Списание неустойки 44-фз в 2023
Подборка наиболее важных документов по запросу Списание неустойки 44-фз в 2023 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2025 N 18АП-9782/2025 по делу N А76-12694/2025
Требование: О взыскании неустойки за просрочку поставки средств реабилитации по государственному контракту и штрафов за непредставление сведений.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.Однако, из правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2023 N 301-ЭС22-20431, следует, что данная норма относится к порядку и случаю осуществления непосредственно заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), но она не может быть истолкована как препятствующая суду при наличии спора заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о размере начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) применять положения части 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ, подпункта "а" пункта 3, пункта 11 Правил N 783 и признать за соответствующим лицом право на ее списание. Наличие между заказчиком и подрядчиком спора об основаниях начисления неустойки (пени, штрафа), ее размере не может являться основанием для отказа в защите права, которое является нарушенным, и неприменения судом предусмотренных законодательством для определенных случаев антикризисных мер.
Требование: О взыскании неустойки за просрочку поставки средств реабилитации по государственному контракту и штрафов за непредставление сведений.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.Однако, из правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2023 N 301-ЭС22-20431, следует, что данная норма относится к порядку и случаю осуществления непосредственно заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), но она не может быть истолкована как препятствующая суду при наличии спора заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о размере начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) применять положения части 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ, подпункта "а" пункта 3, пункта 11 Правил N 783 и признать за соответствующим лицом право на ее списание. Наличие между заказчиком и подрядчиком спора об основаниях начисления неустойки (пени, штрафа), ее размере не может являться основанием для отказа в защите права, которое является нарушенным, и неприменения судом предусмотренных законодательством для определенных случаев антикризисных мер.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Обзор: "Обзор судебной практики в связи с антикризисными мерами"
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2024 N 19АП-39/2024 по делу N А08-1652/2023 (оставлено без изменения Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 11.04.2024 N Ф10-1151/2024 по делу N А08-1652/2023)
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2024 N 19АП-39/2024 по делу N А08-1652/2023 (оставлено без изменения Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 11.04.2024 N Ф10-1151/2024 по делу N А08-1652/2023)
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 30.10.2025 N АПЛ25-288
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 28.05.2025 N АКПИ25-181, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 1 - 3, подпунктов "а", "г", "д" пункта 4 изменений которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. N 783 "Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом", утв. Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 340>Федеральным законом от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 46-ФЗ) статья 34 Федерального закона N 44-ФЗ дополнена частью 9.1 следующего содержания: "9.1. Правительство Российской Федерации вправе установить случаи и порядок списания начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом."; статья 112 Федерального закона N 44-ФЗ дополнена частью 65.1 следующего содержания: "65.1. По соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 - 1.6 статьи 95 настоящего Федерального закона на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.".
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 28.05.2025 N АКПИ25-181, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 1 - 3, подпунктов "а", "г", "д" пункта 4 изменений которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. N 783 "Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом", утв. Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 340>Федеральным законом от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 46-ФЗ) статья 34 Федерального закона N 44-ФЗ дополнена частью 9.1 следующего содержания: "9.1. Правительство Российской Федерации вправе установить случаи и порядок списания начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом."; статья 112 Федерального закона N 44-ФЗ дополнена частью 65.1 следующего содержания: "65.1. По соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 - 1.6 статьи 95 настоящего Федерального закона на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.".
Статья: Подрядчик уплатил неустойку: последствия для заказчика
(Иванова И.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 1)Таким образом, суд не согласился с выводами заказчика и указал, что списать можно и уплаченную поставщиком (исполнителем, подрядчиком) неустойку.
(Иванова И.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 1)Таким образом, суд не согласился с выводами заказчика и указал, что списать можно и уплаченную поставщиком (исполнителем, подрядчиком) неустойку.
Вопрос: Об использовании при закупках информации о контрактах, исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе при списании неустоек (штрафов, пеней) по контракту, не списанных заказчиком.
(Письмо Минфина России от 25.01.2024 N 24-06-06/5682)Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение от 22.12.2023 по вопросу о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), с учетом пунктов 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, сообщает следующее.
(Письмо Минфина России от 25.01.2024 N 24-06-06/5682)Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение от 22.12.2023 по вопросу о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), с учетом пунктов 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, сообщает следующее.
Готовое решение: Какие критерии оценки заявок установлены для участников открытых электронных конкурсов по Закону N 44-ФЗ, как их выбрать и описать
(КонсультантПлюс, 2025)положение о том, что принимаете к оценке только договор (договоры), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (при наличии), в том числе с учетом возможного списания заказчиком сумм неустоек в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783. Установить данное положение ваше право, а не обязанность (Письмо Минфина России от 22.12.2023 N 24-06-07/124647).
(КонсультантПлюс, 2025)положение о том, что принимаете к оценке только договор (договоры), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (при наличии), в том числе с учетом возможного списания заказчиком сумм неустоек в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783. Установить данное положение ваше право, а не обязанность (Письмо Минфина России от 22.12.2023 N 24-06-07/124647).
Готовое решение: Как списать неустойку по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Не списывайте неустойку, если для этого нет оснований. Требовать ее уплаты - ваша обязанность (ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, Письма Минфина России от 13.09.2023 N 02-12-12/87684, от 11.05.2022 N 24-06-07/42955). При наличии начисленных штрафов или пеней контролирующие органы требуют идти до конца и взыскивать их с поставщика даже в судебном порядке.
(КонсультантПлюс, 2025)Не списывайте неустойку, если для этого нет оснований. Требовать ее уплаты - ваша обязанность (ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, Письма Минфина России от 13.09.2023 N 02-12-12/87684, от 11.05.2022 N 24-06-07/42955). При наличии начисленных штрафов или пеней контролирующие органы требуют идти до конца и взыскивать их с поставщика даже в судебном порядке.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Заслуживает внимания вопрос о том, подтверждает ли соответствие дополнительному требованию контракт, по которому неустойка начислялась, но была не оплачена, а списана в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 <56> (далее - ПП РФ N 783). Формально ч. 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ требует, чтобы неустойка была именно оплачена; если она была списана, то требование о ее оплате нельзя считать исполненным. Однако при такой трактовке списание неустойки - мера, принятая с целью поддержки исполнителей контрактов, заключенных по Закону N 44-ФЗ, - обернулась бы против самих исполнителей. Как разъяснил регулятор контрактной системы, для целей применения дополнительных требований к участникам закупок списанную неустойку следует приравнивать к уплаченной.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Заслуживает внимания вопрос о том, подтверждает ли соответствие дополнительному требованию контракт, по которому неустойка начислялась, но была не оплачена, а списана в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 <56> (далее - ПП РФ N 783). Формально ч. 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ требует, чтобы неустойка была именно оплачена; если она была списана, то требование о ее оплате нельзя считать исполненным. Однако при такой трактовке списание неустойки - мера, принятая с целью поддержки исполнителей контрактов, заключенных по Закону N 44-ФЗ, - обернулась бы против самих исполнителей. Как разъяснил регулятор контрактной системы, для целей применения дополнительных требований к участникам закупок списанную неустойку следует приравнивать к уплаченной.
Вопрос: Об отнесении контракта, по которому списаны начисленные суммы неустоек (штрафов, пеней), к документам, подтверждающим соответствие участника закупки дополнительному требованию.
(Письмо Минфина России от 30.01.2023 N 24-06-06/6966)Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение от 13.01.2023 по вопросу о применении положений части 2.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части установления дополнительного требования к участникам закупки, сообщает следующее.
(Письмо Минфина России от 30.01.2023 N 24-06-06/6966)Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение от 13.01.2023 по вопросу о применении положений части 2.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части установления дополнительного требования к участникам закупки, сообщает следующее.
Готовое решение: В каком порядке принять участие в электронном аукционе, проводимом по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)документы, подтверждающие исполнение (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки контракта или договора, заключенного по Закону N 223-ФЗ. По такому контракту (договору) должны быть оплачены неустойки, и стоимость исполненных обязательств по нему обязательств должна составлять не менее 20% НМЦК. Данные документы необходимы, если НМЦК 20 млн руб. и более и заказчик установил такое требование согласно ч. 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Соответствие этому требованию можно подтвердить в том числе контрактом, по которому начисленные суммы неустоек (штрафов, пеней) списаны по Правилам, предусмотренным Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 (Письмо Минфина России от 30.01.2023 N 24-06-06/6966);
(КонсультантПлюс, 2025)документы, подтверждающие исполнение (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки контракта или договора, заключенного по Закону N 223-ФЗ. По такому контракту (договору) должны быть оплачены неустойки, и стоимость исполненных обязательств по нему обязательств должна составлять не менее 20% НМЦК. Данные документы необходимы, если НМЦК 20 млн руб. и более и заказчик установил такое требование согласно ч. 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Соответствие этому требованию можно подтвердить в том числе контрактом, по которому начисленные суммы неустоек (штрафов, пеней) списаны по Правилам, предусмотренным Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 (Письмо Минфина России от 30.01.2023 N 24-06-06/6966);
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за март 2023 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 5)Определение от 20 марта 2023 года N 306-ЭС22-23625
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 5)Определение от 20 марта 2023 года N 306-ЭС22-23625