку административный ответчик фактически отказался проводить проверку, сославшись на отсутствие такого полномочия. Следовательно, такое бездействие соответствует предусмотренным в ст. 218 КАС РФ признакам и поэтому подлежит проверке в рамках административного судопроизводства. К тому же гл. 30 КоАП РФ не предусматривает возможность обжалования в установленном им порядке каких-либо иных решений и действий, кроме постановлений по делу об административном правонарушении и определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, не устанавливает правила обжалования бездействия должностных лиц, которые не рассмотрели по существу заявление о совершении лицом административного правонарушения. С учетом этого материал по административному иску гражданина в части признания незаконным бездействия государственной инспекции труда направлен в суд первой инстанции для рассмотрения по существу по правилам административного судопроизводства.
Статья: Как табелировать и оплачивать командировочный день, в который работник также трудился на рабочем месте?
(Матвейчук Т.И.)
("Кадровик-практик", 2023, N 4)Сначала расскажем, какие мнения встречаются по вопросу оплаты. Кадровым специалистам необходимо знать и иметь в виду, с какими позициями они могут столкнуться на практике по вопросу оплаты такого "смешанного" дня при спорах с Гострудинспекцией и работниками. Будем исходить из того, что разные мнения существуют не из-за того, что кто-то прав, а кто-то не прав, а из-за несовершенства законодательства и фактического существования в нормативной базе предпосылок для разного толкования.
(Матвейчук Т.И.)
("Кадровик-практик", 2023, N 4)Сначала расскажем, какие мнения встречаются по вопросу оплаты. Кадровым специалистам необходимо знать и иметь в виду, с какими позициями они могут столкнуться на практике по вопросу оплаты такого "смешанного" дня при спорах с Гострудинспекцией и работниками. Будем исходить из того, что разные мнения существуют не из-за того, что кто-то прав, а кто-то не прав, а из-за несовершенства законодательства и фактического существования в нормативной базе предпосылок для разного толкования.
Готовое решение: Как установить наставничество в организации
(КонсультантПлюс, 2025)Если работник будет выполнять наставничество наряду с другими обязанностями постоянно, вы можете внести изменения в его трудовую функцию, дополнив ее такой обязанностью. В этом случае рекомендуем увеличить размер зарплаты. Это позволит вам избежать судебного спора с работником или его обращения в государственную инспекцию труда.
(КонсультантПлюс, 2025)Если работник будет выполнять наставничество наряду с другими обязанностями постоянно, вы можете внести изменения в его трудовую функцию, дополнив ее такой обязанностью. В этом случае рекомендуем увеличить размер зарплаты. Это позволит вам избежать судебного спора с работником или его обращения в государственную инспекцию труда.
Статья: Особенности применения работодателями режима гибкого рабочего времени в период распространения COVID-19
(Кудашкин А.В., Потапов А.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 8)Несмотря на это, сохраняется судебная практика, которая ссылается именно на указанное письмо и прописанный в нем механизм оплаты труда работников с гибким графиком работы <5>, и в сложившейся ситуации представляется, что именно его необходимо применять в целях минимизации споров с государственной инспекцией труда как представляющий наиболее высокие социальные гарантии работникам.
(Кудашкин А.В., Потапов А.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 8)Несмотря на это, сохраняется судебная практика, которая ссылается именно на указанное письмо и прописанный в нем механизм оплаты труда работников с гибким графиком работы <5>, и в сложившейся ситуации представляется, что именно его необходимо применять в целях минимизации споров с государственной инспекцией труда как представляющий наиболее высокие социальные гарантии работникам.
Статья: Пределы судебного толкования при разрешении трудовых споров
(Коршунова Т.Ю.)
("Журнал российского права", 2022, N 10)При этом представляется совершенно не ясным, что такое "правомерные ожидания", которые должны возникнуть у работника после обращения в прокуратуру, государственную инспекцию труда или иные органы, если ни один из них не назван законодателем в качестве органа по рассмотрению трудовых споров. Так, в ст. 382 ТК РФ, равно как и в Трудовом кодексе в целом, к числу органов, компетентных разрешить индивидуальный спор, инспекция труда не отнесена. Инспекция не занимается вынесением решений по существу споров. Ранее на данное обстоятельство последовательно обращал внимание Верховный Суд РФ, отменяя предписания государственной инспекции труда <11>.
(Коршунова Т.Ю.)
("Журнал российского права", 2022, N 10)При этом представляется совершенно не ясным, что такое "правомерные ожидания", которые должны возникнуть у работника после обращения в прокуратуру, государственную инспекцию труда или иные органы, если ни один из них не назван законодателем в качестве органа по рассмотрению трудовых споров. Так, в ст. 382 ТК РФ, равно как и в Трудовом кодексе в целом, к числу органов, компетентных разрешить индивидуальный спор, инспекция труда не отнесена. Инспекция не занимается вынесением решений по существу споров. Ранее на данное обстоятельство последовательно обращал внимание Верховный Суд РФ, отменяя предписания государственной инспекции труда <11>.
Путеводитель по кадровым вопросам. Досудебные и внесудебные способы разрешения индивидуальных трудовых споровВажно! В ст. 382 ТК РФ и в ТК РФ в целом к числу органов, компетентных разрешить индивидуальный спор, инспекция труда не отнесена. Инспекция не занимается вынесением решений по существу споров (Постановление Верховного Суда РФ от 13.09.2019 N 19-АД19-6, Определение Верховного Суда РФ от 20.07.2012 N 19-КГ12-5). Это обусловлено тем, что перед ней в соответствии со ст. 355 ТК РФ стоят несколько иные задачи. Однако инспекция труда также занимается защитой прав. Ее деятельность направлена на устранение нарушений в сфере труда. Кроме того, инспекции труда помогают предотвращать правонарушения, консультируя работников и работодателей по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Порядок проведения консультаций установлен Административным регламентом (Приказ Роструда от 23.08.2019 N 230).