Спецсчет по контракту
Подборка наиболее важных документов по запросу Спецсчет по контракту (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Неустойка по контракту по гособоронзаказу
(КонсультантПлюс, 2025)...Истец, указывая на допущенное ответчиком нарушение условия контракта, выразившееся в неоткрытии специального лицевого счета в территориальном органе казначейства... до окончания срока действия контракта, предъявил ответчику претензию с требованием об уплате штрафа, неудовлетворение которой послужило основанием для обращения... в суд.
(КонсультантПлюс, 2025)...Истец, указывая на допущенное ответчиком нарушение условия контракта, выразившееся в неоткрытии специального лицевого счета в территориальном органе казначейства... до окончания срока действия контракта, предъявил ответчику претензию с требованием об уплате штрафа, неудовлетворение которой послужило основанием для обращения... в суд.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 101 "Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган приостановил операции по специальному счету общества в банке, который налогоплательщик использовал для залога и для выполнения контрактов в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Суд признал приостановление операций правомерным, так как законодательство РФ не ограничивает возможность налогового органа приостановить операции по специальному счету, открытому в рамках закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Кроме того, общество фактически не задействовало денежные средства со спорного счета для исполнения обязанностей в сфере закупок. Следовательно, приостановление операций по данному счету не препятствует хозяйственной деятельности налогоплательщика.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган приостановил операции по специальному счету общества в банке, который налогоплательщик использовал для залога и для выполнения контрактов в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Суд признал приостановление операций правомерным, так как законодательство РФ не ограничивает возможность налогового органа приостановить операции по специальному счету, открытому в рамках закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Кроме того, общество фактически не задействовало денежные средства со спорного счета для исполнения обязанностей в сфере закупок. Следовательно, приостановление операций по данному счету не препятствует хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие требования предъявляют к обеспечению заявки на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Участник должен открыть специальный счет для обеспечения заявок, если планирует обеспечивать их деньгами. Открыть такой счет можно только в банке из Перечня, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 13.07.2018 N 1451-р (пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 44 Закона N 44-ФЗ). Порядок его открытия не отличается от открытия расчетного: участник обращается в любой из уполномоченных банков, готовит стандартный пакет документов и заключает договор специального банковского счета.
(КонсультантПлюс, 2025)Участник должен открыть специальный счет для обеспечения заявок, если планирует обеспечивать их деньгами. Открыть такой счет можно только в банке из Перечня, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 13.07.2018 N 1451-р (пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 44 Закона N 44-ФЗ). Порядок его открытия не отличается от открытия расчетного: участник обращается в любой из уполномоченных банков, готовит стандартный пакет документов и заключает договор специального банковского счета.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О государственном оборонном заказе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)Статья 8.3. Режим использования отдельного счета
(ред. от 28.12.2024)
"О государственном оборонном заказе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)Статья 8.3. Режим использования отдельного счета
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)а) путем блокирования денежных средств на банковском счете, открытом таким участником в банке, включенном в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации (далее - специальный счет), для их перевода в случаях, предусмотренных настоящей статьей, на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Требования к таким банкам, к договору специального счета, к порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета устанавливаются Правительством Российской Федерации;
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)а) путем блокирования денежных средств на банковском счете, открытом таким участником в банке, включенном в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации (далее - специальный счет), для их перевода в случаях, предусмотренных настоящей статьей, на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Требования к таким банкам, к договору специального счета, к порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета устанавливаются Правительством Российской Федерации;
Вопрос: Может ли организация-продавец принять на свой расчетный счет плату за произведенную продукцию со специального счета по государственному оборонному заказу от покупателя и указать в УПД их идентификатор государственного контракта (ИГК)? Какие для продавца могут быть последствия?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Может ли организация-продавец принять на свой расчетный счет плату за произведенную продукцию со специального счета по государственному оборонному заказу от покупателя и указать в УПД их идентификатор государственного контракта (ИГК)? Какие для продавца могут быть последствия?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Может ли организация-продавец принять на свой расчетный счет плату за произведенную продукцию со специального счета по государственному оборонному заказу от покупателя и указать в УПД их идентификатор государственного контракта (ИГК)? Какие для продавца могут быть последствия?
Статья: Полномочия субъектов, обеспечивающих финансирование публичных закупок
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2022, N 3)- субъекты специальной компетенции, участвующие в процессе реализации бюджетных средств, к которым отнесем такие субъекты, как: Минфин России и Федеральное казначейство, Счетная палата РФ, Банк России, а также иные уполномоченные банки, обеспечивающие выдачу банковских гарантий, ведение специальных счетов и банковское сопровождение контрактов.
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2022, N 3)- субъекты специальной компетенции, участвующие в процессе реализации бюджетных средств, к которым отнесем такие субъекты, как: Минфин России и Федеральное казначейство, Счетная палата РФ, Банк России, а также иные уполномоченные банки, обеспечивающие выдачу банковских гарантий, ведение специальных счетов и банковское сопровождение контрактов.
Готовое решение: Как принять участие в электронной малой закупке у единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Оператор электронной площадки может взимать плату за участие в электронной процедуре (в том числе в малой электронной закупке), если она им установлена. Она взимается с участника, с которым заключается контракт. В зависимости от того, открыл ли такой участник закупки специальный счет в банке из Перечня, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 13.07.2018 N 1451-р, оператор электронной площадки может предъявить (п. п. 7, 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.05.2018 N 564, Письмо Минфина России от 12.02.2021 N 24-06-08/9591):
(КонсультантПлюс, 2025)Оператор электронной площадки может взимать плату за участие в электронной процедуре (в том числе в малой электронной закупке), если она им установлена. Она взимается с участника, с которым заключается контракт. В зависимости от того, открыл ли такой участник закупки специальный счет в банке из Перечня, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 13.07.2018 N 1451-р, оператор электронной площадки может предъявить (п. п. 7, 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.05.2018 N 564, Письмо Минфина России от 12.02.2021 N 24-06-08/9591):
Статья: Нюансы кредитного анализа корпоративных заемщиков, применяющих специальные банковские счета
(Бродский Г.)
("Банковское кредитование", 2023, N 1)Со специальными банковскими счетами <1> кредитные организации сталкиваются, как правило, при контрактном кредитовании, например финансировании гособоронзаказа (ГОЗ), кредитовании госконтрактов. Общей чертой этих счетов являются целевой характер использования поступающих на счет денежных средств по контракту и ограничения вывода этих средств со счета, в том числе и для погашения кредита в банке. Как кредитному подразделению подходить к анализу таких заемщиков? Какие особенности учитывать? С помощью каких инструментов можно провести кредитный анализ?
(Бродский Г.)
("Банковское кредитование", 2023, N 1)Со специальными банковскими счетами <1> кредитные организации сталкиваются, как правило, при контрактном кредитовании, например финансировании гособоронзаказа (ГОЗ), кредитовании госконтрактов. Общей чертой этих счетов являются целевой характер использования поступающих на счет денежных средств по контракту и ограничения вывода этих средств со счета, в том числе и для погашения кредита в банке. Как кредитному подразделению подходить к анализу таких заемщиков? Какие особенности учитывать? С помощью каких инструментов можно провести кредитный анализ?
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 2)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2023)"Суды исходили из того, что расчеты производились через специальный счет <1>, предназначенный только для оплаты результатов работ по контракту. Кроме того, осуществлялось банковское сопровождение, то есть мониторинг расчетов. Режим специального счета предусматривал поступление денег от муниципального заказчика с целевым назначением, а фирма была обязана перечислить денежные средства далее по цепочке согласованной кооперации конкретного муниципального контракта на специальный счет исполнителей, в том числе общества "СоюзДонСтрой".
(выпуск 2)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2023)"Суды исходили из того, что расчеты производились через специальный счет <1>, предназначенный только для оплаты результатов работ по контракту. Кроме того, осуществлялось банковское сопровождение, то есть мониторинг расчетов. Режим специального счета предусматривал поступление денег от муниципального заказчика с целевым назначением, а фирма была обязана перечислить денежные средства далее по цепочке согласованной кооперации конкретного муниципального контракта на специальный счет исполнителей, в том числе общества "СоюзДонСтрой".
Статья: Особенности, проблемы и пути их решения при строительстве в рамках государственного заказа, а также государственного оборонного заказа
(Павлов Д.М., Девятайкин Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)Статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме строительства в рамках государственного заказа, а также государственного оборонного заказа. Данный факт наглядно просматривается на фоне стабильного роста числа государственных заказов по данному направлению. Затрагивается тема строительства с использованием бюджетных средств, а также строительства объектов специального назначения. При изучении данного вопроса авторами сделан вывод, что действующая нормативная база несовершенна и не позволяет заниматься контрактной деятельностью с максимально возможной эффективностью. Существующие проблемы подчеркивает факт большого количества нововведений в Федеральном законе N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступивших в силу с начала 2021 г. Однако, несмотря на внушительный перечень нововведений, действующее законодательство оставляет ряд вопросов, требующих изучения и поиска способов их решения. Был разобран вопрос о том, кто же может выступать заказчиком по государственному оборонному заказу, а также, с учетом специфики отрасли, были выделены и разобраны особенности, встречающиеся на пути участников строительства в рамках государственного оборонного заказа. Отдельно затронут вопрос необходимости открытия исполнителями по таким контрактам спецсчета, а также указан ряд исключений, когда спецсчет не открывается. Описан также механизм казначейского сопровождения, процесс его работы и перечислены виды контрактов, которые подлежат обязательному сопровождению таким методом. При написании статьи были выявлены проблемы, которые возникают на различных этапах осуществления строительной деятельности, а также предложены наиболее эффективные, по мнению авторов, пути их решения.
(Павлов Д.М., Девятайкин Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)Статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме строительства в рамках государственного заказа, а также государственного оборонного заказа. Данный факт наглядно просматривается на фоне стабильного роста числа государственных заказов по данному направлению. Затрагивается тема строительства с использованием бюджетных средств, а также строительства объектов специального назначения. При изучении данного вопроса авторами сделан вывод, что действующая нормативная база несовершенна и не позволяет заниматься контрактной деятельностью с максимально возможной эффективностью. Существующие проблемы подчеркивает факт большого количества нововведений в Федеральном законе N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступивших в силу с начала 2021 г. Однако, несмотря на внушительный перечень нововведений, действующее законодательство оставляет ряд вопросов, требующих изучения и поиска способов их решения. Был разобран вопрос о том, кто же может выступать заказчиком по государственному оборонному заказу, а также, с учетом специфики отрасли, были выделены и разобраны особенности, встречающиеся на пути участников строительства в рамках государственного оборонного заказа. Отдельно затронут вопрос необходимости открытия исполнителями по таким контрактам спецсчета, а также указан ряд исключений, когда спецсчет не открывается. Описан также механизм казначейского сопровождения, процесс его работы и перечислены виды контрактов, которые подлежат обязательному сопровождению таким методом. При написании статьи были выявлены проблемы, которые возникают на различных этапах осуществления строительной деятельности, а также предложены наиболее эффективные, по мнению авторов, пути их решения.
Статья: Финансовый мониторинг в сфере государственного оборонного заказа
(Фартунов Е.А.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 1)П.В. Славинский определяет финансовый мониторинг государственных закупок как "совокупность финансово-контрольных правоотношений, содержанием которых является осуществление субъектами (органами и объектами) финансового мониторинга постоянного (непрерывного) наблюдения за совершением контролируемыми лицами тех или иных финансовых операций по списанию и зачислению денежных средств на специальных расчетных счетах в ходе исполнения государственных контрактов" <4>. И хотя данное определение можно отнести к любым закупкам, осуществляемым для нужд государства и органов местного самоуправления, указанный автор обращает внимание на его справедливость и для закупок, осуществляемых в рамках ГОЗ.
(Фартунов Е.А.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 1)П.В. Славинский определяет финансовый мониторинг государственных закупок как "совокупность финансово-контрольных правоотношений, содержанием которых является осуществление субъектами (органами и объектами) финансового мониторинга постоянного (непрерывного) наблюдения за совершением контролируемыми лицами тех или иных финансовых операций по списанию и зачислению денежных средств на специальных расчетных счетах в ходе исполнения государственных контрактов" <4>. И хотя данное определение можно отнести к любым закупкам, осуществляемым для нужд государства и органов местного самоуправления, указанный автор обращает внимание на его справедливость и для закупок, осуществляемых в рамках ГОЗ.