Списание полезных ископаемых
Подборка наиболее важных документов по запросу Списание полезных ископаемых (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 342 "Налоговая ставка" главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ"Основанием для отказа обществу по результатам налоговых проверок в применении льготной ставки по подпункту 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса послужил вывод инспекции о том, что в результате геологических и промысловых исследований (разведки) на государственный баланс были поставлены новые, а не ранее списанные запасы полезных ископаемых. С точки зрения инспекции в законе отсутствует процедура восстановления ранее списанных запасов на государственном балансе, а постановка этих запасов на баланс в любом случае делает их новыми."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 342 "Налоговая ставка" главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДПИ, сделав вывод о неправомерном применении обществом ставки 0 процентов, установленной подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ, при добыче полезных ископаемых при разработке ранее списанных запасов полезных ископаемых. Суды признали доначисление правомерным. Верховный Суд РФ направил дело на новое рассмотрение. Принимая во внимание, что запасы нефти на месторождении списывались в 1969, 1990 и 2014 годах не по основанию "добыча", суммарный объем добычи не превысил показатели ранее списанных запасов, налогоплательщик полагал, что вновь поставленные на государственный баланс запасы нефти еще не были полностью добыты на момент представления налоговой декларации за октябрь 2020 года и это дает основание для применения при исчислении НДПИ налоговой ставки 0 процентов, предусмотренной подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ для добычи ранее списанных запасов полезных ископаемых. Налоговый орган указал, что в результате геологических и промысловых исследований (разведки) на государственный баланс были поставлены новые, а не ранее списанные запасы полезных ископаемых, в законе отсутствует процедура восстановления ранее списанных запасов на государственном балансе, а постановка этих запасов на баланс в любом случае делает их новыми, кроме того, в разрешительной документации (лицензии, лицензионном соглашении) общества отсутствует указание на право добычи из ранее списанных запасов или на разработку ранее списанных запасов. Верховный Суд РФ признал неправомерными выводы судов о том, что положения подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ применяются только к тем запасам, которые были списаны по определенным основаниям (переведены в забалансовые запасы и т.п.), не были поставлены вновь на государственный баланс, и только при условии, что запасы были списаны действующим недропользователем. Верховный Суд РФ отметил, что занятый налоговым органом подход к толкованию подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ делает заведомо невозможным применение нулевой ставки НДПИ теми недропользователями, которые имеют намерение вернуться к разработке старых залежей (ранее списанных запасов), поскольку в этом случае согласно абз. 3 ст. 29, ст. 31 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" полезные ископаемые должны быть поставлены на государственный баланс. Возможность добычи полезных ископаемых, в том числе нефти, без постановки запасов на баланс нормативные правовые акты не предусматривают. Верховный Суд РФ также отметил, что положения подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ применимы именно к извлекаемым запасам, поставленным на государственный баланс, в пределах объемов ранее списанных запасов.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДПИ, сделав вывод о неправомерном применении обществом ставки 0 процентов, установленной подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ, при добыче полезных ископаемых при разработке ранее списанных запасов полезных ископаемых. Суды признали доначисление правомерным. Верховный Суд РФ направил дело на новое рассмотрение. Принимая во внимание, что запасы нефти на месторождении списывались в 1969, 1990 и 2014 годах не по основанию "добыча", суммарный объем добычи не превысил показатели ранее списанных запасов, налогоплательщик полагал, что вновь поставленные на государственный баланс запасы нефти еще не были полностью добыты на момент представления налоговой декларации за октябрь 2020 года и это дает основание для применения при исчислении НДПИ налоговой ставки 0 процентов, предусмотренной подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ для добычи ранее списанных запасов полезных ископаемых. Налоговый орган указал, что в результате геологических и промысловых исследований (разведки) на государственный баланс были поставлены новые, а не ранее списанные запасы полезных ископаемых, в законе отсутствует процедура восстановления ранее списанных запасов на государственном балансе, а постановка этих запасов на баланс в любом случае делает их новыми, кроме того, в разрешительной документации (лицензии, лицензионном соглашении) общества отсутствует указание на право добычи из ранее списанных запасов или на разработку ранее списанных запасов. Верховный Суд РФ признал неправомерными выводы судов о том, что положения подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ применяются только к тем запасам, которые были списаны по определенным основаниям (переведены в забалансовые запасы и т.п.), не были поставлены вновь на государственный баланс, и только при условии, что запасы были списаны действующим недропользователем. Верховный Суд РФ отметил, что занятый налоговым органом подход к толкованию подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ делает заведомо невозможным применение нулевой ставки НДПИ теми недропользователями, которые имеют намерение вернуться к разработке старых залежей (ранее списанных запасов), поскольку в этом случае согласно абз. 3 ст. 29, ст. 31 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" полезные ископаемые должны быть поставлены на государственный баланс. Возможность добычи полезных ископаемых, в том числе нефти, без постановки запасов на баланс нормативные правовые акты не предусматривают. Верховный Суд РФ также отметил, что положения подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ применимы именно к извлекаемым запасам, поставленным на государственный баланс, в пределах объемов ранее списанных запасов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые позиции судов по вопросам налогообложения
(Рыбаков С.В.)
("Бухгалтерский учет", 2024, N 6)Льготная ставка по НДПИ при разработке
(Рыбаков С.В.)
("Бухгалтерский учет", 2024, N 6)Льготная ставка по НДПИ при разработке
Тематический выпуск: Договоры с иностранными организациями: налогообложение
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 6)В силу п. 4, 11, 12 Порядка N 265 постановка и списание полезных ископаемых с ГБЗ осуществляется Федеральным агентством по недропользованию (Роснедра) на основе информации, представленной ФГБУ "Росгеолфонд" в лице его федеральных бюджетных учреждений в федеральных округах и филиалов в субъектах Российской Федерации. Учет состояния и изменения запасов полезных ископаемых по месторождениям осуществляется на ГБЗ для нефти, газа, конденсата - по результатам заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утвержденного Роснедрами.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 6)В силу п. 4, 11, 12 Порядка N 265 постановка и списание полезных ископаемых с ГБЗ осуществляется Федеральным агентством по недропользованию (Роснедра) на основе информации, представленной ФГБУ "Росгеолфонд" в лице его федеральных бюджетных учреждений в федеральных округах и филиалов в субъектах Российской Федерации. Учет состояния и изменения запасов полезных ископаемых по месторождениям осуществляется на ГБЗ для нефти, газа, конденсата - по результатам заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утвержденного Роснедрами.
Нормативные акты
Постановление Госгортехнадзора РФ от 17.09.1997 N 28
"Об утверждении Инструкции о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых"
(вместе с "РД-07-203-98...", утв. Госгортехнадзором РФ, МПР РФ 18.07.1997 N 121-1)ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ
"Об утверждении Инструкции о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых"
(вместе с "РД-07-203-98...", утв. Госгортехнадзором РФ, МПР РФ 18.07.1997 N 121-1)ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ
Приказ Минприроды России от 06.09.2012 N 265
(ред. от 07.08.2020)
"Об утверждении Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списании с государственного баланса"
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.12.2012 N 26227)Зарегистрировано в Минюсте России 21 декабря 2012 г. N 26227
(ред. от 07.08.2020)
"Об утверждении Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списании с государственного баланса"
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.12.2012 N 26227)Зарегистрировано в Минюсте России 21 декабря 2012 г. N 26227
Статья: Обзор правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по налоговым спорам за октябрь - ноябрь 2023 года
(Щекин Д.М., Ядрихинский С.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 1)Ограничительное толкование подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ, при котором постановка списанных запасов полезных ископаемых на государственный баланс в любом случае делает их новыми, может привести к нарушению принципа равенства и сделать заведомо невозможным применение нулевой ставки НДПИ теми недропользователями, которые хотят вернуться к разработке старых залежей (ранее списанных запасов). Поэтому положения подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ применимы именно к извлекаемым запасам, поставленным на государственный баланс, в пределах объемов ранее списанных запасов.
(Щекин Д.М., Ядрихинский С.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 1)Ограничительное толкование подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ, при котором постановка списанных запасов полезных ископаемых на государственный баланс в любом случае делает их новыми, может привести к нарушению принципа равенства и сделать заведомо невозможным применение нулевой ставки НДПИ теми недропользователями, которые хотят вернуться к разработке старых залежей (ранее списанных запасов). Поэтому положения подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ применимы именно к извлекаемым запасам, поставленным на государственный баланс, в пределах объемов ранее списанных запасов.
Статья: Особенности предоставления права пользования участком недр, в границах которого образованы отходы недропользования, для добычи полезных ископаемых
(Прощалыгин Р.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 9)<11> См.: Приказ Минприроды России N 519, Роснедр N 11 от 14 августа 2023 г. "Об утверждении Порядка предоставления права пользования участками недр для разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр (за исключением участка недр федерального значения и участка недр местного значения) пользователем недр, осуществлявшим геологическое изучение такого участка недр, в случае постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс запасов полезных ископаемых при осуществлении пользователем недр геологического изучения недр на участке недр, в границах которого ранее в результате пользования недрами иными лицами образованы отходы недропользования и (или) в отношении которого ранее запасы полезных ископаемых были списаны с государственного баланса запасов полезных ископаемых" // http://pravo.gov.ru.
(Прощалыгин Р.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 9)<11> См.: Приказ Минприроды России N 519, Роснедр N 11 от 14 августа 2023 г. "Об утверждении Порядка предоставления права пользования участками недр для разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр (за исключением участка недр федерального значения и участка недр местного значения) пользователем недр, осуществлявшим геологическое изучение такого участка недр, в случае постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс запасов полезных ископаемых при осуществлении пользователем недр геологического изучения недр на участке недр, в границах которого ранее в результате пользования недрами иными лицами образованы отходы недропользования и (или) в отношении которого ранее запасы полезных ископаемых были списаны с государственного баланса запасов полезных ископаемых" // http://pravo.gov.ru.
"Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- списанию запасов полезных ископаемых с государственного баланса полезных ископаемых.
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- списанию запасов полезных ископаемых с государственного баланса полезных ископаемых.
Статья: Правовая сущность механизма передачи права пользования отходами недропользования для добычи полезных ископаемых и полезных компонентов
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)<6> См.: пункт 8 Приказа Минприроды России N 519, Роснедр N 11 от 14 августа 2023 г. "Об утверждении Порядка предоставления права пользования участками недр для разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр (за исключением участка недр федерального значения и участка недр местного значения) пользователем недр, осуществлявшим геологическое изучение такого участка недр, в случае постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс запасов полезных ископаемых при осуществлении пользователем недр геологического изучения недр на участке недр, в границах которого ранее в результате пользования недрами иными лицами образованы отходы недропользования и (или) в отношении которого ранее запасы полезных ископаемых были списаны с государственного баланса запасов полезных ископаемых" // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru (далее - Порядок предоставления права пользования).
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)<6> См.: пункт 8 Приказа Минприроды России N 519, Роснедр N 11 от 14 августа 2023 г. "Об утверждении Порядка предоставления права пользования участками недр для разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр (за исключением участка недр федерального значения и участка недр местного значения) пользователем недр, осуществлявшим геологическое изучение такого участка недр, в случае постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс запасов полезных ископаемых при осуществлении пользователем недр геологического изучения недр на участке недр, в границах которого ранее в результате пользования недрами иными лицами образованы отходы недропользования и (или) в отношении которого ранее запасы полезных ископаемых были списаны с государственного баланса запасов полезных ископаемых" // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru (далее - Порядок предоставления права пользования).
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Информация о природных лечебных ресурсах должна быть внесена в государственный реестр курортного фонда Российской Федерации, который содержит также сведения о лечебно-оздоровительных местностях, курортах, курортных регионах и санаторно-курортных организациях. В частности, в отношении природного лечебного ресурса данный реестр содержит информацию о его наименовании в соответствии с классификацией природных лечебных ресурсов, о характеристиках и местоположении, перечень медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации с применением данного природного лечебного ресурса и реквизиты специального медицинского заключения в отношении его, сведения о пользователях природным лечебным ресурсом, реквизиты заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, реквизиты решений об установлении округа санитарной (горно-санитарной) охраны в отношении природного лечебного ресурса <1>. Сведения о том или ином природном лечебном ресурсе исключаются из государственного реестра курортного фонда Российской Федерации в случае списания с государственного баланса полезных ископаемых, например минеральных вод, лечебных грязей, или признания таких запасов утраченными. Если какой-либо природный лечебный ресурс исключается из классификации природных лечебных ресурсов, то из указанного реестра удаляются и сведения о таких ресурсах.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Информация о природных лечебных ресурсах должна быть внесена в государственный реестр курортного фонда Российской Федерации, который содержит также сведения о лечебно-оздоровительных местностях, курортах, курортных регионах и санаторно-курортных организациях. В частности, в отношении природного лечебного ресурса данный реестр содержит информацию о его наименовании в соответствии с классификацией природных лечебных ресурсов, о характеристиках и местоположении, перечень медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации с применением данного природного лечебного ресурса и реквизиты специального медицинского заключения в отношении его, сведения о пользователях природным лечебным ресурсом, реквизиты заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, реквизиты решений об установлении округа санитарной (горно-санитарной) охраны в отношении природного лечебного ресурса <1>. Сведения о том или ином природном лечебном ресурсе исключаются из государственного реестра курортного фонда Российской Федерации в случае списания с государственного баланса полезных ископаемых, например минеральных вод, лечебных грязей, или признания таких запасов утраченными. Если какой-либо природный лечебный ресурс исключается из классификации природных лечебных ресурсов, то из указанного реестра удаляются и сведения о таких ресурсах.
Статья: Акцизы, НДД, НДПИ: проиндексированы ставки, введены новые коэффициенты, расширен периметр применения
(Никифорова О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 7)- исключается налогообложение по ставке 0 рублей (0%) по НДПИ при добыче полезных ископаемых при разработке ранее списанных запасов полезных ископаемых <4>;
(Никифорова О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 7)- исключается налогообложение по ставке 0 рублей (0%) по НДПИ при добыче полезных ископаемых при разработке ранее списанных запасов полезных ископаемых <4>;