Специальный счет поставщика
Подборка наиболее важных документов по запросу Специальный счет поставщика (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 86 "Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля" НК РФ"Полномочия налоговых органов по истребованию выписок по счетам налогоплательщиков закреплены пунктами 2 и 4 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации (при осуществлении функций контроля соблюдения законодательства о налогах и сборах), пунктом 8 статьи 14 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (при осуществлении функции контроля в отношении организаций (индивидуальных предпринимателей), являющихся банковскими платежными агентами (субагентами), пунктом 5 статьи 7 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (при осуществлении функции контроля по использованию платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов), пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (при осуществлении функции контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, а также за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей)."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 86 "Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля" НК РФ"Полномочия налоговых органов по истребованию выписок по счетам налогоплательщиков закреплены пунктами 2 и 4 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации (при осуществлении функций контроля соблюдения законодательства о налогах и сборах), пунктом 8 статьи 14 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (при осуществлении функции контроля в отношении организаций (индивидуальных предпринимателей), являющихся банковскими платежными агентами (субагентами), пунктом 5 статьи 7 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (при осуществлении функции контроля по использованию платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов), пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (при осуществлении функции контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, а также за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О взыскании задолженности за счет денежных средств на специальном банковском счете платежного агента (субагента), поставщика и приостановлении операций на нем.
(Письмо Минфина России от 12.08.2024 N 03-02-06/75185)Вопрос: О взыскании задолженности за счет денежных средств на специальном банковском счете платежного агента (субагента), поставщика и приостановлении операций на нем.
(Письмо Минфина России от 12.08.2024 N 03-02-06/75185)Вопрос: О взыскании задолженности за счет денежных средств на специальном банковском счете платежного агента (субагента), поставщика и приостановлении операций на нем.
Нормативные акты
Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"18. Поставщик, за исключением органов государственной власти, органов публичной власти федеральной территории, органов местного самоуправления, а также казенных и бюджетных учреждений, находящихся в их ведении, при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета). Поставщик, за исключением органов государственной власти, органов публичной власти федеральной территории, органов местного самоуправления, а также казенных и бюджетных учреждений, находящихся в их ведении, не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
(ред. от 31.07.2025)
"О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"18. Поставщик, за исключением органов государственной власти, органов публичной власти федеральной территории, органов местного самоуправления, а также казенных и бюджетных учреждений, находящихся в их ведении, при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета). Поставщик, за исключением органов государственной власти, органов публичной власти федеральной территории, органов местного самоуправления, а также казенных и бюджетных учреждений, находящихся в их ведении, не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
Инструкция Банка России от 30.06.2021 N 204-И
(ред. от 27.12.2024)
"Об открытии, ведении и закрытии банковских счетов и счетов по вкладам (депозитам)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2021 N 64669)3.4. При открытии специального банковского счета банковскому платежному агенту (банковскому платежному субагенту), платежному агенту, лицу, являющемуся поставщиком в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 23, ст. 2758; 2019, N 52, ст. 7831), кредитная организация должна располагать сведениями соответственно о договоре о привлечении банковского платежного агента (банковского платежного субагента), о договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
(ред. от 27.12.2024)
"Об открытии, ведении и закрытии банковских счетов и счетов по вкладам (депозитам)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2021 N 64669)3.4. При открытии специального банковского счета банковскому платежному агенту (банковскому платежному субагенту), платежному агенту, лицу, являющемуся поставщиком в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 23, ст. 2758; 2019, N 52, ст. 7831), кредитная организация должна располагать сведениями соответственно о договоре о привлечении банковского платежного агента (банковского платежного субагента), о договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Вопрос: Возможно ли зачисление инкассированных денежных средств платежного агента/банковского платежного агента на счет 40821 "Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика" со счета 40906 "Инкассированные наличные деньги"?
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Вопрос: Возможно ли зачисление инкассированных денежных средств платежного агента/банковского платежного агента на счет 40821 "Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика" со счета 40906 "Инкассированные наличные деньги"?
Статья: О "виртуализации" платежных услуг в национальной платежной системе России
(Хоменко Е.Г.)
("Банковское право", 2020, N 6)За период функционирования рынка электронных розничных платежей сформировалась так называемая банковская и небанковская (агентская) модели приема платежей. В соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" <2> (далее - Закон N 103-ФЗ) и с учетом Закона N 161-ФЗ услугу по приему платежей оказывают платежные агенты. Услуга по приему платежей нацелена на прием платежей от физических лиц для последующего перевода поставщику оплачиваемых услуг, например, оператору мобильной связи. И затем агент уже сам рассчитывается с поставщиком посредством специального банковского счета, открытого в банке. Иными словами, все поступающие денежные средства должны быть сданы для зачисления на особый вид банковского счета, открытого у оператора по переводу денежных средств, после чего оператор по переводу денежных средств совершит зачисление денег на счет получателя - поставщика услуг. Фактически эта деятельность - в интересах поставщика услуг и "добыче" ему оплаты. Для приема платежей платежные агенты используют платежные терминалы, а также мобильные приложения и иные способы принятия денежных средств онлайн.
(Хоменко Е.Г.)
("Банковское право", 2020, N 6)За период функционирования рынка электронных розничных платежей сформировалась так называемая банковская и небанковская (агентская) модели приема платежей. В соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" <2> (далее - Закон N 103-ФЗ) и с учетом Закона N 161-ФЗ услугу по приему платежей оказывают платежные агенты. Услуга по приему платежей нацелена на прием платежей от физических лиц для последующего перевода поставщику оплачиваемых услуг, например, оператору мобильной связи. И затем агент уже сам рассчитывается с поставщиком посредством специального банковского счета, открытого в банке. Иными словами, все поступающие денежные средства должны быть сданы для зачисления на особый вид банковского счета, открытого у оператора по переводу денежных средств, после чего оператор по переводу денежных средств совершит зачисление денег на счет получателя - поставщика услуг. Фактически эта деятельность - в интересах поставщика услуг и "добыче" ему оплаты. Для приема платежей платежные агенты используют платежные терминалы, а также мобильные приложения и иные способы принятия денежных средств онлайн.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)До внесения Законом 2019 г. N 173-ФЗ изменений такие положения содержались в ч. 7 ст. 14 комментируемого Закона в прежней редакции. Законом 2011 г. N 162-ФЗ в связи с принятием комментируемого Закона ст. 7 Закона о приеме платежей физических лиц дополнена ч. 4, содержащей аналогичную норму о том, что контроль за соблюдением платежными агентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей осуществляют налоговые органы РФ.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)До внесения Законом 2019 г. N 173-ФЗ изменений такие положения содержались в ч. 7 ст. 14 комментируемого Закона в прежней редакции. Законом 2011 г. N 162-ФЗ в связи с принятием комментируемого Закона ст. 7 Закона о приеме платежей физических лиц дополнена ч. 4, содержащей аналогичную норму о том, что контроль за соблюдением платежными агентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей осуществляют налоговые органы РФ.
Готовое решение: Как облагаются НДС услуги платежного агента
(КонсультантПлюс, 2025)При этом платежный агент не оказывает самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств. Наличные денежные средства, полученные от физлиц, платежный агент зачисляет на свой специальный счет, а затем перечисляет на счет поставщика (оператора по приему платежей) и передает ему информацию о принятых в его пользу платежах (ч. 6.1, 14, 15, п. п. 1, 3 ч. 16 ст. 4 Закона о приеме платежей, Письмо ФНС России от 11.10.2023 N АБ-4-20/13020). Расчеты с плательщиками с использованием банковских карт платежный агент осуществлять не вправе. Следовательно, услуги платежного агента не относятся к услугам, освобождаемым от обложения НДС на основании пп. 4 п. 3 ст. 149 НК РФ, поэтому такие услуги облагаются НДС в обычном порядке:
(КонсультантПлюс, 2025)При этом платежный агент не оказывает самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств. Наличные денежные средства, полученные от физлиц, платежный агент зачисляет на свой специальный счет, а затем перечисляет на счет поставщика (оператора по приему платежей) и передает ему информацию о принятых в его пользу платежах (ч. 6.1, 14, 15, п. п. 1, 3 ч. 16 ст. 4 Закона о приеме платежей, Письмо ФНС России от 11.10.2023 N АБ-4-20/13020). Расчеты с плательщиками с использованием банковских карт платежный агент осуществлять не вправе. Следовательно, услуги платежного агента не относятся к услугам, освобождаемым от обложения НДС на основании пп. 4 п. 3 ст. 149 НК РФ, поэтому такие услуги облагаются НДС в обычном порядке:
Статья: О наложении ареста и обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на банковских счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих
(Свининых Е.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 10)Для решения рассматриваемой нами проблемы можно использовать подход, примененный Верховным Судом Российской Федерации при разрешении споров о допустимости списания денежных средств по исполнительным документам со специального банковского счета поставщика коммунальных услуг в смысле Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ. Верховный Суд Российской Федерации занял позицию, в соответствии с которой денежные средства, поступающие на специальный счет поставщика, до их распределения по расчетным счетам поставщика и ресурсоснабжающих организаций, включают в себя платежи граждан за коммунальные услуги, оказанные ресурсоснабжающими организациями, и имеют специальное назначение, следовательно, не могут быть признаны денежными средствами поставщика. Списанию со специального счета подлежат исключительно денежные средства, принадлежащие только должнику, а не иным лицам <5>. Однако для применения описанного подхода требуется признание Верховным Судом Российской Федерации средств ЦЖЗ средствами, не принадлежащими участнику НИС. На наш взгляд, подобная квалификация будет довольно спорной.
(Свининых Е.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 10)Для решения рассматриваемой нами проблемы можно использовать подход, примененный Верховным Судом Российской Федерации при разрешении споров о допустимости списания денежных средств по исполнительным документам со специального банковского счета поставщика коммунальных услуг в смысле Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ. Верховный Суд Российской Федерации занял позицию, в соответствии с которой денежные средства, поступающие на специальный счет поставщика, до их распределения по расчетным счетам поставщика и ресурсоснабжающих организаций, включают в себя платежи граждан за коммунальные услуги, оказанные ресурсоснабжающими организациями, и имеют специальное назначение, следовательно, не могут быть признаны денежными средствами поставщика. Списанию со специального счета подлежат исключительно денежные средства, принадлежащие только должнику, а не иным лицам <5>. Однако для применения описанного подхода требуется признание Верховным Судом Российской Федерации средств ЦЖЗ средствами, не принадлежащими участнику НИС. На наш взгляд, подобная квалификация будет довольно спорной.