Списание расходов по коронавирусу
Подборка наиболее важных документов по запросу Списание расходов по коронавирусу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как организации учесть расходы, возникающие в связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)потери в виде нереализованной продукции на складе, подлежащей списанию в связи с истечением срока годности;
(КонсультантПлюс, 2025)потери в виде нереализованной продукции на складе, подлежащей списанию в связи с истечением срока годности;
Статья: Защита прав российских туристов в условиях пандемии коронавирусной инфекции
(Сокольская Л.В., Иванова Ж.Б.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 4)Отдельные пользователи Интернета, ссылаясь на обзор судебной практики Верховного Суда РФ о последствиях чрезвычайной ситуации, пытаются распространить трактовки правовых последствий при чрезвычайной ситуации на последствия, обусловленные пандемией. По мнению авторов статьи, следует отличать правовой режим при чрезвычайной ситуации и при чрезвычайном положении. Более того, в России не было объявлено чрезвычайное положение в масштабах всего государства. Субъекты Российской Федерации самостоятельно на своем уровне решают вопрос о квалификации режима чрезвычайной ситуации. Известно, что большинство субъектов установили режим повышенной готовности, а не чрезвычайного положения и т.д. <7>. По мнению авторов статьи, понуждение туристов к переносу исполнения договора на более поздний срок турагентами или туроператорами является неправомерным, так как нарушает принцип свободы договора и права потребителей на свободное заключение, изменение и прекращение договора. В ст. 14 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ закреплено, что "при расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта в связи с наступлением обстоятельств, указанных в настоящей статье, туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг" <8>. Однако туроператоры РФ на практике неохотно идут на добровольный возврат денег, и туристы вынуждены обращаться в суд для защиты своих прав. Вместе с тем необходимо помнить, что суд будет оценивать обоснованность требований потребителя при несогласии с ним стороны-контрагента. На сегодняшний день практика такова, что при расторжении рассматриваемых нами договоров в силу существенно изменившихся обстоятельств суды по требованию любой из сторон определяют последствия расторжения договора, учитывая необходимость справедливого распределения между спорящими сторонами расходов, которые у них возникли в связи с исполнением данного договора. Так, в июле прошлого года суд рассмотрел дело по заявлению Т. к туроператору о защите прав потребителей. Стороны заключили договор реализации туристического продукта, а именно потребитель забронировал тур с направлением Турция и оплатил его в полном объеме. Однако в связи с распространением в мире коронавирусной инфекции COVID-19 в начале апреля 2020 г. Т. обратился с заявлением к туроператору с просьбой об аннулировании тура и возврате потраченных денежных сумм. Суд удовлетворил требования потребителя, так как была доказана очевидность невозможности оказания услуги в установленный срок и возникла угроза безопасности жизни и здоровью туриста в планируемой стране временного пребывания. В этой связи с ответчика была взыскана стоимость тура, компенсация морального вреда и штраф за несоблюдение требований в добровольном порядке <9>.
(Сокольская Л.В., Иванова Ж.Б.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 4)Отдельные пользователи Интернета, ссылаясь на обзор судебной практики Верховного Суда РФ о последствиях чрезвычайной ситуации, пытаются распространить трактовки правовых последствий при чрезвычайной ситуации на последствия, обусловленные пандемией. По мнению авторов статьи, следует отличать правовой режим при чрезвычайной ситуации и при чрезвычайном положении. Более того, в России не было объявлено чрезвычайное положение в масштабах всего государства. Субъекты Российской Федерации самостоятельно на своем уровне решают вопрос о квалификации режима чрезвычайной ситуации. Известно, что большинство субъектов установили режим повышенной готовности, а не чрезвычайного положения и т.д. <7>. По мнению авторов статьи, понуждение туристов к переносу исполнения договора на более поздний срок турагентами или туроператорами является неправомерным, так как нарушает принцип свободы договора и права потребителей на свободное заключение, изменение и прекращение договора. В ст. 14 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ закреплено, что "при расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта в связи с наступлением обстоятельств, указанных в настоящей статье, туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг" <8>. Однако туроператоры РФ на практике неохотно идут на добровольный возврат денег, и туристы вынуждены обращаться в суд для защиты своих прав. Вместе с тем необходимо помнить, что суд будет оценивать обоснованность требований потребителя при несогласии с ним стороны-контрагента. На сегодняшний день практика такова, что при расторжении рассматриваемых нами договоров в силу существенно изменившихся обстоятельств суды по требованию любой из сторон определяют последствия расторжения договора, учитывая необходимость справедливого распределения между спорящими сторонами расходов, которые у них возникли в связи с исполнением данного договора. Так, в июле прошлого года суд рассмотрел дело по заявлению Т. к туроператору о защите прав потребителей. Стороны заключили договор реализации туристического продукта, а именно потребитель забронировал тур с направлением Турция и оплатил его в полном объеме. Однако в связи с распространением в мире коронавирусной инфекции COVID-19 в начале апреля 2020 г. Т. обратился с заявлением к туроператору с просьбой об аннулировании тура и возврате потраченных денежных сумм. Суд удовлетворил требования потребителя, так как была доказана очевидность невозможности оказания услуги в установленный срок и возникла угроза безопасности жизни и здоровью туриста в планируемой стране временного пребывания. В этой связи с ответчика была взыскана стоимость тура, компенсация морального вреда и штраф за несоблюдение требований в добровольном порядке <9>.
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 27.10.2023 N БВ-4-7/13775@
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в третьем квартале 2023 года по вопросам налогообложения>6. При отсутствии в законе положений, свидетельствующих о том, что субсидия может быть использована исключительно на заработную плату работникам, при получении данной субсидии денежные средства могут быть распределены на любые расходы для осуществления деятельности, без обязательного распределения исключительно на выплату заработной платы и уплату НДФЛ.
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в третьем квартале 2023 года по вопросам налогообложения>6. При отсутствии в законе положений, свидетельствующих о том, что субсидия может быть использована исключительно на заработную плату работникам, при получении данной субсидии денежные средства могут быть распределены на любые расходы для осуществления деятельности, без обязательного распределения исключительно на выплату заработной платы и уплату НДФЛ.
Постановление Правительства РФ от 22.11.2004 N 670
(ред. от 16.12.2024)
"О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации"
(вместе с "Методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации")3. При определении расчетного объема расходных обязательств в расходах консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации не учитываются расходы на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, на закупки товаров, работ и услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества, расходы на осуществление переданных полномочий, осуществляемые в том числе за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, расходы, источником финансового обеспечения которых являлись субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, имеющие целевой характер, а также расходы, связанные с компенсацией влияния ухудшения экономической ситуации и распространения коронавирусной инфекции.
(ред. от 16.12.2024)
"О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации"
(вместе с "Методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации")3. При определении расчетного объема расходных обязательств в расходах консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации не учитываются расходы на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, на закупки товаров, работ и услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества, расходы на осуществление переданных полномочий, осуществляемые в том числе за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, расходы, источником финансового обеспечения которых являлись субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, имеющие целевой характер, а также расходы, связанные с компенсацией влияния ухудшения экономической ситуации и распространения коронавирусной инфекции.
Статья: Нормативно-правовое регулирование здравоохранения в период пандемии COVID-19: государственные закупки лекарственных препаратов
(Герасимчук М.Ю., Герасимчук Е.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 3)Глобальные расходы на здравоохранение достигают 8,8 трлн долл. США (или 1 132 долл. на человека) <4>. Кризис актуализировал важность международного сотрудничества в области закупок и распределения ЛП <5>.
(Герасимчук М.Ю., Герасимчук Е.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 3)Глобальные расходы на здравоохранение достигают 8,8 трлн долл. США (или 1 132 долл. на человека) <4>. Кризис актуализировал важность международного сотрудничества в области закупок и распределения ЛП <5>.
Готовое решение: Как учреждению отразить продукты питания в бухгалтерском (бюджетном) и налоговом учете
(КонсультантПлюс, 2025)в результате стихийного бедствия (чрезвычайной ситуации). Учтите, что списанные продукты питания в объеме потерь в связи с мероприятиями по предупреждению распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в том числе коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2), отражают как расходы, возникшие вследствие чрезвычайных ситуаций (Письмо Минфина России от 18.09.2020 N 02-06-10/82007).
(КонсультантПлюс, 2025)в результате стихийного бедствия (чрезвычайной ситуации). Учтите, что списанные продукты питания в объеме потерь в связи с мероприятиями по предупреждению распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в том числе коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2), отражают как расходы, возникшие вследствие чрезвычайных ситуаций (Письмо Минфина России от 18.09.2020 N 02-06-10/82007).
Статья: Федеративная композиция российского бюджетно-финансового суверенитета в контексте конституционно-правовых последствий пандемии COVID-19 и принимаемых нормативных актов
(Ильин И.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 3)- отчетливо разграничить расходы за каждым звеном бюджетной системы Российской Федерации;
(Ильин И.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 3)- отчетливо разграничить расходы за каждым звеном бюджетной системы Российской Федерации;
Статья: Налоговые механизмы снижения экономических последствий пандемии COVID-19 в Российской Федерации и Европейском союзе
(Пономарева К.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 7)В ЕС существенный государственный долг наблюдается впервые за долгое время. "ЕС следующего поколения" <8> (чрезвычайный инструмент для оказания помощи странам в восстановлении после рецессии COVID-19) предполагает заимствования Европейской комиссией 750 млрд евро, которые будут распределены между членами в виде грантов (390 млрд евро) и кредитов (360 млрд евро) - в соответствии с экономическим ущербом, нанесенным пандемией. Правительства должны будут представить планы расходов и инвестиций Европейской комиссии, которая проведет их оценку. Однако другие правительства могут блокировать финансовую помощь той или иной стране, если она не выполняет обязательств по реформированию.
(Пономарева К.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 7)В ЕС существенный государственный долг наблюдается впервые за долгое время. "ЕС следующего поколения" <8> (чрезвычайный инструмент для оказания помощи странам в восстановлении после рецессии COVID-19) предполагает заимствования Европейской комиссией 750 млрд евро, которые будут распределены между членами в виде грантов (390 млрд евро) и кредитов (360 млрд евро) - в соответствии с экономическим ущербом, нанесенным пандемией. Правительства должны будут представить планы расходов и инвестиций Европейской комиссии, которая проведет их оценку. Однако другие правительства могут блокировать финансовую помощь той или иной стране, если она не выполняет обязательств по реформированию.
"Годовой отчет - 2024"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Восстановление стоимости списанного нереализованного тиража
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Восстановление стоимости списанного нереализованного тиража
Готовое решение: Как учесть при налогообложении расходы, которые возникают в связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)Если расходы не связаны с коронавирусом, то, на наш взгляд, их можно учесть, только если маски и антисептик вы выдаете работникам в соответствии с требованиями законодательства. В этом случае учитывайте их в материальных расходах (пп. 3 п. 1 ст. 254, пп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если расходы не связаны с коронавирусом, то, на наш взгляд, их можно учесть, только если маски и антисептик вы выдаете работникам в соответствии с требованиями законодательства. В этом случае учитывайте их в материальных расходах (пп. 3 п. 1 ст. 254, пп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
Готовое решение: Какие расходы отражаются по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ
(КонсультантПлюс, 2025)уплата страховых взносов, начисленных на компенсации штатным сотрудникам расходов на проведение анализов (тестирования) на коронавирус (Письмо от 03.12.2020 N 02-05-10/107266);
(КонсультантПлюс, 2025)уплата страховых взносов, начисленных на компенсации штатным сотрудникам расходов на проведение анализов (тестирования) на коронавирус (Письмо от 03.12.2020 N 02-05-10/107266);
Готовое решение: Как учреждению отразить в учете расходы на приобретение дезинфицирующих средств
(КонсультантПлюс, 2025)Если расходы на покупку таких средств произведены в рамках приносящей доход деятельности бюджетного (автономного) учреждения, стоимость дезинфицирующего средства вы можете учесть в составе прочих или материальных расходов. Также к этим расходам относятся расходы на покупку дезинфицирующих средств для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов госвласти и местного самоуправления, их должностных лиц в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (п. 1 ст. 252, пп. 3 п. 1 ст. 254, пп. 7, 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если расходы на покупку таких средств произведены в рамках приносящей доход деятельности бюджетного (автономного) учреждения, стоимость дезинфицирующего средства вы можете учесть в составе прочих или материальных расходов. Также к этим расходам относятся расходы на покупку дезинфицирующих средств для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов госвласти и местного самоуправления, их должностных лиц в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (п. 1 ст. 252, пп. 3 п. 1 ст. 254, пп. 7, 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Готовое решение: Как учреждению отразить в учете расходы на приобретение медицинских перчаток
(КонсультантПлюс, 2025)С 01.01.2020 вы можете учесть в составе прочих расходов при расчете налога на прибыль затраты на приобретение медицинских перчаток, не указанные в пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ, если расходы понесены в связи с выполнением санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований в рамках борьбы с распространением коронавируса (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 22.04.2020 N 121-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)С 01.01.2020 вы можете учесть в составе прочих расходов при расчете налога на прибыль затраты на приобретение медицинских перчаток, не указанные в пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ, если расходы понесены в связи с выполнением санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований в рамках борьбы с распространением коронавируса (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 22.04.2020 N 121-ФЗ).