Специализированные учреждения для несовершеннолетних
Подборка наиболее важных документов по запросу Специализированные учреждения для несовершеннолетних (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Теоретические и нормативные аспекты избрания меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетних
(Шатов Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Кроме того, среди существующих в науке уголовного процесса механизмов совершенствования порядка применения заключения под стражу к лицам, не достигшим 18 лет, особый интерес вызывают теоретические разработки, суть которых в необходимости применения к данной категории лиц альтернативных мер пресечения, а также разработки принципиально новых мер, предназначенных исключительно для несовершеннолетних. Предполагается, что эти предложения и разработки продиктованы несовершенством действующего порядка избрания рассматриваемой меры пресечения в отношении подростков согласно УПК РФ. Указанные исследования представляют большой интерес в связи с чрезвычайной важностью особой правовой охраны несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых). Так, С.И. Глизнуца высказывается о необходимости введения новой меры пресечения - помещения несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого в специализированное учреждение для несовершеннолетних, определяя ее как альтернативу заключению под стражу <9>. Данное предложение заслуживает внимания в контексте обеспечения особой охраны прав и свобод несовершеннолетних, однако возникает вопрос о целесообразности подобных нововведений. Так, в соответствии со ст. 33 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" несовершеннолетние обвиняемые (подозреваемые) содержатся отдельно от взрослых <10>. Это положение разработано с целью ограничить возможное негативное влияние на не в полной сформировавшуюся личность, не позволить оказывать деструктивное воздействие на их правовое сознание и склонить к совершению новых общественно опасных деяний. Предполагается, что данная правовая норма отвечает требованиям охраны прав и свобод несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых).
(Шатов Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Кроме того, среди существующих в науке уголовного процесса механизмов совершенствования порядка применения заключения под стражу к лицам, не достигшим 18 лет, особый интерес вызывают теоретические разработки, суть которых в необходимости применения к данной категории лиц альтернативных мер пресечения, а также разработки принципиально новых мер, предназначенных исключительно для несовершеннолетних. Предполагается, что эти предложения и разработки продиктованы несовершенством действующего порядка избрания рассматриваемой меры пресечения в отношении подростков согласно УПК РФ. Указанные исследования представляют большой интерес в связи с чрезвычайной важностью особой правовой охраны несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых). Так, С.И. Глизнуца высказывается о необходимости введения новой меры пресечения - помещения несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого в специализированное учреждение для несовершеннолетних, определяя ее как альтернативу заключению под стражу <9>. Данное предложение заслуживает внимания в контексте обеспечения особой охраны прав и свобод несовершеннолетних, однако возникает вопрос о целесообразности подобных нововведений. Так, в соответствии со ст. 33 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" несовершеннолетние обвиняемые (подозреваемые) содержатся отдельно от взрослых <10>. Это положение разработано с целью ограничить возможное негативное влияние на не в полной сформировавшуюся личность, не позволить оказывать деструктивное воздействие на их правовое сознание и склонить к совершению новых общественно опасных деяний. Предполагается, что данная правовая норма отвечает требованиям охраны прав и свобод несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых).
Статья: Доктринально-методологические и практические аспекты социально-правовой защиты и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на современном этапе развития российского общества
(Пивченко С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)Предвестником этого процесса стала концепция создания детских учреждений нового типа - городков, образованных семейными малочисленными воспитательными домами по европейскому образцу <13>. Четких критериев программы образования таких учреждений Постановление Совета Министров СССР от 17.08.1988 N 1022 "О создании детских домов семейного типа" <14> не содержало, оно передало полномочия по проведению эксперимента республикам. Однако отсутствие в то время частной собственности у граждан влекло необходимость в предоставлении жилых помещений для этих целей из государственного жилищного фонда, а значит, значительного финансирования. Вероятно, поэтому широкого распространения такой тип учреждений на закате существования СССР не получил. Впоследствии идея частично была реализована отдельными регионами России как семейная воспитательная группа, действующая в составе детских учреждений <15>, что закреплено в Постановлении Правительства РФ от 27.11.2000 N 896 "Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" <16>. И лишь в 2001 г. принято Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 N 195 <17>, которое определило порядок создания детского дома семейного типа.
(Пивченко С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)Предвестником этого процесса стала концепция создания детских учреждений нового типа - городков, образованных семейными малочисленными воспитательными домами по европейскому образцу <13>. Четких критериев программы образования таких учреждений Постановление Совета Министров СССР от 17.08.1988 N 1022 "О создании детских домов семейного типа" <14> не содержало, оно передало полномочия по проведению эксперимента республикам. Однако отсутствие в то время частной собственности у граждан влекло необходимость в предоставлении жилых помещений для этих целей из государственного жилищного фонда, а значит, значительного финансирования. Вероятно, поэтому широкого распространения такой тип учреждений на закате существования СССР не получил. Впоследствии идея частично была реализована отдельными регионами России как семейная воспитательная группа, действующая в составе детских учреждений <15>, что закреплено в Постановлении Правительства РФ от 27.11.2000 N 896 "Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" <16>. И лишь в 2001 г. принято Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 N 195 <17>, которое определило порядок создания детского дома семейного типа.
Нормативные акты
Справочная информация: "Формы федерального статистического наблюдения и иные статистические формы"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Сведения о численности беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, помещенных в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Сведения о численности беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, помещенных в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации
Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)
"Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"Статья 13. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации
(ред. от 01.04.2025)
"Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"Статья 13. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации
"Доказывание и принятие решений в состязательном уголовном судопроизводстве: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Л.Н. Масленникова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Освобождая несовершеннолетнего от наказания, суд может принять следующие решения: 1) постановив обвинительный приговор, освободить несовершеннолетнего от наказания, применив принудительные меры воспитательного воздействия, но только при наличии следующих условий: а) несовершеннолетний совершил преступление небольшой или средней тяжести; б) установлена возможность его исправления без применения уголовного наказания; 2) постановив обвинительный приговор, направить несовершеннолетнего в СУВУЗТ на срок до наступления совершеннолетия, но не более чем на три года при совершении преступления средней тяжести или тяжкого (за исключением преступлений, указанных в ч. 5 ст. 92 УК РФ), если будет признано достаточным помещение несовершеннолетнего именно в специализированное учреждение для несовершеннолетних. Вопрос о направлении несовершеннолетнего осужденного в СУВУЗТ может быть решен судом лишь при наличии медицинского заключения о возможности его пребывания в таком учреждении. При этом необходимо учитывать, что в СУВУЗТ направляются несовершеннолетние осужденные, которые нуждаются в особых условиях воспитания, обучения и требуют специального педагогического подхода.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Л.Н. Масленникова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Освобождая несовершеннолетнего от наказания, суд может принять следующие решения: 1) постановив обвинительный приговор, освободить несовершеннолетнего от наказания, применив принудительные меры воспитательного воздействия, но только при наличии следующих условий: а) несовершеннолетний совершил преступление небольшой или средней тяжести; б) установлена возможность его исправления без применения уголовного наказания; 2) постановив обвинительный приговор, направить несовершеннолетнего в СУВУЗТ на срок до наступления совершеннолетия, но не более чем на три года при совершении преступления средней тяжести или тяжкого (за исключением преступлений, указанных в ч. 5 ст. 92 УК РФ), если будет признано достаточным помещение несовершеннолетнего именно в специализированное учреждение для несовершеннолетних. Вопрос о направлении несовершеннолетнего осужденного в СУВУЗТ может быть решен судом лишь при наличии медицинского заключения о возможности его пребывания в таком учреждении. При этом необходимо учитывать, что в СУВУЗТ направляются несовершеннолетние осужденные, которые нуждаются в особых условиях воспитания, обучения и требуют специального педагогического подхода.
Последние изменения: Соблюдение санитарных норм при проведении культурно-массовых мероприятий
(КонсультантПлюс, 2025)специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
(КонсультантПлюс, 2025)специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
Статья: О процессуальном обеспечении антикриминального превентивного принуждения
(Борбат А.В., Лукожев Х.М., Петровский А.В.)
("Российский следователь", 2025, N 3)Антикриминальная профилактика обладает важными особенностями. Во-первых, основанием применения форм (мер) криминологической превенции могут быть прошлые деяния индивида (антиобщественное, противоправное, криминальное), за которые лицо уже понесло ответственность. Во-вторых, реализация превентивно-принудительных мер возможна для устранения криминогенных детерминантов предполагаемого антиобщественного поведения, правонарушения, преступления, которые могут быть совершены в будущем (существует риск криминального поведения), и лицо еще не привлекалось к ответственности либо не признавалось судом виновным <3>. Можно констатировать, что перечень форм (мер) профилактического воздействия не исчерпывается ст. 17 Федерального закона N 182-ФЗ. По непонятной причине законодатель не указал иные формы (меры), о которых прямо или опосредованно упоминается в российском криминологическом законодательстве. К таковым можно отнести приостановление деятельности общественного или религиозного объединения (ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"), внутренний и обязательный контроль, запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества (гл. II "Предупреждение легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения" Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"). В отношении несовершеннолетних может применяться помещение в специальное учебное заведение открытого или закрытого типа либо помещение в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"). Уголовно-исполнительный кодекс РФ содержит целый перечень профилактических мер, содержание которых раскрывается в ч. 4 ст. 18, ч. 1 ст. 54, ч. 1 ст. 60, ч. 1 ст. 60.19, ч. 1 ст. 83, ч. 1 ст. 84, ч. 2.1 ст. 180, гл. 22 "Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними". Есть и другие способы выявления или устранения причин и условий преступлений (правонарушений), предусмотренные в законодательстве Российской Федерации, перечислить которые не позволяет объем данной статьи.
(Борбат А.В., Лукожев Х.М., Петровский А.В.)
("Российский следователь", 2025, N 3)Антикриминальная профилактика обладает важными особенностями. Во-первых, основанием применения форм (мер) криминологической превенции могут быть прошлые деяния индивида (антиобщественное, противоправное, криминальное), за которые лицо уже понесло ответственность. Во-вторых, реализация превентивно-принудительных мер возможна для устранения криминогенных детерминантов предполагаемого антиобщественного поведения, правонарушения, преступления, которые могут быть совершены в будущем (существует риск криминального поведения), и лицо еще не привлекалось к ответственности либо не признавалось судом виновным <3>. Можно констатировать, что перечень форм (мер) профилактического воздействия не исчерпывается ст. 17 Федерального закона N 182-ФЗ. По непонятной причине законодатель не указал иные формы (меры), о которых прямо или опосредованно упоминается в российском криминологическом законодательстве. К таковым можно отнести приостановление деятельности общественного или религиозного объединения (ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"), внутренний и обязательный контроль, запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества (гл. II "Предупреждение легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения" Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"). В отношении несовершеннолетних может применяться помещение в специальное учебное заведение открытого или закрытого типа либо помещение в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"). Уголовно-исполнительный кодекс РФ содержит целый перечень профилактических мер, содержание которых раскрывается в ч. 4 ст. 18, ч. 1 ст. 54, ч. 1 ст. 60, ч. 1 ст. 60.19, ч. 1 ст. 83, ч. 1 ст. 84, ч. 2.1 ст. 180, гл. 22 "Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними". Есть и другие способы выявления или устранения причин и условий преступлений (правонарушений), предусмотренные в законодательстве Российской Федерации, перечислить которые не позволяет объем данной статьи.
"Частное право в странах бывшего СССР: итоги 30-летия: сборник статей"
(под ред. Л.Ю. Михеевой)
("Статут", 2022)Законом Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. N 37-З "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам возмещения расходов на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении" была изложена в новой редакции ст. 93 с новым наименованием: "Возмещение родителями расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении в детских интернатных учреждениях, государственных специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, детских домах семейного типа, детских деревнях (городках), опекунских семьях, приемных семьях". В эту же статью затем были внесены изменения Законом Республики Беларусь от 7 января 2012 г. N 342-З, и она стала именоваться "Возмещение родителями расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении".
(под ред. Л.Ю. Михеевой)
("Статут", 2022)Законом Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. N 37-З "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам возмещения расходов на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении" была изложена в новой редакции ст. 93 с новым наименованием: "Возмещение родителями расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении в детских интернатных учреждениях, государственных специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, детских домах семейного типа, детских деревнях (городках), опекунских семьях, приемных семьях". В эту же статью затем были внесены изменения Законом Республики Беларусь от 7 января 2012 г. N 342-З, и она стала именоваться "Возмещение родителями расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении".
Статья: Особенности рассмотрения судами административных дел о депортации и реадмиссии иностранных граждан и лиц без гражданства
(Пашонина В.Е.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)В таких случаях, при отсутствии на территории Российской Федерации второго родителя или иного законного представителя несовершеннолетнего, необходимым условием для рассмотрения административного дела о депортации и реадмиссии является привлечение органов опеки и попечительства. При рассмотрении дела суд обязан принять решение либо о помещении несовершеннолетнего вместе с родителем, законным представителем в Центр временного содержания иностранных граждан в отдельном помещении <8>, либо в специализированные учреждения для несовершеннолетних <9>.
(Пашонина В.Е.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)В таких случаях, при отсутствии на территории Российской Федерации второго родителя или иного законного представителя несовершеннолетнего, необходимым условием для рассмотрения административного дела о депортации и реадмиссии является привлечение органов опеки и попечительства. При рассмотрении дела суд обязан принять решение либо о помещении несовершеннолетнего вместе с родителем, законным представителем в Центр временного содержания иностранных граждан в отдельном помещении <8>, либо в специализированные учреждения для несовершеннолетних <9>.
Статья: Социально незащищенные категории семей: проблемы соблюдения норм противопожарного режима в местах их проживания
(Кузнецов С.С., Шманцарь Д.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 3)<11> См.: Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 59324-2021 "Реабилитационные социальные услуги детям, содержащимся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних" (утвержден Приказом Росстандарта от 23 марта 2021 г. N 155-ст и введен в действие с 1 октября 2021 г.). М.: Стандартинформ, 2021. 12 с.
(Кузнецов С.С., Шманцарь Д.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 3)<11> См.: Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 59324-2021 "Реабилитационные социальные услуги детям, содержащимся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних" (утвержден Приказом Росстандарта от 23 марта 2021 г. N 155-ст и введен в действие с 1 октября 2021 г.). М.: Стандартинформ, 2021. 12 с.