Специфические субсидии
Подборка наиболее важных документов по запросу Специфические субсидии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 171 "Налоговые вычеты" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество является организацией, обеспечивающей бесперебойное электроснабжение потребителей в населенных пунктах, относящихся к зонам децентрализованного электроснабжения, по регулируемым ценам. Общество является получателем субсидий, предусмотренных постановлениями правительства Иркутской области от 02.09.2015 N 439-пп и от 10.07.2014 N 336-пп. Из смысла указанных постановлений следует, что субсидия по постановлению N 336-пп предоставляется в целях финансового обеспечения затрат, связанных с приобретением и доставкой топлива, по своему функциональному назначению и фактически служит авансом субсидии по постановлению N 439-пп, сумма которой подлежит уменьшению на сумму ранее предоставленной субсидии в целях финансового обеспечения затрат, связанных с приобретением и доставкой топлива. Суд установил, что в проверяемый период общество за счет субсидий приобрело дизельное топливо, стоимость которого включала в себя суммы НДС. Суд указал, что, поскольку субсидия, предоставленная по постановлению N 336-пп, по своему экономическому смыслу является составной частью (авансом) общего объема субсидии, предоставляемой в целях возмещения недополученных доходов, для целей исчисления НДС не может иметь самостоятельного правового регулирования, предусмотренного п. 2.1, подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, следовательно, НДС по приобретенному топливу на основании положений статей 171, 172 НК РФ подлежит вычету (возмещению). Исходя из специфики применения предусмотренного постановлением N 439-пп механизма субсидирования с учетом постановления N 336-пп, суд признал неправомерным отказ инспекции в принятии к вычету НДС, уплаченного обществом при приобретении и доставке топлива за счет средств субсидий.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество является организацией, обеспечивающей бесперебойное электроснабжение потребителей в населенных пунктах, относящихся к зонам децентрализованного электроснабжения, по регулируемым ценам. Общество является получателем субсидий, предусмотренных постановлениями правительства Иркутской области от 02.09.2015 N 439-пп и от 10.07.2014 N 336-пп. Из смысла указанных постановлений следует, что субсидия по постановлению N 336-пп предоставляется в целях финансового обеспечения затрат, связанных с приобретением и доставкой топлива, по своему функциональному назначению и фактически служит авансом субсидии по постановлению N 439-пп, сумма которой подлежит уменьшению на сумму ранее предоставленной субсидии в целях финансового обеспечения затрат, связанных с приобретением и доставкой топлива. Суд установил, что в проверяемый период общество за счет субсидий приобрело дизельное топливо, стоимость которого включала в себя суммы НДС. Суд указал, что, поскольку субсидия, предоставленная по постановлению N 336-пп, по своему экономическому смыслу является составной частью (авансом) общего объема субсидии, предоставляемой в целях возмещения недополученных доходов, для целей исчисления НДС не может иметь самостоятельного правового регулирования, предусмотренного п. 2.1, подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, следовательно, НДС по приобретенному топливу на основании положений статей 171, 172 НК РФ подлежит вычету (возмещению). Исходя из специфики применения предусмотренного постановлением N 439-пп механизма субсидирования с учетом постановления N 336-пп, суд признал неправомерным отказ инспекции в принятии к вычету НДС, уплаченного обществом при приобретении и доставке топлива за счет средств субсидий.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Новые векторы развития права ВТО и отдельные вопросы применения инструмента субсидии
(Глазатов М.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)Рассмотренные нормы ГАТТ-47 получили свое развитие уже в рамках ССКМ. В ССКМ было установлено, что к запрещенным относятся субсидии, связанные не только с экспортом, но и с использованием товаров отечественного происхождения. Кроме того, на международном уровне было закреплено, что к субсидиям относятся те действия государства или его публичных органов, финансовый вклад которых предоставляет определенные преимущества, и уточнено, что субсидии могут носить специфический и неспецифический характер. Только специфическая субсидия охватывается положениями ССКМ <6>.
(Глазатов М.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)Рассмотренные нормы ГАТТ-47 получили свое развитие уже в рамках ССКМ. В ССКМ было установлено, что к запрещенным относятся субсидии, связанные не только с экспортом, но и с использованием товаров отечественного происхождения. Кроме того, на международном уровне было закреплено, что к субсидиям относятся те действия государства или его публичных органов, финансовый вклад которых предоставляет определенные преимущества, и уточнено, что субсидии могут носить специфический и неспецифический характер. Только специфическая субсидия охватывается положениями ССКМ <6>.
"Параллельный импорт и исчерпание исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Сотрудничество в сфере развития национальной промышленности и импортозамещение: монография"
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)Поскольку субсидии могут оказывать трансформирующее влияние на внутренние и международные рынки и ограничивать доступ к рынкам, они рассматриваются в положениях международных договоров, посвященных международной торговле. При этом стоит отметить, что положения ВТО о субсидиях, содержащиеся в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ), Соглашении по субсидиям и компенсационным мерам и Соглашении по сельскому хозяйству, существенно не обновлялись с момента заключения этих Соглашений. Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах регламентирует использование субсидий и компенсационных мер, направленных на преодоление негативных последствий субсидируемого импорта. Только субсидии, которые являются специфическими для отрасли, предприятия, группы отраслей, предприятий или региона, могут подлежать запретительным, ограничительным мерам, поскольку они считаются более деформирующими торговлю. Специфические субсидии запрещены, если их предоставление ставится в зависимость от результатов экспорта или необходимости использования отечественных товаров вместо импортных (ст. 3 Соглашения).
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)Поскольку субсидии могут оказывать трансформирующее влияние на внутренние и международные рынки и ограничивать доступ к рынкам, они рассматриваются в положениях международных договоров, посвященных международной торговле. При этом стоит отметить, что положения ВТО о субсидиях, содержащиеся в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ), Соглашении по субсидиям и компенсационным мерам и Соглашении по сельскому хозяйству, существенно не обновлялись с момента заключения этих Соглашений. Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах регламентирует использование субсидий и компенсационных мер, направленных на преодоление негативных последствий субсидируемого импорта. Только субсидии, которые являются специфическими для отрасли, предприятия, группы отраслей, предприятий или региона, могут подлежать запретительным, ограничительным мерам, поскольку они считаются более деформирующими торговлю. Специфические субсидии запрещены, если их предоставление ставится в зависимость от результатов экспорта или необходимости использования отечественных товаров вместо импортных (ст. 3 Соглашения).
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.12.2003 N 165-ФЗ
(ред. от 08.12.2020)
"О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров"Статья 34. Консультации для установления наличия предполагаемой специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств)
(ред. от 08.12.2020)
"О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров"Статья 34. Консультации для установления наличия предполагаемой специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств)
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 14.04.2025 N 03-03-05/37141 <Как при реорганизации учесть субсидию?>
(Афанасова Д.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 11)Минфин России в Письме от 14.04.2025 N 03-03-05/37141 внес ясность в вопрос, касающийся реорганизации в форме преобразования, хотя принципы, изложенные в Письме, применимы и к другим формам реорганизации с учетом специфики каждой. Субсидии на расходы для приобретения, создания, модернизации, реконструкции амортизируемого имущества учитывают по мере признания расходов, фактически понесенных за счет этих средств.
(Афанасова Д.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 11)Минфин России в Письме от 14.04.2025 N 03-03-05/37141 внес ясность в вопрос, касающийся реорганизации в форме преобразования, хотя принципы, изложенные в Письме, применимы и к другим формам реорганизации с учетом специфики каждой. Субсидии на расходы для приобретения, создания, модернизации, реконструкции амортизируемого имущества учитывают по мере признания расходов, фактически понесенных за счет этих средств.
Статья: Обзор правовых позиций в определениях Конституционного Суда России
(Афанасьев С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 4)С учетом специфики конкретной субсидии, предоставляемой по достижении определенных результатов хозяйственной деятельности частного субъекта на основании его волеизъявления, предполагается, что право на получение такой меры государственной поддержки во всяком случае возникает не ранее обращения предпринимателя с заявлением о предоставлении субсидии и окончательно объективируется при принятии положительного решения и заключении соответствующего соглашения в зависимости от количества поданных заявок и объема выделенных на эти цели бюджетных средств. До принятия органом государственной власти решения о предоставлении субсидии и изъявления воли получателя на принятие на себя дополнительных обязательств не возникает субъективного права на получение субсидии даже у лица, объективно отвечающего требованиям нормативного правового акта, установившего возможность получения субсидии на определенных условиях.
(Афанасьев С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 4)С учетом специфики конкретной субсидии, предоставляемой по достижении определенных результатов хозяйственной деятельности частного субъекта на основании его волеизъявления, предполагается, что право на получение такой меры государственной поддержки во всяком случае возникает не ранее обращения предпринимателя с заявлением о предоставлении субсидии и окончательно объективируется при принятии положительного решения и заключении соответствующего соглашения в зависимости от количества поданных заявок и объема выделенных на эти цели бюджетных средств. До принятия органом государственной власти решения о предоставлении субсидии и изъявления воли получателя на принятие на себя дополнительных обязательств не возникает субъективного права на получение субсидии даже у лица, объективно отвечающего требованиям нормативного правового акта, установившего возможность получения субсидии на определенных условиях.