Списание начисленной и неуплаченной неустойки
Подборка наиболее важных документов по запросу Списание начисленной и неуплаченной неустойки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 112 "Заключительные положения" Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""Отказывая в удовлетворении требования учреждения о взыскании неустойки, суды, руководствуясь положениями части 42.1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктов 2, 3 Правил осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденных Постановлением Правительства от 04.07.2018 N 783 (далее - правила N 783), принимая во внимание правовой подход, изложенный в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, и, отметив, что предъявленная учреждением в рамках настоящего спора к взысканию с общества сумма неустойки не превышает 5 процентов от цены контракта, пришли к выводу о наличии правовых оснований для списания начисленной и неуплаченной неустойки согласно Правилам N 783."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 112 "Заключительные положения" Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""Таким образом, по смыслу положений пункта 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, при соблюдении указанных в них условий являются обязанностью государственного (муниципального) заказчика, а не правом."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 28.05.2025 N АКПИ25-181
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 1 - 3, подпунктов "а", "г", "д" пункта 4 изменений которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. N 783 "Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом", утв. Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 340>В развитие данной нормы Правительство Российской Федерации пунктом 4 (подпункт "в") Изменений дополнило пункт 3 Правил, регулирующий случаи и порядок списания заказчиком начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней), подпунктом "д", которым предусмотрено такое списание в случае, если неуплаченные неустойки (штрафы, пени) начислены вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с возникновением не зависящих от него обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с введением санкций и (или) мер ограничительного характера.
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 1 - 3, подпунктов "а", "г", "д" пункта 4 изменений которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. N 783 "Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом", утв. Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 340>В развитие данной нормы Правительство Российской Федерации пунктом 4 (подпункт "в") Изменений дополнило пункт 3 Правил, регулирующий случаи и порядок списания заказчиком начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней), подпунктом "д", которым предусмотрено такое списание в случае, если неуплаченные неустойки (штрафы, пени) начислены вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с возникновением не зависящих от него обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с введением санкций и (или) мер ограничительного характера.
Вопрос: О списании заказчиком начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) по контрактам.
(Письмо Минфина России от 11.01.2024 N 24-06-06/812)Вопрос: О списании заказчиком начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) по контрактам.
(Письмо Минфина России от 11.01.2024 N 24-06-06/812)Вопрос: О списании заказчиком начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) по контрактам.
Статья: Проблемы взыскания штрафных санкций
(Зданкевич А.М.)
("Цивилист", 2023, N 2)Вместе с тем ч. 42.1 ст. 112 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 гг. обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. N 783 утверждены Правила осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом (далее - Правила N 783). В соответствии с действующей с 8 марта 2022 г. редакцией ч. 9.1 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ Правительству Российской Федерации предоставлено право установить случаи и порядок списания начисленных контрагенту сумм неустоек, что послужило основанием внесения соответствующих изменений в Правила N 783. При этом Правилами N 783 установлено, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) обеспечивает сверку расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (штрафов, пеней). Кроме того, списание начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с Правилами N 783 распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения.
(Зданкевич А.М.)
("Цивилист", 2023, N 2)Вместе с тем ч. 42.1 ст. 112 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 гг. обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. N 783 утверждены Правила осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом (далее - Правила N 783). В соответствии с действующей с 8 марта 2022 г. редакцией ч. 9.1 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ Правительству Российской Федерации предоставлено право установить случаи и порядок списания начисленных контрагенту сумм неустоек, что послужило основанием внесения соответствующих изменений в Правила N 783. При этом Правилами N 783 установлено, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) обеспечивает сверку расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (штрафов, пеней). Кроме того, списание начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с Правилами N 783 распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за январь 2025 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Михайлова В.С., Саргсян Т.А., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 3)Само по себе наличие этапов выполнения работ в государственном контракте не влечет за собой возникновения права на списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней), если предусмотренные контрактом этапы объединены единой целью и направлены на достижение общего результата. В противном случае списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней), являющееся по смыслу действующего законодательства антикризисной мерой, до окончания срока контракта при его неисполнении в полном объеме в будущем исказило бы цель принятия Правил списания начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2018 года N 783. В то же время истец не лишен права на списание неустойки по окончании срока контракта при условии исполнения всех обязательств по контракту в полном объеме при отсутствии препятствий правового характера.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Михайлова В.С., Саргсян Т.А., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 3)Само по себе наличие этапов выполнения работ в государственном контракте не влечет за собой возникновения права на списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней), если предусмотренные контрактом этапы объединены единой целью и направлены на достижение общего результата. В противном случае списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней), являющееся по смыслу действующего законодательства антикризисной мерой, до окончания срока контракта при его неисполнении в полном объеме в будущем исказило бы цель принятия Правил списания начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2018 года N 783. В то же время истец не лишен права на списание неустойки по окончании срока контракта при условии исполнения всех обязательств по контракту в полном объеме при отсутствии препятствий правового характера.
Вопрос: О заключении в системе "Электронный бюджет" соглашений о предоставлении целевых субсидий из местного бюджета МБУ; о списании заказчиком начисленных и неуплаченных сумм неустоек, штрафов, пеней.
(Письмо Минфина России от 22.09.2023 N 02-13-11/91290)Вопрос: О заключении в системе "Электронный бюджет" соглашений о предоставлении целевых субсидий из местного бюджета МБУ; о списании заказчиком начисленных и неуплаченных сумм неустоек, штрафов, пеней.
(Письмо Минфина России от 22.09.2023 N 02-13-11/91290)Вопрос: О заключении в системе "Электронный бюджет" соглашений о предоставлении целевых субсидий из местного бюджета МБУ; о списании заказчиком начисленных и неуплаченных сумм неустоек, штрафов, пеней.
Готовое решение: Как списать неустойку по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В первую очередь проверьте, создана ли у вас комиссия по поступлению и выбытию активов, и если нет - создайте. Если комиссия есть, то проверьте наличие у нее полномочий по подготовке решений о списании начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней). Если таких полномочий нет, то необходимо внести соответствующие изменения во внутренние документы и наделить комиссию этими полномочиями. Именно комиссия по поступлению и выбытию активов должна принимать решение о списании неустойки. Регламент ее работы, порядок принятия решений определите самостоятельно, обязательных требований нет (п. п. 9, 10 Правил списания неустоек N 783).
(КонсультантПлюс, 2025)В первую очередь проверьте, создана ли у вас комиссия по поступлению и выбытию активов, и если нет - создайте. Если комиссия есть, то проверьте наличие у нее полномочий по подготовке решений о списании начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней). Если таких полномочий нет, то необходимо внести соответствующие изменения во внутренние документы и наделить комиссию этими полномочиями. Именно комиссия по поступлению и выбытию активов должна принимать решение о списании неустойки. Регламент ее работы, порядок принятия решений определите самостоятельно, обязательных требований нет (п. п. 9, 10 Правил списания неустоек N 783).
Вопрос: О списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) за неисполнение (ненадлежащее исполнение) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту.
(Письмо Минфина России от 02.02.2024 N 24-06-06/8447)Вопрос: О списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) за неисполнение (ненадлежащее исполнение) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту.
(Письмо Минфина России от 02.02.2024 N 24-06-06/8447)Вопрос: О списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) за неисполнение (ненадлежащее исполнение) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Правовая оценка УФАС: как следует из ПП РФ N 783, заказчик оформляет решение о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней). Однако в рассматриваемом случае такое решение в ЕИС не размещено, при этом в реестре контрактов отражена информация о начисленной и неуплаченной неустойке. Комиссия заказчика принимает решение о соответствии или несоответствии представленного контракта на основании сведений, содержащихся в реестре контрактов. В расстраиваемом случае указанные сведения не давали оснований для вывода о соответствии участника закупки требованию ч. 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ <59>.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Правовая оценка УФАС: как следует из ПП РФ N 783, заказчик оформляет решение о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней). Однако в рассматриваемом случае такое решение в ЕИС не размещено, при этом в реестре контрактов отражена информация о начисленной и неуплаченной неустойке. Комиссия заказчика принимает решение о соответствии или несоответствии представленного контракта на основании сведений, содержащихся в реестре контрактов. В расстраиваемом случае указанные сведения не давали оснований для вывода о соответствии участника закупки требованию ч. 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ <59>.
Статья: Списание неустоек в сфере государственных и муниципальных закупок: проблемы правоприменения
(Курц Н.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 3)Кроме того, согласно пп. "а" п. 5 Правил, утвержденных Постановлением N 783, основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек является исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме, подтвержденное актом приемки или иным документом, в связи с чем обстоятельство заключения контракта не в 2020 году и возможности его исполнения до 2020 года не имеет правового значения (см. Определение Верховного Суда РФ от 19.04.2022 N 302-ЭС21-25561).
(Курц Н.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 3)Кроме того, согласно пп. "а" п. 5 Правил, утвержденных Постановлением N 783, основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек является исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме, подтвержденное актом приемки или иным документом, в связи с чем обстоятельство заключения контракта не в 2020 году и возможности его исполнения до 2020 года не имеет правового значения (см. Определение Верховного Суда РФ от 19.04.2022 N 302-ЭС21-25561).