Списание коронавирус
Подборка наиболее важных документов по запросу Списание коронавирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 819 ГК РФПраво на списание задолженности переходит к наследнику заемщика - индивидуального предпринимателя, если наследник продолжил соответствующую деятельность с соблюдением необходимых параметров ее ведения и условий предоставления кредита >>>
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Удержание, снижение и списание неустойки по контракту по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Неустойку в виде штрафа не списывают в связи с эпидемией и взыскивают с поставщика, если не доказано, что неисполнение контракта обусловлено введением ограничительных мер в связи с распространением коронавирусной инфекции
(КонсультантПлюс, 2025)Неустойку в виде штрафа не списывают в связи с эпидемией и взыскивают с поставщика, если не доказано, что неисполнение контракта обусловлено введением ограничительных мер в связи с распространением коронавирусной инфекции
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как списать неустойку по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если неустойка списывается из-за неисполнения контракта по независящим от поставщика обстоятельствам, повлекших невозможность исполнения контракта и связанные с распространением коронавируса, необходимы следующие документы (пп. "в" п. 5 Правил списания неустоек N 783):
(КонсультантПлюс, 2025)Если неустойка списывается из-за неисполнения контракта по независящим от поставщика обстоятельствам, повлекших невозможность исполнения контракта и связанные с распространением коронавируса, необходимы следующие документы (пп. "в" п. 5 Правил списания неустоек N 783):
Статья: Анализ судебной практики применения норм об освобождении от уплаты неустоек, начисленных за неисполнение государственных и муниципальных контрактов
(Курц Н.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 1)При этом, как следует из подп. "б" п. 2 указанного Постановления, для списания неустойки, начисленной именно в связи с форс-мажорными обстоятельствами пандемии COVID-19, не требуется факта полного исполнения контракта в 2020 г.
(Курц Н.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 1)При этом, как следует из подп. "б" п. 2 указанного Постановления, для списания неустойки, начисленной именно в связи с форс-мажорными обстоятельствами пандемии COVID-19, не требуется факта полного исполнения контракта в 2020 г.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 04.07.2018 N 783
(ред. от 09.12.2024)
"О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом"
(вместе с "Правилами списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом")в) если неуплаченные неустойки (штрафы, пени) начислены вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с возникновением не зависящих от него обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней);
(ред. от 09.12.2024)
"О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом"
(вместе с "Правилами списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом")в) если неуплаченные неустойки (штрафы, пени) начислены вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с возникновением не зависящих от него обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней);
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 13.12.2022 N АПЛ22-525
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 13.09.2022 N АКПИ22-604, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 13(1) Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 N 696>Пунктом 2 перечня поручений Президента Российской Федерации N Пр-818 (далее - Перечень), утвержденного 15 мая 2020 г. по итогам совещания, состоявшегося 11 мая 2020 г. по вопросам, связанным с санитарно-эпидемиологической обстановкой в Российской Федерации, Правительству Российской Федерации в срок до 1 июня 2020 г. поручено обеспечить: возможность получения предприятиями, осуществляющими деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, а также социально ориентированными некоммерческими организациями кредитов на поддержку занятости со сроком погашения 1 апреля 2021 г., максимальный размер которых будет определяться исходя из минимального размера оплаты труда на одного работника организации в течение шести месяцев; при этом предусмотреть процентную ставку для конечного заемщика в размере 2 процентов годовых, обеспечение 85 процентов суммы обязательств по кредитам государственными гарантиями, а также возможность полного списания основного долга по кредиту и начисленных процентов в случае сохранения численности работников на уровне не ниже 90 процентов от численности работников на 1 июня 2020 г. и списания 50 процентов основного долга по кредиту и начисленных процентов в случае сохранения численности работников на уровне не ниже 80 процентов от численности работников на 1 июня 2020 г. (подпункт "д"); выделение бюджетных ассигнований из федерального бюджета на субсидирование процентной ставки по кредитам, предусмотренным подпунктом "д" пункта 2 Перечня, а также на компенсацию кредитным организациям сумм списанной задолженности (основного долга и начисленных процентов) по таким кредитам (подпункт "е"); контроль за использованием заемщиками кредита, предусмотренного подпунктом "д" пункта 2 Перечня (подпункт "ж").
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 13.09.2022 N АКПИ22-604, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 13(1) Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 N 696>Пунктом 2 перечня поручений Президента Российской Федерации N Пр-818 (далее - Перечень), утвержденного 15 мая 2020 г. по итогам совещания, состоявшегося 11 мая 2020 г. по вопросам, связанным с санитарно-эпидемиологической обстановкой в Российской Федерации, Правительству Российской Федерации в срок до 1 июня 2020 г. поручено обеспечить: возможность получения предприятиями, осуществляющими деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, а также социально ориентированными некоммерческими организациями кредитов на поддержку занятости со сроком погашения 1 апреля 2021 г., максимальный размер которых будет определяться исходя из минимального размера оплаты труда на одного работника организации в течение шести месяцев; при этом предусмотреть процентную ставку для конечного заемщика в размере 2 процентов годовых, обеспечение 85 процентов суммы обязательств по кредитам государственными гарантиями, а также возможность полного списания основного долга по кредиту и начисленных процентов в случае сохранения численности работников на уровне не ниже 90 процентов от численности работников на 1 июня 2020 г. и списания 50 процентов основного долга по кредиту и начисленных процентов в случае сохранения численности работников на уровне не ниже 80 процентов от численности работников на 1 июня 2020 г. (подпункт "д"); выделение бюджетных ассигнований из федерального бюджета на субсидирование процентной ставки по кредитам, предусмотренным подпунктом "д" пункта 2 Перечня, а также на компенсацию кредитным организациям сумм списанной задолженности (основного долга и начисленных процентов) по таким кредитам (подпункт "е"); контроль за использованием заемщиками кредита, предусмотренного подпунктом "д" пункта 2 Перечня (подпункт "ж").
Готовое решение: Какие расходы отражаются по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ
(КонсультантПлюс, 2025)расходы на оплату экспертной оценки техсостояния объектов, проводимой в целях списания основных средств (Письмо от 13.12.2019 N 02-08-05/98026);
(КонсультантПлюс, 2025)расходы на оплату экспертной оценки техсостояния объектов, проводимой в целях списания основных средств (Письмо от 13.12.2019 N 02-08-05/98026);
Статья: Особенности расследования преступлений, совершаемых в сфере информационных технологий
(Орлова А.А., Гончар В.В.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 4)Так, в 2020 г. ограничения, связанные с распространением коронавирусной инфекции, повлияли на рост хищений, совершенных дистанционно.
(Орлова А.А., Гончар В.В.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 4)Так, в 2020 г. ограничения, связанные с распространением коронавирусной инфекции, повлияли на рост хищений, совершенных дистанционно.
Готовое решение: Как учреждению отразить в учете расходы на приобретение дезинфицирующих средств
(КонсультантПлюс, 2025)Если расходы на покупку таких средств произведены в рамках приносящей доход деятельности бюджетного (автономного) учреждения, стоимость дезинфицирующего средства вы можете учесть в составе прочих или материальных расходов. Также к этим расходам относятся расходы на покупку дезинфицирующих средств для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов госвласти и местного самоуправления, их должностных лиц в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (п. 1 ст. 252, пп. 3 п. 1 ст. 254, пп. 7, 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если расходы на покупку таких средств произведены в рамках приносящей доход деятельности бюджетного (автономного) учреждения, стоимость дезинфицирующего средства вы можете учесть в составе прочих или материальных расходов. Также к этим расходам относятся расходы на покупку дезинфицирующих средств для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов госвласти и местного самоуправления, их должностных лиц в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (п. 1 ст. 252, пп. 3 п. 1 ст. 254, пп. 7, 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Готовое решение: Как организации учесть расходы, возникающие в связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)2. Дополнительные убытки в связи с COVID-19
(КонсультантПлюс, 2025)2. Дополнительные убытки в связи с COVID-19
Статья: О смягчении в сфере труда негативных последствий распространения коронавирусной инфекции COVID-19
(Благодир А.Л.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 1)<5> Указ Президента РФ от 11 мая 2020 г. N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" // СЗ РФ. 2020. N 20. Ст. 3157.
(Благодир А.Л.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 1)<5> Указ Президента РФ от 11 мая 2020 г. N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" // СЗ РФ. 2020. N 20. Ст. 3157.
Статья: Учет неустойки по контрактам в 2023 году
(Ратовская С.А.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 21)- если поставщик не исполнил обязательства в связи с распространением коронавирусной инфекции, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек полностью;
(Ратовская С.А.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 21)- если поставщик не исполнил обязательства в связи с распространением коронавирусной инфекции, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек полностью;
Статья: Списание неустойки - обязанность, а не право заказчика
(Суворова Т.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2024, N 8)- если неуплаченные неустойки начислены в связи с неисполнением поставщиком обязательств по контракту из-за распространения коронавирусной инфекции, заказчик списывает начисленные и неуплаченные суммы неустоек в полном объеме;
(Суворова Т.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2024, N 8)- если неуплаченные неустойки начислены в связи с неисполнением поставщиком обязательств по контракту из-за распространения коронавирусной инфекции, заказчик списывает начисленные и неуплаченные суммы неустоек в полном объеме;
Статья: Списание неустоек в сфере государственных и муниципальных закупок: проблемы правоприменения
(Курц Н.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 3)На наш взгляд, ситуации списания неустоек, начисленных за неисполнение обязательств по государственным (муниципальным) контрактам в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, необходимо рассматривать через призму обстоятельств непреодолимой силы, к коим отнесена пандемия COVID-19 (письмо Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020).
(Курц Н.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 3)На наш взгляд, ситуации списания неустоек, начисленных за неисполнение обязательств по государственным (муниципальным) контрактам в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, необходимо рассматривать через призму обстоятельств непреодолимой силы, к коим отнесена пандемия COVID-19 (письмо Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020).
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 11.08.2023 N 03-03-06/1/75383 <Об учете в целях налога на прибыль расходов, понесенных в период простоя>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 19)А если организации пришлось приостановить деятельность в период распространения коронавирусной инфекции? Тогда затраты в связи с простоем списывают на основании пп. 3 и 4 п. 2 ст. 265 Кодекса, разъяснено в Письме финансового ведомства от 24.09.2020 N 03-03-06/1/83636. Выплаты же сотрудникам за период бездействия учитывают, только если они производятся в соответствии с законодательными требованиями.
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 19)А если организации пришлось приостановить деятельность в период распространения коронавирусной инфекции? Тогда затраты в связи с простоем списывают на основании пп. 3 и 4 п. 2 ст. 265 Кодекса, разъяснено в Письме финансового ведомства от 24.09.2020 N 03-03-06/1/83636. Выплаты же сотрудникам за период бездействия учитывают, только если они производятся в соответствии с законодательными требованиями.
Статья: Как взыскать неустойку с застройщика. Пошаговая инструкция
(Авалян Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 8)- с 3 апреля по 31 декабря 2020 г. включительно (время коронавирусных ограничений);
(Авалян Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 8)- с 3 апреля по 31 декабря 2020 г. включительно (время коронавирусных ограничений);