Список стран без апостиля
Подборка наиболее важных документов по запросу Список стран без апостиля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: И целого мира мало!
(Мирошниченко И.)
("Расчет", 2010, N 6)Nota bene. В отношениях с некоторыми государствами у РФ достигнута договоренность о принятии документов без проставления апостиля или легализации. Примерный список таких государств приведен в Письме УФНС России по г. Москве от 9 июня 2009 г. N 16-15/058821 (а также в Приложении к Письму ФНС России от 12 мая 2005 г. N 26-2-08/5988). Если в списке государств отсутствует страна контрагента, то апостиль необходим.
(Мирошниченко И.)
("Расчет", 2010, N 6)Nota bene. В отношениях с некоторыми государствами у РФ достигнута договоренность о принятии документов без проставления апостиля или легализации. Примерный список таких государств приведен в Письме УФНС России по г. Москве от 9 июня 2009 г. N 16-15/058821 (а также в Приложении к Письму ФНС России от 12 мая 2005 г. N 26-2-08/5988). Если в списке государств отсутствует страна контрагента, то апостиль необходим.
Статья: Зарубежные налоги в российском законодательстве
(Гришина О.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2011, NN 3, 4)Правда, в отношениях с некоторыми государствами достигнуты взаимные договоренности о принятии документов без проставления апостиля или консульской легализации в части подтверждения постоянного местопребывания иностранных организаций. Перечень таких государств приведен в Письме ФНС России от 12.05.2005 N 26-2-08/5988 <4> (см. также Письма УФНС России по г. Москве от 09.06.2009 N 16-15/058821, от 24.03.2009 N 16-15/026493). Следовательно, если в списке государств отсутствует страна иностранного контрагента российской организации, проставление апостиля на подтверждении постоянного местопребывания иностранной организации необходимо.
(Гришина О.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2011, NN 3, 4)Правда, в отношениях с некоторыми государствами достигнуты взаимные договоренности о принятии документов без проставления апостиля или консульской легализации в части подтверждения постоянного местопребывания иностранных организаций. Перечень таких государств приведен в Письме ФНС России от 12.05.2005 N 26-2-08/5988 <4> (см. также Письма УФНС России по г. Москве от 09.06.2009 N 16-15/058821, от 24.03.2009 N 16-15/026493). Следовательно, если в списке государств отсутствует страна иностранного контрагента российской организации, проставление апостиля на подтверждении постоянного местопребывания иностранной организации необходимо.
Нормативные акты
Распоряжение Архивного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 02.02.2012 N 11
(ред. от 02.10.2024)
"Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги "Проставление апостиля на архивных справках, архивных выписках и архивных копиях, подготовленных государственными, муниципальными архивами и иными органами и организациями, расположенными на территории Санкт-Петербурга"перечень документов, необходимых для получения государственной услуги, в том числе получаемых Комитетом без участия заявителя;
(ред. от 02.10.2024)
"Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги "Проставление апостиля на архивных справках, архивных выписках и архивных копиях, подготовленных государственными, муниципальными архивами и иными органами и организациями, расположенными на территории Санкт-Петербурга"перечень документов, необходимых для получения государственной услуги, в том числе получаемых Комитетом без участия заявителя;
Приказ Минюста России от 30.12.2011 N 455
(ред. от 21.11.2017, с изм. от 23.05.2022)
"Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций"
(Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2012 N 23117)Официальные документы и акты, представленные организациями и учреждениями иностранных государств - участников Гаагской конвенции от 5 октября 1961 г., отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, если иное не предусмотрено договорами и соглашениями Российской Федерации с иностранными государствами, принимаются к рассмотрению при принятии решения о государственной регистрации некоммерческой организации без консульской легализации документов, при наличии на них апостиля, удостоверяющего подлинность подписи, должность лица, подписавшего документ, и подлинность оттиска печати или штампа, которым заверен этот документ.
(ред. от 21.11.2017, с изм. от 23.05.2022)
"Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций"
(Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2012 N 23117)Официальные документы и акты, представленные организациями и учреждениями иностранных государств - участников Гаагской конвенции от 5 октября 1961 г., отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, если иное не предусмотрено договорами и соглашениями Российской Федерации с иностранными государствами, принимаются к рассмотрению при принятии решения о государственной регистрации некоммерческой организации без консульской легализации документов, при наличии на них апостиля, удостоверяющего подлинность подписи, должность лица, подписавшего документ, и подлинность оттиска печати или штампа, которым заверен этот документ.
Статья: Неналоговый документ и налоговые последствия
(Морозов А.С.)
("Налоговые споры", 2006, N 3)Значит, если представляется документ, полученный не в связи с оказанием правовой помощи, хотя он и выдан официальными органами соответствующего государства, то такой документ в другом государстве должен быть легализован или содержать апостиль (в зависимости от того, является ли страна, в которой постоянно находится организация, участником Конвенции 1961 г.).
(Морозов А.С.)
("Налоговые споры", 2006, N 3)Значит, если представляется документ, полученный не в связи с оказанием правовой помощи, хотя он и выдан официальными органами соответствующего государства, то такой документ в другом государстве должен быть легализован или содержать апостиль (в зависимости от того, является ли страна, в которой постоянно находится организация, участником Конвенции 1961 г.).
Статья: Дивиденды от российских ООО
(Мацепуро Н.А.)
("Главная книга", 2014, N 6)(или) с иностранным государством достигнута договоренность о принятии документов без апостилирования и легализации;
(Мацепуро Н.А.)
("Главная книга", 2014, N 6)(или) с иностранным государством достигнута договоренность о принятии документов без апостилирования и легализации;
Статья: Апостиль на документах, подтверждающих постоянное местопребывание иностранной организации
(Егорова С.И.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2014, N 14)В то же время Президиум ВАС РФ в Постановлении от 28.06.2005 N 990/05 признал неправомерными действия российской компании по неудержанию налога у компании - резидента США (страны, которая, заметьте, поименована в списке ФНС) на основании того, что иностранная компания представила подтверждение от иностранного налогового органа о своем местонахождении в иностранном государстве, не содержащее апостиль.
(Егорова С.И.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2014, N 14)В то же время Президиум ВАС РФ в Постановлении от 28.06.2005 N 990/05 признал неправомерными действия российской компании по неудержанию налога у компании - резидента США (страны, которая, заметьте, поименована в списке ФНС) на основании того, что иностранная компания представила подтверждение от иностранного налогового органа о своем местонахождении в иностранном государстве, не содержащее апостиль.
Статья: Комментарий к Письму Минфина России от 21.08.2008 N 03-08-05/1
("Консультант", 2008, N 22)Федеральная налоговая служба в одном из ответов на запросы налоговых агентов (Письмо ФНС России от 12.05.2005 N 26-2-08/5988) сообщила перечень государств, подтверждения постоянного местопребывания в которых принимаются без апостиля или консульской легализации. Приведем этот список и мы:
("Консультант", 2008, N 22)Федеральная налоговая служба в одном из ответов на запросы налоговых агентов (Письмо ФНС России от 12.05.2005 N 26-2-08/5988) сообщила перечень государств, подтверждения постоянного местопребывания в которых принимаются без апостиля или консульской легализации. Приведем этот список и мы:
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(поглавный)
(под ред. В.Е. Усанова)
("ЮРКОМПАНИ", 2013)Апостиль - специальный штамп, удостоверяющий подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и в надлежащем случае подлинность штампа, которым скреплен этот документ. Апостиль ставится на оригиналы документов, в данном случае на оригиналы документов об образовании, и таким правом обладает только Министерство образования. Необходимость в апостиле возникает при выезде российских и иностранных граждан, получивших образование в Российской Федерации, за рубеж и предоставлении полученных документов для дальнейшей учебы или работы в странах, присоединившихся к Гаагской конвенции от 5 октября 1961 года. Согласно этой Конвенции страны-участники обязуются отменить требование дипломатической или нотариальной легализации иностранных официальных документов и в надлежащем случае ограничиться проставлением апостиля. Документы с проставленным на них апостилем действительны на территории стран - участниц Гаагской конвенции без дополнительной легализации.
(поглавный)
(под ред. В.Е. Усанова)
("ЮРКОМПАНИ", 2013)Апостиль - специальный штамп, удостоверяющий подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и в надлежащем случае подлинность штампа, которым скреплен этот документ. Апостиль ставится на оригиналы документов, в данном случае на оригиналы документов об образовании, и таким правом обладает только Министерство образования. Необходимость в апостиле возникает при выезде российских и иностранных граждан, получивших образование в Российской Федерации, за рубеж и предоставлении полученных документов для дальнейшей учебы или работы в странах, присоединившихся к Гаагской конвенции от 5 октября 1961 года. Согласно этой Конвенции страны-участники обязуются отменить требование дипломатической или нотариальной легализации иностранных официальных документов и в надлежащем случае ограничиться проставлением апостиля. Документы с проставленным на них апостилем действительны на территории стран - участниц Гаагской конвенции без дополнительной легализации.
Статья: Апостиль: быть или нет?
(Белоусова Д.В.)
("Налоговый учет для бухгалтера", 2006, N 12)- если в перечне налоговой службы не будут указаны страны налогового резидентства контрагентов налоговых агентов, то следует требовать от них, чтобы сертификаты о постоянном местопребывании (резидентстве), выдаваемые иностранными государствами, были легализованы либо апостилированы;
(Белоусова Д.В.)
("Налоговый учет для бухгалтера", 2006, N 12)- если в перечне налоговой службы не будут указаны страны налогового резидентства контрагентов налоговых агентов, то следует требовать от них, чтобы сертификаты о постоянном местопребывании (резидентстве), выдаваемые иностранными государствами, были легализованы либо апостилированы;
Статья: Комментарий к Письму Минфина России от 21.08.2008 N 03-08-05/1 <О подтверждении постоянного местонахождения иностранной организации>
(Новиков В.М.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2008, N 19)Федеральная налоговая служба в одном из ответов на запросы налоговых агентов (Письмо ФНС России от 12.05.2005 N 26-2-08/5988) сообщила перечень государств, подтверждения постоянного местопребывания в которых принимаются без апостиля или консульской легализации. Приведем этот список и мы:
(Новиков В.М.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2008, N 19)Федеральная налоговая служба в одном из ответов на запросы налоговых агентов (Письмо ФНС России от 12.05.2005 N 26-2-08/5988) сообщила перечень государств, подтверждения постоянного местопребывания в которых принимаются без апостиля или консульской легализации. Приведем этот список и мы:
Статья: Апостили
(Кравец Д.А.)
("Делопроизводство и кадры", 2015, N 10)Напомним, что в настоящий момент основой регулирования деятельности по проставлению апостиля является Конвенция, которая вступила в силу для Российской Федерации 31 мая 1992 г. Конвенцией предусмотрено, что она распространяется на официальные документы, которые были совершены на территории одного из государств-участников и должны быть представлены на территории другого государства-участника. При этом решение вопроса о том, кто именно уполномочен выдавать официальные документы, является прерогативой законодательства страны происхождения соответствующих документов. Процедура проставления апостиля, сроки, перечень необходимых для проставления апостиля документов, параметры уплаты государственной пошлины, иные возникающие в связи с проставлением апостиля вопросы также регулируются национальным законодательством государств-участников. Российское законодательство не позволяет сделать вывод о том, какие документы относятся к официальным для целей применения Конвенции, не определяет перечня органов, наделенных правом проставления апостиля. В настоящее время также отсутствует законодательно установленная обязанность представлять образцы подписей и оттисков печатей, а равно подтверждать полномочия лиц, подписавших официальный документ, лицами, получившими соответствующий запрос в связи с необходимостью проставления апостиля.
(Кравец Д.А.)
("Делопроизводство и кадры", 2015, N 10)Напомним, что в настоящий момент основой регулирования деятельности по проставлению апостиля является Конвенция, которая вступила в силу для Российской Федерации 31 мая 1992 г. Конвенцией предусмотрено, что она распространяется на официальные документы, которые были совершены на территории одного из государств-участников и должны быть представлены на территории другого государства-участника. При этом решение вопроса о том, кто именно уполномочен выдавать официальные документы, является прерогативой законодательства страны происхождения соответствующих документов. Процедура проставления апостиля, сроки, перечень необходимых для проставления апостиля документов, параметры уплаты государственной пошлины, иные возникающие в связи с проставлением апостиля вопросы также регулируются национальным законодательством государств-участников. Российское законодательство не позволяет сделать вывод о том, какие документы относятся к официальным для целей применения Конвенции, не определяет перечня органов, наделенных правом проставления апостиля. В настоящее время также отсутствует законодательно установленная обязанность представлять образцы подписей и оттисков печатей, а равно подтверждать полномочия лиц, подписавших официальный документ, лицами, получившими соответствующий запрос в связи с необходимостью проставления апостиля.
"Экспорт. Импорт. Бухгалтерский учет и налогообложение"
(Мамина И.Л.)
("АйСи Групп", 2011)Указанное требование действует, если иностранное государство является членом Гаагской конвенции, отменяющей требование о легализации иностранных официальных документов. В ином случае справка должна быть легализована в дипломатическом представительстве или консульстве России за рубежом. При этом имеются страны, с которыми Россией достигнуто соглашение о принятии документов без апостиля и без легализации (так называемое взаимное признание, требующее лишь заверенный нотариально перевод документа на русский язык). Список этих стран приведен в Письме ФНС России от 12.05.2005 N 26-2-08/5988, например это Белоруссия, Казахстан, Украина, Узбекистан, Кипр и др.
(Мамина И.Л.)
("АйСи Групп", 2011)Указанное требование действует, если иностранное государство является членом Гаагской конвенции, отменяющей требование о легализации иностранных официальных документов. В ином случае справка должна быть легализована в дипломатическом представительстве или консульстве России за рубежом. При этом имеются страны, с которыми Россией достигнуто соглашение о принятии документов без апостиля и без легализации (так называемое взаимное признание, требующее лишь заверенный нотариально перевод документа на русский язык). Список этих стран приведен в Письме ФНС России от 12.05.2005 N 26-2-08/5988, например это Белоруссия, Казахстан, Украина, Узбекистан, Кипр и др.