Список 1661
Подборка наиболее важных документов по запросу Список 1661 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2023 N 13АП-28056/2023 по делу N А56-36285/2023
Категория спора: Дела в связи с привлечением к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 16.3 КоАП РФ за несоблюдение запретов и (или) ограничений на вывоз товаров.
Обстоятельства: Вывоз биологических материалов человека, задекларированных заявителем, предусматривает их доставку на территорию Украины в пользу иностранной компании, при этом заявителем не представлены разрешение уполномоченного органа по экспортному контролю и доказательства последующего использования биологических материалов исключительно в лечебно-диагностических целях.
Решение: Отказано.Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Таможня направила апелляционную жалобу, в которой просил отменить обжалуемое решение суда от 26.07.2023, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что поскольку в представленном Обществом разрешении Росздравнадзора указаны цели вывоза биологических материалов "проведение диагностических исследований", таможенный орган пришел к выводу о том, что спорный товар не предназначен для лечебно-диагностических целей; результаты такой диагностики исходя из формулировки, могут использоваться в каких угодно целях, в том числе научных, исследовательских и военных. Таким образом, по мнению подателя жалобы, цели, заявленные в представленном при таможенном декларировании заключении Росздравнадзора, не подтверждают исключений, указанных в Указе Президента Российской Федерации от 17.12.2011 N 1661 "Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль". Податель жалобы также отмечает, что таможенный орган правомерно руководствовался позицией, изложенной в письме ФСТЭК России от 12.12.2022 N 240/55/4602 о том, что вывоз спорных биологических материалов должен осуществляться на основании разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2005 N 517.
Категория спора: Дела в связи с привлечением к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 16.3 КоАП РФ за несоблюдение запретов и (или) ограничений на вывоз товаров.
Обстоятельства: Вывоз биологических материалов человека, задекларированных заявителем, предусматривает их доставку на территорию Украины в пользу иностранной компании, при этом заявителем не представлены разрешение уполномоченного органа по экспортному контролю и доказательства последующего использования биологических материалов исключительно в лечебно-диагностических целях.
Решение: Отказано.Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Таможня направила апелляционную жалобу, в которой просил отменить обжалуемое решение суда от 26.07.2023, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что поскольку в представленном Обществом разрешении Росздравнадзора указаны цели вывоза биологических материалов "проведение диагностических исследований", таможенный орган пришел к выводу о том, что спорный товар не предназначен для лечебно-диагностических целей; результаты такой диагностики исходя из формулировки, могут использоваться в каких угодно целях, в том числе научных, исследовательских и военных. Таким образом, по мнению подателя жалобы, цели, заявленные в представленном при таможенном декларировании заключении Росздравнадзора, не подтверждают исключений, указанных в Указе Президента Российской Федерации от 17.12.2011 N 1661 "Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль". Податель жалобы также отмечает, что таможенный орган правомерно руководствовался позицией, изложенной в письме ФСТЭК России от 12.12.2022 N 240/55/4602 о том, что вывоз спорных биологических материалов должен осуществляться на основании разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2005 N 517.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2023 N 13АП-30152/2023 по делу N А56-36286/2023
Категория спора: Дела в связи с привлечением к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 16.3 КоАП РФ за несоблюдение запретов и ограничений на вывоз товаров.
Обстоятельства: Заявитель указывает на то, что замороженные биологические материалы человека, помещенные под таможенную процедуру экспорта, предназначены для проведения лабораторных исследований в лечебно-диагностических целях, при этом заказчиками исследований выступают иностранные компании, которые по рамочным внешнеэкономическим контрактам могут использовать биологические материалы как в собственных целях, так и передавать их третьим лицам без согласования с российской стороной.
Решение: Отказано.Вместе с тем представленные заявителем при таможенном декларировании материалы не содержат документального подтверждения целей применения биологических материалов (документов, подтверждающих назначение перемещаемых биоматериалов для лечебно-диагностических целей, учитывая, что результаты диагностики могут быть использованы и в иных целях, в том числе научных, исследовательских, военных и т.д.). Заключение Росздравнадзора не подтверждает назначение перемещаемых биоматериалов для лечебно-диагностических целей; наличие заключения Росздравнадзора с разрешениями на вывоз образцов биологических материалов человека не исключает необходимости соблюдения национального законодательства в области экспортного контроля и само по себе не подтверждает отнесение спорного товара к исключениям Примечания к пункту 9.3.3 раздела 4 категории 9 Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 17.12.2011 N 1661.
Категория спора: Дела в связи с привлечением к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 16.3 КоАП РФ за несоблюдение запретов и ограничений на вывоз товаров.
Обстоятельства: Заявитель указывает на то, что замороженные биологические материалы человека, помещенные под таможенную процедуру экспорта, предназначены для проведения лабораторных исследований в лечебно-диагностических целях, при этом заказчиками исследований выступают иностранные компании, которые по рамочным внешнеэкономическим контрактам могут использовать биологические материалы как в собственных целях, так и передавать их третьим лицам без согласования с российской стороной.
Решение: Отказано.Вместе с тем представленные заявителем при таможенном декларировании материалы не содержат документального подтверждения целей применения биологических материалов (документов, подтверждающих назначение перемещаемых биоматериалов для лечебно-диагностических целей, учитывая, что результаты диагностики могут быть использованы и в иных целях, в том числе научных, исследовательских, военных и т.д.). Заключение Росздравнадзора не подтверждает назначение перемещаемых биоматериалов для лечебно-диагностических целей; наличие заключения Росздравнадзора с разрешениями на вывоз образцов биологических материалов человека не исключает необходимости соблюдения национального законодательства в области экспортного контроля и само по себе не подтверждает отнесение спорного товара к исключениям Примечания к пункту 9.3.3 раздела 4 категории 9 Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 17.12.2011 N 1661.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности правового механизма экспортного контроля товаров двойного назначения
(Вербицкая Т.В.)
("Юрист", 2023, N 11)<15> Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 2011 г. N 1661 "Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль" // СЗ РФ. 2011. N 52. Ст. 7563.
(Вербицкая Т.В.)
("Юрист", 2023, N 11)<15> Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 2011 г. N 1661 "Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль" // СЗ РФ. 2011. N 52. Ст. 7563.
Статья: Беспилотные (автономные) транспортные средства в уголовно-правовом измерении
(Медведев Е.В.)
("Транспортное право", 2021, N 4)В воздушно-транспортном законодательстве наблюдается аналогичная ситуация, только здесь говорится о беспилотных воздушных судах (п. 5 ст. 32 Воздушного кодекса РФ <8>; абз. 11 п. 2 Правил использования воздушного пространства <9>; п. 2.1.1, 2.1.4 ГОСТа Р 56122-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Воздушный транспорт. Беспилотные авиационные системы. Общие требования" <10> и т.д.) и беспилотных летательных аппаратах - в Указе Президента РФ от 17 декабря 2011 г. N 1661 "Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооруженной и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль" <11>, но чаще всего такое определение встречается в международных нормативных актах - в ст. 8 Конвенции о международной гражданской авиации <12>, в Регламенте N 428/2009 Совета Европейского союза "Устанавливающий режим для контроля за экспортом, перемещением, продажей и транзитом продукции двойного назначения на территории Сообщества (в новой редакции)" <13>.
(Медведев Е.В.)
("Транспортное право", 2021, N 4)В воздушно-транспортном законодательстве наблюдается аналогичная ситуация, только здесь говорится о беспилотных воздушных судах (п. 5 ст. 32 Воздушного кодекса РФ <8>; абз. 11 п. 2 Правил использования воздушного пространства <9>; п. 2.1.1, 2.1.4 ГОСТа Р 56122-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Воздушный транспорт. Беспилотные авиационные системы. Общие требования" <10> и т.д.) и беспилотных летательных аппаратах - в Указе Президента РФ от 17 декабря 2011 г. N 1661 "Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооруженной и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль" <11>, но чаще всего такое определение встречается в международных нормативных актах - в ст. 8 Конвенции о международной гражданской авиации <12>, в Регламенте N 428/2009 Совета Европейского союза "Устанавливающий режим для контроля за экспортом, перемещением, продажей и транзитом продукции двойного назначения на территории Сообщества (в новой редакции)" <13>.
Нормативные акты
показать больше документовСтатья: Переход с "дистанта" на офисную работу: важные нюансы и трудности в оформлении
(Ливена С.В., Зимина С.Ю.)
("Кадровик-практик", 2024, N 10)Пример 2. "...Само по себе принятие локальных актов работодателем в части внедрения новой политики информационной безопасности не свидетельствует об изменении организационных и технологических условий труда. В обоснование необходимости изменения условий трудового договора о дистанционном характере работы ответчик также ссылается на Указ Президента от 01.05.2022 N 250, который регулирует вопросы информационной безопасности стратегических и системообразующих предприятий Российской Федерации, юридических лиц - субъектов критической информационной структуры по Перечню, утвержденному Распоряжением Правительства РФ от 22.06.2022 N 1661-р, однако ответчик в этот Перечень не входит.
(Ливена С.В., Зимина С.Ю.)
("Кадровик-практик", 2024, N 10)Пример 2. "...Само по себе принятие локальных актов работодателем в части внедрения новой политики информационной безопасности не свидетельствует об изменении организационных и технологических условий труда. В обоснование необходимости изменения условий трудового договора о дистанционном характере работы ответчик также ссылается на Указ Президента от 01.05.2022 N 250, который регулирует вопросы информационной безопасности стратегических и системообразующих предприятий Российской Федерации, юридических лиц - субъектов критической информационной структуры по Перечню, утвержденному Распоряжением Правительства РФ от 22.06.2022 N 1661-р, однако ответчик в этот Перечень не входит.
"Гражданско-правовое регулирование в области военно-технического сотрудничества: Учебное пособие"
(Кудашкин В.В.)
("ОнтоПринт", 2022)<20> Указ Президента РФ от 17 декабря 2011 г. N 1661 "Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль" // СЗ РФ. 2011. N 52. Ст. 7563.
(Кудашкин В.В.)
("ОнтоПринт", 2022)<20> Указ Президента РФ от 17 декабря 2011 г. N 1661 "Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль" // СЗ РФ. 2011. N 52. Ст. 7563.
Вопрос: Лицензия на какие виды деятельности требуется при эксплуатации железнодорожной перевалочной нефтебазы III класса ОПО? Требуется ли лицензия на транспортирование опасных веществ? Если да, то по какому признаку?
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2025)Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) и порядка лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определенного Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 N 1661 (далее - Положение).
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2025)Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) и порядка лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определенного Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 N 1661 (далее - Положение).
Вопрос: Требуется ли наличие у предприятия лицензии на транспортирование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды?
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2023)Перечень работ, составляющих указанный вид деятельности, определен Приложением к Положению N 1661. Соответствующие работы одновременно являются признаками опасности, предусмотренными приложением 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ.
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2023)Перечень работ, составляющих указанный вид деятельности, определен Приложением к Положению N 1661. Соответствующие работы одновременно являются признаками опасности, предусмотренными приложением 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ.
Вопрос: К какой группе рабочих сред согласно ТР ТС 032/2013 следует относить кислород? Подлежит ли кислородный генератор марки GO-30 с рабочим давлением 1 Мпа и объемом резервуара 900 м3 постановке на учет как опасный производственный объект?
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2023)Следует также учитывать, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 г. N 1661 утверждено Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (далее - Положение), которое определяет порядок лицензирования органами Ростехнадзора деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями.
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2023)Следует также учитывать, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 г. N 1661 утверждено Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (далее - Положение), которое определяет порядок лицензирования органами Ростехнадзора деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями.
Статья: Какие документы запросит Роскомнадзор на проверке по персданным
(Жижерина Ю., Снежкина Т.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 4)Обратите внимание: этот документ необходимо опубликовать, или иным образом обеспечить неограниченный доступ к нему, а также к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. А если на сайте компании есть формы сбора персональных данных, то ей необходимо обеспечить доступ к политике в отношении обработки персональных данных на всех страницах сайта, с использованием которых осуществляется этот сбор (ч. 2 ст. 18.1 Закона N 152-ФЗ, см. также Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 31.03.2023 N 16-1661/2023).
(Жижерина Ю., Снежкина Т.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 4)Обратите внимание: этот документ необходимо опубликовать, или иным образом обеспечить неограниченный доступ к нему, а также к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. А если на сайте компании есть формы сбора персональных данных, то ей необходимо обеспечить доступ к политике в отношении обработки персональных данных на всех страницах сайта, с использованием которых осуществляется этот сбор (ч. 2 ст. 18.1 Закона N 152-ФЗ, см. также Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 31.03.2023 N 16-1661/2023).
Вопрос: Интересует вопрос получения лицензии на опасный производственный объект - сеть газопотребления. В нашем примере оборудование новое. ФЗ 116-ФЗ выше по юридической силе, следует руководствоваться им и не проводить экспертизу? Или же есть особый порядок ввода в эксплуатацию сети газопотребления?
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2023)В ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" указан исчерпывающий список оснований проведения экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, а именно - если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства. В нашем примере оборудование новое, соответствует требованиям Технических регламентов ТР ТС 016/2011, 010/2011, имеются сертификаты соответствия, срок службы не истек.
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2023)В ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" указан исчерпывающий список оснований проведения экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, а именно - если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства. В нашем примере оборудование новое, соответствует требованиям Технических регламентов ТР ТС 016/2011, 010/2011, имеются сертификаты соответствия, срок службы не истек.
Вопрос: Какие требования установлены к оборудованию "умных" спортивных площадок?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обоснование: "Умные" спортивные площадки представляют собой плоскостные спортивные сооружения, в том числе в виде универсальной спортивной площадки, и модульные спортивные сооружения комплектной поставки (далее - модульные спортивные сооружения), в том числе направленные на поддержку движения по развитию инновационных видов спорта, сочетающих цифровые технологии и физическую активность, не являющиеся объектами капитального строительства, на которых реализовано методическое сопровождение проведения самостоятельных занятий физической культурой и спортом по рекомендуемым программам (абз. 2 п. 1 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура, возникающих при реализации мероприятий по закупке и монтажу оборудования для создания "умных" спортивных площадок (Приложение N 10 к Государственной программе Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2021 N 1661)).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обоснование: "Умные" спортивные площадки представляют собой плоскостные спортивные сооружения, в том числе в виде универсальной спортивной площадки, и модульные спортивные сооружения комплектной поставки (далее - модульные спортивные сооружения), в том числе направленные на поддержку движения по развитию инновационных видов спорта, сочетающих цифровые технологии и физическую активность, не являющиеся объектами капитального строительства, на которых реализовано методическое сопровождение проведения самостоятельных занятий физической культурой и спортом по рекомендуемым программам (абз. 2 п. 1 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура, возникающих при реализации мероприятий по закупке и монтажу оборудования для создания "умных" спортивных площадок (Приложение N 10 к Государственной программе Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2021 N 1661)).
Статья: Понятие и идентификация товаров и технологий двойного назначения в контексте права
(Саввиди К.М.)
("Современное право", 2025, N 1)Списки, упомянутые в Указе Президента РФ от 17.12.2011 N 1661, были введены в законодательный оборот и начали применяться с момента одобрения соответствующих регуляторных актов, таких как постановления Правительства РФ. Указ N 1661 представляет собой современную редакцию прежних нормативных документов, направленных на контроль за экспортом продукции и технологий, способных применяться как в гражданских, так и в военных целях. Такое обновление законодательства подчеркивает необходимость более строгого подхода к регулированию товаров, имеющих двойное назначение, с целью защиты национальной безопасности и соблюдения международных обязательств Российской Федерации. Урегулирование этих вопросов важно для соблюдения требований, вытекающих из международных соглашений, а также для повышения уровня прозрачности и ответственности в сфере обращения с высокоопасными товарами и технологиями.
(Саввиди К.М.)
("Современное право", 2025, N 1)Списки, упомянутые в Указе Президента РФ от 17.12.2011 N 1661, были введены в законодательный оборот и начали применяться с момента одобрения соответствующих регуляторных актов, таких как постановления Правительства РФ. Указ N 1661 представляет собой современную редакцию прежних нормативных документов, направленных на контроль за экспортом продукции и технологий, способных применяться как в гражданских, так и в военных целях. Такое обновление законодательства подчеркивает необходимость более строгого подхода к регулированию товаров, имеющих двойное назначение, с целью защиты национальной безопасности и соблюдения международных обязательств Российской Федерации. Урегулирование этих вопросов важно для соблюдения требований, вытекающих из международных соглашений, а также для повышения уровня прозрачности и ответственности в сфере обращения с высокоопасными товарами и технологиями.
Статья: Правовое регулирование реализации горюче-смазочных материалов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При определении необходимости получения лицензии на осуществление деятельности, связанной с реализацией ГСМ, следует руководствоваться Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 N 1661 (далее - Положение о лицензировании).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При определении необходимости получения лицензии на осуществление деятельности, связанной с реализацией ГСМ, следует руководствоваться Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 N 1661 (далее - Положение о лицензировании).