СПИСАНИЕ ГСМ НА ЛИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ СОТРУДНИКА
Подборка наиболее важных документов по запросу СПИСАНИЕ ГСМ НА ЛИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ СОТРУДНИКА (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 25.12.2015 N 309-КГ15-18071 по делу N А76-25307/2014
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным представления уполномоченного органа и незаконными действий по возложению на предприятие обязанности по восстановлению денежных средств.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, так как выявлены многочисленные нарушения, связанные с оприходованием выручки, расходованием и выдачей средств в подотчет, ведением отчетности, проверка проведена органом в пределах своих полномочий.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Установлены факты приобретения предприятием ГСМ для заправки личных автомобилей Никаноровой Н.М. (директора предприятия) и Плотникова Д.А. По представленным актам списания ГСМ списывали на работы мотопомпы для откачки воды в банях.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным представления уполномоченного органа и незаконными действий по возложению на предприятие обязанности по восстановлению денежных средств.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, так как выявлены многочисленные нарушения, связанные с оприходованием выручки, расходованием и выдачей средств в подотчет, ведением отчетности, проверка проведена органом в пределах своих полномочий.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Установлены факты приобретения предприятием ГСМ для заправки личных автомобилей Никаноровой Н.М. (директора предприятия) и Плотникова Д.А. По представленным актам списания ГСМ списывали на работы мотопомпы для откачки воды в банях.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Аренда авто без экипажа: 4 "расходных" вопроса арендатора
(Капанина Ю.В.)
("Главная книга", 2024, N 6)Организация (не является автотранспортной) использует личный транспорт некоторых работников в служебных целях по договору аренды без экипажа. Поскольку на личные автомобили не предполагается установка специального навигационного оборудования и у нас некому проводить контрольные замеры топлива, то отследить его реальный расход невозможно. Как нам списывать ГСМ для этих машин на "прибыльные" затраты? Обязательно ли нормировать такие расходы? Нужны ли при этом путевые листы?
(Капанина Ю.В.)
("Главная книга", 2024, N 6)Организация (не является автотранспортной) использует личный транспорт некоторых работников в служебных целях по договору аренды без экипажа. Поскольку на личные автомобили не предполагается установка специального навигационного оборудования и у нас некому проводить контрольные замеры топлива, то отследить его реальный расход невозможно. Как нам списывать ГСМ для этих машин на "прибыльные" затраты? Обязательно ли нормировать такие расходы? Нужны ли при этом путевые листы?
Вопрос: Как в авансовом отчете отразить расходы на проезд?
(Консультация эксперта, 2025)Легковое такси при использовании сервисов онлайн-заказа такси
(Консультация эксперта, 2025)Легковое такси при использовании сервисов онлайн-заказа такси
Нормативные акты
Решение Кабардино-Балкарского УФАС России от 25.12.2023 по делу N 007/01/10-860/2023
Обстоятельства: Заинтересованным лицом установлены необоснованно высокие цены на напитки и снэки, реализуемые через вендинговые аппараты, расположенные в стерильной зоне международного аэропорта.
Решение: Признать заинтересованное лицо нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.- компенсация использования личного транспорта при сервисном обслуживании оборудования (аренда и ГСМ личного транспорта);
Обстоятельства: Заинтересованным лицом установлены необоснованно высокие цены на напитки и снэки, реализуемые через вендинговые аппараты, расположенные в стерильной зоне международного аэропорта.
Решение: Признать заинтересованное лицо нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.- компенсация использования личного транспорта при сервисном обслуживании оборудования (аренда и ГСМ личного транспорта);
"Перевозки и автотранспорт"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Семенихин В.В.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2018)Начнем по порядку. Расходы на ГСМ в целях формирования налоговой базы по налогу на прибыль могут быть учтены в качестве прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подпункт 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ), причем в НК РФ данный вид расходов не является нормируемым. К нормируемым расходам в данном случае будут относиться только суммы компенсации, которые организация выплачивает своим сотрудникам, если те используют свой личный транспорт в служебных целях.
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Семенихин В.В.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2018)Начнем по порядку. Расходы на ГСМ в целях формирования налоговой базы по налогу на прибыль могут быть учтены в качестве прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подпункт 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ), причем в НК РФ данный вид расходов не является нормируемым. К нормируемым расходам в данном случае будут относиться только суммы компенсации, которые организация выплачивает своим сотрудникам, если те используют свой личный транспорт в служебных целях.
Статья: Компенсация за использование личного автомобиля в служебных целях при ЕСХН
("Налоги" (газета), 2009, N 26)А ФАС Уральского округа в Постановлении от 18 марта 2008 г. N Ф09-511/08-С2 установил, что арендованные машины использовались как личный транспорт, а при использовании личного транспорта в служебных целях предусмотрена компенсация за использование личного транспорта в служебных целях.
("Налоги" (газета), 2009, N 26)А ФАС Уральского округа в Постановлении от 18 марта 2008 г. N Ф09-511/08-С2 установил, что арендованные машины использовались как личный транспорт, а при использовании личного транспорта в служебных целях предусмотрена компенсация за использование личного транспорта в служебных целях.
Корреспонденция счетов: Работники торговой организации используют личный транспорт в служебных целях. Согласно приказу директора автомобили указанных работников заправляются за счет организации по талонам на приобретение ГСМ. В 2004 г. ежемесячно в последний рабочий день месяца работникам выплачивается компенсация за использование личных автомобилей согласно приказу в размере 2500 руб. на 1 работника...
(Консультация эксперта, 2004)На основании путевого листа, представленного работником, стоимость израсходованных ГСМ в рассматриваемой ситуации списывается с кредита счета 71 в дебет счета 44.
(Консультация эксперта, 2004)На основании путевого листа, представленного работником, стоимость израсходованных ГСМ в рассматриваемой ситуации списывается с кредита счета 71 в дебет счета 44.
Статья: Характерные нарушения, выявляемые в ходе проверок использования автотранспортных средств
(Овчинников П.)
("Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", 2007, N 1)- неправомерное использование служебного автотранспорта в личных целях, а именно при использовании сотрудником учреждения автотранспорта в личных целях (для перевозки домашних вещей). Денежные средства за ГСМ сотрудником, использовавшим автомобиль, возмещены не были, в результате произведено необоснованное списание ГСМ за счет средств федерального бюджета;
(Овчинников П.)
("Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", 2007, N 1)- неправомерное использование служебного автотранспорта в личных целях, а именно при использовании сотрудником учреждения автотранспорта в личных целях (для перевозки домашних вещей). Денежные средства за ГСМ сотрудником, использовавшим автомобиль, возмещены не были, в результате произведено необоснованное списание ГСМ за счет средств федерального бюджета;
Вопрос: Включаются ли в себестоимость товаров (работ, услуг) расходы по содержанию арендованного имущества в случае аренды у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем?
("Бухгалтерский учет", 2000, N 15)Согласно пп."м" п.2 Положения о составе затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты по транспортировке работников к месту работы и обратно в направлениях, не обслуживаемых пассажирским транспортом общего пользования. Следовательно, если организация будет использовать арендованное у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, транспортное средство для перевозки своих работников, при этом указанное действие будет производиться в производственных целях и будут иметься соответствующие первичные документы (например, путевые листы), то она сможет арендную плату, затраты на приобретение горюче - смазочных материалов списывать на себестоимость продукции (работ, услуг).
("Бухгалтерский учет", 2000, N 15)Согласно пп."м" п.2 Положения о составе затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты по транспортировке работников к месту работы и обратно в направлениях, не обслуживаемых пассажирским транспортом общего пользования. Следовательно, если организация будет использовать арендованное у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, транспортное средство для перевозки своих работников, при этом указанное действие будет производиться в производственных целях и будут иметься соответствующие первичные документы (например, путевые листы), то она сможет арендную плату, затраты на приобретение горюче - смазочных материалов списывать на себестоимость продукции (работ, услуг).
"Документооборот и первичные документы в бухгалтерском учете"
(Семенихин В.В.)
("Московская финансово-промышленная академия", 2012)Теперь что касается норм расходов ГСМ. Распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р утверждены Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте. У организаций очень часто возникает вопрос: следует ли учитывать данные Нормы для целей налогового учета или же организация может утвердить собственные нормы расхода? Начнем по порядку. Расходы на ГСМ в целях формирования налоговой базы по налогу на прибыль могут быть учтены в качестве прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом в НК РФ данный вид расходов не является нормируемым. К нормируемым расходам в данном случае будут относиться только суммы компенсации, которую организация выплачивает своим сотрудникам, если те используют свой личный транспорт в целях организации. Казалось бы, что при отсутствии норм расходы на ГСМ можно учесть в фактическом объеме. Однако при этом следует иметь в виду, что каждый автомобиль имеет определенные технические характеристики, позволяющие определить, сколько топлива расходует то или иное транспортное средство при его эксплуатации. Поэтому при осуществлении выездной налоговой проверки первое, что сделают налоговики, - проверят соответствие списанных расходов пройденному расстоянию. Поэтому применение Норм в данном случае является объективной необходимостью не только, чтобы избежать претензий со стороны налоговиков, но и для целей контроля расходования ГСМ в вашей организации. Однако это не означает, что организация обязана руководствоваться утвержденными Нормами. Лучше всего произвести замеры расходуемого топлива и утвердить самостоятельные нормы расхода ГСМ. Однако имейте в виду, что при значительном расхождении ваших норм с Нормами Минтранса интерес налоговиков только повысится. Что касается разъяснений Минфина России, то он в Письме от 3 сентября 2010 г. N 03-03-06/2/57 не обязывает налогоплательщиков применять утвержденные Нормы, но указывает на то, что налогоплательщик при определении обоснованности произведенных затрат должен учитывать данные Нормы. Однако вышесказанное не мешает некоторым отчаянным налогоплательщикам признавать расходы на ГСМ в фактическом объеме. Не удивительно, что подобные действия налогоплательщика приводят к судебным разбирательствам. И, что самое интересное, некоторым из них удается доказать свою точку зрения. Так, например, стоит ознакомиться с Постановлением ФАС Центрального округа от 4 апреля 2008 г. по делу N А09-3658/07-29 (Определением ВАС РФ от 14 августа 2008 г. N 9586/08 по делу N А09-3658/07-29 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ). Такая судебная практика является, скорее всего, исключением, нежели нормой.
(Семенихин В.В.)
("Московская финансово-промышленная академия", 2012)Теперь что касается норм расходов ГСМ. Распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р утверждены Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте. У организаций очень часто возникает вопрос: следует ли учитывать данные Нормы для целей налогового учета или же организация может утвердить собственные нормы расхода? Начнем по порядку. Расходы на ГСМ в целях формирования налоговой базы по налогу на прибыль могут быть учтены в качестве прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом в НК РФ данный вид расходов не является нормируемым. К нормируемым расходам в данном случае будут относиться только суммы компенсации, которую организация выплачивает своим сотрудникам, если те используют свой личный транспорт в целях организации. Казалось бы, что при отсутствии норм расходы на ГСМ можно учесть в фактическом объеме. Однако при этом следует иметь в виду, что каждый автомобиль имеет определенные технические характеристики, позволяющие определить, сколько топлива расходует то или иное транспортное средство при его эксплуатации. Поэтому при осуществлении выездной налоговой проверки первое, что сделают налоговики, - проверят соответствие списанных расходов пройденному расстоянию. Поэтому применение Норм в данном случае является объективной необходимостью не только, чтобы избежать претензий со стороны налоговиков, но и для целей контроля расходования ГСМ в вашей организации. Однако это не означает, что организация обязана руководствоваться утвержденными Нормами. Лучше всего произвести замеры расходуемого топлива и утвердить самостоятельные нормы расхода ГСМ. Однако имейте в виду, что при значительном расхождении ваших норм с Нормами Минтранса интерес налоговиков только повысится. Что касается разъяснений Минфина России, то он в Письме от 3 сентября 2010 г. N 03-03-06/2/57 не обязывает налогоплательщиков применять утвержденные Нормы, но указывает на то, что налогоплательщик при определении обоснованности произведенных затрат должен учитывать данные Нормы. Однако вышесказанное не мешает некоторым отчаянным налогоплательщикам признавать расходы на ГСМ в фактическом объеме. Не удивительно, что подобные действия налогоплательщика приводят к судебным разбирательствам. И, что самое интересное, некоторым из них удается доказать свою точку зрения. Так, например, стоит ознакомиться с Постановлением ФАС Центрального округа от 4 апреля 2008 г. по делу N А09-3658/07-29 (Определением ВАС РФ от 14 августа 2008 г. N 9586/08 по делу N А09-3658/07-29 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ). Такая судебная практика является, скорее всего, исключением, нежели нормой.
Статья: Последствия несчастного случая на производстве
(Шнайдер С.)
("Кадровик.ру", 2010, N 11)Это надо знать. В последнее время работодатели часто арендуют помещения для офисов за городом - это выгоднее, да и добираться туда по утрам гораздо проще и быстрее. Сотрудников к месту работы, как правило, доставляет корпоративный транспорт. Необходимо помнить, что в случае дорожно-транспортного происшествия с участием корпоративного транспорта ответственность перед работниками несет именно работодатель.
(Шнайдер С.)
("Кадровик.ру", 2010, N 11)Это надо знать. В последнее время работодатели часто арендуют помещения для офисов за городом - это выгоднее, да и добираться туда по утрам гораздо проще и быстрее. Сотрудников к месту работы, как правило, доставляет корпоративный транспорт. Необходимо помнить, что в случае дорожно-транспортного происшествия с участием корпоративного транспорта ответственность перед работниками несет именно работодатель.
Статья: Бухгалтерский учет поступления и расходования горюче - смазочных материалов на все виды транспортных средств, которые состоят и не состоят на учете у предприятия
(Гейц И.В.)
("Консультант Бухгалтера", 1999, N 4)По той же причине (учет материальных затрат до их списания должно производить само предприятие) при использовании работниками предприятия своего личного автомобильного транспорта в производственных целях и выплате ему за это в установленном порядке денежной компенсации, списание ГСМ может быть произведено только за счет средств работодателя (счет 88) с последующим включением сумм в совокупный налогооблагаемый доход работника.
(Гейц И.В.)
("Консультант Бухгалтера", 1999, N 4)По той же причине (учет материальных затрат до их списания должно производить само предприятие) при использовании работниками предприятия своего личного автомобильного транспорта в производственных целях и выплате ему за это в установленном порядке денежной компенсации, списание ГСМ может быть произведено только за счет средств работодателя (счет 88) с последующим включением сумм в совокупный налогооблагаемый доход работника.
Статья: Все о путевом листе
(Комиссарова Т.Ю.)
("Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, N 10)- если отношения, связанные с использованием личного транспортного средства, урегулированы сторонами посредством заключения гражданско-правового договора, размер затрат ограничивается только общими требованиями, касающимися их экономической обоснованности и документального подтверждения (ст. 252 НК РФ). В этом случае расходы на содержание служебного транспорта относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ), и списываются без учета норм, предусмотренных для компенсации использования личного транспорта работников.
(Комиссарова Т.Ю.)
("Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, N 10)- если отношения, связанные с использованием личного транспортного средства, урегулированы сторонами посредством заключения гражданско-правового договора, размер затрат ограничивается только общими требованиями, касающимися их экономической обоснованности и документального подтверждения (ст. 252 НК РФ). В этом случае расходы на содержание служебного транспорта относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ), и списываются без учета норм, предусмотренных для компенсации использования личного транспорта работников.